Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность социальной политики государства.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией страны является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции "в человека"; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантий, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций. Развитие экономики предполагает формирование человеческого капитала, соответствующего требованиям современной техники и технологии, и благосостояние общества и каждого индивида позволяет формировать интеллектуальный, физический и духовный потенциал как генератор инновационной деятельности. Среди основных направлений развития - создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала: обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры; обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья, формирование трудовых и предпринимательских ценностей; улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение природоемкости экономики, несмотря на увеличение масштабов экономической деятельности. Сущность социальной политики выражается в стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи, прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности.
Социальная политика активно влияет на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику ВВП, движение общества к прогрессу. Очевидно, что без хорошо развитой системы образования, культуры, здравоохранения и т.п. невозможно развитие производства, поскольку именно эти факторы оказывают огромное влияние на людей как главный (личный) фактор производства. В качестве одного из примеров обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на экономику можно рассмотреть функционирование пенсионной системы. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. С одной стороны, это можно рассматривать как чисто социальную меру, не имеющую выхода на экономическую составляющую: пенсионер не работает, не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.п. С другой - если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества прошлого труда пенсионера, то такая система будет стимулировать и производительность труда, и развитие производства в целом. Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развитием отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования. Мировой опыт государственного управления фиксирует две модели реализации социальной политики: 1) сакрально-патерналистская - характеризуется полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютным исключением форм участия граждан; 2) либеральная - представлена тремя вариантами - социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным. Государственная социальная политика (национальная и региональная) связана с реализацией таких программ, как занятость, помощь отдельным социальным группам, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура), социального страхования. Ее проведение требует значительных материальных ресурсов и развитой инфраструктуры. О результатах социальной политики можно судить по уровню и качеству жизни населения.
Инструменты государственной социальной политики - социальное законодательство; система государственных социальных стандартов (социальные нормативы и нормы). Методы разработки и реализации социальной политики - социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование. Социальное целеполагание - разработка и закрепление в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути это формирование показателей намеченного развития социальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу - долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе - это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т.д.); в краткосрочной перспективе - это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального продвижения. Социальное прогнозирование - деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура населения и т.д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и пр. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральный и региональный уровни). Продуктом деятельности государства по социальному планированию выступают минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования - социальное программирование - выражается в разработке государственных целевых программ. Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов. Согласно определению Международной организации труда социальная защита как комплекс мер включает: 1)стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; 2)предотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их возникновения посредством социального страхования; 3)предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; 4)доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование, медицинская помощь. Система социальной защиты содержит обязательное социальное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, систему государственных пособий. Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство. В России финансирование отраслей социальной сферы осуществляется до сих пор по остаточному принципу, поэтому она отстает в своем развитии даже от большинства восточноевропейских государств.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.024 с.) |