Теоретические и практически проблемы Обязательного социального страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и практически проблемы Обязательного социального страхования



Специфика правового положения Фонда социального страхования РФ как страховщика по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве. Автор приходит к выводу, что Фонд социального страхования обладает двойственным правовым статусом - как субъекта частного права (юр. лицо в организационно-правовой форме учреждения) и как субъекта публичного права (органа государственной власти, наделённого полномочиями для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве).

Сейчас средства каждого государственного внебюджетного фонда, управляющего определенным видом обязательного социального страхования, с одной стороны, являются государственной собственностью, а с другой же стороны - данные средства отделены как от средств бюджета, так и от средств иных внебюджетных фондов. В связи с этим автор считает обоснованным введение на средства социального страхования общественной собственности, поскольку государство нередко использует средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве нецелевым образом. Кроме того, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве не входят в состав бюджетов РФ и её субъектов, равно как и иных социальных внебюджетных фондов, что означает отделённость их от иных госдарственных средств, нарушая единство федеральной собственности.

В качестве страховщика Фонд социального страхования РФ осуществляет следующие права и обязанности, которые можно разделить на 3 группы: как органа, предоставляющего обеспечение застрахованным и членам их семей и как органа, осуществляющего аккумуляцию денежных средств, предназначенных для расходования на социально-значимые цели, и управление ими. Как орган, предоставляющий обеспечение, Фонд социального страхования выступает только в качестве обязанного субъекта, так как наличие каких-либо прав в данной области повлекло бы нарушение прав и законных интересов застрахованных и членов их семей.

Поскольку страховые взносы и страховые выплаты тесно взаимосвязаны между собой, автор не разделяет позиции о необходимости передачи функции сбора этих средств налоговым органам, равно как и передачи функций расходования этих средств органам управления трудом и социальной защиты населения Реализация данных предложений приведет к разрушению единого страхового механизма, а, следовательно, к разрушению гарантий для лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве. Автор также не разделяет позиции о необходимости передачи функций страховщика по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве коммерческим страховым организациям

Во втором параграфе рассматриваются проблемы правового статуса застрахованных лиц и лиц, имеющих право на обеспечение по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве.

Застрахованные лица и лица, имеющие право на обеспечение в случае смерти кормильца, являются управомоченной стороной исключительно в материальных правоотношениях по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и непосредственно не участвуют в создании страхового фонда своими средствами, так как тарифооблагаемой базой является фонд оплаты труда. Поэтому условия и порядок управления средствами страхового фонда устанавливаются не застрахованным или лицами, потерявшими кормильца, а самим обществом.

В настоящее время застрахованными лицами являются только работники, лица, осуждённые к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем, и лица, работающие по гражданско-правовым договорам в том случае, если указанными договорами предусматривается уплата страховых взносов. Автор поддерживает идею о распространении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам вне зависимости от наличия или отсутствия в них условия об уплате страховых взносов, а также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой - предпринимателей, нотариусов, адвокатов, частных детективов и охранников, поскольку указанные лица также относятся к экономически активному, трудящемуся населению. Указанное мнение соответствует провозглашённому статьёй 39 Конституции РФ праву каждого на соц. обеспечение.

Потребность отнесения иждивенцев застрахованного лица в случае его смерти (либо помещения в дом престарелых и инвалидов) к кругу лиц, имеющих право на обеспечение по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве, объясняется тем, что работник зачастую содержит не только себя, но и лиц, в отношение которых у него имеются определённые обязанности по их содержанию. Поэтому обеспечение лиц, потерявших кормильца, является не только одним из способов выражения солидарности членов общества в несчастье, но и соответствует общим принципам права о возмещении убытков. В работе критикуется позиция некоторых исследователей о том, что субъектом данных отношений является семья в целом, а не каждый член семьи в отдельности, поскольку общий размер обеспечения устанавливается единый на весь состав этой семьи по следующим причинам:

1. Среди лиц, имеющих право на ежемесячные страховые выплаты, поименованы нетрудоспособные лица, не являющиеся иждивенцами, которые не проживали совместно с кормильцем и не вели с ним общего хозяйства.

2.В статье 7 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. каждый из указанных там лиц поименован, что не дает оснований считать семью в качестве субъекта права на обеспечение по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве в случае смерти кормильца.

Отмечается, что круг лиц, имеющих право на обеспечение в случае смерти кормильца, является более широким, нежели крут лиц, определённых федеральными законами "О трудовых пенсиях" (часть 2 статьи 9) [4], "О государственном пенсионном обеспечении" (часть 2 статьи 5) [5] и "О прожиточном минимуме" (статья 1) [6]. В указанных законах право на соц. обеспечение возникает лишь при том условии, что нетрудоспособные лица являются членами его семьи. По нормам же Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. право на выплаты по случаю потери кормильца будут иметь также и иные лица, например лицо, состоявшее в фактических брачных отношениях, если будет установлено, что они состояли на иждивении умершего.

В отличие от иных субъектов института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, права и обязанности лиц, имеющих право на обеспечение, не выделены в отдельную статью Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и, по существу, ограничиваются лишь правом на получение обеспечения в соответствии со статьёй 7 и обязанностью извещения страховщика об обстоятельствах, влияющих на их право на получение обеспечения. Этот явный пробел, который автор предлагает устранить путём внесения изменений в законодательство. В работе приводится редакция предложенного законодателю изменения.

В третьей параграфе, посвященном проблемам правового статуса страхователей в отношениях по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве, рассматриваются вопросы определения и расширения круга страхователей. В отличие от пенсионного и медицинского страхования в настоящее время в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве страхователь и застрахованный никогда не совпадают в одном лице.

Такой подход законодателя имеет определённую логику как с юридической, так и с исторической точки зрения. Дело в том, что, по мнению большинства авторов, работодатели, используя способность к труду, как неотъемлемое свойство личности, в своих интересах и обладая хозяйской властью, должны нести и определённые обязанности, связанные с извлечением из неё полезных свойств, которое зачастую может привести к полному истощению (то есть к полной нетрудоспособности в результате несчастного случая на производстве), влекущему утрату средств к существованию для работника, а нередко и для членов его семьи.

Конфуз возложения на страхователей обязанностей публичных агентов, то есть их наделения по поручению и от имени государства определёнными функциями, имеет свои корни ещё в советском законодательстве, где все работодатели (за редкими исключениями) были государственными организациями. Поэтому на страхователей длительное время возлагали обязанности по выплате единовременных и ежемесячных страховых выплат. В настоящее время государство, желая уменьшить расходы на ведение страхового дела, возлагает на страхователей обязанности лишь по выплате пособия по временной нетрудоспособности и оплате дополнительного отпуска (наиболее распространённые), что оправданно с точки зрения экономии средств на ведение дела.

Так же рассматриваются основания, условия виды и порядок обеспечения по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве, а также риск несчастного случая на производстве как совокупность взаимосвязанных между собой иных социальных рисков. В первом параграфе исследуются страховой риск, страховой случай и объект страховой охраны в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве. Здесь понятие страхового риска рассматривается в ином значении - как возможность или вероятность наступления события, угрожающего лицу в результате несчастного случая на производстве как внешнего нарушение целостности личности работника.

Автор убеждён в необходимости дальнейшей упорядоченности и индивидуализации классификации профессиональных рисков. Это связано с тем, что застрахованные лица не принимают участие в формировании финансовой базы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и отсутствует распределение застрахованных по классам профессионального риска в зависимости от выполняемой ими трудовой функции. Выход из этой ситуации заключается в установлении распределения по классам профессионального риска не страхователей в зависимости от осуществляемой ими хозяйственной деятельности в отдельно взятой подотрасли, а самих застрахованных лиц, в зависимости от опасности риска наступления страхового случая в той профессии, по которой они выполняют свои трудовые обязанности. Однако ввиду отсутствия даже системы персонифицированного учёта застрахованных лиц в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве по аналогии с той, что существует в обязательном пенсионном страховании, говорить о системе профессионального учёта застрахованных пока рано.

Во втором параграфе исследуются денежные виды обеспечения по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве. Автор придерживает точки зрения о необходимости дополнения существующего перечня денежных выплат (пособие по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты) сохраняемым средним заработком, выплачиваемым при переводе на нижеоплачиваемую работу в связи с несчастным случаем на производстве, поскольку это позволит компенсировать затраты работодателя в связи с произошедшим страховым случаем. Но автор выступает категорически против предложения некоторых исследователей дополнить этот перечень компенсацией морального вреда, поскольку её выплата допускается статьёй 1099 ГК РФ лишь при наличии вины причинителя ущерба (за исключением случаев, когда ущерба причинён источником повышенной опасности)

В работе рассмотрена также проблема, связанная с предоставлением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. Предлагается нивелировать основыи условия получения всех подтипов пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от страхового стажа работника, а единовременную страховую выплату предлагается выплачивать не всю сразу, а периодически в течение 6 месяцев после первого назначения равными долями, что будет больше соответствовать назначению указанного типа обеспечения.

Автор считает необходимым отказаться от двойного обеспечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве в силу того, что оно нарушает установленный статьёй 19 Конституции РФ принцип равенства всех граждан перед законом и статьёй 39 Конституции РФ принцип всеобщности права на соц. обеспечение при инвалидности и по случаю потери кормильца. При сохранении нынешнего положения вещей одни граждане будут иметь большее количество прав, чем другие, что, по нашему мнению, недопустимо, а выплаты превращаются из компенсации в прибыльный доход. Выходом из этой ситуации является только отмена права граждан на двойное обеспечение при сохранении у застрахованных права на накопительную часть пенсии по инвалидности (и соответственно - по случаю потери кормильца).

Законодательством установлен максимальная величина страховых выплат, равный 30000 рублей за полный календарный месяц. Вряд ли можно признать подобное ограничение справедливым, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные ограничения максимальной величины а заработка, с которого уплачиваются страховые взносы. Поэтому предлагается установить верхний предел величины а заработной платы, с которого производятся начисления в счет страховых взносов в условиях существующего законодательного ограничения верхнего предела страховых выплат, что позволит сочетать принцип справедливости и принцип социальной солидарности при несчастье с рыночными принципами свободы и равенства.

В третьем параграфе рассматриваются правовые вопросы оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве. В работе предлагается включить в этот перечень также и компенсацию расходов на погребение пострадавших от несчастных случаев на производстве, так как в противном случае не будет соблюдаться в полной мере провозглашённый принцип возмещения убытков, вызванных несчастным случаем на производстве.

Следующая проблема, которая требует немедленного решения, - это проблема оплаты дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию застрахованных. В настоящее время Фонд социального страхования РФ оплачивает только медицинскую помощь, предоставляемую в условиях стационара в связи с тяжёлым несчастным случаем на производстве. Автор предлагает осуществление финансирования медицинской помощи, предоставляемой в связи с несчастным случаем на производстве, в полном объёме за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (как стационарного, так и амбулаторного лечения).

И наконец, третья проблема, которая возникает в связи с оплатой дополнительных расходов, заключается в отсутствии законодательно утверждённых нормативов финансовых затрат на оказание медицинских, образовательных и иных социальных услуг предоставляемых застрахованным, пострадавшим от несчастных случаев на производстве. Это приводит к получению ими тех социальных услуг, с одной стороны - дорогостоящих, а с другой - необеспечивающих потребностей лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве, вместо предоставления необходимых им подтипов социальной помощи.

Роль обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 

Одним из важнейших условий трудового договора является право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые обязан обеспечить наниматель. В связи с этим в Республике Беларусь была введена одна из самых крупномасштабных страховых программ с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Осуществление этой программы возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

В настоящее время порядок и условия проведения регулируются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 14 «Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Обязательное страх. от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Компенсируя существенные материальные потери граждан в случае причинения их жизни или здоровью вреда, связанного с исполнением ими своих трудовых обязанностей, вносит важный вклад в общую систему социальной защиты населения.

Страхователями являются организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан.

· Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан:

· выполняющих работу на основании трудового договора (контракта), а также судей, за исключением судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;

· работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя;

· выполняющих работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

· являющихся учащимися, студентами учреждений образования всех видов, клиническими ординаторами, аспирантами, докторантами и привлекаемых к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);

· содержащихся в организациях уголовно-исполнительной системы, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ.

 

Средства на обязательное страх. от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний образуются за счет:

· страховых займов страхователей;

· пени или штрафов;

· капитализация повременных платежей;

· средств, возмещаемых страховщику вследствие реализации им права суброгации.

 

· В основу данного вида страхования положены следующие важнейшие принципы:

· гарантированности застрахованным права на страховое обеспечение;

· экономической заинтересованности субъектов страхования в обеспечении зх и безопасных условий работы, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска;

· обязательности регистрации страхователей у страховщика, уплаты ему страховых взносов;

· формирования и расходования средств на обязательное страх. от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на солидарной основе;

· целевого использования средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Важнейший принцип гарантированности застрахованным права на страховое обеспечение обеспечивается:

· достаточным страховым резервом, формируемым на солидарной основе за счет взносов страхователей;

· профессиональным квалифицированным подходом страховщика к урегулированию страховых случаев и назначению страховых выплат;

· заявительным принципом назначения страховых выплат;

· независимостью страхового обеспечения от финансового состояния страхователя-причинителя вреда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.056 с.)