ТОП 10:

Экономическая эффективность организации лесопользования



Экономическая эффективность организации лесопользования зависит от состояния и развития лесного хозяйства. Например, заготовка древесины и воспроизводство лесов экономически и технологически взаимосвязаны.

Финансирование лесного хозяйства в России никогда (ни до революции, ни после нее, ни тем более сейчас) не было достаточным, чтобы обеспечить даже простое воспроизводство вырубаемых наиболее ценных древостоев сосны, ели, кедра и других ценных пород. Неотлаженность финансовой системы, постоянный дефицит бюджетных средств на лесоуправление и воспроизводство лесов неизбежно провоцируют коммерциализацию лесохозяйственной деятельности. На этой почве рождаются как внутренние (с лесоводством), так и внешние (с лесной промышленностью) противоречия, приводящие к почти непрерывным и всегда малоэффективным реорганизациям. В то же время открытыми остаются вопросы: сколько же необходимо денег на лесное хозяйство, можно ли разумно вести дело при ограниченных ресурсах и откуда взяться средствам при неэффективном лесопользовании.

Лес и его ресурсы обладают двумя видами ценностей: экономическими и экологическими. Первые выявляются рыночными механизмами, вторые осознаются обществом как важнейшее благо, дарованное природой для поддержания и долговременного сохранения жизни на Земле. Экономические ценности леса – рыночная потребность, фактор развития бизнеса, роста национальной экономики, экологические – общественная потребность. Соответственно, и леса делятся на эксплуатационные и защитные (природоохранные): эксплуатационные предназначены для пользования лесными коммерческими ресурсами, в первую очередь древесными; коммерческие – это востребованные рынком экономически эффективные ресурсы в эксплуатационных лесах. Лесопользование развивается, если оно приносит доходы арендатору – нормальную предпринимательскую прибыль при выплате нормальной заработной платы наемным работникам. Рубка леса должна быть рентабельной.

Способность лесов к воспроизводству предоставляет возможность на сравнительно небольшой территории вести их долговременную (постоянную) эксплуатацию, что создает основу для ведения в эксплуатационных лесах лесного хозяйства – лесовоспроизводства (лесовосстановление на вырубках, формирование продуктивных древостоев, охрана и защита лесов) как самостоятельной отрасли экономики.

Для полного удовлетворения общественных потребностей в экологических некоммерческих ценностях леса (а их значение с развитием цивилизации постоянно возрастает) необходимо выделять и содержать особо охраняемые природные территории, на которых лесопользование исключено или ограничено. Если постоянно поддерживается баланс между эксплуатационными и природоохранными лесами, то лесопользование и лесоуправление устойчивы.

С экономической позиции ресурсы и услуги леса подразделяют на две категории: рыночные ресурсы и «общественные блага». Рыночные ресурсы включают древесину, технические, кормовые ресурсы леса, а также пищевые, лекарственные, водные, когда они используются в промышленных масштабах. Общественные блага в сфере лесного хозяйства включают средообразующие, социальные, защитные, культурные полезности леса. В современной экономической науке природные богатства понимаются уже не как бездонный резервуар «естественных даров» природы, а как ресурс, состояние и возобновление которого является предметом целенаправленных форм хозяйственной деятельности. В экономическом процессе воспроизводства реально участвуют рыночные лесные ресурсы. Увеличивающийся спрос на «нерыночные» лесные ресурсы, в том числе на обеспечение качества окружающей природной среды, может быть обеспечен только за счет бюджетного финансирования ведения лесного хозяйства.

До настоящего времени основным видом рыночных ресурсов остается древесина. Древесина является экологически чистым и легко обрабатываемым материалом. Лесной сектор экономики обеспечивает своей продукцией практически все отрасли народного хозяйства: строительство, машиностроение, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, торговлю, а также население (мебель, изделия деревообработки, бумажные товары и др.). Основными видами материалов из древесины, используемых в строительстве, являются пиломатериалы, фанера и столярные изделия. Уровень жилищного, культурно-бытового строительства в значительной степени определяет текущий спрос на эти материалы. По прогнозным оценкам ФАО, НИПИЭИлеспрома, изделия из древесины, бумаги и картона имеют стабильный и увеличивающийся спрос. Поэтому темпы развития лесного сектора экономики России находятся в большой зависимости от деловой активности в смежных отраслях промышленности, строительства, а также на потребительском рынке. Прогнозируемое развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения приведет к увеличению спроса на все виды продукции из древесины на внутреннем рынке России.

Древесина – ценнейший экологически чистый природный материал, способный удовлетворять разнообразные человеческие потребности. В развитой экономике выше всего ценится цельная древесина, используемая в индивидуальном домостроении и производстве мебели, поэтому на лесную ренту в основном влияет уровень развития лесопиления и фанерного производства. Чем больше сырья потребляется этими технологиями, тем выше лесная рента. В то же время утилизация низкокачественного круглого леса (низших диаметров и сортов, мягколиственного) также необходима – она позволяет снизить затраты на лесозаготовку, делая более эффективной сплошную рубку и расширяя сферу ее экономически выгодного применения.

При низкой эффективности лесопользования и невысоком рентном доходе лесное хозяйство экономически возможно только при государственном владении лесами. Для нашей страны законодательное закрепление государственной собственности на леса является исторической необходимостью. Цель лесного хозяйства – та же, что и при частной собственности, но механизмы реализации этой цели приобретают ярко выраженную социальную окраску, что особенно актуально для современной России.

При государственной собственности на леса пользование ими должно быть не только экономически эффективным, но и социально ответственным – норма пользования должна регулироваться таким образом, чтобы долговременно обеспечивать занятость местного населения и загрузку местной экономически жизнеспособной деревообработки. В этом заключается важнейшая социальная ценность лесов. Если лесопользование в эксплуатационных лесах долгосрочно, экономически эффективно, то наилучшим образом сохраняются их экологические и социальные ценности – лесопользование устойчиво.

На современном этапе эксплуатационные леса России подразделяются на доходные и недоходные (здесь доходность леса – его способность приносить владельцу лесную ренту). Только в доходных лесах целесообразно вести лесное хозяйство – производить рубки и заниматься эффективным воспроизводством. При этом способы рубки и способы воспроизводства должны назначаться исходя из очевидного правила: расходы меньше доходов.

Лесной сектор экономики России представляет собой смешанную систему, состоящую из лесного фонда, лесного хозяйства (лесных отношений) и из предприятий, в основном, частного сектора экономики, осуществляющих лесопользование и переработку лесных ресурсов (лесопромышленная отрасль). Он не является совершенной экономической системой, поскольку в нем не развиты рыночные механизмы взаимодействия государственных затрат на лесное хозяйство с лесным доходом в форме лесных платежей за использование лесного фонда, а доходы лесной отрасли не включены в механизм рефинансирования воспроизводства лесных ресурсов. Расходы государства на управление лесами не увязаны с доходами государства в виде платежей за пользование лесными ресурсами (руб./ед. ресурса) и землями лесного фонда (руб./га).

Реальная экономика предприятия показывает, что собственных финансовых ресурсов производства (прибыли и амортизационных отчислений), как правило, недостаточно не только для расширенного, но и для про­стого воспроизводства, для этого необходимы заемные средства и инвестиции. Большинство арендаторов не обладают необходимым опытом, трудовыми и материальными ресурсами для выполнения на лесных участках мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

На приведенной схеме (рис. 22) представлен вари­ант лесных экономических отношений между собственником леса и лесопользователем. Эти отношения развиваются не обособленно, а во взаимодействии с другими рынками – труда, капитала и лесопродукции. На лесных торгах или при других процедурах, обеспечивающих приобретение прав пользования лесным участком (назовем их лесным рынком), встречаются два субъекта лесных отношений – лесопользо­ватель и собственник леса.

       
   
 
 

 


Рисунок 22 – Схема экономических отношений

между собственником леса и лесопользователем

V – расходы, связанные с оплатой труда; С – стоимость израсходованного производства;

М – созданная в процессе производства прибавочная стоимость, т. е. прибыль (Р) и рента (R)

 

Лесопользователь, обладающий своим или заемным (акционерным либо другого статуса) капиталом, желает с этого капитала получить доход (процент), не меньший, чем при вложении капитала в другие отрасли. Получение прибы­ли – главный мотив вступления предпринимателя в лесные отношения. Кроме основного и оборотного капитала, лесо­пользователь вкладывает в лесозаготовительное производ­ство интеллектуальный ресурс – технологию производства, навыки организации производства и предпринимательства, нанимает рабочих соответствующей квалификации, спе­циалистов и менеджеров, обеспечивающих эффективность деятельности и получение прибыли.

Собственник спелого леса при частной собственности на леса, в свою очередь, намеривается получить такой до­ход от продажи права на рубку, который был бы соизмерим с доходом от другого имущества, сдаваемого в аренду, либо с доходом от капитала, помещенного в банк под проценты.

Между основными субъектами лесных отношений – собственником леса и лесопользователем – объективно существуют экономические противоречия. Предприни­матель (лесопользователь), подчиняясь законам бизнеса, обоснованно заинтересован в максимизации прибыли и, следовательно, в минимизации затрат. Поэтому он всегда стремится произвести рубку более качественных высоко­товарных насаждений или отдельных деревьев по более простой технологии и, наоборот, под разными предлога­ми будет избегать мелкотоварных малодоходных участ­ков спелого леса. Собственник леса должен быть заин­тересован в постоянном получении высокого дохода от леса (ренты) за счет полной реализации всех подлежащих пользованию ресурсов и повышения их цены. Разрешить это противоречие между субъектами лесных отношений могут не только рыночные механизмы, но и переговорный процесс в рамках государственной лесной политики. Однако если права собственника леса – распоряжение и владение – распределены по субъектам, экономически не связанным с результатами лесопользования и лесного хозяйства (что имеет место в России), то улучшение состояния лесов в результате лесопользования и повышение их доходности становятся неразрешимыми проблемами, а разрыв между участниками лесных отношений еще заметнее.

При наличии трех производственных ресурсов – делянок спелого леса, капитала и работников – лесопользователь организует лесозаготовительный процесс, лесозаготовительное производство. Его результатом являются лесоматериалы, поступающие на рынок потребления. Стоимость этой лесопродукции можно представить в виде известной классической формулы:

 

Ц = C + V + M, (4)

 

где Ц – стоимость продукции; С – стоимость израсходованного производства (амортизация, запасные части, материалы, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря и инструмента и др.); V – расходы, связанные с оплатой труда (зарплата, прочие социальные фонды); М – созданная в процессе производства прибавочная стоимость, т. е. прибыль (Р) и рента (R), определяемая по формуле (рис. 20):

 

M = P + R. (5)

 

Прибыль – это, прежде всего, интерес предпринимателя, процент на авансируемый им в лесозаготовительное производство капитал. Ради получения прибыли он и занимается данным видом производства. Если предприниматель в лесосозаготовительном производстве будет получать прибыль, которая ниже, чем в других отраслях, то он направит предпринимательский интерес и капитал в более прибыльные отрасли.

Следует подчеркнуть, что в создании прибавочной или, говоря современным языком, части добавленной стоимости (прибыли и ренты) участвуют все производственные ресурсы, задействованные в лесозаготовительном производстве, – лесные ресурсы, основной и оборотный капитал, наемные работники и предприниматели.

Для удовлетворения спроса на лесопродукцию предприниматели вынуждены вести лесозаготовки не только на лучших, но и на средних и худших участках леса. Ведя лесозаготовки на делянках с лучшими условиями, лесопользователь получает дополнительный доход.

Абсолютная лесная рента – плата пользователей собственнику леса за уступку права пользования лесом, за разрешение применить капитал к участкам леса. Эта форма ренты взимается за пользование со всех участков независимо от товарности вырубаемого древостоя и расстояния вывозки. Наличие абсолютной лесной ренты в лесном хозяйств России вытекает из Кодекса, установившего в числе основных принципов лесного законодательства платность использования лесов (ст. 1 ЛК РФ) и провозгласившего федеральную собственность на лесные участки (ст. 8 ЛК РФ). Абсолютная рента имеет особое значение для нашей страны, поскольку ее экономика в значительной степени ориентирована на добычу сырья, полезных ископаемых. В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» существенная доляабсолютной ренты за пользование природными ресурсами должна доставаться собственнику – государству, его субъектам, и использоваться на нужды всего населения.

Дифференциальная рента при лесопользовании – это изымаемая собственником леса та часть дополнительного дохода, получаемого лесопользователем, которая образуется при пользовании лучшими участками леса.

Источниками дифференциальнойрентыпервого рода являются более производительный труд на относительно лучших по товарности и другим качественным характеристикам лесных участках и различия в их местоположении относительно транспортных путей и рынков сбыт лесопродукции. Вследствие этого при лучших условиях лесопользования у предпринимателя (лесопромышленника) создается дополнительная прибавочная стоимость, представляющая собой разность между ценой производства на худших участках леса (общественная цена производства) и индивидуальной ценой производства на лучших и средних участках. Этот вид дифференциальной ренты должен изыматься через дифференциацию лесных такс и посредством более высокой аукционной цены.

Дифференциальная рентавторого рода образуется в результате вложений в лес капитала его собственником. Это может быть осушение и удобрение, строительство лесовозных дорог. Инвестировав в эти мероприятия собственный или заемный капитал, частный собственник обязательно будет стремиться его восполнить платежами, взимаемыми с лесопользователя. У нас данный вид ренты не заложен в лесные таксы, но если в лесу собственником (государством) было проведено осушение или построены дороги, то это повлияет на аукционную цену, на ее повы­шение, поскольку здесь созданы лучшие условия для лесо­заготовок.

Таким образом, состав ренты при лесопользовании мо­жет быть представлен выражением

 

R = rа6с + r'плод + r'пол + r", (6)

 

где R – рента при лесопользовании; rа6с – абсолютная рента; r'плод и r'пол – дифференциальная рента первого рода соответственно по плодородию и положению; r" – дифференциальная рента второго рода.

В современной России рентные лесные экономические отношения практически не развиты. Это объясняется, пре­жде всего, отсутствием четкой и последовательной лесной политики. Не только низкая корневая стоимость, но и на­правление доходных финансовых потоков не стимулируют органы лесного хозяйства низового уровня в увеличении сбора этих средств. Однако современные ГИС-технологий ориентированы на расчеты рентных оценок, поскольку позволяют легко оценить как ме­стонахождение участков (выделов) лесного фонда относи­тельно путей транспорта посредством применения функции расчета расстояний, так и их продуктивность по имеющейся повыдельной базе данных.

В течение многих десятилетий доходы Российского государства (собственника) от леса были намного ниже его бюджетных расходов на лесное хозяйство. В 1975 г., например, лесной доход СССР по отношению к затратам на лесное хозяйство составлял 61 %, а в 2008 г. лесной доход Российской Федерации – 58 %.

Рентная форма изъятия доходов в лесных отношениях производится либо через арендную плату (рис. 23), либо посредством платы по договору купли-продажи лесных насаждений. И та, и другая плата устанавливаются по результатам аукционов, начальной ценой на которых берутся минимальные ставки на лесные ресурсы, утвержденные правительством.

Регулятором конеч­ной аукционной цены выступают и другие участники лес­ных отношений – рынок спроса на лесопродукцию, рынок труда, рынок предложений лесных ресурсов, рынок ка­питала.

Рентные пла­тежи за использование лесных участков как рыночные вы­ступают только один раз – при проведении аукциона. После­дующее их ежегодное взимание носит только фискальный характер. Помимо этих платежей, лесной доход включает себя суммы взысканных штрафов, неустоек, недоимок и др. (рис. 24), поэтому их администрирование ляжет непосильным бременем на лесничества.

Экономические и финансовые вопросы лесного хозяйства нашей страны в настоящее время находятся вне правового поля, так как не входят в состав Кодекса. Вследствие этого рынок лесохозяйственных услуг совершенно не развит.Затраты на лесохозяйственные мероприятия, выполняемые арендаторами, необоснованно относятся на себестоимость лесозаготовок, снижая их рентабельность. Затраты на ведение лесного хозяйства по целевому их назначению экономически неоднородны: первые идут на возобновление вырубок, вторые – на лесоразведение малолесных районах, третьи – на охрану леса от пожаров, лесоуправление, что порождает необходимость их финансирования из разных источников. Экономически доступных лесов у нас всего четверть, а сданных в аренду – менее 20 %, поэтому усложняется перераспределение лесного дохода из лесничеств интенсивного лесопользования в дотационные лесничества других субъектов РФ.

 

 
 

 


Рисунок 23 – Экономический механизм аренды

 

По договорам подряда с лесничествами на свободных от аренды лесных землях лесохозяйственные мероприятия выполняют бывшие лесхозы, принявшие форму филиалов областных акционерных обществ, унитарных предприятий, других подобных структур, а по сути являющиеся монополистами на территории лесничества. Вот когда здесь появится конкуренция за создание качественных лесных культур, качественный уход за лесом, другие качественные лесохозяйственные мероприятия, можно будет говорить, что лесное хозяйство находится в условиях рынка. Но для этого необходимо решить много действительных, а не мнимых экономических проблем.

 

 

 


Рисунок 24 – Формирование финансовой базы

 

Поскольку текущие рентные доходы не связаны с текущими расходами на воспроизводство лесов, финансирование лесного хозяйства должно быть централизованным. Централизация доходов необходима еще и для того, чтобы за счет эффективного их перераспределения максимально расширить зону экономически доступных эксплуатационных лесов: воспроизводство лесов с низкой доходностью (ниже нормативных расходов на воспроизводство) можно производить за счет рубки лесов с высокой рентной стоимостью (выше нормативных расходов на воспроизводство). При этом уровень централизации (район, субъект, страна) должен быть таким, чтобы, во-первых, достигалось разумное расширение зоны экономически доступных лесов и, во-вторых, сохранялся достаточно высокий уровень компетенции при принятии решений.

Содержание временно недоходных эксплуатационных и природоохранных лесов – обязанность государства. На эти цели должны выделяться бюджетные средства регионов или федерального центра.

Общие принципысоздания и функционирования эффективной финансовой системы в лесном хозяйстве должны содержать:

– бюджетное финансирование – инструмент общественного контроля за ведением лесного хозяйства и сбережением лесов;

– бюджетную централизацию рентных доходов от лесопользования – способ расширения зоны экономически доступных лесных ресурсов;

– бюджетную централизацию коммерческих доходов лесного хозяйства – способ декоммерциализации хозяйственной деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

– сбалансированность рентных доходов с расходами на воспроизводство лесов – объективную меру экономически целесообразной интенсификации лесного хозяйства;

– финансирование общенациональных задач лесного хозяйства из федерального бюджета.

Общие механизмысоздания и функционирования эффективной финансовой системы в лесном хозяйстве должны включать:

– территориальные органы управления лесным хозяйством, выполняющие возложенные на них функции по управлению лесами, их воспроизводству, охране и защите (финансируются регионами);

– финансирование лесного хозяйства (производится из региональных целевых бюджетных фондов (лесных бюджетов));

– доходы региональных лесных бюджетов (формируются за счет платежей за лесопользование, коммерческих доходов лесхозов, дотаций из федерального и региональных бюджетов);

– федеральные структуры лесного хозяйства (федеральный орган управления, лесоустройство, наука, образование, охрана и защита лесов, особо охраняемые природные территории, лесоразведение и т. д.) (финансируются за счет доходов федерального бюджета);

– текущие расходы на лесное хозяйство (рассчитываются без амортизационных отчислений и накоплений);

– платежи за лесопользование (устанавливаются региональными органами власти на базе рентной оценки лесных ресурсов по каждому арендуемому участку лесного фонда);

– часть платежей за пользование лесными ресурсами (направляется в местные бюджеты и используется на социальные нужды);

– выделение и расходование средств федерального бюджета и региональных лесных бюджетов на лесное хозяйство (производятся в соответствии с процедурами, предусматриваемыми Бюджетным кодексом РФ (оценка состояния, программа действий, общественная экспертиза, парламентские слушания и т. д.)).

Федеральный бюджет по нормативам выделяет средства на содержание территориальных органов управления, а также финансирует работы по охране и защите лесов, выполняемые территориальными структурами лесного хозяйства. Региональный бюджет при необходимости выделяет дополнительные средства (сверх рентных и коммерческих доходов, дотаций федерального бюджета) на управление лесами, их воспроизводство, охрану и защиту. Капиталовложения в лесное хозяйство подразделяются на два типа: компенсационные (на возмещение физического износа основных фондов) и инвестиционные (на расширение и повышение технического уровня основных фондов). Первые вычисляются в соответствии с нормами амортизации по восстановительной стоимости основных фондов. При обосновании платежей учитываются расходы арендатора на развитие сети лесовозных дорог, схема развития которой вместе со сметной документацией по их строительству является неотъемлемой частью договора аренды.

Оценку эффективности большинства управленческих решений, направленных на вычисление возможного дохода в лесопользовании, целесообразно проводить, используя показатель «лесная рента», который основан на следующих допущениях:

– выбор направления использования лесных ресурсов через оценку конечной продукции;

– установление затрат и результатов по всем переделам работы, связанных с производством конечной продукции из лесных ресурсов;

– установление затрат на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Модель формирования лесной ренты при использовании лесных ресурсов конечного потребления приведена на рис. 25.

 
 

 

 


Нормативная прибыль в производстве продукции конечного потребления
Нормативные издержки в производстве продукции конечного потребления
Транспортные расходы на доставку круглых лесоматериалов
Нормативная прибыль на лесозаготовках
Нормативные издержки на лесозаготовках
Чистый доход собственника лесного фонда
Нормативные затраты на воспроизводство лесов

 

Рисунок 25 – Модель формирования лесной ренты

при использовании лесных ресурсов конечного потребления

 

На рис. 25 параметр P0 представляет цену на продукцию конечного потребления (это может быть бумага, фанера, пиломатериалы и другая). Параметры Р1 и Р2 соответственно определяют уровень цен на круглые лесоматериалы франко-пункт их потребления и производства, при этом круглые лесоматериалы классифицируются как продукция промежуточного потребления, непосредственно не обеспечивающая потребности населения. Разница в уровнях цен (Р1Р2) представлена транспортными расходами (параметр Т), зависящими от расстояния перевозки продукции промежу­точного потребления (круглых лесоматериалов и технологической щепы).

Производство продукции конечного производства осуществляется успешно, если действуют факторы:

– нормативная прибыль в производстве продукции конечного потребления – параметр С1;

– нормативные издержки в производстве продукции конечного потребления – параметр R1.

Лесозаготовительное производство, обеспечивающее получение продукции промежуточного потре­бления, характеризуют:

– текущие затраты (себестоимость) – параметр С2;

– нормативная прибыль – параметр R2.

В отличие от деревоперерабатывающих производств, условия формиро­вания затрат и доходов на лесозаготовках «заданы» природой в виде характе­ристик лесных ресурсов (породный состав, объем хлыста, запас на 1 га, рельеф местности, состояние грунтов и др.), которые нельзя изменить в про­цессе освоения ресурсов.

«Заданность» природой характеристик лесных ресурсов и условий их освоения формирует особую стратегию их эксплуатации с ориентацией на получение прибыли. Эту стратегию можно назвать как освоение ресурсов по принципу от «лучших» – к «худшим», когда по мере исчерпания лучших по качеству насаждений в рубку поступают участки лесного фонда с менее качественными характеристиками, что неизбежно приводит к росту затрат на производство на лесозаготовках (С2) и снижению цены (Р2).

Таким образом, тенденция постоянного роста затрат на лесозаготовках в связи с увеличением их объемов есть объективная реальность, подтверж­денная отечественным и зарубежным опытом. Эта тенденция усиливается с ужесточением экологических требований к лесоэксплуатации при практи­ческой реализации принципов устойчивого управления лесами.

Параметр r определяет собой лесную ренту в виде чистого дохода соб­ственника лесного фонда. Исходя из данных, приведенных на рис. 25, лесная рента может быть рассчитана по формуле

 

(7)

 

где r – лесная рента на единицу используемых лесных ресурсов; m – норма расхода продукции промежуточного потребления (круглых лесоматериалов, технологической щепы) на единицу продукции деревопереработки.

Как видно из формулы (7), лесная рента предстает обобщающим показателем для оценки эффективности использования лесных ресурсов и базой для установления платежей за пользование лесным фондом.

В составе лесной ренты необходимо выделить два слагаемых:

 

r = S + d, (8)

 

где S – нормативные затраты на воспроизводство, охрану и защиту лесов, гарантирующие их восстановление на вырубках, выращивание до определенного срока, охрану и защиту; d – чистый доход собственника лесных ресурсов.

Возможны следующие варианты соотношения параметров в формуле (8).

Вариант 1: r > S и d > 0.С экономической точки зрения данный вариант означает, что лесные ресурсы, вовлекаемые в использование, экономически доступны, а их собственник получает дополнительный чистый доход сверх нормативных затрат на воспроизводство лесов.

Вариант 2: r > 0, r < S и d < 0. Сумма лесной ренты положительна, но меньше нормативных затрат на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Целесообразность эксплуатации лесных ресурсов должна устанавли­ваться с учетом нахождения дополнительных внешних источников финансирования лесохозяйственной деятельности.

Вариант 3: r = 0. Сумма лесной ренты имеет нулевое значение. Данная ситуация в ры­ночной экономике называется маржинальной, требующей принятия особо рискованных решений.

Вариант 4: r < 0. Сумма лесной ренты имеет отрицательное значение, и лесные ресурсы признаются как экономически недоступные.

Анализ рассмотренных ситуаций свидетельствует о том, что ни одно из решений в области использования и воспроизводства лесов нельзя принять квалифицированно без исчисления лесной ренты.

Любые программы по устойчивому управлению лесами должны обяза­тельно доказывать свою экономическую состоятельность путем сравнения затрат и доходов по всем переделам работ и выражения результатов такого сравнения показателями лесной ренты.

Собственник леса извлекает рентный доход в виде определенной платы, взимаемой с лесопользователей, и ведет хозяйство за свой счет. Он имеет довольно сильную мотивацию к долговременному постоянному лесопользованию, так как отвечает интересам своих наследников – будущих поколений. Но законы рыночной системы побуждают к быстрому получению доходов. И рубка леса может стать чрезмерной, «хищнической». И тогда страдают общественные интересы, защиту которых осуществляет государство. Роль государства в управлении лесным хозяйством особенно велика и эффективна при общественной собственности на леса и рыночной системе хозяйствования.

Сравниммодели установления концессионной и арендной платы, объясняющие принципиальные различия в экономической организации использования лесов на базе концессии (Канада) и аренды (Россия):

 

Ra = VnTn (1 + K/100), (9)

 

Rk = SP + VtDm, (10)

 

где Ra и Rk – соответственно арендная плата и концессионная плата; Vn – нормативный объем изъятия ресурсов древесины; Tn – ставка платы за 1 м3 древесины, устанавливаемая директивным путем; VnTn – начальная цена предмета аукциона; K – процент увеличения начальной цены предмета аукциона вследствие осуществления аукционных процедур; S – площадь земельного участка, взятого в аренду; P – ставка платы за 1 га площади земельного участка, устанавливаемая государством; Vt – фактический объем изымаемых древесных ресурсов; Dm – рыночная цена древесины на корню, устанавливаемая по результатам переговорного процесса с учетом затрат концессионера при выполнении лесохозяйственных мероприятий и развитии социально-транспортной инфраструктуры.

Концессионный подход организации лесопользования позволяет:

– поставить барьеры на пути отчуждения бизнесом огромных лесных территорий, оставляя их вне хозяйственного освоения на длительный период времени, так как в определенной части размер платы вычисляется площадью земельного участка и взимается вне зависимости от того, как осваивается ресурс;

– устранить основу для нелегальной и коррумпированной деятельности, так как плата за используемые ресурсы, устанавливается по объему их фактического изъятия, обязательно предполагает их обмер и учет.

Таким образом, перевод использования лесов на концессионную модель их хозяйственного управления создаст объективные условия как для роста доходности лесного сектора, так и для эффективного ведения лесного хозяйства с соблюдением лесоводственных и экологических требований.

Одним из основных инструментов экономического механизма лесоуправления является формирование единой системы цен на всех этапах заготовки и переработки лесных ресурсов, в том числе и древесных. Лесные ресурсы являются возобновимыми. Затраты на их воспроизводство включают расходы на лесовыращивание, охрану, защиту лесов, управление лесным хозяйством. В рыночной экономике для осуществления простого воспроизводства лесных ресурсов необходимо соизмерять эти затраты с платежами за их пользование. В то же время сумма платы за лесные ресурсы входит в состав расходов, формирующих себестоимость заготовки и переработки древесины и цен на нее. Учитывая, что формирование цены в рыночных условиях происходит в процессе купли-продажи продукции с учетом сложившегося спроса и предложения, уровень цен на продукцию, изготовленную из древесины, оказывает прямое влияние на возможный уровень платежей за древесные лесные ресурсы.

В настоящее время на продукцию лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности действуют свободные (договорные) цены. А платежи за пользование древесными ресурсами устанавливаются директивно в виде минимальных ставок платежей за пользование древесиной, отпускаемой на корню. Ставки арендной платы определяются на основе минимальных (или действующих в субъектах РФ) ставок с повышающим коэффициентом, т. е. так же нерыночным методом. Рыночным способом формирования цен являются аукционы. Однако практика их проведения свидетельствует о том, что увеличение лесного дохода далеко не всегда обеспечивает повышение бюджетной эффективности, в частности, если лесопользователями являются малые предприятия, индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных системах налогообложения.

Таким образом, баланс экономических интересов собственника лесного фонда и лесопользователей может быть достигнут при формировании цены предложения, построенной на затратном методе воспроизводства лесных ресурсов, и цены спроса, определенной на базе рентного подхода. Их согласование позволяет определять цены на лесные ресурсы. Согласно теории факторов производства, в создании стоимости товаров, отождествляемой с их потребительской стоимостью (ценностью товара), принимают участие три фактора про







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.038 с.)