ТОП 10:

Информационное обеспечение данных о состоянии лесов



Исторически российская информационная система о состоянии лесов была разработана для выполнения задачи устойчивой заготовки древесины. Смена подходов к лесоуправлению и лесопользованию требуют пересмотра принципов организации их информационного обеспечения.

Планы, решения по сбережению и рациональному использованию лесных ресурсов и связанному с ними бизнесу часто противоречивы, принимаются в обстановке столкновения интересов и с высокой степенью неопределенности. В действительности большинство сложностей по управлению лесными ресурсами являются информационной проблемой. Отчасти эта проблема связана с тем, что практически вся информация о лесном фонде пространственно ориентирована и без совместного использования картографических и описательных данных ее анализ затруднен.

Оценка состояния лесного фонда осуществляется на основании системы информационного учета лесов (рис. 20). В практике лесоустройства информационные системы уже нашли свое применение. Внедряются они и для решения задач обеспечения текущей деятельности лесной службы, тогда как задачи перспективного планирования и обоснования различных решений и мероприятий в лесном хозяйстве и лесопользовании методически и информационно не обеспечены.

 

       
 
   
 

 

 


Рисунок 20 – Система информационного учета лесов

 

Проблемы информационного обеспечения о состоянии лесов:

– несогласованность работ по лесоустройству при создании первичной информации о лесном фонде и, как следствие, отсутствие единого подхода к информатизации;

– отсутствие системы подготовки специалистов – пользователей информационных систем для органов лесного хозяйства и лесопользователей;

– отсутствие информационного обеспечения задач перспективного планирования и обоснования различных решений и мероприятий в лесном хозяйстве;

– низкая достоверность лесоустроительной информации и данных учета лесного фонда для принятия обоснованных управленческих решений;

– не используется сценарный подход и методы моделирования для обоснования решений;

– невостребованность информации со стороны лесопользователей и инвесторов.

Важно выделить, что основной проблемой при использовании информации является ее невостребованность со стороны лесопользователей и инвесторов. Лесозаготовители по-прежнему не знают, где они рубят, что они рубят и какие затраты при этом несут, не говоря уже о перспективном планировании развития арендной базы и ее транспортного освоения. Руководители лесных компаний, органы управления лесной промышленностью и лесным хозяйством, потенциальные инвесторы не всегда владеют точными и обоснованными данными об экономически доступных лесных ресурсах и возможностях их освоения.

Существующие информационные ресурсы лесной и лесохозяйственной тематики имеют ряд следующих сведений.

1. Повыдельный банк данных автоматизированной системы управления лесными ресурсами (АСУ ЛР) и производные расчеты.

2. Картографический банк данных по лесным ресурсам (включая топографическую информацию) в разрезе лесных кварталов, совмещенный с поквартальной базой данных.

3. Цифровые лесоустроительные планы и карты по отдельным лесничествам.

4. Цифровая карта и база данных арендных участков лесного фонда, содержащие сведения об арендаторах.

5. Актуализированная по данным космической съемки цифровая карта дорожной сети в лесном фонде.

6. Цифровая карта и база данных особо охраняемых природных территорий. Сведения о защитных лесах и защитных участках леса (ОЗУ, ЛВПЦ) в эксплуатационных лесах.

7. Цифровая карта, характеризующая расположение малонарушенных (девственных) лесов на территории региона по результатам инвентаризации.

8. Сведения о производственной инфраструктуре (трубопроводы, инженерные коммуникации, электроснабжение и т. д.).

9. Сведения о других видах природных ресурсов и природопользования (цифровые картографические материалы и базы данных в составе информационных ресурсов автоматизированной геоинформационной кадастровой системы).

Автоматизированная геоинформационная кадастровая система призвана интегрировать все существующие информационные ресурсы лесной тематики в единую информационную систему с привлечением информации из других ресурсных подсистем и смежных отраслей, информации от арендаторов лесного фонда, данных мониторинга и т. д. Также обеспечивается межведомственное информационное взаимодействие и доступ пользователей к информации.

Информационная система по лесным ресурсам и лесопользованию имеет две составляющие:

- информационно-справочную, позволяющую оперативно получать доступ к необходимым картографическим и описательным данным;

- аналитическую, позволяющую на основании существующих данных выполнять необходимый анализ и принимать соответствующие решения.

Необходимость применения и совершенствования информационной системы по лесным ресурсам и лесопользованию связана с требованием оперативного решения поставленных задач по управлению лесами, непрерывного отслеживания изменений, происходящих в лесном фонде, с одновременным усилением контроля за состоянием и использованием лесного фонда, повышением эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Некоторые задачи, решаемые с применением информационной системы по лесным ресурсам и лесопользованию:

1. Анализ арендной базы существующих лесозаготовительных производств.

2. Обоснование целесообразности лесозаготовок и размещения лесозаготовительных производств.

3. Оценка доступности и качества лесных ресурсов. Определение доступных древесных ресурсов в составе эксплуатационных лесов.

4. Выбор участков лесного фонда для перспективного освоения.

5. Создание тематических карт по лесным ресурсам, демонстрирующих различные подходы к лесопользованию.

6. Мониторинг изменений в лесном фонде и контроль за лесопользованием с применением данных космической съемки.

7. Перспективное и оперативное планирование подъездных путей к лесоразработкам.

8. Планирование развития транспортной сети и доступа к сопутствующим трассе лесным и другим природным ресурсам.

Мониторинг реальных тенденций использования и воспроизводства лесных ресурсов и объективный их анализ является базой информационного обеспечения всех уровней и функций управления, закономерности формирования которого необходимо учитывать при разработке государственной лесной политики, региональных лесных политик, выборе форм организации и методов лесоуправления в процессе рыночной трансформации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)