ТОП 10:

Роль сертификации в организации лесопользования



 

Эффективное лесопользование – это долгосрочное лесопользование, которое соответственно может быть создано только устойчивым лесопользованием. Однако на современном этапе развития, когда преобладающими являются рыночные подходы развития общества, невозможно создать экологобезопасное общество. Международное сообщество, в том числе различные общественные организации, ищут реальные пути движения в этом направлении. Одним из вероятностных вариантов, который устраивает бизнес, является добровольная лесная сертификация, которая создает иллюзию ответственного лесопользования и притупляет бдительность общества относительно соблюдения экологических аспектов.

Сертификация лесоуправления разрабатывалась как альтернатива неэффективным международным инициативам, правительственным санкциям, бойкотам «плохих» компаний после принятия в Рио-де-Жанейро (1992) направления «устойчивое развитие». Система сертификации, и в особенности заложенная в нее связь ответственного продавца с лесозаготовителем, направлена на создание условий, при которых невыгодно плохо вести лесное хозяйство, в частности, допуская отступление от нормативов при лесозаготовках. Сама же сертификация направлена на становление социально ответственного, экологически ориентированного и экономически сбалансированного и устойчивого лесного хозяйства. Сертификация является ограничителем поставки лесоматериалов, заготовленных с нарушениями действующего законодательства и социальных норм.

Сертификация лесоуправления и лесопользования, для краткости называемая лесной сертификацией, – это развивающийся процесс в лесном секторе, направленный на сохранение лесов на Земле.

Сертификация – термин для общей характеристики процесса, при котором специально уполномоченная независимая организация письменно свидетельствует о соответствии товара, услуги или технологии специальным требованиям (государственным или международным стандартам).

Добровольная сертификация лесоуправления – это сравнительно новый и быстро развивающийся процесс в лесном секторе, направленный на повышение уровня управления лесами на основе международных стандартов.

Лесная сертификация– это деятельность по подтверждению соответствия управления лесами и (или) лесохозяйственной продукции установленным требованиям. Результатом сертификации является получение сертификата о соответствии ведения хозяйства или выпускаемой продукции определенным требованиям. Эти стандарты предусматривают в том числе обеспечение легальности производства лесоматериалов, отсутствие невосполнимого ущерба природе при их производстве, ненанесение ущерба местному и коренному населению. Из-за серьезной обеспокоенности мирового сообщества экологическими и социальными проблемами продукция, происходящая из сертифицированных лесов, пользуется особым спросом на мировых рынках, что окупает вложения в сертификацию, способствует ее быстрому распространению в лесном секторе. Этот процесс уже оказал существенное воздействие на лесоуправление, благодаря ему лесные отношения стали более открытыми, повысилось качество лесоуправления в сертифицированных лесах во всем мире.

Сертификация лесов началась более 15 лет назад. В 1993 г. была образована первая организация в области лесной сертификации – Лесной попечительский совет (ЛПС или FSC), а первые леса были сертифицированы в 1996 г. В результате многолетнего консультационного процесса FSC разработал и утвердил десять принципов устойчивого управления лесами. Они соответствуют критериям и индикаторам Хельсинкского и Монреальского процессов. По принципам FSC оценивается выполнение требований устойчивого лесного хозяйства. Из-за того, что десять принципов разрабатывались как глобальные, FSC рекомендует создавать конкретные национальные и региональные стандарты, основанные на них.

В настоящее время лесозаготовители осознают, что в глобальной экономике независимая сертификация является очень важной составной частью ведения бизнеса, что на рынке формируется спрос на древесную продукцию из ответственно управляемых лесов и что рано или поздно им предстоит заняться лесной сертификацией. Многие специалисты справедливо считают, что лесная сертификация является одним из проявлений процесса глобализации производства и потребления лесной продукции.

В 1997 г. на базе ряда национальных схем лесной сертификации была основана Панъевропейская схема сертификации (PEFC), главной функцией которой стало взаимное признание национальных схем лесной сертификации под единым брендом (логотипом). Многие функции национальных схем сертификации, например разработка рамочных стандартов и политик, были делегированы вновь созданной организации. В 2003 г. Панъевропейская схема сертификации была переименована в Программу одобрения схем лесной сертификации, но при этомсохранила старую аббревиатуру – PEFC.

Международные структуры по добровольной лесной сертификации (FSC, PEFC) по своей форме негосударственные, некоммерческие. Между ними имеются определенные различия, однако все они не являются международными организациями системы ООН или иными межгосудартвенными органами. Они не могут заменять государственные органы управления лесами, законодательные и правоприменительные органы. С другой стороны, стандарты и политика этих организаций настолько распространены в мире и настолько сильно влияют на международную торговлю, что обусловливают изменения в законодательстве многих государств. В результате национальное лесное законодательство во многих странах мира учитывает требования сертификации.

Кроме того, существует целый ряд других видов сертификации, применяемых в лесной отрасли, например: ISO 9001, ISO 14001, EMAS, схема Swan («Лебедь»), распространенная в Скандинавских странах. Эти виды в первую очередь относятся к сертификации систем менеджмента на предприятии (а не к обеспечению устойчивости управления самими лесами). В США, кроме FSC, представлено несколько схем лесной сертификации, входящих в «зонтик» PEFC: национальные американские стандарты Инициативы по устойчивому лесному хозяйству (Sustainable Forestry Initiative, SFI) и Американской системы выращивания деревьев (American Tree Farm System, ATFS), в Канаде широко распространен стандарт Канадской национальной ассоциации стандартов (Canadian Standards Association, CSA).

Еще в середине ХХ в. лесной сектор обеспечивал своей продукцией в основном национальные экономики, т. е. лесная продукция, произведенная в стране, в ней же в основном и потреблялась. Древесины, заготовленной в отдельно взятой европейской стране, как правило, еще хватало для ее потребностей. Однако в 60–70-х годах потребности экономически более развитых стран стали расти, что связано, в первую очередь, с резким ростом потребления бумаги и развитием деревянного домостроения. Лесных ресурсов, имеющихся в развитых странах, перестало им хватать, поэтому потребность в импорте лесной продукции еще более возросла. Некоторые лесные компании открыли свои отделения в зарубежных государствах, стали осваивать там лесные концессии. Особенно бурно этот процесс протекал в некоторых странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия) и Южной Америки (Бразилия, Чили). Резко возросли объемы лесозаготовок в Канаде, США, Швеции, Финляндии, СССР. Например, финны построили вдоль границы с СССР ряд целлюлозно-бумажных комбинатов, которые работали на российском круглом лесе. Финско-шведская компания «Стора Энсо» (Stora Enso) за последние 20 лет получила во владение (концессию) леса в Канаде, Португалии, Бразилии, России, Китае и Уругвае. Канадская компания «Вейерхаузер» (Weyerhaser) владеет лесами не только в Канаде, но и в США, Австралии, Новой Зеландии, Китае, Мексике, Ирландии, Франции и Уругвае. Этот список можно продолжить. В результате объем лесобумажных материалов, поступающих на международный рынок, стал расти. Лесной бизнес из национального становился транснациональным.

Международные компании, как правило, высоко котируются на фондовых рынках, имеют дорогостоящий бренд. Они делают все, чтобы снизить риски своей деятельности, в том числе экологические. Поэтому такие компании, как правило, вводят единые требования к управлению лесами для всех своих концессий. Сертификация лесов – одна из важнейших составляющих таких требований. В России многие лесные компании контролируются иностранным капиталом. Международные компании обычно являются инициаторами сертификации арендованных ими лесных участков.

Транснациональные торговые сети, торгующие материалами для домашнего строительства, такие как «Хоум Депо» (Home Depot), ИКЕА (IKEA), «Карефур» (Carrefour), продают в большом количестве изделия из древесины. Эти сети обладают дорогостоящими брендами, капитализация которых на фондовом рынке может существенно снижаться из-за негативной информации о компаниях. Кроме того, такие компании находятся под пристальным вниманием радикальных экологических организаций. Вот почему многие сети достаточно давно заявили о своей приверженности к закупке сертифицированной лесной продукции. Например, ИКЕА работает только с поставщиками, которые обязуются использовать древесину легального происхождения, а со временем пройти сертификацию лесоуправления. Также компания ИКЕА разработала и применяет на практике собственную «Лесную политику», основу которой составляют два ключевых документа: «Позиция ИКЕА в отношении использования древесины» и «Стандарт IWAY». Сотрудники компании и поставщики изделий руководствуются требованиями этих документов при закупках мебели и древесного сырья.

Первый документ – «Позиция ИКЕА в отношении использования древесины» – является концептуальным. Он устанавливает, что ИКЕА предпочитает использовать в своей мебели древесину, заготовленную в лесных массивах, где ведется ответственное, неистощительное лесопользование. Такой вид хозяйствования, с точки зрения ИКЕА, на сегодняшний день может обеспечиваться только в лесах, управляемых на основе принципов и критериев Лесного попечительского совета (FSC). Документ включает пятилетний план по увеличению объемов сертифицированных лесоматериалов в продукции ИКЕА.

Второй документ – «Стандарт IWAY» – формулирует требования, предъявляемые компанией всем поставщикам, и регламентирует порядок их действий в ходе закупок лесоматериалов для ИКЕА. Требования стандарта IWAY во многом схожи с требованиями стандарта FSC-STD-40-005 (контролируемая древесина). Приоритетом лесной политики ИКЕА является использование древесины, которая происходит из устойчиво управляемых лесов, сертифицированных по системе Лесного попечительского совета (FSC).

Начиная с конца 90-х годов, ряд государств (Великобритания, Нидерланды, Дания, Бельгия, Германия и др.) приняли решение закупать для государственных нужд только легальную или сертифицированную продукцию. Такие закупки в странах Европейского союза занимают от 15 до 25 % внутреннего рынка этих стран. Некоторые ведущие банки связывают инвестиции в лесной сектор с требованием сертификации лесов. Это объясняется тем, что лесная сертификация позволяет минимизировать инвестиционные риски и повысить привлекательность конечной продукции. Наиболее активную позицию в этом вопросе занимают такие банки и финансовые организации, как Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, HSBC, ABN, Amro и др.

В настоящее время ряд государств уже приняли или планируют принять законодательство, препятствующее поступлению на их рынки нелегальной древесины и продукции из нее. В частности, США в 2008 г. приняли поправки к закону Лейси, которые разрешают экспорт только такой продукции из древесины, которая соответствует требованиям легальности согласно национальному законодательству страны происхождения древесины. Евросоюз принял сходное законодательство в октябре 2010 г., вступающее в силу с 2013 г.

Лесной кодекс РФ предусматривает возможность осуществления инвестиционных лесных проектов, направленных на глубокую переработку древесины, при этом инвесторам обеспечиваются определенные льготы. Инвестиционные проекты охватывают все сектора отрасли: лесное хозяйство и лесоуправление, лесопользование и лесозаготовку, лесную и лесозаготовительную технику, деревообработку и мебельное производство, деревянное домостроение, целлюлозно-бумажную промышленность, лесохимию, а также развитие производства тары и упаковки, экспорт лесобумажной продукции, финансы и инвестиции, экологию. Инвесторы с самого начала ориентируют производство и на внешний, и на внутренний рынки, серьезно относятся к вопросам качества производства и управления, поэтому для инвестиционных проектов следует предусматривать проведение добровольной лесной сертификации.

Однако процессы глобализации, как правило, касаются крупного и частично среднего бизнеса. В то же время значительная часть среднего и мелкого лесного бизнеса не имеет прямого выхода на крупных покупателей, не получает кредиты в крупных банках, часто не имеет достаточных средств для сертификации. Для того чтобы стимулировать ответственное управление в этой группе, необходимо государственное участие, например покрытие части расходов на сертификацию из государственного бюджета. Так, в Румынии правительство освобождает сертифицированные компании от обязательных платежей в экологический фонд (это около 5 % налогов). Все указанные выше факторы стимулируют развитие лесной сертификации.

Лесной сектор России является экспортно-ориентированным. По данным Государственного таможенного комитета, примерно 2/3 (по стоимости) всей продукции российского лесного сектора экспортируется, и только около 1/3 идет на внутренний рынок. Особенность российского экспорта состоит в том, что бóльшая часть экспортируемой древесины поступает на рынки экономически развитых стран. Так, основными импортерами лесной продукции из России являются Китай, страны Евросоюза и Япония. Кроме того, часть лесоматериалов экспортируется в страны СНГ, Африку. КНР – главный импортер российского леса, при этом Китай представляет собой своего рода огромный перерабатывающий цех, который затем экспортирует готовую продукцию, в основном в США и страны Евросоюза. Таким образом, бóльшая часть российских лесоматериалов в конечном итоге попадает на рынки США и Евросоюза, которые в значительной мере являются «зелеными» или экологически чувствительными.

Экологически чувствительный рынок– это рынок, который требует экологичной продукции, соответствующей определенным стандартам. Экологичная продукция, поступающая на такие рынки, должна иметь отличительную маркировку, узнаваемую потребителями.

В 80-е годы XX века покупатели в развитых странах стали проявлять интерес к сведениям о происхождении древесины, интересоваться цепочкой поставок от леса до прилавка, а также тем, как управляются леса, откуда эта древесина происходит. С годами этот интерес только растет.

Финские компании еще в 1995–1996 гг. разработали и внедрили систему отслеживания происхождения древесины, это произошло вследствие формирования экологически чувствительных рынков в Европе.

Экологически чувствительный рынок начинает развиваться и в нашей стране. Важным событием стало одобрение Правительством РФ «зеленых» стандартов зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., содержащих требование об использовании FSC-сертифицированной продукции при строительстве олимпийских сооружений. В 2010 г. в Москве типография «Печатня» первая в Российской Федерации получила сертификат PEFC и FSC.

Важным стимулом развития лесной сертификации в России стало решение многих крупных покупателей на международном рынке обезопасить себя от негативных моментов, связанных с нелегальными рубками и незаконным оборотом лесной продукции, с проблемами сохранения редких видов животных и растений при лесозаготовках, с некачественным лесовосстановлением, с повреждением почв и водотоков при проведении рубок, с невыполнением социальных обязательств лесопользователями (невыплата зарплат, высокий производственный травматизм и пр.). Для этого они предпринимают шаги, стимулирующие российских поставщиков к добровольной лесной сертификации.

Другой причиной является то, что в России есть немало крупных лесопромышленных предприятий, способных пройти эту процедуру. Они конкурируют друг с другом, поэтому лесная сертификация представляет собой дополнительное конкурентное преимущество. Государственная собственность на леса, государственная поддержка управления лесами являются важным преимуществом российских предприятий. Отечественная система управления лесами (при условии выполнения ее требований в целом) способна обеспечивать уровень управления, соответствующий стандартам сертификации. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что широкое развитие лесной сертификации в России не является чем-то экстраординарным, а соответствует возможностям и интересам государства и арендаторов лесов. Определенную роль играет истремление лесоэкспортеров закрепиться на лучших рынках. Наконец, у нас в стране есть сильные экологические организации, которые стимулируют развитие сертификации (в основном международные организации).

Причины быстрого развития лесной сертификации в России:

– преимущественно экспортная ориентация лесной отрасли (учитывая, что традиционные зарубежные рынки сбыта лесной продукции трансформировались в экологически чувствительные рынки);

– наличие негативной информации у покупателей об управлении российскими лесами, желание лесопромышленных и торговых организаций обезопасить свой бизнес через требования сертификации;

– активность российских и международных неправительственных природоохранных организаций;

– наличие компаний, располагающих средствами и возможностями для прохождения сертификации;

– соответствие в целом системы управления лесами требованиям международной сертификации.

Все эти факторы в совокупности и обеспечили быстрый рост лесной сертификации. Ни одна другая отрасль экономики России не может сравниться с лесным сектором по широте охвата международными схемами сертификации.

Инициатива в области развития системы добровольной лесной сертификации в России былапроявлена экологическими организациями (WWF России, Гринпис, Социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы). В мае 1998 г. они создали Российскую инициативную группупо добровольной лесной сертификации, а в качестве схемы была выбрана схема Лесного попечительского совета (FSC) как наиболее подходящая к российским условиям. Одновременно были созданы четыре региональные группы по леснойсертификации (в Республике Коми, Красноярском и Хабаровском краях, Архангельской области) для подготовки региональных стандартов лесной сертификации.

Понятие «зеленый рынок» за последние годы претерпело значительные изменения. Раньше под такими рынками понимали те, на которых формируется спрос на определенный вид «зеленой» продукции, например на органическую сельскохозяйственную продукцию, сертифицированную лесную или морскую продукцию. Еще 5–7 лет назад господствовала точка зрения, что если дом построен из сертифицированной древесины, то он уже удовлетворяет всем экологическим требованиям, а если бумага изготовлена из сертифицированной древесины, то она уже является очень экологичной. Однако сертификация поэтому и называется лесной, что контролирует лишь экологичность процессов, связанных с лесопользованием. Производственные процессы на лесоперерабатывающих производствах входят в сферу действия систем менеджмента (например, ISO 9001, ISO 14001 и др.). Необходимо отметить, что процесс сертификации по стандартам ISO начался на целлюлозно-бумажных комбинатах (ЦБК) и деревообрабатывающих заводах раньше, чем добровольная лесная сертификация.

Сертифицированная бумага, полученная на основе отбеливания целлюлозы с применением хлора, не может считаться образцовым «зеленым» продуктом, так как ее производство приводит кзначительному загрязнению окружающей среды.

Многие экологические организации призывают максимально использовать вторичное сырье для производства бумаги. Современные экологические требования к бумаге можно сформулировать следующим образом:

– целлюлоза из сертифицированной древесины;

– использование вторичного сырья;

– минимизация воздействия на окружающую среду (бесхлорное отбеливание и т. д.).

В настоящее время требования «зеленых» рынков более сложные и комплексные, чем несколько лет назад. Сертификационные схемы адаптируются к этим требованиям. Например, FSC ввела маркировку «FSC-вторично переработанное» для бумаги или лесоматериалов, полученных из вторсырья. Изучается вопрос о введении экологических требований к переработке сырья в производственной цепочке (т. е. в цепочке поставок).

В строительном секторе сейчас происходит маленькая революция под названием «зеленое» домостроение. «Зеленое» домостроение – это практика строительства и эксплуатации зданий, целью которой является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка к проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и разрушению. Другой целью «зеленого» строительства является сохранение или повышение качества зданий и комфорта их внутренней среды. Эта практика расширяет и дополняет классическое строительное проектирование понятиями экономии, полезности, долговечности и комфорта. Хотя новые технологии постоянно совершенствуются для применения в текущей практике создания «зеленых» зданий, основной заботой данного подхода является сокращение общего влияния постройки на окружающую среду и человеческое здоровье. Это достигается за счет эффективного использования энергии, воды и других ресурсов; повышенного внимания к поддержке здоровья обитателей и повышению их трудоспособности; сокращения отходов, выбросов и других воздействий на окружающую среду.

Данное направление не так давно выделилось в отдельный сектор рынка, но для него уже разработаны особые требования и стандарты. В 47 странах зарегистрированы инициативы или проводились мероприятия по «зеленому» домостроению. В 12 странах мира действуют советы по «зеленому» домостроению (Green Вuilding Сouncils), еще в пяти странах ведется подготовка к их созданию. Они занимаются разработкой и внедрением соответствующих стандартов. В разных странах мира такие стандарты имеют разное наименование: в Великобритании – BREEAM, в США – LEED, в Германии – DGNB.

Во всех странах «зеленого» домостроения древесина признана экологичным продуктом и основой «зеленого» дома, поскольку является возобновимым ресурсом, заготовка и потребление которого при выполнении определенных требований может не наносить ущерба окружающей среде. Стандартами «зеленого» домостроения предусматривается преимущественное использование сертифицированной древесины.

Лесная сертификация – это комплексное направление, требующее знаний не только в сфере управления лесами, цепочками поставок продукции, но и в области рынков и маркетинга. Самые лучшие потребительские свойства товара сами по себе не гарантируют, что он будет иметь массовый спрос. Для этого необходимы рекламные кампании, информирующие потребителя о преимуществах данного товара или бренда, в частности бренда какой-либо из схем добровольной лесной сертификации. Во многих странах мира (Нидерланды, Дания, Бельгия, Швейцария) уже неоднократно проводились кампании по продвижению бренда лесной сертификации. В США, Канаде, Бразилии, Германии, Латвии, Польше и ряде других стран кампании были направлены на определенные сектора рынка (бумаги, продукции магазинов, продающих лесоматериалы для домашнего строительства, садовой мебели и т. д.).

Следует заметить, что FSC является ярким примером некоммерческого бренда, обращенного не к потребительским «эгоистическим» чувствам покупателей, а, наоборот, к их экологической и социальной ответственности. Такимобразом, реклама по продвижению сертифицированной продукции близка к социальной рекламе. Отличие бренда добровольной лесной сертификации, например FSC, от других брендов на рынке заключается в особой экологической и социальной полезности товаров с логотипом FSC для природы и людей, проживающих в лесных районах. Основная проблема продвижения такого бренда состоит в непонимании широкими слоями населения специфических проблем лесного сектора. В значительной степени это обусловлено тем, что аудитория кампаний (бизнес, обеспеченные потребители) находится в городах, а проблемы касаются главным образом людей, живущих в сельской местности.

Реальность этих побудительных мотивов подтверждается данными опроса более 800 сертифицированных компаний из 15 стран мира, проведенного Лесным попечительским советом в 2008 г. Основными стимулами к сертификации для компаний стали возможность обеспечения лидерства на рынке или получение конкурентных преимуществ (62 % опрошенных); второй по важности мотив – требования клиента или рынка (52 %); третий – осознание правильности выбора, т. е. внутренняя мотивация компании, связанная, например, с желанием навести порядок в своих подразделениях, установить стандарты деятельности, снизить негативное воздействие на окружающую среду, стать социально ответственным предприятием (44 %) и т. д. В качестве наиболее важных итогов сертификации опрошенные указали: улучшение репутации компании (свыше 80 %); привлечение новых клиентов (75 %); доступ к новым рынкам (66 %); повышение объемов продаж существующим клиентам (60 %). Важность ценовых премий отметили только 25 % всех респондентов. По данным ряда российских компаний ценовые премии на сертифицированную продукцию в среднем характерны для 20–25 контрактов. Фактор повышения цены на сертифицированную продукцию не является центральным, гораздо важнее доступ к новым клиентам, рынкам, улучшение репутации (а значит, и облегчение получения банковских кредитов).

Основными факторами, влияющими на решение начать лесную сертификацию, являются следующие:

– необходимость выполнения требований потребителей, запрашивающих сертифицированную продукцию;

– наличие сертифицированной продукции повышает возможность доступа на экологически чувствительные выгодные рынки развитых стран;

– контракты на поставки сертифицированной продукции обычно исходят от наиболее солидных компаний, они более долгосрочны и стабильны. Инвестиции в сертификацию – это инвестиции в стабильное будущее фирмы;

– сертификация существенно улучшает имидж компании и маркетинг ее продукции;

– сертифицированная продукция в ряде случаев имеет несколько большую цену и повышает прибыль;

– сертификация способствует повышению производительности и уровня организации труда, помогает выявить и устранить недостатки в работе компании, оптимизировать деятельность, увеличить продуктивность лесов и обеспечить устойчивость лесопользования.

Лесная сертификация подразделяется на два основных направления:

1) оценка системы лесоуправления;

2) оценка движения продукции по цепочке поставок от производителя к потребителю.

Субъектами (заявителями) лесной сертификации при оценке системы лесоуправлениямогут выступать арендаторы лесного фонда, осуществляющие различные виды лесопользования, органы управления лесами на местном уровне (лесничество), а также администрации ООПТ, городских лесов и некоторые другие. При проведении групповой сертификации лесоуправленияв качестве субъектов (заявителей) лесной сертификации может выступать группа предприятий. В нее должны входить не менее трех юридически самостоятельных единиц, имеющих долгосрочные права на управление лесными участками. Ответственность за выполнение требований сертификации членами группы несет управляющая компания.

Субъектами (заявителями) лесной сертификации по цепочке поставок от производителя к потребителю могут выступать отдельные юридические лица: лесозаготовительные и транспортные компании, лесоперерабатывающие предприятия, компании, осуществляющие торговлю лесной продукцией, типографии и др.

Существует также сертификация нескольких производственных площадок, при которой заявителем может являться лесопромышленный холдинг. Наконец, недавно были приняты процедуры групповой сертификации цепочки, при которой заявителем может быть группа предприятий в лице одного ответственного за групповую сертификацию цепочки.

Как объектсертификации, система лесоуправления – это совокупность действий по ведению лесного хозяйства и лесопользованию определенного субъекта сертификации на конкретной территории с учетом социальных, экономических и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности. Оценке подвергаются в основном качественные характеристики хозяйственных мероприятий, выполняемых претендентом в соответствии с действующим законодательством:

– планирование лесопользования;

– технологии заготовки леса;

– создание и поддержка лесной инфраструктуры;

– способы и методы лесовосстановления;

– мероприятия по уходу за лесом;

– уровень сохранности уникальных природных комплексов, редких и исчезающих видов;

– охрана почвенных и водных ресурсов;

– соблюдение социальных прав и гарантий работников предприятия, коренных народов и местного населения;

– ведение мониторинга оцениваемых показателей и многие другие направления производственно-хозяйственной деятельности, регламентируемые схемами лесной сертификации.

По результатам оценки сертифицируемое предприятие должно показать соответствие (полное или неполное) уровня лесоуправления требованиям принципов и критериев сертификационной схемы. Если такое соответствие, пусть и неполное, имеется, то сертификат лесоуправления может быть выдан. Если его нет, то сертификат не выдается, а предприятие проводит работу по исправлению несоответствий. Перечень основных требований, процедур, инструкций, норм и т. п. регламентируется стандартами схем лесной сертификации, например Российским национальным стандартом добровольной лесной сертификации по схеме FSC1, стандартом РНСЛС2 и др.

Конечным и важнейшим результатом лесной сертификации является сертификационное заявление. Оно наносится на продукцию в виде этикетки или содержится в сопроводительных документах и свидетельствует о том, что данные лесоматериалы происходят из лесов, где ведется ответственное лесоуправление. В состав этого заявления входит товарный знак (логотип), уникальный номер (код), а также разъясняющая надпись.

Приобретая сертифицированную продукцию, потребитель фактически получает заверение в том, что данная продукция отвечает наилучшим экологическим и социальным принципам лесоуправления и ее производство не наносит невосполнимого ущерба лесам. В свою очередь, покупатель получает возможность заявить, например через свой сайт или отчет, о своей корпоративной социальной ответственности, а именно о том, что он закупает и (или) использует лесобумажные материалы, которые происходят из ответственно управляемых лесов.

Лесная сертификация применяется на уровне управляемого (арендованного) участка и говорит об ответственном управлении лесами на этом конкретном участке. Следует подчеркнуть, что сертификация свидетельствует об ответственном, а не об устойчивом управлении лесами. Хотя принципы устойчивого управления лесами и сформулированы в ряде международных документов, на деле достижение устойчивого лесопользования – очень сложная задача, часто выходящая за рамки лесного сектора. Процесс устойчивого управления лесами связан как с национальной лесной политикой, так и с развитием законодательства, его надлежащим правоприменением, с решением межсекторальных и глобальных вопросов, таких как лесопользование и сохранение биологического разнообразия, лес и климат и т. д. Вот почему Международная организация по стандартизации ISO считает использование термина «устойчивое управление лесами» в качестве заявления на сертифицированной продукции неприемлемым.

Сделаем вывод, что устойчивое управление лесами – это цель, к достижению которой надо стремиться, а сертификация относится к механизмам, подтверждающим ответственное управление лесами на конкретном участке лесного фонда.

Размещая на лесоматериалах заявление о происхождении данной продукции из ответственно управляемых лесов, сертифицированных по той или иной схеме, продавец фактически гарантирует покупателю, что:

1) имеются и выполняются определенные, согласованные между различными группами интересов стандарты, на соответствие которым оценивается лесозаготовитель;

2) оценка соответствия стандартам проводится независимым аудитором, который аккредитован для проведения аудита;

3) цепочка продукции от леса до продавца отслеживается, и в эту цепочку не примешивается нежелательная древесина неизвестного происхождения.

Таким образом, любое заявление о сертификации источника происхождения древесины подразумевает выполнение целой серии процедур, которые и составляют основу любой сертификационной схемы. В реальной жизни продавец в супермаркете и «простой» покупатель часто не знают в деталях, что конкретно гарантирует та или иная этикетка или знак сертификации. Зачастую они просто доверяют данному знаку, потому что слышали или читали, что данная схема сертификации пользуется доверием на рынке, поддерживается экологическими организациями, государством, ассоциациями бизнеса и т. д. Доверие к логотипу и к схеме сертификации является важнейшим движущим фактором развития добровольной лесной сертификации. Оно формируется на основе информации, которую продавец и покупатель получают из СМИ, из профессиональных источников, от своих коллег. Естественно, существующие схемы сертификации подвергаются критическому анализу с различных сторон, что способствует их улучшению. Очень большую роль в информировании покупателей играют неправительственные организации: степень доверия к их информации максимальная. Доверие тесно связано с развитием экологически чувствительных рынков: чем больше покупателей знают о той или иной схеме лесной сертификации, доверяют ей, тем сильней развиты эти рынки.

Развитые рынки могут включать в себя такие элементы, как государственная и муниципальная закупка, корпоративная закупка, закупка частными потребителями. Без экологически чувствительных рынков добровольная лесная сертификация не может развиваться. Основные элементы лесной сертификации:

– стандарты;

– система аккредитации;

– система сертификации;

– цепочки продукции от леса до потребителя;

– сертификационные заявления и маркировка;

– экологически чувствительные рынки.

Каждый элемент лесной сертификации поддерживается определенными структурами (организациями). Так, развитие стандартовотносится к компетенции международных и национальных организаций в области развития стандартов. Стандарты могут быть как международные, так и национальные. Процесс разработки стандартов и их содержание должны отвечать определенным требованиям.

Аккредитацияподразумевает аккредитацию независимых сертификационных органов и выполняется особыми организациями по аккредитации, в компетенцию которых входят развитие требований к аккредитации и отслеживание соответствия деятельности сертификационных органов требованиям аккредитации. Сертификационные органы являются юридически независимыми организациями, действующими самостоятельно в рамках предоставленных им полномочий.

Процедуры сертификациирегламентируются органами по аккредитации и разрабатываются в деталях сертификационными органами. Результатом процесса сертификации является решение о выдаче сертификата или о наличии несоответствий, которые д







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.028 с.)