ТОП 10:

Стратегия развития лесного сектора России



 

Стратегия развития любого сектора экономики чаще всего означает генеральную программу действий и распределение приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей и является одним из обязательных компонентов экономической безопасности. В таких развитых лесопромышленных странах мира, как США, Канада, Швеция и Финляндия, есть национальные программы или стратегии развития лесного сектора на 10–20 и даже 50 лет. Мировой опыт подтверждает, что, не имея долгосрочной стратегии, учитывающей национальные особенности, невозможно добиться устойчивого экономического роста. Специфика лесного хозяйства характеризуется длительным периодом процесса воспроизводства, что предопределяет необходимость в прогнозах лесных ресурсов, прогнозирования рынков лесопродукции, обоснования стратегии в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов для сбалансирования спроса и предложения на лесные ресурсы и услуги.

Нестабильность социально-экономической ситуации в период переходной экономики России объективно сдерживала возможности среднесрочного планирования, а долгосрочного тем более. В стратегическом развитии лесного сектора экономики с принятием ЛК РФ (2006) обозначены ответственные за направления субъекты лесных отношений и определена система государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (рис. 8).

В настоящее время осуществляется реализация Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., определены системные проблемы развития лесного комплекса:

1) низкий уровень лесопользования и недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке сырья;

2) слаборазвитая сеть лесовозных дорог.

Эти проблемы поставили экономику страны в зависимость от импорта высококачественной лесобумажной продукции.

 

 


Рисунок 8 – Система государственного управления в области использования,

охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

 

В Стратегии отражены приоритетные направления развития лесного комплекса:

- развитие мощностей по глубокой механической и химической переработке древесины;

- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования.

Обозначены основные цели стратегического развития:

- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;

- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке;

- увеличение доли лесобумажной продукции Российской Федерации в экспорте лесопродукции;

- увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и рост на этой основе дохода на 1 м3 заготовленной древесины;

- создание условий для устойчивого обеспечения лесной промышленности лесосырьевыми ресурсами при сохранении ресурсного, рекреационного,

- экологического потенциала и биологического разнообразия лесов.

Основные мероприятия, обеспечивающие реализацию стратегии развития лесного комплекса до 2020 г., включают:

- совершенствование правовых и законодательных актов в сфере использования лесов;

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;

- создание условий для формирования вертикально-интегрированных структур;

- развитие отечественного машиностроения для лесного комплекса;

- стимулирование внутреннего рынка лесоматериалов;

- создание благоприятного правового, налогового и финансового климата для развития лесного бизнеса;

- стимулирование развития переработки древесных отходов и неликвидной древесины;

- переход от заявительного к планируемому лесопользованию на основе лесного плана и лесохозяйственных регламентов;

- организация государственной инвентаризации лесов;

- развитие плантационного лесовыращивания и сети модельных лесов;

- развитие добровольной лесной сертификации;

- реализация лесных проектов в рамках Киотского протокола;

- воссоздание системы переподготовки кадров и повышения квалификации инженерно-технических работников лесного комплекса.

В России стратегия развития лесной отрасли («Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года») касается в основном экономики, в целом задачи стратегии те же, что и в развитых лесопромышленных странах мира, но отсутствуют конкретные направления решения экологических аспектов. В ней предусматривается развитие науки с целью увеличения производительности, коэффициента полезного действия и экологичности российской лесной промышленности; развитие машиностроения в лесной отрасли; расширение производственных мощностей в целлюлозно-бумажной промышленности, путем модернизации и обновления основных фондов; создание новых предприятий глубокой переработки; улучшение инвестиционного климата в лесной отрасли РФ для привлечения иностранного капитала в развитие предприятий глубокой переработки; оптимизация организации использования ресурсного потенциала лесов с экологической и экономической точек зрения; создание инфраструктуры для развития лесозаготовок.

«Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» была подписана в 2008 г., ее реализация рассчитана до 2020 г., однако темпы решения поставленных задач вызывают сомнение в том, что они будут решены. Тем более что фактически стратегия была впервые сформулирована в начале 2000-х годов и осуществляется с 2002 г., однако с тех пор и после введения Лесного кодекса (2006) проблем в лесной отрасли только стало больше:

– модернизация предприятий ЦБК действительно проводится, в том числе и за счет государственного финансирования, но слишком медленно;

– новые предприятия глубокой переработки древесины в целом не создаются;

– улучшение инвестиционного климата в лесной отрасли РФ не наблюдается;

– средств, выделяемых государством на создание инфраструктуры для развития лесозаготовок, недостаточно.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает «стратегия» в общем понимании?

2. Что понимается под экономической политикой государства?

3. Что означает «лесная политика»?

4. Роль государства в формировании и осуществлении лесной политики.

5. Перечислите основные цели современного лесного хозяйства.

6. Охарактеризуйте три периода лесоуправления в России за 300 лет.

7. Почему природные богатства трактуются как конечный продукт?

8. Назовите основные экономические принципы.

9. Что является стратегической целью лесного хозяйства?

10. В чем суть стратегии устойчивого управления лесами?

11. Перечислите основные принципы стратегии устойчивого управления лесами.

12. Назовите специфические функции стратегии лесопользования.

13. Обозначьте миссию лесопользования.

14. Назовите сопутствующие цели лесопользования.

15. Перечислите стратегические задачи лесопользования.

16. Какие возникают проблемы у современных лесопользователей?

17. Обоснуйте возможности ведения лесопользования в лесах различного назначения.

18. Что такое «экологическая безопасность»?

19. В чем суть стратегии экологической безопасности?

20. Что представляет собой «коричневая экономика»?

21. Дайте характеристику «зеленой экономики».

22. На чем базируется концепция экологической безопасности?

23. Перечислите системные проблемы развития лесного комплекса РФ.

24. Назовите основные цели стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г.

 

3. ЛЕСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА
ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ

 

3.1. Основы лесного планирования

Лесное планирование – это планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Планировать – значит выстраивать заранее намеченную систему деятельности, в которой есть последовательность и сроки выполнения.

Лесное планирование направлено на устойчивое развитие территорий, в нем определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Цель современного лесного планирования – обеспечение устойчивого развития территорий. Требуемые задачи в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны решаться на основе лесного планирования – это основа освоения лесов (п. 2 ст. 85 ЛК РФ).

Планирование лесного хозяйства и лесопользования в России в соответствии с ЛК РФ (2006) осуществляется на основании следующих плановых документов (рис. 9) – это:

1) региональный лесной план;

2) лесохозяйственный регламент;

3) проект освоения лесов (на арендованном участке леса);

4) лесная декларация (заявление о рубках в рамках проекта освоения лесов до начала их проведения);

5) участие общественных организаций (механизм не прописан, решается на региональном уровне).

Проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирование эксплуатационных, резервных, ценных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства. Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в сфере лесных отношений.

Проектирование эксплуатационных лесов в пределах лесничества, лесопарка осуществляется после проектирования защитных и резервных лесов. К эксплуатационным лесам относятся леса, предназначенные для освоения в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса выделяются на землях лесного фонда и землях иных категорий в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

 

 
 

 


Рисунок 9 – Инструменты государственного управления лесами в РФ

 

Одним из важнейших новшеств Лесного кодекса РФ (2006) является введение в практику отечественного лесного хозяйства нового института планирования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесное планирование направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

 

 

3.2. Лесоустройство как основа планирования лесопользования

 

В соответствии со ст. 68 ЛК РФ, лесное проектирование осуществляется при проведении лесоустройства и включает в себя:

– проектирование лесничеств и лесопарков;

– проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

– проектирование лесных участков;

– закрепление на местности границ всех вышеперечисленных объектов;

– таксацию лесов;

– проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесоустройство в России имеет довольно длинную историю. Первое устройство небольшой части лесов было проведено в 40-х годах XIX века на Урале. С тех пор площади устроенных (т. е. в первую очередь «приведенных в известность») лесов неуклонно возрастали, а методы и точность лесоустроительных работ постоянно совершенствовались. Только за период после 1917 г. нормативы и требования к точности и методам лесоустроительных работ (закреплявшиеся в инструкциях по лесоустройству) изменялись семь раз. В целом развитие системы лесоустройства в России отражало новейшие достижения в развитии лесной науки; при этом сама система лесоустройства была одним из основных источников знаний о жизни лесных экосистем, одним из главных двигателей лесной науки. К сожалению, в 30-е годы произошла фактическая изоляция «академической» и «отраслевой» частей лесной науки. Видимо, в первую очередь это было связано со стоявшей перед «отраслевой» частью науки задачей не столько разработки научно обоснованных методов ведения хозяйства, сколько «научного обоснования» удовлетворения всех потребностей лесной промышленности и экспорта, пусть даже в ущерб качеству лесов. Эта изоляция в значительной степени сохранилась и до настоящего времени, что явно не идет на пользу ни «академической», ни «отраслевой» наукам о лесе.

Однако лесоустройство – это не только теория, но и практика планирования организации лесопользования, а также основа для государственного учета лесного фонда. К сожалению, при всей детальности лесоустроительных инструкций и хорошей теоретической проработке процесса лесоустройства далеко не всегда практика соответствует теории. В реальной жизни лесоустройство нередко оказывается не столько средством реального планирования лесного хозяйства, сколько средством маскировки существующих проблем и неблагоприятных тенденций. Для того чтобы реально оценивать качество и достоверность работ по учету лесного фонда, надежность и разумность планирования лесохозяйственных мероприятий, необходимо иметь представление об основных типичных недостатках и ограничениях современной российской системы лесоустройства. Перечислим основные из них, которые имеют наибольшее значение с точки зрения практической работы по охране природы.

1. Лесоустройство ориентировано практически целиком на учет только древесной составляющей лесных экосистем, планирование и организацию использования древесных ресурсов. При проведении лесоустроительных работ не производится какой-либо учет особо ценных или уникальных естественных лесных экосистем, мест обитания редких и занесенных в Красные книги видов растений и животных, флоры и фауны лесов, почвенного покрова (за исключением отдельных случаев). Какого-либо выявления особо ценных природных объектов при лесоустройстве обычно не проводится, и эти объекты, если они уже не имеют особого охранного статуса, расцениваются как обычные «эксплуатационные леса». Благодаря этому в России до сих пор отсутствует достоверная информация о количестве и расположении многих ценных природных объектов на территории лесного фонда (например, малонарушенных хозяйственной деятельностью человека естественных лесов, мест обитания видов, занесенных в Красные книги и т. д.). Это не позволяет на государственном уровне эффективно планировать работы по охране лесной природы и служит важным источником конфликтов между различными природоохранными организациями и природопользователями.

2. Планирование форм и объемов лесопользования (в первую очередь – заготовки древесных ресурсов) при лесоустройстве нередко основывается не на принципах неистощительного и устойчивого использования лесов, а на принципах первоочередного удовлетворения современных интересов лесозаготовительной промышленности. В частности, в таежной зоне лесоустройством нередко «обосновываются» завышенные допустимые объемы лесопользования (обеспечивающие стабильную работу лесозаготовителей лишь на ближайшие 20–30 лет). Как правило, в расчет общего допустимого объема лесозаготовок включаются экономически недоступные леса, вырубка которых неэффективна при использовании современных технологий рубки. За счет этого происходит ускоренная вырубка доступных и наиболее ценных с хозяйственной точки зрения лесов и быстрое истощение доступных древесных ресурсов.

3. В подавляющем большинстве случаев лесоустройство рассматривает лес как простую сумму составляющих его участков (таксационных выделов). Данные об основных с точки зрения планирования лесопользования параметрах лесного фонда (например, количестве «спелых и перестойных» лесов) получаются простым суммированием соответствующих показателей по всем выделам. При этом не учитываются такие параметры, как расположение этих выделов по отношению друг к другу, к транспортной сети, к особо ценным природным объектам и т. д. В результате, например, в одну категорию «спелых и перестойных эксплуатационных лесов» объединяются как доступные для рубок массивы лесов, так и «деконцентрированный лесосечный фонд» – мелкие разрозненные фрагменты спелых лесов, практически недоступные для промышленной эксплуатации из-за неэффективности строительства дорог для вывозки малых количеств древесины. Благодаря этому нередкой оказывается ситуация, когда по материалам лесоустройства в пределах лесничества или административного района имеется большое количество эксплуатационных спелых лесов, а реально лесозаготовительные предприятия сидят на голодном пайке или вынужденно дорубают особо ценные с экологической точки зрения леса. В целом по Европейскому Северу России «деконцентрированный» лесосечный фонд составляет значительную долю от всех спелых и перестойных лесов, и отсутствие отдельного его учета существенно снижает практическую ценность лесоустройства для планирования лесохозяйственной деятельности.

4. Качество и точность лесоустроительных работ лишь иногда является вполне удовлетворительным и соответствует нормам и требованиям, предусмотренным инструкцией по лесоустройству. Во многих же случаях, особенно при лесоустройстве лесов так называемых «многолесных» регионов, многие параметры оказываются недостоверными. В частности, исключительно сильно искажаются данные по лесовосстановлению; учет этого показателя основывается чаще на том, что должно бы быть, чем на реальном состоянии лесовосстановления (так, если в соответствии с документами лесничества на каком-то участке произведена посадка лесных культур, то при последующем лесоустройстве они, скорее всего, автоматически будут учтены как лесные культуры, вне зависимости от того, были ли они реально высажены, погибли или выжили после высадки). Кроме того, случаются и «договорные» ошибки при лесоустройстве, когда по многим участкам сознательно искажаются возраст лесов, запас древесины в них и другие показатели с тем, чтобы создать видимость благополучия в том или ином лесничестве или обосновать необходимые объемы лесопользования.

5. При лесоустройстве обычно не учитываются или учитываются не полностью особо охраняемые природные территории, организуемые в соответствии с решениями региональных органов власти. Обычными являются случаи, когда заказники, в которых установлен достаточно жесткий режим ограничения лесопользования (например, запрещены рубки главного пользования, а иногда и все виды рубок) при лесоустройстве рассматриваются как обычные эксплуатационные леса. Это не всегда прямо приводит впоследствии к нарушению режимов заказников лесозаготовителями (иногда при планировании конкретных мероприятий режим заказников все же учитывается), но в любом случае маскирует реальную картину истощения доступных для эксплуатации лесных ресурсов.

6. Система лесоустройства является в значительной степени «закрытой» от посторонних глаз и возможности контроля за проводимыми работами независимыми экспертами или специалистами не лесоустроительного профиля (например, биологами или специалистами в области охраны природы). Это является одной из основных причин низкого качества лесоустроительных работ во многих регионах, отсутствием учета при лесоустройстве многих важных с точки зрения охраны природы показателей, наличия «договорных» ошибок и игнорирования многих явных нарушений. Это же является одной из причин отсутствия доверия к материалам лесоустройства и государственного учета лесного фонда со стороны независимых экспертов, многих научных и общественных организаций. Обеспечение открытости лесоустройства, возможности контроля за ним со стороны независящих от лесной службы экспертов, включение в лесоустроительный процесс специалистов самого разного профиля является главным условием дальнейшего развития лесоустроительной науки, повышения качества лесоустроительных работ и роста доверия к результатам лесоустройства.

Лесоустройство (проводимое раньше через 5–10 лет) представляет собой комплекс мероприятий по учету имеющегося лесного фонда и разработке системы мероприятий по ведению лесного хозяйства на основе единой для России научно-технической политики. В основные задачи лесоустройства входят:

- сбор разносторонней информации о лесных ресурсах и состоянии лесов;

- создание и обновление базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам;

- обеспечение внутрихозяйственной организации лесного фонда;

- составление документов по инвентаризации и учету лесов, лесных карт;

- определение научно обоснованных размеров неистощительного пользования различными ресурсами леса;

- контроль за реализацией лесохозяйственных регламентов;

- контроль за лесопользованием.

Объектом лесоустройства являются лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Проектирование лесопарков осуществляется, как правило, вокруг населенных пунктов, вблизи путей транспорта, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением, а также в населенных пунктах на территориях городских лесов.

Проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется в целях установления количества лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ. При проектировании лесничеств и лесопарков составляются:

- ведомости и схемы проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, а территорий лесничеств и лесопарков – на лесные кварталы с указанием номеров лесных кварталов;

- пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления.

В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы. Квартал – это отграниченная на местности просеками или иными естественными или искусственными рубежами часть лесного массива, являющаяся постоянной организационно-учетной и хозяйственной единицей в лесу. В равнинных лесах лесные кварталы имеют прямоугольную или квадратную форму, примерно одинаковы по площади и разделены квартальными просеками, которые прорубают, как правило, с севера на юг и с востока на запад. В горных лесах границы лесных кварталов чаще всего устраивают по естественным рубежам (горным хребтам, тальвегам, ущельям, берегам рек, дорогам и др.). Размеры кварталов устанавливаются разрядами лесоустройства: I – 500 × 500 м, II – 1 × 1 и 1 × 2 км, III – 2 × 2 и 2 × 4 км.

По материалам лесоустройства для каждого конкретного лесничества, заповедника, национального парка и т. д. создается лесохозяйственный регламент на 10 лет. В соответствии с действующим лесным законодательством, наличие этого регламента является необходимым условием ведения лесного хозяйства и лесопользования, а также основой для назначения лесохозяйственных мероприятий и планирования лесопользования. На основании материалов лесоустройства (с учетом произошедших со времени последнего лесоустройства изменений) периодически проводится государственный учет лесного фонда по всей России.

Проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования. Проектирование осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков в указанных лесах.

Подразделение лесов на виды по целевому назначению осуществляется путем отнесения:

а) к эксплуатационным – это леса, которые подлежат освоению в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов;

б) к защитным – это леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

в) к резервным – это леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Деление лесов на защитные (22 % площади лесного фонда РФ), преимущественно эксплуатационные (54 %) и резервные (24 % площади лесов), заменившее деление лесов на первую, вторую и третью группы лесов, предусматривается в ст. 10, 102–109 ЛК РФ.

Границы эксплуатационных, защитных и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в границах лесничеств и лесопарков, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.

Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных, защитных и резервных лесах осуществляется в целях выделения относительно небольших участков леса, имеющих большое значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Их границы устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.

По результатам проектирования эксплуатационных, защитных и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются:

а) ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные, защитные и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов;

б) пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов;

в) ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов;

г) пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Проектирование лесных участков осуществляет владелец лесного фонда в соответствии со ст. 70 ЛК РФ. Проектирование лесных участков является одним из видов работ по лесоустройству. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков. Лесные участки проектируются компактными по территории, состоящими из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов. Минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для заготовки древесины является лесной квартал. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Границы лесных участков (по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам) закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) обозначаются на картах лесов.

По результатам проектирования лесных участков составляются:

- ведомости и схемы проектируемых лесных участков;

- пояснительная записка с обоснованием проектируемых лесных участков и указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов.

Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется по результатам проведения таксации лесов. По результатам проектирования составляются соответствующие ведомости по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.

Таксация лесов, т. е. выявление, учет и оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, – это один из важнейших видов лесоустроительных работ. Результатом этой работы будет новые таксационное описание (ТО) устраиваемой территории и картография. ТО и картография являются частью Лесного реестра и основой для составления 13 форм Лесного реестра. То есть после проведения работ по таксации лесов результаты (новые ТО и картография) должны быть включены в Лесной реестр субъекта (процедура включения ТО в реестр – это отдельная проблема). После того как в Лесном реестре окажется новые ТО и картография, необходимо внести изменения в Регламент лесничества, на территории которого прошли лесоустроительные работы по таксации лесов, и провести новые расчеты по определению размеров пользования лесов, работ по охране, защите и воспроизводству лесов. После создания нового Регламента лесничества необходимо внести корректировки во все договоры аренды на территории лесничества, что, в свою очередь, приведет к необходимости всем арендаторам составлять новые проекты освоения лесов.

Исходя из вышеизложенного, видно, что таксацию лесов можно нормально провести только на территории всего лесничества с составлением нового регламента и корректировкой всех договоров аренды и проекта освоения лесов. Таксация лесов на территории отдельного лесного участка все равно вызывает необходимость провести всю вышеперечисленную цепочку изменений в лесной документации. Кроме того, при этом (таксации на части лесничества) возникают непреодолимые сложности совмещения двух и более разновременных таксаций лесного фонда, что не позволит корректно рассчитать размеры разрешенного пользования и объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Если же таксация части территории лесничества совмещена с работами по проектированию (на этой части) эксплуатационных и защитных лесов, проблемы внесения изменений в Лесной реестр, Регламент лесничества, договоры аренды и проекты освоения лесов становятся неразрешимыми.

 

3.3. Природоохранное планирование

Любая хозяйственная деятельность в лесах оказывает возрастающее негативное воздействие на естественные лесные сообщества, ослабляет защитные и средообразующие функции леса, сокращает биологическое разнообразие лесных экосистем. Чтобы минимизировать и даже исключить потенциальные последствия возможного лесопользования, необходимо осуществлять лесное природоохранное планирование. Цель природоохранного планирования – организовать лесопользование таким образом, чтобы поддерживать экологические функции леса, включая сохранение биоразнообразия [12].

Действующие в России правила ведения лесного хозяйства практически не учитывают необходимости сохранения биологического и ландшафтного разнообразия – одного из условий сохранения экосистем в устойчивом состоянии. Природоохранное планирование при ведении лесного хозяйства имеет целью дифференциацию лесной территории по режимам лесопользования, районирование территории для определения приоритетов лесопользования и сохранения экологических функций леса, идентификацию типичных, редких, уникальных, особо ценных природно-территориальных комплексов. Международные стандарты ведения лесного хозяйства диктуют новые требования к определению экологической ценности леса.

Ключевым вопросом в практике планирования является создание системы критериев и индикаторов для выявления ценных участков, где требуется ограничить пользование. Это связано со сложностью инвентаризации биоразнообразия и неоднозначностью показателей, которые могут косвенно отражать его. В скандинавских странах существует практика определения так называемых ключевых местообитаний.

Природоохранное планирование территории при ведении лесного хозяйства подразумевает выделение участков леса с определенным режимом использования и может быть основано на концепции экологических сетей.

Любая природная территория представляет собой иерархию природно-территориальных комплексов разного уровня. Характер географического ландшафта определяется климатом, поступлением солнечной радиации, четвертичными отложениями. Географический ландшафт может быть подразделен на местные ландшафты (местности), характеризующиеся единством рельефа, водного режима, дренированности и почвообразующей породы [13]. В пределах местности могут быть выделены урочища, характеризующиеся общей направленностью физико-географических процессов (стока, миграции вещества и пр.) и определенным положением в рельефе. Сочетание основных факторов формирования урочища – состав почвообразующих пород, позиция в рельефе и режим увлажнения – определяет тип лесорастительных условий и характер лесных сообществ.

При лесоустройстве в пределах урочища выделяются выделы, границы которых определяются, прежде всего, различием древостоя. Особенности древостоя лесохозяйственных выделов в однородных лесорастительных условиях зависят от стадии сукцессии, лесохозяйственных мероприятий, а также иных нарушений, произошедших в прошлом.

В пределах одного выдела можно найти различные элементы внутренней неоднородности (например, скопления валежника, деревья различных поколений и пр.), возникновение которых обычно связано с функционированием биоты – ростом и отмиранием деревьев, ветровалами и др. Эта локальная мозаичность может иметь и абиотическое происхождение: можно выделить, например, небольшие заболоченные понижения, временные водотоки, валуны и пр. Элементы неоднородности, важные для сохранения биоразнообразия, называются ключевыми.

Разные экологические функции леса проявляются на разных уровнях иерархии, и, следовательно, природоохранное планирование должно выполняться для природно-территориальных комплексов различного масштаба: географического ландшафта, местности, урочища, выдела и объектов внутри выдела (рис. 10).

 

 


Рисунок 10 – Уровни природно-территориальных комплексов

при природоохранном планировании: ООПТ – особо охраняемые природные территории, ЛВПЦ – леса высокой природоохранной ценности, МЛ – модельный лес,

ОЗУ – особо защитные участки

 

Выбор приоритетов экологической политики, а также охрана крупных малонарушенных лесных территорий должны производиться с учетом характера ландшафтов района, для которого производится планирование. Проектирование экологических сетей в районах с фрагментированными лесными территориями (например, в подзоне южной тайги европейской части России) необходимо выполнять на уровне отдельных выделов и их компактных массивов на ландшафтной основе – с использованием информации о местностях и урочищах. Сохранение ключевых элементов на вырубках осуществляется с учетом естественной мозаичности локального уровня.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.023 с.)