Процедура получения прав лесопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура получения прав лесопользования



 

До 2008 г. цепочка отношений при заготовке древесины была такова: лесхоз – расчетная лесосека – отвод лесосеки – лесорубочный билет – лесозаготовки – освидетельствование лесхозом мест рубок – отчет лесхоза о лесопользовании – внесение изменений в материалы лесоустройства. С принятием ЛК РФ (2006) эта цепочка выглядит следующим образом: лесной план субъекта РФ – регламент лесничества – проектирование лесных участков лесоустройством – договор аренды лесного участка – проект освоения лесов – государственная экспертиза проекта освоения лесов – лесная декларация – лесозаготовки – отчет лесопользователя. Лесничество, как структура, практически, выпало из этой цепочки.

С введением ЛК РФ (2006) произошли существенные изменения в регулировании порядка возникновения права лесопользования. Договор аренды лесного участка в настоящее время должен заключаться преимущественно по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (проекты по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, объем капитальных вложений в которые составляет не менее 300 млн руб.), а также использования лесов для нужд недропользования, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, может быть орган государственной власти субъекта РФ и специализированная организация (т. е. в качестве основного своего вида деятельности данная организация имеет проведение подобных аукционов), заключившая договор с продавцом. Институты организации и проведения аукциона устанавливаются Лесным кодексом РФ.

В отличие от лесного конкурса, аукцион – более прозрачная и соответственно менее коррупционноемкая процедура, однако передача лесных участков в аренду по единственному критерию – предложению участником аукциона наибольшей арендной платы – с высокой вероятностью может привести к монополизации лесопользования крупными предприятиями, вытеснению среднего и малого бизнеса. Кроме того, отсутствие специальных требований к участникам аукционов создает предпосылки к победе в аукционе организаций, не имеющих непосредственного отношения к лесному сектору, которые затем передадут свои арендные права в субаренду профильным предприятиям, тем самым поставив их в экономически невыгодные условия.

По договору аренды арендодатель (ст. 606 ГК РФ) обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Правила подготовки и заключения договоров аренды лесных участков устанавливаются Правительством РФ. Подробная процедура проведения аукциона на право договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, приведена в методических указаниях п риложения приказа Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75.

Существенными условиями договора аренды являются его срок и размер арендной платы. Длительность инвестиционных циклов в лесном хозяйстве, обусловленная продолжительным периодом лесовыращивания, создает особые трудности в определении оптимального срока действия права аренды лесных участков. С одной стороны, срок действия договора аренды лесного участка должен быть достаточным для обеспечения окупаемости вложений арендатора и соответственно создавать предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности лесохозяйственного производства. С другой стороны, продолжительность периода действия права аренды лесного участка должна обеспечивать гарантии лесовосстановления на арендованном участке.

Срок договора аренды лесного участка в настоящее время зависит от цели лесопользования. Максимальный срок аренды для всех видов использования лесного участка (49 лет) способен обеспечить интересы арендатора в части окупаемости инвестиций в освоение лесных участков. Однако столь продолжительный срок договора аренды наряду с преимущественным правом прежнего арендатора на заключение договора на новый 49-летний срок фактически является передачей леса в собственность арендатора и также способствует монополизации лесопользования. При этом минимальный срок аренды лесного участка для большинства видов лесопользования – 10 лет, что соответствует максимальному сроку действия лесохозяйственного регламента, на основании которого должен составляться проект освоения лесов на арендованном участке. Подобное положение может привести к тому, что договоры аренды лесных участков, заключаемые на срок более 10 лет, в случаях, если такие договоры вступят в противоречие с новым лесохозяйственным регламентом, составленным по истечении срока действия предыдущего лесохозяйственного регламента, придется изменять, и возможно в нарушение интересов лесопользователя.

Аренда лесных участков является платной формой организации использования лесов. Институциональная среда аренды лесных участков, формируемая Лесным кодексом, создает предпосылки для становления института арендной платы в качестве основного источника лесного дохода страны. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются в договоре аренды. Размер арендной платы должен устанавливаться преимущественно по результатам аукциона путем увеличения ее от минимальной цены, устанавливаемой Правительством РФ. Однако лесным законодательством не установлены принципы построения критериев для расчета ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (единицу площади лесного участка), и в настоящее время действуют проиндексированные ставки, рассчитанные на основе воспроизводственной (затратной) концепции ценообразования, которая не обеспечивает дифференциацию арендной платы в зависимости от экономической доступности лесных ресурсов. Данное положение усугубляется незначительным шагом аукциона (не более 5 % от начальной цены), что при ограниченной конкуренции среди желающих получить право аренды лесного участка может привести к значительному снижению величины лесного дохода. Кроме того, лесным законодательством не оговорены случаи применения минимальных платежей, а это значит, что при внеаукционном получении права на аренду лесных участков арендная плата будет устанавливаться внерыночными методами (исключительно на базе минимальных ставок без «рыночной надбавки»). С другой стороны, расчет арендной платы на основании затратной концепции в условиях, когда на арендаторов лесных участков возложено бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство лесов, не только не обоснованно, но может быть разорительно для лесопользователей.

Встраивание в институциональную среду аренды лесных участков развиваемой отечественными учеными рентной концепции установления платы за лесные ресурсы в качестве механизма расчета начальной аукционной цены (ставок платы при внеаукционном получении права аренды) может обеспечить учет интересов как государства, так и арендаторов, поскольку рассчитанные на основе рентного подхода ставки платы дифференцированы по доходности (экономической доступности) лесных ресурсов в зависимости от их качества и местоположения.

Возможно получение лесного участка в пользование без проведения аукциона под следующие определенные направления деятельности:

- строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

- строительство и эксплуатацию водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;

- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;

- реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

После признания победителем аукциона или в других вышеизложенных случаяхарендатор должен разработать и утвердить проект освоения леса. Перед началом работ в лесничество предоставляется лесная декларация. Оформленные и согласованные документы (договор аренды, проект освоения лесов и лесная декларация) дают право приступить к лесопользованию.Упрощенная поэтапная схема организации лесозаготовительного производства отражена на блок-схеме (рис. 21).

 

Виды рубок леса

Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных или сплошных рубок (п. 1 ст. 17 ЛК РФ).

Выборочные рубки – это рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников определенного возраста, размера, качества и состояния.

Сплошные рубки – это рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках (за один прием) вырубаются лесные насаждения (в основном спелые и перестойные) с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

 

 


Рисунок 21 – Последовательность этапов организации заготовки древесины

 

При уходе за лесами осуществляются мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиороативные и иные мероприятия) (п. 1 ст. 64 ЛК РФ).

Рубки ухода –эторубки, направленные на улучшение породного состава и качества древостоев, повышение полезных функций лесов, осуществляются в форме выборочных рубок. К ним относятся рубки осветления, прочистки, прореживания, проходные, обновления, переформирования, ландшафтные, санитарные и др. Параметры и назначение рубок ухода за лесами определяются в соответствии с правилами ухода за лесами.

Нормативно-правовой базой лесного законодательства определен режим в эксплуатационных и защитных лесах. В эксплуатационных лесах разрешены сплошные и выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений, в защитных лесах допускаются выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). Рубки ухода за лесами, санитарные рубки и прочие рубки осуществляются в защитных и эксплуатационных лесах в соответствии с правилами и законодательством Российской Федерации. На особо защитных участках лесов (ОЗУ) запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Применение видов рубок при заготовке древесины осуществляют в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов в отношении лесных участков, переданных в аренду. При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательными условиями являются:

1) сохранение жизнеспособного подроста ценных пород и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках;

2) оставление источников обсеменения или искусственное лесовосстановление путем закладки лесных культур в течение двух лет после рубки.

Выборочные рубки подразделяют на следующие виды:

- очень слабой интенсивности – объем вырубаемой древесины достигает 10 % от общего ее запаса;

- слабой интенсивности – 11–20 %;

- умеренной интенсивности – 21–30 %;

- умеренно высокой интенсивности – 31–40 %;

- высокой интенсивности – 41–50 %;

- очень высокой интенсивности – 51–70 %.

Интенсивность выборочных рубок ухода за лесами не должна превышать 50 % от общего запаса древесины на лесосеке.

Рубки ухода за лесом – необходимая составляющая цикла лесовыращивания в условиях интенсивного ведения лесного хозяйства. Целенаправленная деятельность человека по уходу за лесом позволяет рассматривать лес как объект хозяйства, целью которого является выращивание требуемого объема древесины нужного качества.

Основными целями рубок ухода являются: увеличение стоимости древесины в древостое (на выделе) к возрасту финальной рубки; улучшение состава древостоя; улучшение товарной структуры древостоя; увеличение размера пользования древесины с единицы площади; сокращение сроков лесовыращивания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.016 с.)