Уязвимость человека как индикатор качества окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уязвимость человека как индикатор качества окружающей среды



 

В настоящее время степень уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды рассматривается в рамках ООН как новый критерий принятия решений в интересах устойчивого развития. Уязвимость человека характеризуется социальными факторами, экономическими факторами и факторами окружающей среды (рисунок 3), а также напрямую зависит от величины антропогенной нагрузки на экосистемы и от подходов к преодолению отдельными социальными группами возникающих кризисов.

 

 

 

 

Рис. 3. Влияние факторов, характеризующих развитие общества на уязвимость человека.

 

 

Понятие «уязвимость человека вследствие изменения окружающей среды» определяется соотношением между реальными угрозами здоровью и благополучию человека и способностью человека и общества справиться с этими угрозами (рисунок 4).

В связи с тем, что на проблеме уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды ООН сосредоточила свое внимание только в последние годы, лишь немногие из существующих ранее международных программ предусматривали меры для решения данной проблемы. Сегодня необходимость решения этих проблем вышла на первый план в деятельности практически всех организаций системы ООН. Это обусловлено тем, что уязвимость человека является основным индикатором, определяющим качество окружающей среды, поэтому должна занимать центральное место при выработке мероприятий, преследующих цель помочь людям избежать неблагоприятных последствий, противостоять внешним воздействиям или адаптироваться к новым условиям проживания.

 

 

Рис. 4. Уязвимость человека вследствие изменения окружающей среды.

 

 

Поскольку ни один человек не защищен полностью от опасных природных явлений, проблема уязвимости касается и богатых, и бедных, горожан и жителей сельской местности. Основные причины, оказывающие влияние на степень уязвимости человека, представлены на рисунке 5. На уязвимость человека влияет также нищета, социальное неравенство и особенно степень доступности к природным ресурсам.

 

Рис. 5. Основные причины, влияющие на степень уязвимости человека.

 

 

Большое значение в аспекте уязвимости человека имеют последствия, вызванные нарушением культурных традиций населения, так как коренное население, ведущее традиционный образ жизни и приспособившееся к условиям местного климата, растительного и животного мира, наиболее подвержено воздействию изменений окружающей среды. Кроме того, уязвимость человека тесно связана с плотностью населения, его географическим распределением, а также с решением проблем продовольственной безопасности.

Проблемы, связанные с уязвимостью человека усугубляются все возрастающим негативным воздействием от промышленной и сельскохозяйственной деятельности, и от ускоряющихся процессов урбанизации, что приводит, помимо прочего, к увеличению как относительной, так и абсолютной численности населения, пострадавшего от профессиональных заболеваний. Для изменения сложившейся ситуации правительствам настоятельно рекомендуется пересмотреть государственную политику в области охраны здоровья работающих в целях снижения степени их уязвимости [150, 145, 114].

В любом обществе есть определенные категории наименее защищенных групп населения, степень уязвимости которых наиболее высокая. В основном это молодые и пожилые люди, женщины и дети, которые наиболее подвержены заболеваниям, особенно инфекционным и респираторным.

Международные подходы по снижению степени уязвимости человека подразделяются на две категории:

1. Проведение превентивных и профилактических мер по снижению степени уязвимость человека вследствие изменения окружающей среды.

2. Оказание помощи наименее защищенным социальным группам населения в случае неблагоприятных изменений окружающей среды.

Результаты анализа показали, что наиболее эффективными подходами, относящимися к первой категории, являются рациональное природопользование, внедрение современных методов защиты экосистем и совершенствование методов раннего предупреждения.

Основная задача системы раннего предупреждения состоит в том, чтобы вовремя указать на приближение опасности и обеспечить срочное принятие ответных мер. Такая система эффективна только тогда, когда позволяет получать информацию о природном явлении до того, как оно обретет опасную форму, так как в этом случае можно многое успеть сделать по защите жизни и здоровья населения. Однако, в последние годы трудности в получении высококачественной информации, содержащей всеобъемлющие и своевременные сведения о состоянии окружающей человека среды, сопряжены с возрастающими материально-финансовыми затратами. Тем не менее, информация, предназначенная для лиц, принимающих решение, должна при любых обстоятельствах содержать научно-обоснованные данные по оценкам прямых и потенциальных угроз от изменений окружающей среды, а также географические карты по территориальному распределению этих угроз. Оперативная информационная система должна к тому же предусматривать возможность перевода первичных данных в форму легко интерпретируемых показателей, которыми проще оперировать в процессе принятия решений.

В процессе глобализации увеличивается число территорий и районов, где наносимый природным экосистемам ущерб невосполним или его возмещение, наряду с угрозами новых воздействий, потребует очень длительного времени. Способность общества справиться с такими угрозами складывается, прежде всего, из возможности населения защититься от негативных природных воздействий, а также адаптироваться к их последствиям. Обычно человек и общество не успевают приспособиться к изменениям, происходящим в экосистемах. Это обусловлено различной способностью отдельных социальных групп населения адаптироваться к неблагоприятным изменениям окружающей среды или противостоять им. Поэтому любые компенсационные мероприятия должны сопровождаться эффективными мерами по адаптации человека к новым условиям окружающей его среды. Термин «адаптация населения» рассматривается ООН как комплекс мер, включающий наряду с различными регулирующими мероприятиями и техническими решениями помощь в изменении привычного уклада жизни людей, в том числе их хозяйственной деятельности и внутри общественных отношений [88].

Адаптация населения необходима во всех случаях, когда опасные воздействия на общество неминуемы, угроза неотвратима и нет возможности смягчить предполагаемое негативное воздействие на население. Важным условием для достижения поставленных целей является участие в этом процессе всех членов гражданского общества, что позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальный потенциал готовности к неблагоприятным природным и техногенным воздействиям и к преодолению их последствий.

Таким образом, мероприятия по предупреждению природных и техногенных кризисов, а также расширение возможностей общества противодействовать их последствиям более оправданны по сравнению с мерами компенсационного характера, которые предпринимаются только после того, когда опасное событие уже произошло. В то же время реакция, то есть разработка ответных мер социального характера на стремительную деградацию окружающей среды запаздывает. Причинами несвоевременного принятия антикризисных мер часто становятся научная неопределенность или дефицит необходимых знаний.

Следовательно, количественные оценки степени уязвимости человека должны являться обязательным условием для принятия решений по вопросам обеспечения готовности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и преодолению их последствий. Обычно получение результатов таких оценок занимает гораздо больше времени, чем это допустимо с точки зрения принятия оперативных мер реагирования, поэтому для обеспечения лиц, принимающих решение, стабильной, своевременной и надежной информацией настоятельно рекомендуется развивать и совершенствовать деятельность по следующим направлениям:

– гармонизация количественных и качественных показателей, нормативов и индексов для оценки степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды;

– создание иерархически организованных систем мониторинга, стандартизация сбора и первичной обработки данных об уязвимости человека;

– представление комплексных информационных данных об уязвимости человека в доходчивой и наглядной форме;

– создание базы знаний о факторах, влияющих на степень уязвимости человека, и мерах, направленных на снижение такого влияния, в целях дальнейшего использования этих знаний в процессе принятия решений;

– разработка более эффективной и универсальной системы информации об уязвимости человека вследствие изменения среды обитания и интеграция её с системами социально-экономической информации.

В результате проведенного нами анализа современных методологий оценки уязвимости, используемых в международной практике, определено, что до сих пор отсутствуют унифицированные показатели, характеризующие степень уязвимости человека во всей ее сложности. Это обусловлено тем, что факторы, влияющие на состояние окружающей человека среды, не ограничиваются только природными явлениями, а охватывают все аспекты человеческой деятельности.

 

Рис. 6. Комплекс мероприятий, необходимый для оценки степени уязвимости человека.

 

Таким образом, для оценки степени уязвимости человека необходимо проводить анализ причинно-следственной взаимосвязи между возникновением потенциально опасного явления и его последствиями для здоровья человека, включая анализ неопределенностей (рисунок 6), при этом используя комплексный подход, основанный на системном моделировании. В международной практике для этих целей обычно используется следующая схема: причины (факторы и нагрузка) – последствия изменений в окружающей среде (состояние) – реакция (меры и решения).

Оценку уязвимости населения необходимо проводить на регулярной основе и для различных социальных групп. Основное внимание следует уделять изучению динамики изменения состояния здоровья человека в зависимости от прогрессирующих опасных природных и техногенных процессов, создавая при этом соответствующие информационные базы данных. Принимая во внимание, что человек, являясь частью экосистемы, получает от неё жизненно необходимые ресурсы, целесообразно проводить также оценку уязвимости экосистем, включающую определение источника, представляющего угрозу ресурсному потенциалу конкретной экосистемы, и выработку предупредительных мер, направленных на снижение негативных воздействий хозяйственной деятельности на данную экосистему.

Рис.7. Основные этапы реализации комплексного подхода по снижению степени уязвимости человека.

 

С целью комплексного решения проблем в области уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды целесообразно разработать новые и гармонизировать существующие подходы применительно к определенным территориям и обстановкам. Выработка таких комплексных подходов представляет собой динамичный процесс (рисунок 7), реализация которого осуществляется по следующим направлениям:

– обеспечение раннего предупреждения о возникающих угрозах, имеющих международное значение;

– укрепление сотрудничества с правительствами и соответствующими организациями гражданского общества при разработке и согласовании показателей, а также обновление комплексных баз данных, служащих основой для деятельности по снижению степени уязвимости человека;

– содействие развитию информационных технологий, позволяющих активизировать обмен информацией и знаниями по вопросам окружающей человека среды между правительством и научными кругами.

Кроме того, со стороны международных научных кругов необходимо содействие увеличению вклада в мониторинг и оценку изменения глобальной окружающей среды, что отмечается в Декларации тысячелетия ООН. При осуществлении научных оценок огромное значение имеет наличие эффективных механизмов и инструментариев, обеспечивающих доступность к достоверным научным данным, информации и знаниям. ООН продолжает настоятельно призывать правительства конструктивно использовать результаты научных оценок при принятии политических решений. Однако отношения между научными кругами и директивными органами до сих пор остаются сложными и от того, как будет налажено их взаимодействие, зависит эффективность использования научных оценок в принятии решений [71, 73, 101, 57, 124].

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию [112] подчеркнуто, что одним из важных аспектов деятельности по совершенствованию механизма оценки уязвимости является проведение соответствующих мероприятий на национальном уровне. Основные компоненты такой деятельности включают создание кадрового потенциала, передачу технологий и организацию сотрудничества в интересах управления научно обоснованными данными, информацией и знаниями.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что оценка уязвимости человека является индикатором, определяющим качество окружающей человека среды, а также служит основой для принятия решений по управлению природопользованием и разработки стратегических планов развития общества.

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙНЫХ КРИТЕРИЕВ И
ПРИНЦИПОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАМКАХ ООН ДЛЯ ОЦЕНКИ
СОСТОЯНИЯ ЭКОСИСТЕМ

 

В Докладе Генерального секретаря ООН «Мы - народы. Роль ООН в ХХI веке» отмечается, что невозможно разработать эффективную политику по обеспечению безопасной окружающей среды в интересах развития, если она не основывается на надежной и качественной научной информации. В то же время до сих пор не проведена всесторонняя оценка основных экосистем планеты [143]. Решение о необходимости проведения такой оценки было принято на Форуме Тысячелетия ООН. Практическая реализация началась с июня 2001 года в рамках Глобальной программы «Оценка экосистем тысячелетия», где благосостояние и здоровье человека являются основным объектом внимания.

В работе по выполнению Глобальной программы «Оценка экосистем тысячелетия» (ОЭТ) принимают участие ведущие ученые более, чем из 100 стран, международные научные организации, а также представители деловых кругов и неправительственных организаций. Такие глобальные оценки будут повторяться каждые 5-10 лет, а на национальном уровне их необходимо проводить регулярно.

Используемый в ОЭТ концептуальный подход включает проведение интегрированной оценки состояния экосистем и социально–экономических систем, что позволяет более полно изучить и проанализировать полномасштабную природу различных воздействий, влияющих на степень уязвимости не только экосистем, но и человека. Результаты таких оценок целесообразно использовать в качестве инструмента, позволяющего лицам, принимающим решения, обоснованно учитывать взаимосвязанные процессы, происходящие в экосистемах и общественных отношениях. Это также позволяет вносить изменения в управление природопользованием с целью увеличения возможностей в предоставлении «услуг экосистемами». Кроме того, ОЭТ способствует как выбору существующих, так и разработке новых комплексных подходов, которые в равной мере могут использоваться на национальном и локальном уровнях.

Следует отметить, что среди причин, вызывающих деградацию экосистем, достаточно очевидна неэффективность существующих рыночных механизмов, не способных предотвратить загрязнение атмосферы, снизить техногенную нагрузку на экосистемы, уменьшить утрату биологического разнообразия. Более того, существующий неравный доступ к «услугам экосистем» часто приводит к росту благосостояния только ничтожно малой части общества по отношению к остальной, большей его части. Такая модель развития, сложившаяся в современном мире, является природоразрушающей и тупиковой, способной в перспективе только усугублять кризисные экологические явления и увеличивать степень уязвимости человека.

Согласно прогнозам ООН, к 2050 году население мира увеличится более, чем на 3 млрд. человек, а мировая экономика вырастет более, чем в 4 раза, что повлечет за собой гигантский спрос на «услуги экосистем», тем самым несоизмеримо увеличивая антропогенную нагрузку. В то же время экосистемы уже серьезно деградировали, поэтому их способность предоставлять услуги в будущем крайне снижена [155, 156, 152, 153, 145].

Наибольший вред здоровью и благосостоянию от деградации экосистем наносится сельскому населению. Например, деградация рыбных ресурсов приводит к ухудшению здоровья населения местной общины из-за уменьшения потребляемого в пищу белка, поскольку нет других альтернативных источников получения белка кроме рыбного промысла, а также оказывает непосредственное влияние на благосостояние населения в результате потери финансовых доходов, ранее получаемых членами этой общины от торговли рыбой.

В результате анализа терминологии, используемой в ОЭТ [104], дана характеристика основным понятийным критериям:

Экосистема – это динамичный комплекс растительных, животных сообществ и микроорганизмов, а также неживой окружающей среды, взаимодействующий как самостоятельная функциональная система, где человек является составной частью этой экосистемы.

Услуги экосистемы – это польза и выгоды, получаемые человеком от экосистем, включая ресурсы, необходимые для его здоровья и благосостояния. Они подразделяются на четыре категории: 1) «снабженческие услуги», 2) «регулирующие услуги», 3) «культурные услуги», 4) «поддерживающие услуги» (рисунок 8).

 

Рис. 8. Услуги, предоставляемые экосистемами человеку.

Благосостояние человека – это степень удовлетворения жизненно важных потребностей человека, которая оценивается степенью обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами и выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни населения. Структура благосостояния состоит из пяти основных компонентов:

1. Экологическая безопасность,к которой относится создание гарантированных условий, обеспечивающих снижение степени уязвимости человека вследствие негативных изменений в окружающей среде;

2. Основные жизнеобеспечивающие материальные ресурсы, к которым относится возможность доступа каждого человека к природным ресурсам, необходимым ему для существования;

3. Охрана здоровья, к которой относятся создание условий, предоставляющих каждому человеку возможность получать рациональное питание, чистую питьевую воду, дышать чистым воздухом, а также осуществление комплекса профилактических мероприятий;

4. Социальные отношения, к которым относится возможность беспрепятственно использовать человеком эстетические, культурные и духовные ценности, извлекаемые из экосистем;

5. Свобода личности и доступные варианты выбора.

Зависимость здоровья и благосостояния человека от способности экосистем предоставлять соответствующие услуги характеризуется в ОЭТ следующим образом (рисунок 9):

· Экологическая безопасность зависит от «снабженческих услуг», которые влияют на поставку продовольствия и других товаров, тем самым, способствуя возникновению конфликтов из-за сокращения ресурсов, «регулирующих услуг», которые могут влиять на частоту наводнений, засух, движения земной коры и другие, а также от «культурных услуг».

· Основные жизнеобеспечивающие материальные ресурсы сильно зависят от «снабженческих услуг», особенно связанных с обеспечением продовольствием, питьевой водой, топливом, а также «регулирующих услуг», включая очистку воды, обеспечение качества воздуха и другие.

· Охрана здоровьязависитот «снабженческих услуг», «регулирующих услуг», особенно тех, которые влияют на распространение заболеваний, а также от «культурных услуг», особенно связанных с восстановительными (рекреационными) и духовными аспектами.

· Социальные отношения в основномзависят от «культурных услуг».

· Свобода личности и доступные варианты выборав большей мере испытывают влияние от изменений, происходящих в «снабженческих, регулирующих и культурных услугах» экосистем.

 

 

 

Рис. 9. Зависимость основных компонентов, характеризующих благосостояние человека и общества, от «услуг экосистем».

 

Следует отметить, что рыночные механизмы обычно не обеспечивают сохранность экосистем, так как для своих целей используют только их «снабженческие услуги». В тех случаях, когда рынки используют дополнительно «культурные или регулирующие услуги» экосистем, распределение получаемых выгод и доходов от использования этих «услуг» среди коренного населения осуществляется крайне неэффективно, что приводит к негативным последствиям в социальном и экологическом плане. Например, развитие в стране туристического бизнеса является мощным экономическим стимулом по сохранению экосистем, так как они предоставляют для бизнеса «культурные услуги», однако нерациональное управление рыночными механизмами может привести к деградации именно того источника в экосистеме, от которого зависит весь этот бизнес. Более того, рыночные механизмы не учитывают вероятность возникновения будущих необратимых последствий, связанных с потерями способности экосистем предоставлять услуги, необходимые для жизни и здоровья человека. Это обусловлено, в основном, нерациональным управлением экосистемами, а также тем, что в последнее время значительно возросло число лиц, односторонние решения которых оказывают негативное влияние на функционирование экосистем.

В современных условиях глобализации состояние экосистем и их способность предоставлять услуги, необходимые для существования человека, напрямую зависят от глобальных общественных благ. Такого рода блага называются «ресурсами общего достояния» человечества, которые, согласно определению ООН, включают ценные природные ресурсы, которые не могут вообще быть переданы в частную собственность.

Характерная особенность «ресурсов общего достояния» заключается в том, что они не могут быть предметом конкуренции и к ним нельзя применить никакие исключительные решения как ныне живущих, так и последующих поколений. Атмосферный воздух, озоновый слой и многие другие блага одни на всех, и потребление этих благ одной страной не может снизить их потребление другой, здесь страны не являются конкурентами.

Однако для большинства «ресурсов общего достояния» обычно отсутствует или занижена рыночная стоимость, что является одной из причин нерационального их использования. При рыночных отношениях только стоимостной подход к «услугам экосистем» способен привести к пониманию важности и значимости природной окружающей среды, образующей фундамент благополучия и безопасности жизнедеятельности человека. Международным сообществом уже предпринимались многократные попытки разработать унифицированные методы оценки как стоимости предоставляемых «услуг экосистемами», так и стоимости мероприятий, необходимых для восстановления функциональных способностей экосистем предоставлять жизненно необходимые человеку услуги.

Результаты анализа методологии оценки стоимости экосистем, используемой в международной практике, показали, что причинами игнорирования или занижения стоимости «услуг экосистем» являются, помимо прочего, наличие различных философских взглядов и учений, а также отсутствие гармонизированных методов оценки уязвимости экосистем. Поскольку на современном этапе развития ни рынок, ни национальные законы не могут обеспечить полное отражение стоимости используемых совместно «ресурсов общего достояния», обеспечить сохранение этих ресурсов возможно только при надлежащем выполнении многосторонних соглашений, направленных на стабилизацию глобальной энвайронментальной ситуации. Более того, в Декларации тысячелетия ООН и в Плане выполнения решений ВСУР отмечается, что в условиях глобализации крайне необходима межгосударственная кооперация и координация деятельности международного сообщества по сохранению «ресурсов общего достояния». Однако существующие международные структуры, включая ООН, не обладают достаточными полномочиями и ресурсами для решения таких глобальных проблем [124, 73, 39, 87, 104].

Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что оценка состояния экосистем – это один из способов привлечь внимание политических и деловых кругов к решению проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды. Кроме того, результаты таких оценок позволяют выбирать оптимальные меры по снижению степени уязвимости наиболее незащищенных социальных слоев населения, особенно тех, для которых экосистемы являются единственным источником средств существования, предоставляя возможность поддерживать традиционный уклад их жизни.

Определено, что достоверность методов оценки состояния экосистем зависит от того, как используемая методология рассматривает неизвестное в дополнение к тому, что известно, поскольку любой процесс анализа экосистем должен оценивать результаты неопределенности, которые чрезвычайно важны для получения четких и достоверных данных. Поэтому существующие методы оценки состояния экосистем еще нуждаются в дальнейшей гармонизации и согласовании.

Результаты анализа показали, что для оценки состояния экосистем и определения их экономической значимости наиболее оптимальным является использование комплексного подхода, включающего:

· совершенствование и гармонизацию методов оценки экономической значимости товаров и услуг, предоставляемых экосистемами, а также стоимости мероприятий, необходимых для восстановления функциональных способностей экосистем;

· внедрение унифицированных методов оценки состояния и значимости экосистем во все отрасли экономики, с тем, чтобы сделать подобные расчеты стандартной практикой как на государственном уровне, так и на уровне отдельных компаний;

· поддержку и стимулирование изучения в сфере образования вопросов значимости экосистем и их влияния на здоровье человека;

· использование результатов оценки состояния экосистем в качестве основополагающих факторов при стратегическом планировании развития общества.

Таким образом, в целях минимизации рисков и негативных последствий для здоровья и благосостояния населения крайне важно анализировать происходящие в экосистемах процессы и учитывать обстоятельства, явления и факторы, приводящие к изменениям в них. Следовательно, без предварительного научно обоснованного анализа принятие управленческих решений может привести к необратимым изменениям в экосистемах. Например, решения по финансовой политике в стране не будут приниматься до тех пор, пока лица, их принимающие, не получат всеобъемлющую и достоверную информацию об экономической ситуации. Аналогичный подход должен использоваться и при принятии решений по отношению к использованию «услуг экосистем», с учетом краткосрочных и долгосрочных последствий для здоровья нации.

В Глобальной программе ОЭТ обстоятельства, явления и факторы, приводящие к изменению в экосистемах, в официальном переводе документов ООН на русский язык были названы «двигателем», хотя более целесообразно их называть «движущими силами».

Такие «движущие силы» классифицируются следующим образом [104]:

I. Термином «непосредственные движущие силы» называются обстоятельства, явления и факторы, непосредственно воздействующие на процессы в экосистемах, прямое влияние которых на экосистемы можно определить и конкретизировать с достаточной степенью точности.

II. Термином «опосредованные движущие силы» называются обстоятельства, явления и факторы, косвенно воздействующие на процессы в экосистемах, влияние которых на экосистемы можно определить только путем изучения их прямого воздействия на «непосредственные движущие силы».

III. Термином «эндогенные (внутренние) движущие силы» называют обстоятельства, явления и факторы, на которые лица, принимающие решения, могут оказывать влияние только на своем уровне.

IV. Термином «экзогенные (внешние) движущие силы» называют обстоятельства, явления и факторы, на которые лица, принимающие решения, не могут оказать влияние на своем уровне, так как в данный момент времени не имеют на это делегированных полномочий.

В условиях глобализации антропогенная нагрузка оказывает негативное влияние фактически на все экосистемы мира, поэтому и эффективное управление экосистемами требует полномасштабных действий на всех уровнях - от локального до глобального.

 

 

Рис. 10. Факторы, оказывающие влияние на экосистемы и благосостояние человека (по классификации ООН).

 

Негативные изменения в экосистемах обычно происходят в результате нагрузки, которая складывается из совместного воздействия как опосредованных, так и непосредственных движущих сил (рисунок 10). К «опосредованным движущим силам» относятся следующие факторы, характеризующие развитие общества:

1) демография, включая численность населения, его возрастную структуру, географию расселения, миграцию;

2) экономическое развитие, включая доход на душу населения, распределение доходов между социальными группами, макроэкономическую политику, многостороннюю торговлю;

3) социальное развитие, включая здравоохранение, образование, социальное неравенство, общественные взаимоотношения;

4) управление, включая степень участия структур гражданского общества, региональную и глобальную интеграции, урегулирование споров на локальном, национальном и международном уровнях;

5) наука и технологический прогресс, включая разработку и использование новых экологически безопасных технологий, а также механизмы инвестиций в научные исследования;

6) культура, включая варианты выбора отдельного лица в области потребительского спроса, а также определение совокупной ценности экосистем и предоставляемых ими услуг.

Являются ли «движущие силы» экзогенными или эндогенными для лиц, принимающих решения, зависит от пространственного и временного масштаба, а также от делегированных им на данный момент полномочий. В ОЭТ определена роль лиц, принимающих решения по вопросам управления экосистемами на разных организационных уровнях:

– на локальном уровне, где группы людей непосредственно выбирают определенную часть экосистемы (например, поле, лес, двор и др.);

– на национальном или муниципальном уровне, где решения принимаются лицами, представляющими органы власти, в тесном партнерстве с представителями гражданского общества;

– на глобальном и региональном уровне - обычно путем принятия международных конвенций и многосторонних соглашений.

На рисунке 11 представлен механизм принятия решений на разных уровнях управления. В соответствии с делегированными им полномочиями. Так, на локальном уровне лица, принимающие решения, имеют возможность непосредственно влиять только на те факторы, которые являются для них «эндогенными движущими силами», например, вносить изменения в использовании конкретного участка земли или других объектов, находящихся в их ведении, включая выбор необходимых для этих целей технологий. Однако данные лица не могут непосредственно влиять на разработку национальной макроэкономической политики, регулирование торговых барьеров, цен и рыночных отношений, определение и соблюдение прав собственности, развитие научно-технологического прогресса, так как эти факторы являются для них «экзогенными движущими силами».

На национальном уровне лица, принимающие решения, обладают реальным контролем и непосредственно влияют на разработку макроэкономической политики в стране, регулирование торговых барьеров, цен и рыночных отношений, определение прав собственности, развитие научно-технологического прогресса, так как эти факторы являются для них «эндогенными движущими силами». В то же время лица, принимающие решения на национальном уровне, не имеют контроля над изменением климата, деградацией земельных и водных ресурсов, а также над демографическими, научными, культурными и религиозными процессами, так как эти факторы являются для них «экзогенными движущими силами».

Существующие современные механизмы управления и интересы участвующих субъектов обычно сильно различаются даже в масштабах отдельно взятой страны. Например, на национальном уровне приоритетные области по сохранению биоразнообразия, представляющего собой «ресурсы общего достояния», могут отличаться от тех ценностей и приоритетов, которыми на локальном уровне руководствуются местные сообщества.

В долгосрочном временном масштабе «движущие силы», ранее являющиеся экзогенными для лиц, принимающих решения, могут превратиться в эндогенные, в результате расширения их полномочий по принятию решений. Это может достигаться посредством образования, просвещения, использования информационных технологий, организации конструктивного сотрудничества (рисунок 12).

Показано, что действия, направленные на рациональное управление экосистемами, относятся к тем шагам, которые необходимо предпринимать для изменения прямого или косвенного влияния антропогенной деятельности на экосистемы. Глобальная программа ОЭТ предлагает новые подходы, позволяющие выбирать эффективные механизмы управления экосистемами и


 

Рис.11. Механизм принятия решений движущими силами в соответствии с делегированными им полномочиями в условиях глобализации.

 

Рис.12. Механизм расширения полномочий по принятию решений «эндогенными движущими силами» в условиях глобализации.


достигать согласованности в действиях по снижению степени их уязвимости на всех уровнях, от локального до глобального. Существующие в международной практике и широко используемые меры, необходимые для принятия обоснованных решений, включают следующие аспекты:

– осуществлять на постоянной основе сбор и анализ доступной информации из достоверных источников;

– обеспечивать беспрепятственный доступ к информации и использовать традиционные знания коренного населения, а также привлекать всех заинтересованных представителей гражданского общества к процессу принятия решений;

– уделять особое внимание наиболее уязвимым группам населения;

– использовать результаты научных исследований в процессе принятия решений с целью ограничения негативных воздействий на экосистемы;

– учитывать степень негативного воздействия антропогенной деятельности на необратимость экосистемных процессов и вносить коррективы в управление экосистемами на основе полученных результатов оценки;

– осуществлять контроль за лицами, принимающими решения;

– направлять усилия на выбор эффективного варианта вмешательств по исправлению ситуации;

– обращать особое внимание на такие аспекты, как необратимость, потенциальные риски и упущенные выгоды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.091 с.)