ТОП 10:

Организация управления лесами



 

В менеджменте понятие «управление социально-экономическими системами» как процесс, включает вместе с другими и функцию «организация». Соответственно, управление лесами – более широкое понятие, которое вмещает и организацию лесопользования. В практической жизни состояние управления лесами в государстве определяет все организационные моменты, а в российской действительности, кроме всех прочих направлений деятельности, организует и лесопользование.

Каждая отрасль, которая выделяется в общей системе экономики страны с учетом специфических особенностей ее производства, для успешного функционирования должна иметь определенную систему организации. Организация, как функция управления, определяет структуру отрасли, взаимосвязь и соподчиненность составляющих ее отдельных видов производств, соответствующую им систему критериев и показателей, определяющих эффективность взаимодействующих частей и отрасли в целом. От организации производства в отрасли зависит ее эффективность и роль в экономике страны и жизни общества в целом. Как показывает исторический анализ и современная действительность, именно далеко несовершенная организация всего лесного дела в стране, в том числе лесного хозяйства, является первой причиной низкой их эффективности. Лесную экономику нельзя рассматривать вне организации этой отрасли и, прежде всего, самой структуры, главной составной части объекта управления, т. е. лесного фонда.

Организация как функция управления лесами включает:

– организацию лесного фонда;

– организацию лесного хозяйства;

– организацию лесопользования;

– организацию экономических отношений между лесопользователями и органами управления лесами.

Структура системы лесоуправления включает следующие подсистемы: государственное управление лесами, управление собственностью на леса, управление лесным хозяйством как видом экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). В подсистеме «государственное управление лесами» рассматриваются лесная политика, нормативно-правовая база, государственный надзор, контроль; в подсистеме «управление собственностью на леса» – формы и права собственности, экономическая реализация прав собственности, права пользования лесными участками; в подсистеме «управление лесным хозяйством как видом экономической деятельности» – виды экономической деятельности (лесоводство, лесозаготовки), организационно-правовые формы организаций, многоресурсное лесоуправление, экономическая организация воспроизводства лесных ресурсов.

Структура системы лесоуправления определяется ролью и значением каждого элемента системы (рис. 19). Форма организации и взаимосвязи между элементами системы определяют ее содержание, при изменении организационных форм и экономических отношений происходит качественное преобразование системы лесоуправления, что подтверждается отечественной и зарубежной практикой в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. На каждом этапе использования и воспроизводства лесных ресурсов формируется определенная система управления лесным хозяйством на базе экономических отношений, складывающихся между субъектами лесных отношений в процессе использования и воспроизводства продуктов и услуг леса.

 

 


Рисунок 19 – Концептуальная модель системы лесоуправления

 

Научную основу управления лесами (лесным хозяйством) составляет единство биолого-лесоводственных принципов и социально-экономических закономерностей.

В качестве инструментов государственного управления лесами на уровне субъектов РФ закреплены: лесной план субъекта РФ; лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков; государственная экспертиза проектов освоения лесов; государственный лесной реестр; государственный лесной контроль и надзор. Правовой основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является лесохозяйственный регламент.

Административные методы государственного управления лесами включают стандартизацию, штрафы за нарушение норм и правил лесного законодательства, рассмотрение дел в судах, распоряжения, запреты, ограничения, выдачу разрешительных документов и др. Оптимальное сочетание методов государственного регулирования и рыночных механизмов организации использования и воспроизводства лесов должно быть направлено на эффективное развитие лесного сектора экономики.

Формирование институциональных условий для эффективного развития лесного хозяйства в условиях государственной собственности на леса является важнейшей задачей государственного регулирования в управлении лесным хозяйством [31]. Современное общество является высоко институционализированным и включает институты политические, социальные, экономические, экологические и многие другие, которые образуют институциональную среду – базис для производства, обмена и распределения, обусловливающий заданный характер функционирования всего общественного организма страны. С точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на территории одного или нескольких регионов Российской Федерации, институциональная среда состоит из правил федерального, регионального и муниципального уровней. Сбалансированность взаимодействия институтов и интересов субъектов существенно влияет на результативность экономической системы, и в этой связи проблемы институциональных преобразований лесных отношений, направленных на создание эффективной системы лесоресурсного менеджмента, активно обсуждаются учеными.

Организация лесного фонда







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.003 с.)