Международные инициативы по сохранению экосистем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные инициативы по сохранению экосистем



 

Атмосфера и климат

 

В связи с возрастанием степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды, глобальное изменение климата вызывает обеспокоенность медиков, биологов, климатологов и специалистов других профессий. Ученым уже более 100 лет известно о явлении естественного парникового эффекта, однако дополнительное антропогенное воздействие способно искусственно его усилить, что неизбежно повлечет за собой климатические изменения.

Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на шесть «классических» веществ, загрязняющих атмосферу и негативно влияющих на здоровье населения, а именно: окись углерода (CO), свинец, двуокись азота (NO2), взвеси (включая пыль и дым), двуокись серы (SO2) и тропосферный озон (О3). Кроме того, сегодня к ним ещё добавились стойкие органические загрязнители (СОЗ), которые способны переноситься в атмосфере на большие расстояния, - их высокие концентрации обнаружены даже в полярных регионах [15, 103, 148, 149, 150].

Источники вредных выбросов в атмосферу достаточно разнообразны. К наиболее опасным относятся тепловые электростанции, предприятия тяжелой промышленности, транспортные средства, а также источники, использующие каменный и древесный уголь.

Активными парниковыми газами, наряду с выбросами СО2 в атмосферу, являются азотсодержащие газовые примеси, так как масштабы нарушения круговорота азота сопоставимы с последствиями нарушения круговорота углерода. Согласно оценкам ФАО, только 50% используемых азотных удобрений усваивается растениями, тогда как вторая половина связанного азота попадает в воздух, поверхностные и грунтовые воды. Исследования, проведенные в 324 городах России с общим населением более 109 млн. человек показали, что воздействие оксида азота ежегодно вызывает увеличение преждевременной смерти более чем на 66 тыс. человек [35]. Ещё одна из наиболее серьезных проблем, особенно для Европы, Северной Америки и Китая, - это атмосферные кислотные осадки. Основной причиной, вызывающей кислотные осадки, являются выбросы в атмосферу SO2 антропогенного происхождения, в частности, от 10 до 15% всех выбросов SO2 приходится на морской транспорт. За последние 10 лет, по данным ЮНЕП, выбросы SO2 в атмосферу сократились в Европе почти на 70%, а в США - примерно на 40%, что способствовало восстановлению природного кислотного баланса в Западной Европе. Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе выбросы SO2 продолжают увеличиваться, что связано с ростом потребления угля и других высокосернистых видов топлива [78, 87, 142, 145].

Сопряженный анализ климатической и эпидемической ситуации, приведенный в докладе ВОЗ, показал, что при повышении температуры воздуха на 1 градус Цельсия происходит увеличение частоты случаев диареи на 5%. Это особенно отчетливо видно на примере стран, где ВВП составляет менее 6 тыс. долларов США на душу населения в год. [15, 16].

Климатические изменения способствуют росту числа трансмиссивных заболеваний, риску заражения которыми ежегодно в мире подвержено более 2 млрд. человек. По прогнозам ООН, в связи с расширением границ более теплых зон неизбежно увеличатся ареалы обитания комаров и других переносчиков, что повлечет рост числа трансмиссивных заболеваний и возвращение в Европу малярии, объявленную ВОЗ «врагом человечества номер один». Глобальное изменение климата способно также оказать негативное влияние на обеспечение населения продовольствием и пресной водой.

По данным российских ученых, доля загрязнения атмосферного воздуха от суммарного канцерогенного и неканцерогенного риска, связанного с воздействием загрязняющих веществ на окружающую человека среду, составляет в России от 80 до 90 % [35].

В таблице 6 приведены сводные данные, полученные в результате анализа материалов ВОЗ, ЮНЕП, ПРООН и других организаций системы ООН. Определено, что факторы риска от загрязнения атмосферного воздуха намного выше, чем от автомобильных аварий. Так, смертность в результате автомобильных аварий в Нью-Йорке в 4,1 раза меньше смертности от воздействия взвешенных частиц. В странах Австрии, Франции и Швейцарии ежегодное суммарное количество погибших от аварий на дорогах составляет около 10 тыс. случаев, тогда как загрязнение воздуха автотранспортом ежегодно является причиной преждевременных смертей в этих странах 21 тыс. человек старше 30 лет.

Согласно оценкам ВОЗ, загрязнение воздуха в помещениях и за их пределами является причиной почти 5% всех регистрируемых в мире заболеваний. Существенное влияние на здоровье населения оказывают взвешенные частицы, которые содержатся в воздушной среде и имеют средний аэродинамический диаметр менее 2,5 мкм. Например, в США увеличение содержания взвесей в воздухе на 10 мкг/м3, вызывает рост общей заболеваемости на 4%, смертности от сердечно легочных заболеваний – на 6%, смертности от рака легких – на 8% [87, 150].

Увеличение интенсивности ультрафиолетовой радиации, вызванной истощением озонового слоя, вызывает такие заболевания, как рак кожи,

Таблица. 6. Заболеваемость и экономический ущерб, обусловленные загрязнением атмосферного воздуха.

 

Население стран Заболеваемость (случаев) Смертность (случаев) Экономический ущерб
Мир в целом 5% - от всех зарегистрированных заболеваний в результате загрязнения взвешенными частицами от использования твердого топлива - 40-60% (доля от всех острых респираторных инфекций)  
50% - хронические респираторные  
США и страны Европы 20-30% - хронические респираторные    
40% - астма    
Австрия, Франция, Швейцария астма: 395 тыс./год - взрослые 162 тыс./год - дети в результате загрязнения автотранспортом - 21 тыс./год (население старше 30 лет) в результате респираторных заболеваний - 27млрд. евро/год, трудовые потери - 16 млн. чел./дней
бронхит: 300 тыс./год - дети в результате загрязнения взвешенными частицами – 11 тыс./год в результате загрязнения взвешенными частицами - 10,2 млрд. евро/год
сердечная недостаточность: 15 тыс./год- госпитализация
   
Развивающиеся страны   от загрязнения воздуха в помещениях - 1,9 млн./год (сельские районы)  
Великобритания     1,7 % ВВП
Италия     4,4% ВВП
Германия     2,7% ВВП

 

Составлено по материалам ООН



катаракта глаз, иммунодефицит. По данным ВОЗ и ЮНЕП, в 2000 году на развитые страны приходилось 78,5% от всех зарегистрированных в мире случаев заболевания меланомой, а также 73% случаев летального исхода от данного заболевания. В частности, рак кожи обнаруживается, в среднем, у каждого пятого гражданина США [53, 108].

Ключевым фактором защиты стратосферного озонового слоя в течение последних 30 лет является международное сотрудничество, в рамках которого государства достигли договоренности о необходимости приступить к решению этой глобальной проблемы до того, как будут очевидны ее последствия. Таким образом, впервые на практике был применен упреждающий подход по принятию мер предосторожности. В соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым 16 сентября 1987 года в рамках Венской конвенции об охране озонового слоя, предусматривалась десятилетняя отсрочка и специальный механизм финансирования для развивающихся стран, с целью компенсации издержек по прекращению выпуска и использования озоноразрушающих веществ. Таким образом, был реализован принцип общей, но дифференцированной ответственности.

Основная цель рамочной Конвенции ООН об изменении климата [140] заключается в стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который исключил бы неблагоприятное антропогенное вмешательство в климатическую систему. В рамках этой Конвенции в 1997 году был принят Киотский протокол [99], который предусматривает выполнение юридически обязательных требований по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Запланировано, что к 2012 году общий объем антропогенной эмиссии всех парниковых газов должен снизиться на 5-8%, по сравнению с уровнем 1990 года. Киотский протокол призван содействовать выполнению трех важнейших принципов Рио-де-Жанейрской декларации, а именно: принципа 7 – «общая, но дифференцированная ответственность», принципа 16 – «загрязнитель платит» и принципа 15 – «принятие мер предосторожности».

В целях охраны здоровья населения и предотвращения загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, в частности атмосферы, в мае 2002 года принята Стокгольмская конвенция ООН по стойким органическим загрязнителям.

Следует отметить, что для разных регионов мира существуют определенные особенности в тенденциях загрязнения атмосферы, а также в ответных мерах реагирования на эти загрязнения. К примеру, в целях сокращения антропогенных выбросов опасных веществ в атмосферу, в 1983 году вступила в силу Европейская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. В 1988 году принята директива ЕС, ограничивающая выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от работы теплоэлектростанций, а также комплекс различных директив по транспорту. Такие меры способствовали тому, что в Западной Европе выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу, по сравнению с началом 80-х годов ХХ века, значительно сократились. Например, в 2001 году выбросы соединений серы в Западной Европе составляли менее, чем 1/3, а в Центральной и Восточной Европе - 2/3 от уровня выбросов 80-х годов.

В то же время, Россия является одной из тех немногих стран мира, где не ведется динамический, повсеместный контроль за наиболее опасными фракциями взвешенных частиц (РМ 10 и РМ 2,5), концентрациями озона и ряда других приоритетных веществ. При этом системы контроля химического загрязнения объектов окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха, не соответствуют рекомендациям ВОЗ и требованиям ЕС, что не только затрудняет получение корректных оценок риска, но и делает сведения о качестве окружающей человека среды в России несопоставимыми с аналогичными сведениями зарубежных странах [35, 36].

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию отмечается, что «пагубные последствия изменения климата уже очевидны, стихийные бедствия становятся все более частыми и все более разрушительными, а государства становятся все более уязвимыми к их последствиям» [112].

Таким образом, для реализации принятых международных обязательств целесообразно на государственном уровне модифицировать системы мониторинга качества окружающей среды и адаптировать их к задачам корректной оценки влияния на здоровье населения. При этом первоочередные меры должны включать:

· проведение научных исследований по оценке воздействия загрязнения атмосферного воздуха на степень уязвимости человека;

· разработку комплексного подхода, включая совершенствование методов раннего предупреждения, оперативного реагирования и адаптации населения;

· укрепление и расширение сотрудничества с учеными и научными центрами разных стран с целью гармонизации мер по снижению степени уязвимости человека и сохранению ресурсов экосистем, вследствие изменения климата и загрязнения атмосферы.

 

Пресноводные ресурсы

 

На современном этапе развития ухудшение состояния мировых ресурсов пресной воды, с точки зрения ее доступности и качества, сделало эту проблему одной из самых приоритетных при решении задач по охране здоровья и роста благосостояния населения. Это обусловлено тем, что общемировой объем всех водных ресурсов составляет около 1400 млн. куб. км, из которых только 2,5%, то есть около 35 млн. куб. км, приходится на пресную воду (рисунок 15).

Основными факторами, которые вызывают стремительное увеличение спроса на пресную воду, являются рост численности населения, развитие промышленности и сельского хозяйства [154-156, 87. 58, 70, 71].

 

 

 

Рис.15. Зависимость степени уязвимости человека вследствие изменения доступа к пресноводным ресурсам.

 

Кроме того, около 2 млрд. человек (1/3 населения мира) зависят в своем существовании от ресурсов подземных вод, ежегодный водозабор которых составляет 20% от общемирового водопотребления. Например, в Европе 65% от находящихся в государственной собственности запасов пресной воды приходится на подземные источники. В связи с этим качеству подземных вод в Европе уделяется повышенное внимание.

В середине 90-х годов ХХ века около 80 государств, на которые приходится 40% мирового населения, уже испытывали острую нехватку воды. В настоящее время уже около 1/3 населения мира проживает в странах, где водопотребление на 10% превышает возобновляемость водных запасов (рисунок 16). Более 1,1 млрд. человек до сих пор не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а 2,4 млрд. человек проживает в антисанитарных условиях.

За период с 1972 по 2002 годы площади орошаемых земель увеличились с 200 до 270 млн. га, а объем мирового водопотребления для этих целей вырос с 2500 куб. км более чем на 3500 куб. км (рисунок 13). Для содействия эффективному управлению водными ресурсами еще в 1993 году ФАО инициировала, а в последующем создала глобальную информационную систему по использованию пресной воды в сельском хозяйстве.

 

 

Рис.16. Соотношение между нерациональным водопотреблением и способностью экосистем к самовосстановлению.

 

Согласно прогнозам ООН, к 2025 году 2/3 населения мира будет испытывать недостаток пресной воды. В то же время ожидается, что общемировое водопотребление к 2025 году увеличится на 40%, причем для удовлетворения потребностей растущего населения в продовольствии необходимо будет увеличить водопотребление еще на 17% [124, 71, 145].

За последние годы неэффективность инфраструктуры по использованию водных объектов стала причиной необратимых изменений во многих пресноводных экосистемах. Более 50% крупных рек мира уже серьезно истощены и загрязнены.

Проблема обеспечения доступа к пресноводным ресурсам – это трансграничная, глобальная проблема. В современном мире около 47% всей земной суши, не считая Антарктиды, приходится на территорию международных речных водосборов, находящихся в совместном пользовании двух или более стран. В пределах таких водосборов находится около 80% совокупной территории 44 государств. Сегодня более 300 бассейнов рек и озер мира являются объектами совместного пользования. По мере роста спроса на воду и при отсутствии четкого консенсуса в отношении справедливого использования совместных водных ресурсов на благо владеющих ими сторон, повышается вероятность возникновения конфликтов.

Отдельной важной проблемой остается централизованное водоснабжение и обеспечение доброкачественной питьевой водой городского населения. По оценкам ООН – ХАБИТАТ до сих пор более 300 млн. городских жителей не имеют доступа к системам водоснабжения, а почти 600 млн. жителей – к канализации [121, 128].

Проблемы качества питьевой воды являются не менее серьезными и актуальными, чем проблемы ее доступности, но им, к сожалению, уделяется сравнительно меньше внимания. К числу основных загрязнителей пресноводных источников относятся сбросы неочищенных сточных вод, сбросы химических веществ, утечки и разливы нефти и нефтепродуктов, промышленные отходы. Интенсивное использование неорганических удобрений также приводит к загрязнению больших запасов пресной воды.

Сегодня одной из наиболее серьезных проблем, связанных с качеством питьевой воды, является ее загрязнение нитратами, основным источником которых является остаточное количество минеральных удобрений в стоках с сельскохозяйственных угодий. За последние 30 лет нерациональная хозяйственная деятельность человека способствовала увеличению в 4 раза переноса неорганических соединений азота по рекам мира. Самые высокие скорости переноса неорганических соединений азота наблюдаются в Европе и Юго-Восточной Азии [78, 87, 114].

Еще одним из активных загрязнителей водных ресурсов являются соединения фосфора, большая часть которых поступает в пресноводные источники с коммунально-бытовыми и промышленными стоками. В странах Западной Европы сброс фосфора со стоками городских водоочистных сооружений сократился на 50–80%, в основном, за счет более эффективной очистки сточных вод и применения не содержащих соединений фосфора моющих средств.

Низкое качество питьевой воды, по оценкам ВОЗ, оказывает воздействие на здоровье 1,5 млрд. человек и является причиной смерти 15 млн. детей в возрасте до 5 лет ежегодно. Установлена прямая связь между неудовлетворительным качеством питьевой воды по микробиологическим показателям и уровням очаговой заболеваемости гепатитом А [13, 49, 88, 150]. В соответствие с данными, приведенными ЮНЕП и ВОЗ, в мире существуют следующие показатели заболеваемости населения, вызванные низким качеством воды:

– ежегодно регистрируется 100 млн. случаев заболеваний и 2 млн. случаев смертей от малярии, тогда как потенциально риску заражения малярией подвержены 2 млрд. человек;

– ежегодно регистрируется около 4 млн. случаев диарейных заболеваний, из которых 2,2 млн. случаев заканчиваются летальным исходом, что сопоставимо с ежедневным крушением 20 гигантских авиалайнеров;

– кишечно-глистными инфекциями заражено более 10% населения развивающихся стран;

– около 6 млн. человек потеряло зрение в результате трахомы;

– более 200 млн. человек больны шистоматозом.

Практически для всех стран характерны четыре основные области возникновения нестабильных дополнительных нагрузок на пресноводные экосистемы: 1) человеческие потребности, в первую очередь, питьевая вода и удаление отходов; 2) сельскохозяйственные потребности, в первую очередь, орошение; 3) потребности экосистем, в первую очередь, утрата биоразнообразия; 4) промышленные потребности, включающие обеспечение населения товарами и услугами (рисунок 17). Для снижения таких антропогенных нагрузок рекомендуется использовать следующие подходы:

I. Человеческие потребности. Быстрый рост численности мирового населения и рост урбанизации требует постоянного совершенствования инфраструктуры городского водоснабжения и санитарно-гигиенических служб.

 

Рис. 17. Основные области возникновения нестабильных дополнительных нагрузок на пресноводные экосистемы

 

Принятие таких мер позволит гарантированно удовлетворять увеличивающиеся потребности населения в качественной питьевой воде. Необходимо также создавать и внедрять новые технологии повторного использования муниципальных сточных вод. О важности этой задачи можно судить по следующим цифрам: в настоящее время необходимо обеспечить канализацией 2 млрд. человек, которые полностью ее лишены, а к 2050 году – дополнительно еще 3,3 млрд. человек. Для этого потребуется развитие такой канализационно-очистной инфраструктуры, к которой можно ежедневно подключать 330 тыс. новых пользователей в течение последующих 45 лет. В связи с этим, основной вопрос современной повестки дня заключается в том, как заручиться поддержкой органов власти и гражданского общества, чтобы найти действенные механизмы финансирования для внедрения новых технологий.

II. Сельскохозяйственные потребности. Практически во всех странах мира сельское хозяйство является самым крупным потребителем пресной воды, а также самым крупным загрязнителем пресной воды, что вызвано несовершенством систем земледелия, нерациональным использованием пестицидов и неорганических удобрений, неэффективностью систем орошения. Кроме того, чрезмерно заниженная цена на воду и предоставление государственных субсидий для покрытия ее стоимости фактически поощряют расточительное водопользование в сельском хозяйстве. В связи с этим крайне важно, чтобы деловые и промышленные круги активно участвовали в решении проблем обеспечения безопасной окружающей человека среды, включая рациональное использование удобрений и пестицидов. Они также способны поддержать исследования и разработки в области создания более эффективных технологий орошения.

III. Потребности экосистем. Природные экосистемы - это та самая окружающая среда, откуда вода поступает для дальнейшего использования в различных областях деятельности человека. Однако природные экосистемы и биоресурсы, во всем их разнообразии, сами крайне нуждаются в достаточном количестве чистой пресной воды. Эффективное использование пресноводных ресурсов имеет под собой прочную экономическую основу, например, ежегодно только один гектар водно-болотных угодий может приносить прибыль до 14 800 долл. США. В связи с этим, промышленность, особенно занятая разработкой природных ресурсов (горнорудное дело, лесозаготовка, целлюлозно-бумажное производство, добыча нефти и газа и др.), несомненно, может и должна помочь регулированию системы водосбора и содействовать эффективному, экологически безопасному использованию водных ресурсов.

IV. Промышленные потребности. Работа промышленных предприятий воздействует на все, что их окружает в каждом конкретном водосборном бассейне, включая почву, воду, воздух, а также флору и фауну. Сегодня многие промышленные предприятия уже занимаются предварительной очисткой воды при водозаборе, так как вода не всегда отвечает производственным стандартам качества. В связи с этим, промышленность обязана внедрять принципиально новые ресурсосберегающие и малоотходные технологии, которые позволят сократить объемы водопользования и обеспечат безопасность промышленных стоков, сбрасываемых в природные экосистемы. В рамках такого подхода промышленность обязана нести ответственность за свои действия и выполнять определенные для нее конкретные производственные функции, а компании, занимающиеся водоснабжением и водообработкой, должны широко информировать общественность о своей деятельности и выполнять конкретные задачи по предоставлению необходимых услуг населению.

В официальных документах ООН отмечается, что вода является экономическим товаром. Ее хозяйственной ценности следует уделять надлежащее внимание при распределении ограниченных водных ресурсов среди конкурирующих потребителей, не нарушая при этом основных прав каждого человека на водоснабжение по доступным ценам. Вопрос установления цены на воду, по мнению экспертов ЮНЕП, может и должен быть решен только на уровне правительств, так как превращение воды из бесплатного ресурса в товар будет содействовать использованию экономических инструментов для обеспечения безопасности пресноводных объектов [107].

Ведущую роль в системе ООН по осуществлению глобальных мероприятий в области водопользования играет ЮНЕП, стратегия которой основана на трех компонентах: оценка, управление и координация действий. Во всех трех компонентах акцент делается на межсекторальном характере проблем водных ресурсов. Для этих целей ЮНЕП применяет системный подход, стратегические этапы которого заключаются: в составлении кадастра состояния пресноводных ресурсов; в анализе ключевых, по своей приоритетности, проблем пресной воды, включая ее качественные и количественные параметры; в решении вопросов, связанных с ее распределением, в первую очередь, в целях охраны здоровья и благосостояния человека.

В области управления глобальными водными ресурсами ЮНЕП осуществляет программную деятельность и координирует работу по следующим направлениям: рациональное использование ресурсов региональных морей; защита морской среды от загрязнений в результате осуществляемой на суше деятельности; охрана и использование пресноводных ресурсов. С целью выработки комплексного и динамичного подхода к решению приоритетных вопросов в области водных ресурсов, деятельность ЮНЕП объединена с такими международными программами, как Глобальная оценка международных водных ресурсов (ГОМВ) и Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности (ГПД).

На региональном уровне, например, в Европейском регионе, под эгидой ЕЭК ООН выполняется Европейская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), которая обязывает страны-участницы предупреждать, контролировать и уменьшать загрязнение воды от точечных и рассеянных источников. Эта Конвенция предусматривает также меры по организации мониторинга состояния водных ресурсов, проведению научных исследований, развитию систем предупреждения и оповещения, оказанию взаимной помощи, созданию условий для обмена информацией и просвещению общественности. Кроме того, в рамках ЕС принята Европейская рамочная директива по воде, направленная на обеспечение к 2015 году высокого качество воды во всех водоемах, находящихся на территории Европы. Принят также Европейский Протокол по проблемам воды и здоровья, основная цель которого заключается в содействии снижению степени уязвимости человека путем совершенствования управления водохозяйственной деятельностью, охраны водных экосистем и реализации профилактических мероприятий, направленных на сокращение распространения заболеваний, вызванных загрязнением воды. В рамках реализации этого Протокола предлагается:

· использовать принцип «принятия мер предосторожности», в соответствии с которым санитарно-гигиенические мероприятия по предотвращению и ограничению степени распространения заболеваний, вызванных загрязнением водных ресурсов, не должны откладываться в связи с научной неопределенностью;

· использовать принцип «загрязнитель платит», в соответствии с которым расходы на профилактические мероприятия должны компенсироваться загрязнителем.

· обеспечивать доступ к информации и содействовать участию общественности в процессе принятия решений по вопросам воды и здоровья;

· осуществлять комплексное управление водными ресурсами с учетом законодательных норм по регулированию качества других аспектов окружающей среды, влияющих на здоровье человека;

· уделять особое внимание защите наиболее уязвимых социальных групп населения.

В настоящее время обеспечение доброкачественной питьевой водой населения России является серьезной проблемой, так как состояние поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения до сих пор остается неудовлетворительным: более 45% открытых водоемов не отвечает санитарным требованием, причем более, чем в 37% из них зоны санитарной охраны полностью отсутствуют. Около 20% проб воды не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-химическим и более 8% - по санитарно-бактериологическим показателям [18, 28, 29]. Кроме того, сложной для реализации является проблема кондиционирования качества водопроводной воды за счет природного (посредством смешения различных вод) или искусственного (фильтрация через минералсодержащие материалы или путем внесения солевых добавок) ее обогащения биогенными элементами. Сегодня в России нет ни одной надежной системы фторирования питьевой воды, тогда как в США 74% населения получают фторсодержащую водопроводную воду, причем ее фторирование производится в 40 (из 50) крупных городах. Россия является таким регионом мира, который имеет дефицит не только по фтору (90% населения), но и по йоду (85% населения), а на части своей территории - по селену и другим микроэлементам. Сейчас проблема дефицита йода решается в основном за счет снабжения населения йодированной пищевой солью, тогда как наличие йода в воде в концентрациях 30-50 мг/л достаточно для профилактики его дефицита и может обеспечить бактериостатический эффект [27].

В соответствие с обязательствами, изложенными в Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию [112], необходимо к 2015 году вдвое сократить как долю населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, так и долю населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам. Это потребует, в частности, принятия на всех уровнях следующих мер:

· мобилизации международных и внутригосударственных финансовых ресурсов, передачи технологий, пропаганды передового опыта и поддержки развития инфраструктур и служб в области водоснабжения и санитарии;

· содействия доступу населения к информации и его участию в разработке политики и принятии решений по вопросам, касающимся рационального использования водных ресурсов и осуществления конкретных проектов;

· поощрения принятия правительствами при поддержке других заинтересованных сторон приоритетных программ в области управления водными ресурсами и создания необходимого потенциала на национальном уровне;

· активизации деятельности по предотвращению загрязнения воды с целью уменьшения опасности для здоровья населения и защиты экосистем; создания на национальном уровне системы мониторинга и эффективных правовых механизмов;

· профилактических и защитных действий в целях борьбы с нехваткой питьевой воды и содействие устойчивому её использованию.

В целях повышения эффективности использования пресноводных ресурсов взяты также обязательства по разработке к 2005 году национальных планов комплексного управления водохозяйственной деятельностью, о чём зафиксировано в Плане выполнения решений ВСУР. Для этих целей рекомендуется принять следующие меры:

1) разработать и осуществить национальные стратегии, планы и программы по рациональному комплексному использованию водных бассейнов, водосборов и грунтовых вод;

2) наращивать усилия по повышению эффективности водохозяйственной инфраструктуры с целью уменьшения потерь и расширения практики рециркуляции воды;

3) содействовать развитию конструктивного партнерства между государственным и негосударственным секторами экономики, отдавая приоритет удовлетворению потребностей малоимущих слоев населения;

4) разрабатывать эффективные механизмы по осуществлению контроля за результатами деятельности и улучшать отчетность государственных учреждений и частных компаний.

В ходе Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию подчеркнута безотлагательная необходимость объединения усилий всех участников водохозяйственной деятельности, включая директивные органы, для выработки долгосрочных стратегий устойчивого управления водными ресурсами. В том числе, посредством создания и дальнейшего развития национальных систем контроля, баз данных по водным ресурсам и разработки соответствующих национальных показателей.

Морские и прибрежные зоны

 

Всемирная организация здравоохранения ещё в 1972 году на Стокгольмской Конференции ООН по проблемам окружающей среды акцентировала внимание международного сообщества на том факте, что интенсивное загрязнение морей и прибрежных зон оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В Стокгольмской Декларации отмечается, что «государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, принести вред морским биологическим ресурсам, нанести ущерб или создать препятствие для законных видов деятельности при использовании морей» [129]. Однако до сих пор отсутствует консолидированный подход к использованию ресурсов Мирового океана, что является основной причиной современных проблем состояния морских и прибрежных зон.

Деградация морской и прибрежной окружающей среды, в первую очередь, обусловлена ростом антропогенного давления, причем на наземные источники приходится около 80% загрязняющих веществ. Главными причинами увеличения антропогенной нагрузки являются: рост численности населения, урбанизация, развитие промышленности, сельского хозяйства и туризма в прибрежных зонах. Дополнительными источниками загрязнения являются утечка нефти и ее разливы в результате аварий при перевозке, слив трюмной жидкости, а также бурение при нефтедобыче и добыче других полезных ископаемых [87, 145, 142, 156].

Необходимо отметить, что крупнейшим по объему источником загрязнения прибрежных и морских зон является сброс неочищенных канализационных сточных вод из населенных пунктов. Это обусловлено тем, что в настоящее время в прибрежных зонах проживает более 3,6 млрд. человек, из которых 1,1 млрд. проживает в крупных городах, расположенных вдоль побережья (рисунок 18). К примеру, в Западной Европе эрозия уже поразила 25% береговой зоны, а доля береговой зоны, подверженная высокому или умеренному риску антропогенного воздействия, составляет 85%.

По прогнозам Межправительственной группы по изменению климата, ожидаемое резкое глобальное потепление губительным образом отразится на состоянии Мирового океана и поставит под угрозу существование ценных прибрежных экосистем и связанных с ними отраслей экономики, что вызовет неуправляемую миграцию населения.

 

 

 

Рис.18. Тенденции изменения антропогенной нагрузки на прибрежные зоны.

 

В настоящее время, по оценкам ВОЗ, увеличение числа заболеваемости и ослабление здоровья населения от воздействий загрязненной морской среды обходится ежегодно мировому сообществу примерно в 13 млрд. долл. США (таблица 3). Интенсивное микробиологическое загрязнение морской среды сточными водами еще более обострило глобальный кризис здоровья, в частности, купание в загрязненной воде морей ежегодно вызывает около 250 млн. случаев гастроэнтерита и заболеваний верхних дыхательных путей, что влечет экономический ущерб, равный 1,6 млрд. долл. США в год, причем некоторые заболевшие надолго утрачивают работоспособность. Влияние микробного загрязнения морской среды сопоставимо с уроном, наносимым вспышками дифтерии или проказы [88, 150, 145]. Кроме того, употребление в пищу моллюсков и ракообразных, зараженных в результате сброса неочищенных сточных вод, ежегодно становится причиной 2,5 миллионов случаев инфекционного гепатита. Около 25 тысяч случаев этого заболевания заканчивается летальным исходом, еще столько же - серьезным поражением печени и длительной утратой работоспособности.

Особое внимание на загрязнение океанов и морей стойкими органическими загрязнителями, тяжелыми металлами и нефтью обращалось ещё в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды [122]. Дальнейшие действия международного сообщества по реализации решений Стокгольмской конференции закреплены в ряде международных соглашений. Среди них: Лондонская конвенция по сбросу отходов в морские акватории (1972 г.), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1994 г.), Программа по региональным морям, осуществляемая ЮНЕП во многих регионах мира, и другие.

В 1995 году принята Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, осуществляемой на суше (ГПД). Главная цель этой программы заключается в оказании помощи правительствам в предотвращении, сдерживании и уменьшении деградации морской среды и связанных с ней пресноводных систем от антропогенной деятельности как в зоне побережья, так и в более отдаленных континентальных районах [67]. Ее основными задачами являются: повышение производительной способности водной среды; обеспечение охраны здоровья населения; содействие сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов моря. ГПД является единственной программой в системе ООН, где рассматриваются вопросы взаимосвязи п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.059 с.)