Роль и ответственность гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и ответственность гражданского общества



 

Проблема уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды касается абсолютно каждого члена гражданского общества, поэтому оно обязано дополнять деятельность правительств в решении политических, социальных и экономических вопросов развития общества деятельностью в интересах снижения степени его уязвимости [13, 49]. Гражданское общество представляет собой источник добровольной деятельности и определяет ценности, нормы и кодексы поведения отдельных людей, групп и организаций в соответствии со своим культурным, религиозным и другим наследием.

В рамках ООН стратегия по широкому вовлечению гражданского общества к решению проблем, связанных с уязвимостью человека вследствие изменения окружающей среды, рассматривается как один из самых эффективных подходов. Об этом говорится в следующих основополагающих документах ООН: Стокгольмская декларация по проблемам окружающей среды (1972 г.), «Повестка дня на XXI век» (1992 г.), Мальмёнская декларация (2000 г.), Декларация тысячелетия ООН (2000 г.), План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.).

В Стокгольмской декларации отмечается, что «ознакомление гражданского общества, особенно подрастающего поколения и маргинальных слоев населения, с проблемами окружающей человека среды, является крайне важным и необходимым для сознательного и правильного поведения отдельных граждан, предприятий и общин в интересах обеспечения безопасной окружающей среды во всех её аспектах, связанных с человеком. Для всестороннего развития человека крайне важно, чтобы средства массовой информации регулярно распространяли необходимые знания в этой области» [129].

В Рио-де-Жанейрской декларации, отмечается что «вопросы окружающей среды решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Правительства обязаны развивать и поощрять информированность населения путем широкого предоставления информации» [120].

Следует отметить, что при ускоряющихся процессах глобализации принятие управленческих решений по обеспечению безопасной окружающей человека среды отстает от экономического и социального развития. Это обусловлено тем, что стихийное и бесконтрольное развитие только финансовых рынков без соответствующего укрепления социальных структур ведет к резкому увеличению степени уязвимости человека. Поскольку гармонично развивающееся общество не может функционировать без отличия хорошего от плохого, задача принятия коллективных решений о том, что дозволено и что запрещено, обычно возлагается на политику, которая часто бывает неэффективной из-за трудностей принятия коллективных решений в мире, лишенном строгого этического кодекса [39]. При такой ситуации необходимо развивать многостороннее международное сотрудничество, особенно по следующим двум крупным направлениям: 1) производство «общественных благ» в глобальном масштабе; 2) обеспечение социально - экономического прогресса и безопасной окружающей человека среды в отдельно взятых странах.

В официальных документах Форума тысячелетия ООН (2000 г.) и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) признается, что основной акцент в международном сотрудничестве должен делаться на реализации партнерских инициатив с представителями гражданского общества. Однако возникающие новые партнерские отношения и эффективные механизмы управления качеством окружающей человека среды, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, слишком часто ограничиваются или подавляются со стороны более влиятельных стран и транснациональных корпораций или постоянно находятся под их пристальным вниманием.

В этих условиях глобализацию следует рассматривать как растущую взаимозависимость людей во всем мире из-за открытости пространства, сокращения временных параметров и исчезновения границ общения. Существующие противоречия современного мира могут быть уменьшены или устранены только при консолидированном участии гражданского сообщества в рамках согласованных комплексных подходов и с учетом защищенности интересов государств. Вопросы обеспечения безопасной окружающей человека среды - это как раз те вопросы, на основе которых активно формируются трансграничные контакты основных групп гражданского общества, помимо межправительственного уровня.

В Плане выполнения решений ВСУР (2002 г.) подчеркивается, что «для достижения поставленных целей в области устойчивого развития всем странам следует активизировать партнерские отношения между правительственными и неправительственными субъектами, включая все основные группы гражданского общества. Такое партнерство необходимо осуществлять посредством мер, в том числе, обеспечивающих доступ к информации о законодательстве, стратегиях и программах, осуществляемых на национальном уровне. Необходимо также предоставить возможность женщинам всесторонне и на равноправной основе участвовать в разработке национальной политики и принятии решений» [112].

В целях расширения сотрудничества с представителями гражданского общества в 2003 году в ООН была создана специальная группа по изучению и разработке практических рекомендаций для улучшения взаимодействия с представителями гражданского общества. Например, ЮНЕП при разработке политики в области расширения сотрудничества с гражданским обществом использует опыт, полученный в ходе работы национальных комитетов ЮНЕП.

Национальные комитеты ЮНЕП являются организациями многосторонней поддержки и каналами взаимодействия и сотрудничества по проблемам обеспечения безопасной окружающей среды между ЮНЕП и гражданским обществом в своих странах. Национальные комитеты ЮНЕП создаются в соответствии с решениями Совета управляющих ЮНЕП (GC13/33, GC15/1 и GC15/42), призывающими правительства стран-членов ООН к созданию таких комитетов в своих странах и оказанию всесторонней поддержки их работе. В этих решениях подчеркивается, что национальные комитеты ЮНЕП играют ключевую роль в становлении и осуществлении принципов демократического участия, а также в установлении партнерства между правительственными органами и неправительственным сектором в стране и за рубежом. Создание национальных комитетов является отражением позитивных тенденций, утверждающихся в мировой практике по реальному вовлечению гражданского общества в принятие важных государственных и международных решений.

Во исполнении решений 40 и 44 сессии ГА ООН, в апреле 1994 года по совместной инициативе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Российской академии медицинских наук, Российской академии естественных наук и Союза журналистов России был учрежден Общероссийский союз общественных объединений «Национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде – ЮНЕП» (ЮНЕПКОМ). Российский ЮНЕПКОМ, в соответствии со своим Уставом, а также Положением о национальных комитетах ЮНЕП и Соглашением о сотрудничестве с ЮНЕП, является информационным центром ЮНЕП. Будучи организацией многосторонней поддержки, ЮНЕПКОМ осуществляет связь и взаимодействие между гражданским обществом России и Программой ООН по окружающей среде.

Следует отметить, что в России до сих пор отсутствуют эффективные механизмы по координации деятельности гражданского общества по вопросам снижения степени уязвимости человека в интересах устойчивого развития страны. По-прежнему слабо действуют механизмы урегулирования споров, принимаются недостаточные меры по соблюдению и обеспечению выполнения взятых обязательств, что усугубляется постоянно меняющимися действиями политического характера. Кроме того, многие неправительственные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды, создавались в условиях, сильно отличавшихся от современных, и изначально не были ориентированы на осуществление тех функций, которые востребованы в настоящее время. Отсутствие квалифицированных кадров и необходимых финансовых ресурсов не позволяет многим организациям гражданского общества осуществлять свою деятельность на должном уровне. Необходимыми условиями для стимулирования членов гражданского общества к конкретным активным действиям являются расширение прав и возможностей основных его субъектов, а также предоставление возможности каждому гражданину получать в доступной и доходчивой форме информацию о реальных перспективах развития страны.

Результаты проведенного системного анализа показали, что в целях оптимизации деятельности национальных неправительственных организаций в области обеспечения безопасной окружающей среды для здоровья человека целесообразно осуществить следующие меры:

· реформирование и модернизацию существующих организаций, в целях расширения сферы их деятельности;

· разграничение сферы действия организаций, занимающихся проблемами гигиены окружающей среды, в целях устранения дублирующих функций и концентрации финансовых ресурсов;

· координацию деятельности различных общественных организаций, научных центров и частного сектора, для того, чтобы интенсифицировать обмен информацией, опытом и знаниями;

· усиление роли общественного контроля за исполнением решений в области гигиены окружающей человека среды, как на правительственном уровне, так и в частном секторе.

В условиях глобализации особое внимание на национальном уровне следует уделять разработке эффективных механизмов по реализации международных обязательств в интересах здоровья и благосостояния нации. Такой подход возможен только при условии выработки ясных политических ориентиров развития страны, постоянного совершенствования механизмов ответственности и подотчетности корпораций и активного участия представителей гражданского общества в деятельности по снижению степени уязвимости человека.

 


ГЛАВА 6. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, РАЗРАБОТАННЫЕ
В РАМКАХ ООН НА ПЕРИОД 2002-2032 ГОДОВ

Принципы прогнозирования

 

В настоящее время одним из эффективных методологических подходов, используемых при принятии управленческих решений, является прогнозирование развития общества. Прогнозирование позволяет оценить возможный в будущем ход событий и выработать комплекс превентивных мероприятий для стимулирования одних и предотвращения других тенденций будущего развития. Кроме того, прогнозирование позволяет точнее оценить затраты времени и конкретизировать действия, необходимые для реализации задуманного. Особенно это актуально при принятии решений по вопросам охраны здоровья и обеспечения благополучия населения, а также в области экологической безопасности.

Для прогнозирования многих современных глобальных тенденций развития общества часто используется простой метод экстраполяции на будущее наблюдаемых изменений в определенных факторах, характеризующих состояние общества. Экстраполяция способна, например, показать тенденцию к конвергенции или, напротив, дивергенции различных регионов мира по тем или иным факторам развития общества. Однако ясно, что такие различные факторы развития не просто двигают общество каждый в своем направлении, а сложным образом взаимодействуют между собой. Поэтому в настоящее время при прогнозировании применяется более сложная методика.

Основной принцип современной методики прогнозирования состоит в том, что прогноз строится на основе анализа взаимодействия факторов, характеризующих состояние общества. Однако, наших знаний недостаточно для того, чтобы из анализа взаимодействия факторов вывести однозначный прогноз будущего. Да такой прогноз, вероятнее всего, вообще невозможен, поскольку история вряд ли безальтернативна. Для того чтобы придать анализу взаимодействия факторов большую определенность, задаются конкретные сценарии развития, в рамках которых выполняется прогноз. В целях получения более обоснованных результатов прогнозирования для каждого из заданных сценариев развития делается свой прогноз.

Анализ взаимодействия факторов, в рамках заданного сценария развития, осуществляется с помощью различных инструментов прогнозирования. В качестве инструментов могут выступать результаты опросов заинтересованных лиц, экспертные оценки, а также математические модели разной степени сложности и изощренности. Анализ проводится на разных уровнях системы, так, чтобы согласовать глобальный прогноз с более детальными и надежными, но требующими большего количества сценарных предположений прогнозами развития отдельных регионов и стран.

Практическим результатом прогнозирования является набор показателей, характеризующих возможную в будущем ситуацию. Чтобы выделить потенциальные опасности и благоприятные возможности, наборы показателей сравниваются по определенным формализованным критериям.

Методика прогнозирования

 

Прогнозы выполнялись в рамках заданных сценариев развития, на основе анализа взаимодействия факторов, характеризующих состояние общества. Одна из главных задач при прогнозировании вариантов будущего развития состояла в том, чтобы продемонстрировать важность взаимосвязей между экологической (энвайронментальной), социальной, экономической и политической сферами, как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных регионов мира.

В процессе составления прогнозов основное внимание акцентировано на значимости проблем обеспечения безопасной окружающей среды для здоровья человека, являющихся наиболее актуальными при разработке социально ориентированной политики будущего развития [8, 152, 153, 114].

Акцент, сделанный на окружающую среду, обусловлен тем, что этот фактор играет существенно бoльшую роль, нежели просто показатель происходящих изменений. В современном мире растущую обеспокоенность вызывает воздействие общества на природную окружающую среду, потому что особенности реакций природных экосистем на различную антропогенную деятельность определяют эффективность будущих преобразований в социальных и экономических системах. Осознание того, что ни одна страна обособленно не сможет защитить себя от неблагоприятных воздействий, вызванных деградацией глобальной окружающей среды, уже привело к изменению основ геополитики и глобального управления.

При интерпретации результатов прогнозирования учитывалось, что не все природные, экономические и социальные системы функционируют в одинаковом временном масштабе, так как многие протекающие в этих системах процессы имеют быстротекущий, среднескоростной и замедленный характеры. Особенно это касается действий человека по отношению к окружающей его среде обитания, негативные последствия которых могут проявляться очень медленно.

Схема построения прогнозов развития общества приведена на рисунке 36. Для прогнозирования был выбран временной интервал с 2002 по 2032 годы. Это обусловлено тем, что антропогенная деятельность человека за период 1972 – 2002 годов, уже предопределила неизбежные изменения окружающей среде на последующие 30 лет. Поэтому при анализе взаимодействия факторов развития изначально было принято, что учет влияния окружающей среды на здоровье и благосостояние человека является наиважнейшим фактором, характеризующим состояние общества.

Для того, чтобы проиллюстрировать, какую направленность процессов можно ожидать при выполнении того или иного сценария, использовались как качественные, так и количественные оценки, полученные в результате моделирования.


 

Рис. 36. Схема построения прогнозов развития общества на период 2002 – 2032 годов.


Разработка прогнозов проводилась экспертами ООН с участием специалистов в области прогнозирования и моделирования. Подготовка прогнозов осуществлялась следующим образом:

1. На первом этапе был разработан комплекс оценок ситуаций из ограниченного числа количественных показателей для субрегиональных уровней.

2. На втором этапе были разработаны региональные прогнозы развития, в рамках каждого из четырех сценариев, для семи главных регионов планеты (Африканский, Азиатско-Тихоокеанский, Европейский, регион Латинской Америки и стран Карибского бассейна, регион Северной Америки, регион Западной Азии и Полярные регионы).

3. На третьем этапе для разработки прогнозов развития глобального уровня за основу были взяты результаты прогнозов главных регионов планеты, полученные в ходе второго этапа. Построение прогнозов глобального уровня также осуществлялось на основе анализа взаимодействия факторов, характеризующих состояние общества, в рамках заданных сценариев развития.

Окончательная доработка качественной оценки (описательной части) и количественных анализов, полученных в результате моделирования, осуществлялась с применением специальной итеративной процедуры.

Факторы развития общества, используемые в прогнозах ООН. В качестве факторов, характеризующих состояние общества и определяющих будущие тенденции современного развития рассматривались: 1) демографическая ситуация; 2) экономическое развитие; 3) социальное развитие; 4) наука и технологическое развитие; 5) управление; 6) культура; 7) окружающая среда.

Анализ взаимодействия этих факторов базируется на ряде первоначальных допущений относительно причинно-следственных связей между ними и возможных изменений этих связей вследствие тех решений, которые принимает общество. В принципе, из массива переменных величин, полученных при анализе взаимодействия факторов, можно было бы сконструировать любое количество возможных вариантов будущего развития.

Таким образом, сужение такого бесконечного спектра различных вариантов будущего развития возможно только при условии разумно сделанных исходных сценарных допущений. Указанные прогнозы осуществлялись в рамках заданных сценариев развития, которые содержали, в основном, предположения о будущей общеполитической ситуации на планете и резко различались по последствиям для окружающей человека среды.

Сценарии, на основе которых разрабатывались прогнозы ООН. Для прогнозирования были выбраны четыре сценария развития, принципиальное различие между которыми заключается:

– в доминировании различных политических приоритетов;

– в принципе распределения ресурсов;

– в разной степени эффективности управления природопользованием;

– в разной степени активности гражданского общества по обеспечению безопасной окружающей среды для здоровья человека.

Характерными особенностями сценариев развития являются:

I. Сценарий, при котором приоритетом являются рыночные отношения (далее называемый Приоритет – рынок ). Он отображает ситуацию, где главные перспективы развития связываются с дальнейшей глобализацией и либерализацией финансовых рынков, что способствует росту только корпоративного благосостояния. Стабильность в таком обществе зависит от стабильности глобальных финансовых рынков. Деятельность правительств по регулированию процессов в обществе, экономике и окружающей среде постоянно подчиняется растущим материальным потребностям общества. Стремление развивать экономику любой ценой способствует дальнейшей деградации окружающей природной среды, создает конфликт между ростом потребительских запросов и возможностями экосистем удовлетворять эти запросы, приводит к конфликту между ростом благосостояния и сохранением исторических общечеловеческих ценностей.

II. Сценарий, при котором приоритетом является диктат со стороны ничтожно малой и наиболее влиятельной части общества по отношению к остальной, большей его части (далее называемый Приоритет –диктат ).Он отображает ситуацию, где в обществе доминируют неравенство, социально-экономические и экологические конфликты и где сильная сторона заставляет слабую сторону безусловно выполнять свои требования, вызывая тем самым волны протестов и противодействий. Наиболее влиятельные и процветающие слои общества формируют на определенных территориях «анклавы», тем самым обеспечивая повышенную безопасность и экономическую выгоду только для себя и своего непосредственного окружения. Благосостояние большей части населения мира падает, в основном из-за экономической, социальной, культурной невостребованности человека в обществе, в то время как рыночные механизмы продолжают активно действовать за стенами «анклава».

III. Сценарий, при котором приоритетом являются действия правительства, направленные на стратегическое решение социально-экономических проблем и улучшение качества окружающей человека среды (далее называемый Приоритет –политика ). Он отображает будущее, при котором скоординированные меры со стороны правительства, деловых кругов и гражданского общества способствуют обеспечению безопасной окружающей среды для здоровья человека и уравновешивают стремление развивать экономику любой ценой. Международные соглашения и обязательства по обеспечению безопасной окружающей человека среды и достижению целей устойчивого развития интегрируются в национальные перспективные планы развития.

IV. Сценарий, при котором приоритетом является гармоничное взаимодействие между экономическими, социальными и энвайронментальными (экологическими) факторами развития общества (далее называемый Приоритет – устойчивость ). Онотображает будущее как новую парадигму развития, основанную на системе общечеловеческих ценностей и новых методах управления. Такая парадигма развития обеспечивает гармоничное взаимодействие людей друг с другом и с окружающим их миром, а также стимулирует и поддерживает политику, направленную на достижение стабильности в обществе и ответственное корпоративное поведение. Правительства принимают решения по проблемам, вызывающим общую озабоченность, в условиях конструктивного сотрудничества с представителями основных сфер гражданского общества. Между ними достигается согласие по осуществлению совместных действий для того, чтобы обеспечить базовые потребности и осуществить индивидуальные запросы каждого человека, не ущемляя при этом интересов других людей и не ухудшая перспектив для потомков.

Инструменты и процедуры, используемые в прогнозах ООН. Рассматриваемые прогнозы, в рамках заданных сценариев развития, основываются главным образом на качественных оценках. Количественные оценки используются, в основном, как вспомогательные инструменты для придания большей наглядности текстовому изложению, а также для количественной индикации наиболее вероятных экологических последствий при реализации каждого из четырех сценариев, и подчеркивают основные тенденции и различия между сценариями. Все количественные данные были получены с использованием ряда аналитических инструментов и тщательно отобраны в процессе консультаций с международными экспертами. При построении прогнозов использовались следующие модели и методы количественного анализа:

– Комплексная модель Азиатско-Тихоокеанского региона (Asian Pacific Integrated Model, AIM).

– Глобальная методология для картирования антропогенных воздействий на биосферу (GLOBIO).

– Комплексная модель для оценки состояния глобальной окружающей среды «IMAGE 2.2».

– Компьютерная программа «PoleStar».

– Модель «WaterGAP 2.1» для глобальной оценки водных ресурсов.

Следует отметить, что в случаях, когда данные, используемые при построении схем и графиков,не соответствовали в полной мере географическому охвату границ регионов и субрегионов, в каждом конкретном случае для количественного анализа приводились специальные оценки [88].

Используемые прогнозируемые показатели. Для оценок, в частности, при составлении схем и карт, были использованы следующие показатели:

o количество антропогенных выбросов двуокиси углерода, включающих эмиссию CО2, связанную с землепользованием, промышленным производством и энергопотреблением. Промышленная эмиссия включает выбросы от использования ископаемого топлива в различных отраслях помимо энергетики (имеется в виду, прежде всего, сырьевой характер использования) и от различных видов промышленного производства. Землепользование как источник двуокиси углерода подразумевает сжигание биомассы лесных экосистем (после вырубки леса) и древесного топлива, а также выбросы от переработки отходов, образующихся при утилизации бумаги, мебели и строительных материалов. Источники для Азии и Тихоокеанского региона - модель «AIM»; для остальных регионов и глобальных построений - модель «IMAGE 2.2»; De Vries and others 2001;

o изменение величины азотной нагрузки на прибрежные экосистемы в период с 2002 по 2032 год. Интегрированная азотная нагрузка на уровне субрегионов определялась как показатель загрязнения прибрежных экосистем в результате хозяйственной деятельности в глубине материковой суши. Вероятное увеличение азотной нагрузки по каждому из субрегионов рассчитывалось путем подсчета темпов изменения определяющих эту нагрузку факторов - интенсивности поступления сточных вод и степень их очистки, масштабы использования удобрений, поступление загрязняющих веществ из атмосферы. Итоговые значения прироста азотной нагрузки ранжировались по десятибалльной шкале. Источник - модель «IMAGE 2.2», van Drecht and others, 2003;

o выбросы двуокиси углерода, связанные с производством энергии – это суммарная эмиссия СО2 всеми объектами энергетики. Источники для Азии и Тихоокеанского региона - модель «AIM»; для остальных регионов и глобальных построений - модель «IMAGE 2.2»; De Vries and others 2001;

o выбросы оксидов азота, связанные с производством энергии – это суммарная эмиссия NOx всеми объектами энергетики. Источники для Азии и Тихоокеанского региона - модель «AIM»; для остальных регионов и глобальных построений - модель «IMAGE 2.2»; De Vries and others 2001;

o выбросы оксидов серы, связанные с производством энергии – это суммарная эмиссия SO2 всеми объектами энергетики. Источники для Азии и Тихоокеанского региона - модель «AIM»; для остальных регионов и глобальных построений - модель «IMAGE 2.2»; De Vries and others 2001;

o доля голодающего населения. Показатель отражает долю той части населения, которая регулярно страдает от недостаточного количества пищи. Соответствующие данные по развивающимся странам и странам с переходной экономикой получены с использованием материалов ФАО за 1995 год. В расчет также принималась степень продовольственной безопасности в США и оценки доли голодающего населения по другим странам, основанные на размерах и распределении доходов. В рамках прогнозов структура мирового голода определяется по изменению в уровнях доходов, распределению доходов и структуре населения. Источник - программа «PoleStar»;

o доля застроенных территорий учитывает земли, трансформированные для обустройства объектов деловой активности, жилых массивов, дорог, автостоянок, парков, свалок мусора, и т.п. Для региональной оценки площади селитебных ландшафтов использовались многочисленные источники. Источник - программа «PoleStar»;

o д оля пахотных угодий 2002года, которые сильно деградируют к 2032 году. Данный показатель учитывает площади тех земель, степень деградации которых обусловливает крайне низкую их производственную ценность. Площадь деградированных земель определяется как процентная доля земель, которые в 2002 году были в сельскохозяйственном обороте. Источник - программа «PoleStar».

o изменение глобальной температуры – это среднее увеличение глобальной температуры в градусах за 10 лет. Важность данного показателя продиктована тем обстоятельством, что чувствительные экосистемы не в состоянии адаптироваться к высоким темпам изменения температуры. Научные исследования показали, что серьезный ущерб экосистемам может наноситься при темпах свыше 0,1°С на 10 лет (Vellinga and Swart 1991). Источник - модель «IMAGE 2.2»;

o изменение средних полярных температур, 2002-2032 годы. В условиях существенных расхождений в реконструкциях регионального распределения роста температур данный параметр был получен по результатам использования четырех различных глобальных расчетных моделей в сочетании с моделью «IMAGE 2.2». В каждую из глобальных расчетных моделей был заложен базовый прогноз с пространственно дифференцированной структурой роста температур из расчета 1 процента в год (начиная с 1990 года) в эквиваленте концентрации парниковых газов. Зоны оценок были ограничены 66° с.ш. и 66° ю.ш. Затем эта структура была приведена к предусмотренным моделью «IMAGE 2.2» условиям глобального изменения средних температур для каждого из сценариев. После этого рассчитывались изменения средних температур по Арктике и Антарктике. В качестве расчетных использовались глобальные модели «HadCM2», «ECHAM4», «CSIRO Mk2» и «CGCM1». Материалы по применению глобальных расчетных моделей были получены в Информационном центре МГИК по проблеме изменения климата и разработке прогнозов для оценки воздействий (CD-ROM, версия 1.0, апрель 1999). Источник - модель «IMAGE 2.2»;

o изменение в интенсивности воздействий на природные экосистемы в 2002-2032 годах. Трактовка термина «качество экосистем» излагается в подразделе, посвященном индексу природного капитала. Там же описан метод расчета количественных параметров кумулятивных воздействий. Относительное увеличение или уменьшение воздействий в период между 2002 и 2032 годом отображалось картографическим способом. В принятой ступенчатой шкале «отсутствие изменений» означает, что за рассматриваемый период эти изменения не превысили 10%; изменения в пределах от 10% до 50% классифицируются как «незначительные», от 50% до 100% - как «существенные», свыше 100% - «весьма существенные». Территории, которые попеременно то окультуриваются, то выходят из оборота, отображаются отдельно. Источник - модель «IMAGE 2.2»;

o индекс природного капитала – это мера биологического разнообразия наземных и водных природных экосистем и агроландшафтов. Индекс рассчитывается как результат произведения площади местообитания на показатель качества экосистем. В качестве площади местообитания берется процентная доля земной поверхности, приходящейся на естественные экосистемы. Качество экосистем аппроксимируется из четырех факторов воздействия, которые, как предполагается, оказывают серьезное влияние на биологическое разнообразие и для которых доступны количественные данные в масштабах всего мира. По литературным данным, для каждого из четырех факторов определяется диапазон возможных изменений, начиная от уровня, при котором никаких последствий от воздействия этого фактора для экосистемы не наступает, и, заканчивая уровнем полного разрушения местообитаний. В числе факторов воздействия –плотность населения (в диапазоне от 10 до 150 человек на 1 кв. км), первичное энергопотребление (от 0,5 до 1015джоулей на 1 кв. км), темпы изменения температуры (от 0,2 до 2,0°С за 20 лет) и время восстановления для истощенных сельскохозяйственных земель, пастбищ и вырубок вплоть до их перехода в стадию природных экосистем с низкими антропогенными воздействиями (от 100 до 0). Показатель качества экосистем – это обратная величина перечисленных факторов воздействия, рассчитанная в процентах от базового минимального уровня воздействий. Таким образом, чем выше воздействие, тем ниже качество экосистем. Наконец, полученные процентные доли для площади местообитаний и качества экосистем перемножаются и дают значение индекса природного капитала. Базовой основой для проведения расчетов (до их интегрирования на уровне субрегионов и регионов) послужила географическая система координат. Источник - модель «IMAGE 2.2», ten Brink 2000, 2001;

o концентрация двуокиси углерода в атмосфере – это глобальный уровень содержания CO2 в атмосфере Земли, высчитываемый как сальдо между выбросами СО2 при сжигании ископаемого топлива, промышленном производстве и обезлесении, с одной стороны, и потреблением СО2 зрелой и подрастающей растительностью, а также океанами – с другой. Источники для Азии и Тихоокеанского региона - модель «AIM»; для остальных регионов и глобальных построений - модель «IMAGE 2.2», De Vries and others 2001;

o численность населения, проживающего в районах с острым дефицитом воды. Водный кризис определяется соотношением между водопотреблением и доступностью воды. Данное соотношение показывает, сколь большая часть от ежегодно возобновляемых водных запасов речного бассейна изымается для различных хозяйственных целей коммунальной сферой, промышленным производством и сельским хозяйством. В принципе, названное соотношение прямо пропорционально интенсивности использования водных ресурсов бассейна. Интенсивное водопотребление в одном из звеньев речной системы приводит к снижению качества и/или количества доступных водных ресурсов ниже по течению. Принято, что ситуация с водными ресурсами в речном бассейне считается кризисной, если данное отношение превышает 40%. Источник - модель «WaterGAP 2.1»;

o объемы твердых бытовых отходов – это показатель генерирования твердых отходов из бытовых и промышленных источников. При его расчетах за единицу принимается общее количество твердых отходов, производившееся в 1995 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Значения этого индекса для 2032 года в рамках каждого из сценариев высчитывались по отношению к индексу для этого базового года. Источник - модель «AIM»;

o площадь естественных лесов (не включая лесопосадки) – это показатель распространения зрелых лесов (за исключением искусственно высаженных), которые не подвергались сплошным рубкам в период после 1972 года. Источник-модель «IMAGE 2.2»;

o площадь территории с высоким риском водной эрозии почв показывает размеры территории, почвенный покров которой подвергается высокому риску развития водной эрозии в условиях определенной формы землепользования. Уязвимость почв по отношению к водной эрозии рассчитывается исходя из свойств почв и территории в целом, эрозионного потенциала осадков и особенностей напочвенного покрова. В глобальном аспекте водная эрозия – это наиболее опасная форма деградации земель, последствия которой необратимы. Источники - модель «IMAGE 2.2»; Hootsmans and others 2001;

o площадь экосистем, испытывающих влияние расширяющейся инфраструктуры. Данный показатель отражает вероятность антропогенных воздействий на биологическое разнообразие в зависимости от расстояния до различных объектов инфраструктуры, включая дороги, плотины и прочие технические средства. Площадь зоны воздействий зависит от условий климата, растительности и других особенностей региона. Источник - модель «GLOBIO».

 

6.3. Взаимодействие основных факторов, характеризующих состояние
общества, в рамках заданных сценариев развития

 

В данном разделе кратко описываются исходное состояние и основные предположения о взаимодействии перечисленных выше факторов, характеризующих состояние общества, с акцентом на их изменения от сценария к сценарию.

 

Демографическая ситуация

Численность населения в значительной степени управляет спросом на природные ресурсы и потоками материальных ценностей. Тот факт, что население, у которого в ближайшие 30 лет появятся дети, уже родилось, позволил с определенной точностью спрогнозировать демографическую ситуацию на период 2002 – 2032 годов. При составлении прогнозов, оценка демографической ситуации осуществлялась по следующим параметрам: 1) численность населения и темпы ее изменения, 2) география расселения, 3) возрастная структура населения, 4) миграция населения.

1. Численность населения и темпы ее изменения. Все четыре сценария развития показывают, что численность мирового населения будет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.063 с.)