Индоарийская цивилизация и ведической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индоарийская цивилизация и ведической философии



 

Цель ведической философии – открыть тайные законы Вселенной, а затем на основе этих законов создать схему повседневной жизни. Индоарийская деревня поэтому всегда воспринималась как самодостаточная Вселенная, только в мизерных размерах. Пять социальных укладов разграничивали человеческое общество на расы и касты, в зависимости от рода занятий. Четырьмя признанными варнами или чистыми классами были брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, пятый класс состоял из отпрысков смешанных браков, которые не признавались арийским законом. Эти пять классов людей арийской общины олицетворяли пять элементов Вселенной и у каждой из них была часть деревни, в которой они имели право жить. Они олицетворяли определенные области этой Вселенной.

Браманы (священники) занимали самое возвышенное и почетное место среди этих пяти типов панча - джанмы. С момента рождения брахман занимал тоже самое положение, что кшатрии, вайшьи и шудры. И только после совершения церемоний вручение священного шнура и инициации в брахмачари (ученичества), когда духовный отец, учитель гуру - брахман, шептал на ухо своему ученику мистическую формулу – гаятри - мантру, содержащую суть Вед. Только тогда он становился настоящим брахманом.

Кшатрии формировали кланы арийских воинов. Прежде всего их долг состоял в обеспечении защиты поселения и свершении правосудия. Хотя они руководили деятельностью общины, их считали по уровню ниже брахманов, духовных лидеров.

Вайшьи, к числу которых относились крестьяне, торговцы и ремесленники, не были обязаны следовать высоким принципам морали, как два высших класса, потому что в их деятельности они часто руководствовались так называемой «сатьянритой» или смесью правды и лжи. Однако древнее правило арьев гласило, что чистота помыслов в каждом поступке, и в попытке обрести богатство – есть усилие возвышенное по природе. Только тот, кто накапливает богатство чистыми руками, может считать себя по-настоящему чистым человеком. Даже в ведические времена торговля играла огромную роль в Индии.

Шудры относились к низшему (из «чистых арьев») укладу человеческого общества. Им не дозволялось носить священный шнур, символ второго духовного рождения и высшим обязанностью для них, в соответствии с законами Ману, было служение брахманам, с надеждой, что за их искреннее и верное служение, им будет даровано право в следующем рождении получить тело брахмана.

Помимо четырех варн арьев существовали саманья или как их еще называют суты, которые были отпрыски смешанных браков арийцев и не арийцев.

Каждый член семьи брахмана, кшатрия или вайшьи носил священный шнур или «ягьопавиту», был обязан совершать религиозные ритуалы. «Утром, во время периода сандхйи, следует совершать различные церемонии: омовение, дыхательные упражнения и повторения гайятри – самой священной из мистических формул мантр».

 

Санскрит:

Ом бхур бхувах свах

Тат савитур вареньям

Бхарго девасья дхимахи

Дхиьо йо нах прачодаят

 

В первой строке приводиться слово «Ом» однослоговое обозначение Всевышнего, «Альфа и Омега» сути всего мироздания. Затем приводятся несколько строк из Ригведы: «Слава великому богу Савитуру! Пусть снизойдет на нас эта слава и пробудит наши мысли» и других текстов. Этот текст воспевался при совершении пяти великих жертвоприношений – махаягья, которые представляли собой подношения Богам (дева), демонам (бхута), духам мертвых (питри), людям (нри). Эти жертвоприношения сопровождались радушным приемам хозяев всех желающих, во время которых браманы читали ведические тексты. Затем присутствующие выражали почтение пяти божествам дома (айатана), защищающим дом: Вишну, Шиве, Дурге, Ганеше и Сурье. Церемонию анги-хотры, огненного жертвоприношения проводили утром и вечером.

Сандхйа, или ежедневный ритуал совершаемый брахманами, проводился на восходе Солнца, а также во время его заката. Подобного рода ритуалы также являются неотъемлемым атрибутом арийской религии, предполагающей поклонение Солнцу, как символу непостижимого могущества Вселенной, управляющим всеми природными силами. Эта традиция постепенно закреплялась с укоренением ведической религии в сельской местности Индии. Дорога (мангалавитри), идущая вокруг деревни, часто использовалась для совершения ритуала прадакшина, символизирующей путь Солнца по небу, а также напоминающий цикл жизни и смерти (ВСЕЛЕНСКИЙ КРЕСТ: Диаграмма № 1).

Расположение самой деревни и районов внутри нее определялись конкретными принципами. Прежде всего, это были принципы регулируемые ритуалами индо-арийцев, о чем мы говорили выше, но, помимо этого, это были санитарные меры, учитываемые мастерами строительного дела, при возведении зданий, в соответствии с принципами изложенными в шилпа - шастрах. Обычно селения размещались на берегах реки, на побережьях моря или у озера, не только в связи с необходимостью орошать возделываемые земли, но и ввиду банальной причины – потребности принимать омовения. Само по себе омовение считалось элементом религиозной жизни и при совершении жертвенных ритуалов, проточной воде всегда отдавалась предпочтение перед водой стоячей по соображениям чисто санитарным. Девы, сияющие, были своего рода ангелами хранителями арийских людей. Они любили, чтобы места избираемые для поселения людьми, были продуманно распланированы, имели свободный доступ к воде и имели приятные сады.

Арийский стиль жизни также придавал определенный символизм, который со временем стал считаться неотъемлемым аспектом жизни индоарийской деревни. Изучая книги по философии, можно проследить часто встречающуюся в них мысль, подтверждающую связь человека, индивидуума, с окружающим его миром. Такие уникальные взаимоотношения человека и города, в котором он живет невозможно найти в какой-либо другой культуре мира. Первооткрыватели шилпа - шастры проделали огромную работу пытаясь при планирования селений воплотить религиозную философию в физических формах. Типичной формой становившейся основой плана поселения, позаимствованной у укрепленных деревень ранних арийцев, был прямоугольник, при этом каждая из стен смотрела в определенную сторону света. Само поселение делилось на четыре квадрата, разделенные двумя основными улицами, которые пересекались в центре и на конце имели выход в ворота. Также было четыре дополнительных входа в поселение, расположенные в углах деревни, таким образом, стена вокруг селения по периметру разделялась на восемь частей (Диаграмма 2 А и 2 Б).

«Каутилия-атхашастры» одно из древнейших произведений на тему политики и социологии, приводит названия основных четырех врат арийского поселения. Восточные ворота были основными. Именно оттуда начинал отправляться ритуал посвященный Брахме, Творцу, которого олицетворяло восходящее Солнце. Южные ворота символизировали Солнце в полдень, или Индру, ведического бога, который управляет творением в течении дня. Западные ворота посвящались заходящему Солнцу или Яме. Северные ворота посвящались Сенапати или Картикее, богу войны. Символизм Вед преобразовался в философскую концепцию «Упанишад». Вишну-сурья занял место Индры в зените, Шива заменил Яму, а Вишну-Нараяна заменил Картикею. Это было очень символичным ритуалом индоарийской деревни – ритуалом завершенности жизненного цикла, которую Будда взял за основу своего восьмеричного пути.

Таким образом ведическая религия была движущей силой развития арийской деревенской коммуны. Индийская мысль была насыщена законами, которые излагались святыми и учеными, достигшими совершенства в различных областях знания. Процесс, благодаря которому такие универсальные законы, реализовались в человеческом обществе, может остаться нам неизвестными, но сами по себе эти законы обнаружили свое совершенство и применимы даже сегодня. Ничто не осталось незамеченным. Даже малозначительная деталь имеет под своей основой законы.

В принципах возведения зданий, заложены научные сведения, которые и сегодня остаются актуальными и воспринимаются как поразительно точные. Религиозная подоплека предала этому процессу некий налет пренебрежительного и поверхностного отношения со стороны скептиков, но зачастую этот скептицизм возникает на почве завышенных требований к логическому обоснованию той или иной детали. Религиозное обоснование по всей видимости было необходимо для того, чтобы законодатели, цари и брахманы (священники), обладая знаниями об этих законах, не искажали их, пропуская через себя. Ритуалы придавали всему процессу определенное сакральное измерение, которые не позволяли оставить без внимания даже незначительные детали.

 

 

Жилища

 

При проектировании жилища основная идея всегда была направлена на то, чтобы воссоздать символизм этой Вселенной. Поэтому на каждом незначительном клочке земли проектировщик старался применить этот трансцендентный принцип. Концепция здания однако постепенно менялась. Во времена Ригведы дом воспринимался как храм, однако позднее к 1500 году до нашей эры, его сравнивали с утробой: как ребенок развивается в безопасности в утробе матери, так и человек стремится к безопасности и мирным условиям существования, возводя для себя жилище.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.01 с.)