ТОП 10:

Стратегия использования лесов



 

Стратегия лесопользования – это генеральный план действий, определяющий приоритеты экологических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей в использовании лесных массивов. Главная задача стратегии лесопользования состоит в том, чтобы перевести объект управления (леса) из ее настоящего состояния в (желаемое) лучшее будущее состояние. В зависимости от выбранного объекта стратегического управления лесопользованием различают глобальную стратегию – для всех стран; национальную стратегию – для отдельного государства; региональную стратегию – для многолесного субъекта государства; корпоративную стратегию – стратегию отдельной лесопромышленной организации в целом; бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации; функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования (табл. 4).

В развитии методологии стратегического управления выделяют несколько этапов:

1. Управление на основе контроля исполнения.

2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать.

3. Управление на основе предвидения изменений.

4. Управление на основе гибких экстренных решений.

 

Таблица 4 – Классификация стратегий лесопользования

 

Показатель Область применения
1. Уровни стратегий Глобальные, национальные, региональные, корпоративные, бизнес-стратегии, функциональные
2. Сфера влияния Политическая, экономическая, экологическая, социальная
3. Виды влияния Международные, государственные, региональные, муниципальные, частные, общественные, корпоративные
4. Объекты стратегий Экологическая безопасность, лес, лесное хозяйство, лесоуправление, лесопользование
5. Интересы Цивилизации, государства, общества, гражданина, собственника, бизнесмена, арендатора
6. Направления использования Потребление продуктов (лесных ресурсов), потребление лесных товаров, потребление услуг, потребление невесомых полезностей леса, безвозмездное пользование лесом
7. Разновидности пользования Жизнеобеспечивающие, экономические, социальные, культурные, рекреационные, эстетические
8. Необходимость в стратегии экологической безопасности Рост народонаселения, расширение сельскохозяйственных угодий, рост потребления лесных продуктов и услуг, загрязнение окружающей среды

 

В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив лесопользования, задачей которых является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в тоже время создает основу для успешной деятельности предприятия.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

1. Проводится исследование внешней и внутренней среды относительно объекта лесопользования (Федерации, региона, лесничества, предприятия).

2. Определяются основные ориентиры (государства, фирмы).

3. В рамках стратегического анализа, сравниваются результаты первого и второго этапов, определяются возможные варианты стратегии.

4. Выбирается один из вариантов и формулируется собственная стратегия.

5. На последнем этапе подготавливается окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок предложений нижестоящих уровней.

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

Главной стратегической целью современности, а именно миссией лесопользования, должно стать устойчивое лесопользование.

На рис. 7 представлена схема процесса стратегического планирования. Этапы, выделенные на рисунке, составляют собственно процесс планирования стратегией. Пунктирной линией показано, что процесс нестабилен и со временем может изменяться среда, возникнут новые сферы влияния и появиться необходимость в выработке новой миссии более высокого уровня. Поэтому миссия не является догмой и с развитием общества она может быть трансформирована в более весомое для нового времени и ситуации значение.

 

 
 

 


Рисунок 7 – Процесс стратегического планирования

 

В российских организациях лесопользователей на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически. Следующая проблема связана с тем, что организации обычно не располагают необходимой для стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же, как правило, отсутствуют у них конкретные управляющие, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии.

После формирования миссии перед лесопользователями ставятся сопутствующие цели:

- сохранение и поддержание защитных функций лесов,

- сохранение продуктивной способности лесов,

- сохранение устойчивости лесных ресурсов и целостности окружающей среды,

- поддержание жизнеспособности лесов.

Стратегические задачи представляют настоящие возможности лесопользователей:

- многоцелевое назначение и использование лесов (шестнадцать видов лесопользования);

- организация лесохозяйственных объектов (эксплуатационных, резервных и защитных);

- объемы или площади освоения лесов;

- организация соответствующих режимов ведения хозяйства;

- проведение определенных систем лесохозяйственных мероприятий.

Допустимые (возможные) объемы лесопользования как стратегические ориентиры в лесопользовании регулируются, исходя из следующих подходов:

- расчет размеров (объемов) лесопользования основывается на принципе непрерывного, неистощительного пользования (например, для заготовки древесины: в России – расчетная лесосека, в большинстве западных стран – прирост древесины);

- учитываются конкретные экономические условия и уровень ведения хозяйства;

- рассматривается в системной взаимосвязи вся совокупность хозсекций (лесных участков);

- прогнозируется динамика лесного фонда (под воздействием хозяйственной деятельности).

Обоснование долгосрочных прогнозов осуществляется, исходя из следующих принципов:

- многоцелевой подход к пользованию лесными ресурсами,

- количественный учет различных ресурсов,

- оценка выполняемых лесами функций,

- формирование научно обоснованной целевой (оптимальной) структуры лесного фонда,

- потребности в лесах для рекреации.

Обоснование долгосрочной стратегии лесопользования целесообразно рассматривать с экологических позиций:

- неистощительное многоцелевое использование лесов,

- сохранение биологического разнообразия лесных экосистем,

- регулирование лесопользования,

- создание наиболее благоприятных условий для воспроизводства и охраны лесных ресурсов,

- формирование целевой структуры лесов.

Общая стратегия лесопользования:

1) определяется распределением древостоев по классам возраста (возрастом рубки);

2) основывается на динамике созревания за период оборота рубки;

3) ограничивается допускаемыми объемами (размерами) пользования;

4) базируется на существующей и плановой транспортной сети;

5) учитывает последствия рубок и лесохозяйственных мероприятий.

На особенности стратегии лесопользования влияют следующие факторы:

- экономические условия района (региона);

- социальные аспекты;

- климатические факторы;

- исходная структура лесного фонда;

- продуктивность древостоев;

- назначение лесов и их функции.

Выделяют следующие уровни стратегии лесопользования:

- глобальный (общие цели цивилизации, разрабатываемые международными организациями);

- национальный (общие стратегические цели, выработанные на основе национальной лесной политики отдельного государства);

- региональный (стратегия, основанная на распоряжении лесными ресурсами в отдельной структуре государства: субъекте, области, крае, штате, конфедерации и др.);

- локальный (реализация конкретных стратегических положений: организации лесопользования и др.).

Развитие стратегии лесопользования осуществляется по следующим этапам:

1. Перспективные пути развития на уровне государства.

2. На основании стратегических положений переходить на региональный уровень.

3. Определяется режим ведения лесного хозяйства и производится реализация конкретных лесохозяйственных мероприятий в первичных структурах (лесничества, арендаторы и т. п.).

Одна из важнейших проблем кризисного состояния лесной отрасли РФ заключается в том, что лесопользователи функционируют без достаточно обоснованного (практически достижимого и финансово обеспеченного) стратегического плана развития. Экономического роста в лесном секторе можно достичь, только ориентируясь на реальную (выполнимую на практике) стратегию лесопользования, подкрепляемую на государственном уровне регулярной систематической поддержкой, включая инициирование финансовых потоков в лесной бизнес, дотации мелких и средних предпринимателей, льготное налогообложение и т. п.

Управление лесопользованием должно базироваться на стратегии,увязанной с решением триединой задачи: экологической, экономической и социальной. Основными критериями эффективности в данном подходе являются рациональность, комплексность использования ресурсов и бюджетная эффективность. Совершенствование лесопользования должно быть осуществлено путем государственного регулирования с учетом интересов лесопромышленного региона, действующего законодательства и рыночных отношений.

Разработка перспективных направлений развития должна включать постановку общих стратегических целей:

- обеспечение права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду;

- удовлетворение возрастающих потребностей в лесных ресурсах с увеличением лесопокрытых площадей, продуктивности и устойчивости лесов;

- применение ресурсосберегающих технологий и повышение объемов и уровня глубокой переработки;

- совершенствование анализа современного состояния окружающей среды, внедрение способов и путей ее улучшения;

- внедрение альтернативных вариантов повышения эффективности лесного хозяйства, лесопользования и т. п.

При этом развитие лесного сектора должно основываться на общих стратегических положениях национальной политики государства и быть направлено на формирование многоцелевой структуры лесного фонда, наиболее отвечающей принципам устойчивого управления лесами.

Стратегия лесопользования должна основываться как на научно обоснованном балансе потребления и производства продукции, так и на устойчивом управлении лесами. Субъекты лесных отношений несут ответственность не только перед современным обществом за обеспечение экономической эффективности, занятости населения, получение прибыли, но и перед будущими поколениями за сохранение окружающей природной среды. С учетом этих подходов принципы стратегии разрабатываются на базе анализа мировых, российских и региональных проблем использования лесов и влияния внешних факторов на процесс управления лесным хозяйством на данном этапе развития рыночных отношений.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

- организация использования лесов;

- создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

- проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Для разработки научно-обоснованной оптимальной стратегии лесопользования необходимо учитывать все многообразные функции выполняемые лесами.При этом основные стратегические цели по устойчивому управлению лесами должны включать следующие основные позиции:

- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, а также развития лесной промышленности (для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах);

- сохранение устойчивости лесных ресурсов, биологического разнообразия лесов и целостности окружающей среды;

- сохранение и поддержание защитных и полезных функций лесов;

- воспроизводство лесов и повышение продуктивной способности лесов;

- поддержание жизнеспособности лесов.

В настоящее время в РФ многоцелевое использование лесов в рамках лесохозяйственных объектов определяется соответствующим режимом ведения хозяйства и проведением определенной системы лесохозяйственных мероприятий, которые в свою очередь регулируются общимназначением лесов (эксплуатационные, резервные или защитные).

Организация лесохозяйственных объектов в развитых лесопромышленных странах основывается на делении лесов на категории:

- коммерческие леса (создается максимальная продуктивность лесов и получение максимально возможной коммерческой прибыли от лесозаготовок.

- охраняемые природные территории (предназначены для сохранения экологических функций лесов).

- территории традиционного проживания малочисленных народов (произрастающие леса выполняют социальные и рекреационные функции).

Развитие стратегии лесопользования предполагается в перспективе в следующих направлениях:

- нивелирование режимов лесопользования в лесах разного назначения,

- увеличивающееся в размере комплексное использование лесных ресурсов,

- регулирование лесопользования принципом устойчивого развития (управления лесами),

- переход к постиндустриальному лесопользованию и экологической безопасности.

В перспективе нивелирование в режимах лесопользования в лесах различного назначения должно получить дальнейшее развитие, а принцип устойчивого, увеличивающегося в размере комплексного использования лесных ресурсов должен стать одной из стратегических целей ведения лесного хозяйства и быть главным регулятором лесопользования. Взащитных лесах могут внедряться определенные виды лесопользования, в том числе и рациональные способы заготовки древесины, которые способствуют поддержанию экологического предназначения лесов, не допускают снижения их природоохранных свойств и сохраняют полезные свойства биогеоценоза. Вэксплуатационных лесах должны находить развитие любые виды лесопользования и в первую очередь заготовки древесины как лесовозобновительные и направленные на преобразование лесных массивов (неоднократно пройденных рубками и потерявших былую продуктивность) в замкнутые системы непрерывно продуцирующего леса на теоретической базе нормального леса с интенсивной системой хозяйствования. В резервных лесах должна предусматриваться программа развития потенциально возможных видов лесопользования с проведением в настоящее время действенных методов охраны лесов и разработкой перспективной системы освоения.

При обосновании долгосрочных прогнозов должен соблюдаться многоцелевой подход пользованию лесными ресурсами, так как леса одновременно на одной и той же территории выполняют несколько функций и обеспечивают достижения ряда целей в определенном их сочетании. В рамках рассматриваемого деления леса по целевому назначению, основой организации лесопользования следует считать принцип устойчивого лесопользования.

Поскольку экологические критерии более долговечные, чем экономические, а лесоводы должны обосновывать целевую структуру лесного фонда на весь цикл лесовыращивания, то обоснование оптимальной стратегии лесопользования целесообразно рассматривать с точки зрения выполнения лесами экологической функции. При этом оптимальная стратегия должна обеспечивать неистощительное многоцелевое использование лесов, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, регулирование лесопользования, создание комбинированных благоприятных условий для воспроизводства и охраны лесных ресурсов.

В последнее время резко повысилось защитное и средообразующее значение лесов. Тем не менее нет концептуальных разработок в отношении защитных функций лесов по отдельным регионам страны, на которых могли бы базироваться и основные стратегические положения развития лесной промышленности.

Пока не неупорядочено использование лесов в рекреационных целях. Между тем потребности в лесах для рекреации будут расти и дальше. В связи с этим встает вопрос не только о масштабе, но и переводе одних форм рекреации в другие.

Большое значение в оценке лесосырьевых ресурсов имеют показатели возрастной структуры древостоев, распределение их площадей по классам возраста. От этого распределения зависят возможности лесопользования в настоящее время и режим лесной промышленности в перспективе. Характер распределения древостоев по классам возраста предопределяет возможности перехода к устойчивому управлению лесами, к выработке общей стратегии лесопользования.

Для оценки систем ведения лесного хозяйства в прошлом и обоснования стратегии лесопользования большой интерес представляет изучение влияния рубок и лесохозяйственных мероприятий на состояние лесного фонда. По данным, полученных на основании анализа лесов, ежегодный охват их хозяйственной деятельностью в северо-западном регионе равен 2 %, т. е. за один ревизионный период (10 лет); в 80 % выделов никакой хозяйственной деятельности не проводится. Такой низкий уровень интенсивности ведения лесного хозяйства ведет к постепенному снижению продуктивности древостоев.

Одной из важнейших задач при обосновании стратегии лесопользования является выбор древесных пород для лесовыращивания. В настоящее время сохраняется ориентация на хвойные и твердолиственные породы, это не означает, что в перспективе они будут востребованы в большей степени, поэтому при воспроизводстве лесов исходить следует из зонально-типологических особенностей биогеоценоза.

При обосновании стратегии лесопользования необходимо учитывать наряду с экономическими и социальными особенностями и особенности климатических условий района, исходную структуру лесного фонда, особенности роста древостоя, а также защитные, водоохранные, рекреационные и другие функции леса.

С точки зрения определения стратегии лесопользования по административному делению площадей лесного фонда наиболее перспективным представляется подразделение на три уровня, а именно:

1) национальный, включающий в себя общие стратегические положения, выработанные на основе концепции национальной политики и основанные на тех требования, которые должен выполнять весь лесной сектор с точки зрения национальных интересов страны;

2) региональный, ориентированный на особенности социально-экономического развития местного населения;

3) локальный, учитывающий в большей степени природный фактор.

В настоящее время задачи по обоснованию стратегии ведения лесного хозяйства и лесопользования возложены как на лесоустройство, так и на лесопользователей.Лесоустройство проводится на землях лесного фонда и определяет объемы лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в пределах административно-территориальных границ расположения лесохозяйственных учреждений (лесничеств, лесопарков). Составляемые при лесоустройстве проекты служат основой при планировании лесопользования и всего комплекса лесохозяйственной деятельности: по охране, защите, воспроизводству лесов. Лесопользователи составляют проекты освоения лесов, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Выбор стратегии лесопользования осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, а также при наличии как самих требований, предъявляемых к целевой структуре лесов, так и методов ее достижения. Целевое назначение земель определяет организацию потенциальных видов лесопользования. В современном представлении основное положение структуры целевых лесов включает в себя набор требований оптимальных показателей лесного фонда – лесистости, пространственного размещения древостоев, породного состава, товарной структуры, производительности, состояния и целого ряда других показателей.

Развитие использования и воспроизводства лесов рассматривается как эволюционный процесс, обусловленный отраслевыми особенностями, главная из которых – длительный период лесовыращивания. Современные результаты этого процесса определены организацией и ведением лесного хозяйства, системой лесоуправления в прошлом, а настоящее определяет результаты в будущем. Поэтому мониторинг реальных тенденций использования и воспроизводства лесных ресурсов и объективный их анализ являются базой информационного обеспечения всех уровней и функций управления, закономерности формирования которого необходимо учитывать при разработке государственной лесной политики, региональных лесных политик, выборе форм организации и методов лесоуправления в процессе рыночной трансформации.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.014 с.)