ТОП 10:

Формы организации лесопользования



 

Лесопромышленные страны выработали эффективные формы взаимодействия государства и частного бизнеса при использовании лесов, находящихся в государственной собственности. Интересен опыт провинций Канады и стран с тропическими лесами, где частный бизнес получает доступ к использованию лесов через концессионные соглашения. В странах Европы хозяйственное управление лесными землями осуществляют государственные коммерческие организации в правовой форме государственных акционерных обществ, в своей текущей деятельности ориентированных на максимизацию прибыли от использования лесных ресурсов, а в долгосрочной перспективе – на рост капитализации лесной земли. В США доступ к использованию государственных лесов осуществляется исключительно через проведение ежегодных торгов. При этом на торги раздельно выставляются объемы заготовки древесины и объемы лесохозяйственных работ, что позволяет создавать и постоянно поддерживать конкурентную среду при выполнении лесозаготовительных работ через их контрактную (подрядную) организацию, следствием чего являются высокий уровень попенной платы и качественное выполнение всего комплекса мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов.

Лесные концессиив форме долгосрочных инвестиционных соглашений характеризуют использование бореальных лесов в провинциях Канады и тропических лесов в странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Лесная концессия – это договор между собственником леса и другой стороной, дающий право на заготовку конкретного вида ресурсов на определенной лесной территории (договор лесопользования) и (или) договор о хозяйственном управлении лесными ресурсами в пределах конкретной лесной площади (договор предоставления лесохозяйственных услуг).Концессионная модель организации использования лесов заключается в следующих пунктах:

1. Предметом концессионного соглашения является земельный участок, а не объемы заготовки ресурсов. Концессионер не ограничивается заготовкой древесины и проведением лесовосстановительных работ на вырубках, а также отвечает за состояние лесов на земельном участке, включая их санитарную и противопожарную безопасность.

2. Концессионная организация использования лесов основана на приоритете инвестиций не только по их объемным и структурным характеристикам, но и по времени их вложения в социально-транспортную инфраструктуру осваиваемых территорий. Фактически это означает, что вложения основного и оборотного капитала в инфраструктуру на площади лесного участка опережает во времени изъятие ресурсов, что дает государству гарантии финансовой состоятельности частного бизнеса при формировании партнерских отношений.

3. Доступ к использованию лесов на базе концессионных соглашений осуществляется через конкурсный, а не аукционный отбор лесопользователей. Критерием отбора являются обязательства будущего концессионера, представленные в лесном плане. Главным разделом плана является инвестиционная программа с указанием объектов вложения финансовых средств как концессионера, так и государства.

4. Экономические интересы государства и частного бизнеса при концессионном использовании лесов реализуются через концессионную плату, которая устанавливается в зависимости как от объема изымаемых ресурсов, так и от площади земельного участка, а также формируется в процессе переговоров между государством и частным бизнесом в открытых процедурах.

Продажа леса на корню – форма лесопользования, при которой покупатель приобретает права только на древесину, а не на лесные земли. Лесная администрация, прежде всего, проводит детальную инвентаризацию площади продаж древесины, маркирует деревья, которые пойдут в рубку, и разрабатывает план лесозаготовок. Цена предложения устанавливается по «рыночному показателю», основанному на рыночной цене пиломатериалов и ее взаимосвязи с ценой древесины на корню. Этот «рыночный показатель», оцененный как стоимость древесины на корню, регулируется с учетом характеристик участка, подлежащего продаже (объем/га, качество насаждений, характер местности, расстояние вывозки и затраты на строительство дорог).

При продаже прав на краткосрочное пользование лесом на корню (на срок от 1 до 5 лет) лесная администрация отвечает за управление государственными лесами, надзор за границами, проведение инвентаризации и продажу участков древесины, осуществляет контроль заготовки древесины и лесовосстановления после рубки. Продажа прав на краткосрочное пользование древесиной на корню обычно проводится с использованием открытого или закрытого аукциона, конкурсов. Право пользования распространяется на определенный объем древесины, на деревья конкретных пород или диаметров или, возможно, только на маркированные деревья. Для того чтобы предлагаемые цены отражали стоимость древесины, лесные службы устанавливают соответствующие стартовые цены (отправные цены для аукциона) и поощряют конкуренцию между участниками аукциона. Продажа древесины на корню хорошо отлажена и широко применяется в США, наряду с другими формами лесопользования используется в некоторых провинциях Канады, а также в Малайзии, Гондурасе.

Долгосрочное лесопользование на срок от 10 до 20 лет аналогично характеристикам краткосрочного. В отличие от краткосрочного, лесопользователь должен проводить лесохозяйственную деятельность (планирование и проведение лесохозяйственных мероприятий, строительство дорог, лесовосстановление и т. п.). Несколько примеров такой формы пользования лесом можно найти в практике США и провинций Канады.

Продажа древесины у обочин дорог или с центрального склада круглого леса осуществляется в Швеции, Финляндии, Германии, Танзании. В этом случае государственные лесные предприятия отвечают не только за хозяйственное управление лесом и назначение участков в рубку, но и за проведение лесозаготовительных работ и транспортировку круглого леса. Древесина у обочин дорог или с центрального склада круглого леса обычно продается партиями по установленным ценам при помощи устного предложения цены или на торгах.

Организация лесопользования по лицензии на хозяйственное управление лесамианалогична пользованию по лесным концессиям. Это долгосрочные формы лесопользования, основанные на площади, имеют более серьезные обязательства, чем концессионное пользование в развивающихся странах. Лицензии обеспечивают права на заготовку древесины в размере расчетной годичной на фиксированной лесной площади. Эти права пользования относятся к определенному промежутку времени, обычно составляющему 20–25 лет. Через некоторые промежутки времени они могут возобновляться после оценки деятельности лесопользователя за предшествующий период. Лесные платежи либо такие же, как при других формах лесопользования, либо другие, рассчитываемые по заранее заданной формуле. В обмен на такой фактор, как гарантированное поступление древесины, обладатель лицензии обязан выполнять хозяйственные функции с компенсацией их стоимости или без нее.

В Канаде лесоуправление по различным видам лицензий является главной формой лесопользования в девяти из десяти провинций. Лицензии называются: лицензия на заготовку древесины в Британской Колумбии; соглашение о лесоуправлении в Альберте и в Саскачеване; лицензия на лесоуправление в Манитобе; лицензия на устойчивое управление лесами в Онтарио; контракт на лесоустройство и снабжение древесиной в Квебенке; лицензия на прирост древесины в Нью-Брансуике и Ньюфаундленде; лицензия и соглашение об управлении в Новой Шотландии. Общая форма лицензии примерно одинакова во всех девяти провинциях, но некоторые аспекты существенно различаются между отдельными провинциями. Выдача лицензий проводится путем переговоров, а не через открытый конкурсный процесс.

Лесопользование, основанное на объеме отпуска древесины на корню, осуществляется по квотам, дающим право на заготовку определенного годового объема древесины или определенной части годичной расчетной лесосеки на территории лесного фонда, находящегося в хозяйственном управлении. Квоты древесины, исчисленные на основе объемов заготовки древесины, могут устанавливаться от общего объема древесины или от объема определенных пород (красное дерево, хвойные породы и т. п.) или определенного типа и качества древесины (пиловочник, балансы и т. п.). Таким образом, пользование по квотам древесины может накладываться на другие формы лесопользования, иногда привнося сложности и недоразумения. Лесные пользования на основе объемов древесины распространены в восьми из десяти провинций Канады. В большинстве провинций срок квот составляет от 10 до 20 лет. При формах пользования, основанных на объемах заготовок, обязательства в отношении хозяйственного управления лесами, планирования и лесовосстановления различны.

Аренда лесных участков как форма государственно-частного партнерства введена в РФ в 1993 г. и является в настоящее время определяющей формой лесопользования, особенно на заготовке древесины (рис. 11).

 

 
 

 

 


Рисунок 11 – Экономическая организация лесохозяйственной деятельности

в условиях аренды лесного участка

 

При этом был проигнорирован изложенный выше зарубежный опыт, но и создана ситуация, при которой арендные отношения противоречат Гражданскому кодексу РФ, ст. 607 которого устанавливает область применения арендных отношений: «В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (неупотребляемые вещи)». Вполне очевидно, что вырубаемые лесные насаждения никак нельзя отнести к категории неупотребляемых вещей и, как следствие, рыночная стоимость лесного участка до вырубки леса и после нее будет разная, а это и является главным аргументом для отказа от применения аренды лесов при их хозяйственном освоении в европейских странах и США. Таким образом, аренда лесов предстает уникальной формой сотрудничества между государством как собственником лесов и частным бизнесом, не имеющей аналогов в зарубежной практике организации использования лесов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.005 с.)