Статья 15. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 15. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера



 

 

42. Процесс взаимодействия местных администраций с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» органы местного самоуправления, выступающие в качестве собственника имущества муниципального унитарного предприятия, в отношении указанного предприятия и имущества, закрепленного за ним, обладают рядом правомочий. Собственник имущества казенного муниципального предприятия наделен особенными правами:

· изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

· доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

· утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» гласит, что приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно,

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, определять цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, но они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Взаимодействия ОМСУ с предприятиями и учреждениями

Органы МСУ обладают большими правами в отношении МУП, муниципальных учреждений (определение порядка принятия решений об их создании, реорганизации и ликвидации и установлении тарифов на их услуги – исключительная компетенция представит. органа МО).

Часть муниципального имущества закрепляется за МУПП и муниципальными учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления (другая часть муниципального имущества (нераспределенная) – казна МО).

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, определяемых ГК РФ (не вправе продавать его, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться им без согласия органа МСУ, осуществляющего от имени МО право собственника муниципального имущества).

Муниципальные учреждения в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (органы МСУ от имени МО субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений).

Органы МСУ в отношении организаций, находящихся в муниципальной собственности (определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги); утверждают их уставы; назначают и увольняют их руководителей, заслушивают их отчеты).

Органы МСУ могут участвовать в создании хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных), необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с ФЗ и НПА представительных органов МО) (указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов МСУ).

 

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора и др. Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

· необходимость бесперебойного и гарантированного по объему и минимальным стандартам качества исполнения некоторых важнейших муниципальных услуг;

· локальный (местный) монополизм предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

· обеспечение социальной справедливости и предотвращение дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);

· возможность влияния МСУ на цены и тарифы.

Учитывая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки.

Большинство муниципальных предприятий выполняют социально значимые частные услуги и поэтому получают дотации из бюджета. Они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, так как это может привести к сокращению бюджетных дотаций. В связи с этим за экономической деятельностью муниципальных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль.

Муниципальное предприятие может быть создано в форме унитарного предприятия, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности, а основанной на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (ст. 294 и 296 ГК РФ). Правовой основой функционирования муниципальных унитарных предприятий является Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней муниципальным образованием имущество (только хозяйственное ведение или оперативное управление в отношении недвижимого имущества). Оно имеет право на часть прибыли от использования имущества, создается и ликвидируется органами местного самоуправления. Муниципальное образование не отвечает по обязательствам МУП.

Муниципальное учреждение - организация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая местным бюджетом полностью или частично. Создается на основе оперативного управления муниципальным имуществом. Законодательно установлено особое правовое положение отдельных видов муниципальных учреждений (школ, больниц, музеев и т.п.).

Па территории муниципального образования могут создаваться юридические лица в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Муниципальная собственность может быть включена в гражданско-правовой оборот через акции приватизируемых предприятий, коммерческие муниципальные унитарные предприятия, фонды, союзы, ассоциации, учреждения и объединения юридических лиц.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Все три типа учреждений - государственные или муниципальные и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости.

К казенному учреждению можно применить почти все характеристики прежнего бюджетного учреждения: оно максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, получая взамен финансовые гарантии от учредителя. Для него сохраняются смета и субсидиарная ответственность. Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Бюджетное и автономное учреждения в отличие от казенного имеют большую свободу в распоряжении имуществом и денежными средствами, а также заинтересованы вести приносящую доход деятельность. Разница состоит лишь в том, что статус бюджетного учреждения (БУ) предполагает больший контроль со стороны учредителя. Статус БУ можно получить автоматически, с минимальными организационными затратами. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.008 с.)