Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведическая архитектура и искусство жить

Поиск

ВАСТУ-ШАСТРА

Ведическая архитектура и искусство жить

Автор Б.Б. Пури

 

Васту щастра объясняет:

[Санскрит]: Благадоря Васту-шастре вся Вселенная становиться обителью здоровья, счастья и процветания. Люди обретают божественные качества, получив это знание. Последователи Васту-шатры обретают не только мирские блага, но и достигают небесного блаженства.

[Санскрит]: Спроектированный должным образом и приятный во всех отношениях дом станет обителью, где люди обретут здоровье, счастливый семейный очаг, мир и гармонию. Пренебрежение канонами архитектуры приведут к дурной славе, печали и разочарованию. Васту-шастра дана с целью совершенствования Вселенной и дарует ей мир и благополучие.

 

 

Диаграма № 1

 

«Жизненный цикл»

Отличия души от подверженного изменениям материального тела. Как воплощенная душа меняет детское тело на юношеское, затем на взрослое и старческое, так после смерти она переходит в другое тело. Так устроен этот мир (Земля, Вода, Огонь, Воздух и Звук).

 

 

Диаграма № 2

Махеш – Разрушитель

Вишну – Поддержатель

Брахма – Творец

 

Диаграма № 3

 

Сущность

Вечность

Бесконечность

Всемогущество

 

Диаграма № 4

 

Солнце (Огонь)

Истина

Пространство

Луна

Воздух (Звук)

Море (Вода)

Земля (Живое существо)

Могущество

 

«Восприятие автором концепции «ОМ» или «Маха-мантры», во время медитации, начинающейся с Пустоты и заканчивающейся Бесконечностью»

 

Диаграма № 6

 

Пространство

Воздух

Огонь

Вода

Земля

 

Диаграма № 8

 

Форма Огонь

Запах Воздух

Вкус Вода

Звук Пространство

Прикосновение Земля

 

«Монолитная форма Гоматешвары воплощенная в граните»

 

 

Диаграма № 1 (стр. 33)

 

СИМВОЛИЗМ ВСЕЛЕНСКОГО КРЕСТА

 

Школа (Путь познания)

 

Вечность (Нараяна) {Варуна Сома}

Смерть (Шива) {Рудра Яма}

Рождение (Брахма) {Уша Лакшми Парвати}

Жизнь (Вишну) {Сурья Индра}

 

«Брахма, Вишну и Шива (Махеш) можно считать собирательными именами для таких понятий как Рождение, Жизнь и Смерть. Нараяна отождествляется с будущей жизнью и вечностью. Направление символизируется восходом и закатом Солнца, Луны и полуночью.

 

Диаграма № 2 а

Ашрама или обитель Брахмана

При условии смешанного проживания (План индо-арийской деревни)

 

Диаграма № 2 б

Планирование арийской деревни (ранний период)

 

Вторая стадия (Развитие)

 

Третья стадия (Дальнейшее развитие)

 

Первая стадия (Арийский план)

 

Эволюция планирования ведического населенного

 

Диаграмма № 3

Махамантра произносимая перед началом строительства.

«Ом, я склоняюсь перед святым Ваступурушей, наделенного великой силой и доблестью; чье тело покоится на сыне Брахмы; вседержателе Вселенной; чья голова несет бремя Земли; который проявлет себя повсюду; в городах и деревнях, храмах и домах, прудах и колодцах; кто выполняет все наши желания; кто грациозен; верховный Пуруша; дарующий благословения Индре, владыке этого мира; я склоняюсь перед Ним».

 

Махамантра произносимая во время строительства

«О Господь, оберегающий дом, узнай нас, помоги нам – и отведи от нас болезни; все, что мы просим у тебя, даруй нам, благослови нас и наших животных».

 

Махамантра произносимая в момент входа в дом

«О Господь, мы приветствуем Тебя в этом доме! Ты самый почитаемый среди всех Богов. О Господь! Пожалуйста проявись в этом доме и никогда не покидай его. Пролей на нас свои благословения».

Махмантра после вхождения в дом

«О Господь, оберегающий этот дом! Продли наши жизни; даруй нам богатство; относись к нам, как отец относиться к своим сыновьям».

 

Диаграмма № 1 (стр. 67)

Ваступуруша Мандала – 81 квадрата (Йогини)

Ваступуруша: полубог

 

Диаграма № 2

«Брихат-самхита»

Гандхарва

Ваступуруша Мандала 64 квадрата (пада)

 

Диаграмма № 3

Ваступуруша Мандала (Йогини)

Анализ проекта Вастукалы

 

Диаграмма № 4

Возведение квадрата используя гномон и корд, описанные в «Шулпа-сутрах»

 

Диаграмма № 5

Восьмиугольный план с использованием кругов

 

Диаграмма № 4 (стр. 105)

Мандука Ваступуруша Мандала состоящая из 64 квадратов

 

Диаграмма № 5

Парамашайика Ваступуруша Мандала состоящая из 81 квадратов

 

Диаграмма № 6

Диаграмма сторон света в соответствии с Вастуратнакарой

 

Диаграмма № 8

План храма Вишну в Деогархе

 

Диаграмма № 7 (стр. 169)

Храм Маханалешвары

«Этот храм построен в соответствии с канонами архитектурного стиля деччани. Это здание состоит из пяти этажей. Он богато украшен и имеет необычный вид. Построен предположительно в 1253 году нашей эры».

 

Диаграмма № 11 (стр. 183)

«Построенное из желтоватого песчаника, основное здание этого храма выполнено с особым великолепием. Изысканные фрески и резка по камню демонстрируют высокий уровень в искусстве композиции. Фасад здания покрыт удивительными скульптурами. Шикхара украшена миниатюрными башенками, а также вертикальным и боковыми шпилями».

 

Страница 186

Воздушная шахта

Покои фараона

Покои царицы

Основная галерея

Подземные покои

Вход

 

 

Изображение № 1 (стр. 203)

Нечетное число стен преобразуется в четное

 

Изображение № 2

Острый угол в северно-восточной стороне здания очень благоприятен

 

Изображения № 3

Символизм сторон света

 

Север (Мужество и просвещенность)

Запад (Пища и Брахманы)

Восток (Удача и слава)

Юг (Жертвоприношение)

 

Страница 221

«Господь пребывает в Своей обители в духовном мире и при этом Он находится повсюду. Он находиться даже в атоме, как Параматма или Сверхдуша».

 

Страница 222

Автор, профессор Пури, получает почетный знак из рук премьер-министра Индии Индиры Ганди.

 

 

ОБ АВТОРЕ

 

Профессор Б. Б. Пури – автор книги «Массовая застройка в теплых регионох», опубликованной на русском языке в Москве [Для редактора: следует уточнить наименование], а также на английском языке издательством «Oxfrod&IBH Publishing Co. Pvt. Ltd». Он также является автором многих публикаций в области индустриальной, современной, ведической архитектуры, застройки в теплых регионах, решении экологических и экономических проблем, пространственном проектировании, а также прекрасно разбирается в эффекте солнечного воздействия на архитектуру.

Его первая книга о Васту-шастре, озаглавленная «Ведическая архитектура и искусство жить» была предложена вниманию господина Шанкар Даял Шарма, президента Индии 26 декабря 1995 года, а также премьер-министра штата Хайдарабад. Президент Совета Архитекторов рекомендовал эту книгу не только студентам архитектурных вузов, но и всем тем, кто интересуются принципами ведической культуры.

Его последняя книга, озаглавленная «Прикладной аспект «Васту-шастры» в современной архитектуре» была предложена вниманию почтенного Шанкар Даяал Шармы 3 июля 1997 года.

Профессор Пури – основатель, президент и вице-председатель «Академии Васту-кала», школы архитектуры и внешнего проектирования, сотрудники которой занимаются исследованиям в области Васту. Он также занимается консультированием в области «Васту-шастры».

Его творческий потенциал не смог не обратить на себя внимание Шри Закир Хуссейна, Шри В.В. Гири, Шри Гайни Заил Сингха, президента Индии, а также Индиры Ганди, премьер-министра Индии.

Биография профессора Пури была опубликована в книге «Кто есть кто в Индии» (1977-1978гг.), а также «Самые известные люди Индии» опубликованной в 1979 году.

Он принял участие и председательствовал на многих конференциях и семинарах, проведенных в самых разных странах мира, где снискал уважение и почет специалистов за достижения в области архитектуры.

Профессор Пури является президентом совета «Гровера&Пури», основанном в 1963 году. Помимо этого он принял участие в организации работы многих других организаций, что указывает на его незаурядные качества. Уже более 35 лет он занимается архитектурой, разработал множество проектов, воплощенных как в Индии, так и за ее пределами, к числу которых относятся массовые застройки, отели, промышленные здания, образовательные центры, коммерческие комплексы и многое другое. Он специализировался в области строительства зданий в самых разных климатических зонах Индии и других стран.

Он продолжает работу с непреклонной решимостью, прекрасно осознавая проблемы и трудности, с которыми сталкивается человечество.

В настоящее время профессор Пури занят работой над книгой «Роль архитектора в XXI веке».

О ЧЕМ ЭТА КНИГА

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

 

Я хотел бы выразить сердечную благодарность всей моей семье и особенно жене Суните за ее поддержку, участие и вдохновение, которые помогли мне в работе над книгой.

Также я хочу поблагодарить Дж. Р. Халли, президента Союза Архитекторов за замечательное предисловие к этой книге.

Я хочу выразить признательность Н.Б. Саксену, главному архитектору Министерства Строительства при правительстве Индии за его помощь и поддержку.

Я хочу поблагодарить издателя “Vastu Gyan Publication” и “Pran Printers “ за выпуск этой книги на новейшем издательском и типографском оборудовании.

Но это еще не все! Я хочу выразить особую признательность всем моим клиентам, которые верят в науку Васту, соратникам, архитекторам, профессорам и сотрудникам «Академии Васту-кала» за все те испытания, которые им пришлось пережить и за поддержку, которую они оказали мне.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Мне очень приятно стать автором предисловия к книге профессора Б.Б.Пури по ведической архитектуре и искусству жить. Ему удалось провести глубокое исследования взаимоотношений между индийской культурой, архитектурой, окружающей средой, которые все вместе создают условия для счастливой жизни человека. В книге приведено много цитат из Вед, Упанишад и Гиты.

Современная тенденции подражать Западу, прослеживающиеся во всем мире, в том числе в области архитектуры, превращают эту книга в некое подобие глотка свежего воздуха, позволяющего иначе взглянуть на конструкции закрытого типа, словно эпидемия распространяющихся в форме понастроенных повсюду многоэтажных зданий. В этом плане профессор Пури сделал большой шаг вперед, пытаясь взглянуть на вопросы архитектуры с необычной для современного человека точки зрения.

Профессор Пури в своей книге обсуждает ведические наставления и законы архитектуры изложенные в текстах ведической традиции. Он говорит о мандалах и других аспектах ведической архитектуры. Я рекомендую эту книгу не только студентам, изучающим архитектуру, но и всем тем, кто пытается сформировать для себя ясное представление о том, как должно выглядеть идеальное жилище в соответствии с принципами ведической культуры. Такой совет молодым архитекторам и студентам архитектурных учебных заведений я нахожу очень своевременным и заслуживающим пристального внимания.

Дж. Р. Халла,

Президент Союза Архитекторов


ВВЕДЕНИЕ

 

Глубокие познания автора в области архитектуры ведического периода становятся очевидными, если изучить различные главы этой книги. В восьмой главе он говорит о широко известном ведическом периоде в истории Индии, который будет особенно интересен читателям.

Б. Б. Пури известен как очень деятельный человек, добившийся успехов не только в архитектуре, но и во многих прикладных ее аспектах. Это человек, который всем сердцем болеет за процесс преобразований происходящих в Индии. Посвящение книги о ведической архитектуре Господу Кришне указывает на его приверженность мистическим взглядам на мир.

Пожелаем ему в этом успеха в этом, как во всех его будущих начинаниях.

 

Рода Мистри.
ВЕДИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЖИЗНИ

 

Предисловие

 

За свою тридцати-пяти летнюю карьеру профессионального архитектора, мне неоднократно предоставлялась возможность изучать эту науку по всей Индии и за ее пределами. Помимо этого я общался с людьми, воспитанных в самых различных культурных контекстах. Образ жизни и способы решения различных проблем, с которыми они сталкивались, нашли свое отражение в этой книге. Множество вопросов, которые поднимаются на международных конференциях западными учеными, желающими узнать больше об индийской философии и ее практическом применении - ведической архитектуре, воодушевили меня взяться за работу над этой книгой. С 1991г. мне была предоставлена почетная возможность выступить с лекциями на эту тему на конференции организованной международной организацией – «Московского института управления». [Прим. переводчика: нужно уточнить название этой организации]

Занимаясь исследованиями в этой области и совершенствуясь в своей профессиональной деятельности, я проявлял неподдельный интерес к изучению древней культуры и условий жизни людей – в особенность во времена древнейшего ведического периода развития Индии. Мне пришлось проделать огромную исследовательскую работу, ввиду того, что до последнего времени в области ведической архитектуры не было проведено ни одного серьезного исследования. Для меня было откровением узнать, что жизнь наших предков была основана на глубоком и продуманном научном знании.

Я попытался охватить как можно более широкий период развития ведической цивилизации, о котором я и рассказал в своей книге. Рассвет архитектурной науки и ее воплощение в поздние периоды развития Индии также нашли отражение в книге. Однако при этом я не углубляюсь в полемику, затрагивающую попытки определить точные сроки наступления и завершения ведической эпохи.

 

Февраль 1998 г.

Профессор Б. Б. Пури

Автор

 

 


ГЛАВА I

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ВЕДАНТЫ

 

Вводная часть

 

Будет неверным сказать, что природа настроена враждебно по отношению к человеку. Если попытаться воспринять взаимосвязь природы и человека с желанием усмотреть в этом высшую гармонию можно увидеть множество скрытых истин и энергий, которые существуют лишь для блага живых существ. Но всякое соперничество и желание подчинить природу не только не могут быть продуктивными, но и ведут к экологическому кризису и неестественности поведения человека по отношению к природе.

Древние философские представления основываются на двух путях логического познания бытия – индуктивного и дедуктивного. В прежние времена словом “ смрити ” обозначалось знание законов природы, зависящих от внутреннего мироощущения и вдохновения известного шрути - Божественного откровения. Говориться, что Веды, являются высшим выражением этого откровения. Выражаясь современным языком мы можем назвать эти два процесса познания объективным или атеистическим и субъективным или теистическим, при этом последний имеет дело с более тонкими аспектами жизни.

На протяжении последних 300 лет индуктивный метод познания укоренился как основной. Особенно в период после 1945 года – в эпоху расцвета информационных и управленческих технологий. Но исследования в этой области ограничены рамками физического мира (прежде всего подобные тенденции прослеживаются в холодных регионах мира), где способность человека выжить на физическом уровне является первостепенной задачей. Природа враждебна по отношению к человеку в таких местах. Взаимоотношения человека и природы можно выразить словами: «соперничество и взаимное подчинение».

Глобальный подход предполагает понимание метафизической и физической, теистической и атеистической природы человека и сознания, окружающей среды, как проводников выражения воли и желаний человека. Все должны восприниматься как часть неделимого целого. Все они являются частью и причиной эволюционного процесса – этого великого акта космического творения. Однако в каждом проявлении жизни человека можно увидеть определенные сферы деятельности, предполагающие глубокое понимание законов, управляющих этим миром и сама картина творения напоминает ему, что он представляет собой «часть целого – нечто, существующее в среде огромного мира, Вселенную, находящуюся внутри другой Вселенной». Термины «СОЗНАНИЕ», «ЖИЗНЬ», «ЧЕЛОВЕК» взаимодополняющие и связанные друг с другом на постоянной основе. Такой подход характерен для жителей субтропических стран. (Такие культуры обычно развиваются в тропических и субтропических долинах, разбросанных вдоль рек, где проблемы физического выживания не стоят столь актуально, как в других регионах мира. Эволюция ума и духа протекает здесь естественным образом и является приоритетной. Физическая жизнь не предполагает каких-либо ограничений в волеизъявлении человека, попытках его самовыражения. Физическая жизнь человека остается лишь тем фундаментом, с которого человек отправляется в путешествие в более тонкие и духовные аспекты жизни и сознания).

Таковы различные мыслительные процессы. В Пуранах приводится дальнейшее описание подобного рода процессов. Искусство, наука, технология достигли высокого уровня развития. Математика, астрология, литература, музыка, танец, скульптура, изобразительное искусство, медицина, металлургия также были крайне развитыми областями знания. (Интересно заметить, что в этих регионах здания были не очень прочными, что не предполагало их долговременное использование. По всей видимости это было связано особенностями местного климата). Индуизм, джайнизм и буддизм были тремя основными философскими школами, которые оказали сильное влияние на архитектуру и планирование городов в ведическую эпоху Индии.

 

 

Эволюция

 

Человек неизбежно будет искать ответ на жизненно важные вопросы:

 

«Что было на заре творения?» (Пуруша) - Человек

 

«Что было причиной творения?» (Пракрити) – Природа

 

«Как можно отличить актуальное от неактуального?»

 

«Что есть смысл жизни?»

 

Существует много вопросов, найти ответы на которые хотят как атеисты, так и рационалисты. И у тех и у других есть предполагаемые ответы. И наиболее важные ответы зачастую похожи друг на друга. Но множество вопросов остаются без ответов. Парадокс заключается в том, что чем большей информацией располагает человек, тем меньше он знает!

Если изначально не было ничего, то как из этого ничего смогло возникнуть нечто (Теория большого взрыва).

 

Веды говорят:

 

Ведах утверждают, что Сознание, Вселенская Воля не имеет ни начала ни конца. Параматман. Вечное включает в себя пространство – «акаш», Энергию – «прана», Массу – «райи», Время – «кала», Движение – «гати», Преобразование – «паривартен», Атма-пурушу – индивидуальное сознание, Природу – «практрити».

 

Всепронизывающее сознание управляет космическое проявление, а также сообщает жизнь существам этой Вселенной. Смерть и старость – есть начало и источник нового творения. (Диаграмма № 1).

 

Существует закон творения, закон поддержания, развития и закон разрушения. Суть знания Веданты выражена в понятии «Тримурти». (Диаграмма № 2).

 

Брахма – Творец

Вишну – Поддержатель

Махеш – Разрушитель

 

Вселенная управляется законами, воплощающими в себе бесчисленное множество имен и форм, постоянно меняющихся, движущихся и преображающихся. К понятиям вечным относятся даже смерть и разрушение, потому что они становиться причиной цикла нового творения: время, движение, преобразование, знания, мысли, творения, разрушения, существуют испокон веков. Также как испокон веков существовал проект этого мира.

Ум – это уникальное творение Всевышнего Проектировщика. Чтобы наслаждаться этой великолепной игрой сознания существуют Лила, Пуруша и Пракрити, но необходимо заработать право войти в эту лилу, открыть себя в ней, творить, будучи воодушевленным ею и раствориться в ней. Философская школа Адвайта называет это действо игрой одного сознания. Философская школа Двайта называет его величайшим танцем ума и сознания. Это игра творения.

УМ – автор и господин физического мира, окружающего человека.

 

ОТНОШЕНИЕ

 

Ведантический процесс познания настаивает на необходимости следования определенным принципам. Самый важный и них – это принцип призвания мира, основанный на повторении соответствующих молитв перед каждым занятием. Этот процесс имеет отношение к восприятию целостности человека. Другие направлены на развитие способности работать в команде.

Некоторые из них приведены ниже с переводами.

 

Пурнамадах пурнамидам пурнатпурнам удачйате пурнасья пурнамадая пурнамева вашишьяте. ОМ, ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ! (Диаграмма №3).

 

Перевод: Это совершенно, то совершенно, исходит из совершенного и совершенное исходит из него. Если совершенное изошло из совершенного, совершенное остается незатронутым.

 

Саханававату Саханубхуактй Сахавирйам Карававахаи Теджасвина Видхатамасту Ма Видвишавахаи. Ом, Шанти, Шанти, Шанти!

 

Перевод: «Пусть он защитит нас обоих. Пусть мы будем благословлены блаженством знания. Пусть мы будем храбрыми. Пусть наши исследования будут глубокими и искренними. Пусть мы будем всегда понимать друг друга. Вечность. Мир. Мир. Мир».

 

Последние две строки предупреждают нас о возможном недостатке тщательности и скрупулезности, свойственного дилетантам. Так же недостаток взаимной связи и скудность отношений приводит к неправильному пониманию и приложению знания и информации, требуемой для проектирования. Глубокое понимание, правильное приложение и обдуманные взаимоотношения необходимы для работы в команде. (Целостная натура не может быть поверхностной. Для того, чтобы быть сбалансированным, необходимо всегда быть предельно внимательным).

 

ОМ

 

«Ом» – представляет вечную бесконечность Вселенной (времени и пространства), а также указывает на бесконечность знания и информации. Троекратное повторение слова «шанти» после «ом» принципиально важно для обретения мира и от трех источников беспокойств освобождения (необходимого для обучения): внутренних, внешних и беспокойств, находящихся во власти высших сил (Диаграмма №3).

Повторение «Ом» или «Махаматры» помогает автору визуализировать высшие материи во время медитации, для чего он повторяет джапу, создавая особую могущественную вибрацию, которая практически проникает во все пять элементов: Пространство, Воздух, Огонь, Воду, Землю, из которых состоит вся эта Вселенная (шришти). Эта картина, ставшая доступная внутреннему взору автора уникальна и отображена им в очередной диаграмме №4.

Заполняя вакуум или пустоту (шуньям) повторение «Ом» постепенно заполняет ее до бесконечности.

Звуковая волна исходит из пустоты, становясь шанкх, также как и Воздухом. Постепенно расширяясь она становится основой пространства, воды, земли и, в конечном итоге, огня, который дает силы и, объединившись с другими элементами, становится причиной возникновения «Жизни и растительности во Вселенной» (Диаграмма №4).

 

Воздух – звуковая волна представлена шанкх

Вода – море представлена Рыбой – «Мин»

Пространство – вибрация ведущая к бесконечности

Земля – представлена «Жизнью и растительностью»

Огонь – вечно сияющее Солнце, дающее тепло, свет и энергию всему живому.

 

МИСТЕРИЯ «НЕИЗВЕДАННОГО»

 

«Неизведанное» – это суть поступков человека: горизонт – суть устремлений человека, но достижение его аннулирует время и энергию, затраченную на этот процесс. Горизонт – это своего рода реальность, выраженная в «Воображении». «Творчество» начинается на самой заре творения. Каждый раз, когда человек обращается к «Источнику» и ищет «Стимул», толчка к процессу приходит понимание Метода. Жизнь проявляется в импульсах, а не в повседневной рутине.

В каждом роде деятельности существует три аспекта: «Мантра» или концепция; «Янтра» или инструмент воплощения и материала, а также «Тантра» – управление процессом творения.

На заре творения Верховная Личность Бога являет себя в форме воплощения Пуруши или Маха-Вишну. Возлежа в водах причинного океана Маха-Вишну выпускает живые существа в материальную природу, бросая на нее взгляд. Этот взгляд есть непроявленная материальная энергия (изображенная как богиня Дурга). Слово Дурга, а именно так называется непроявленная материальная энергия, означает «тюрьма» и задача богини Дурги заключается в том, чтобы все греховные души находились в темнице этого материального мира. Для этой цели Господь Кришна даровал Дурге энергию, позволяющую ей создавать, поддерживать и разрушать весь космос (Диаграмма № 5).

 

 

ЧЕЛОВЕК: (Взаимоотношения ОБЪЕКЕТА-СУБЪЕКТА)

2. СИТУАЦИЯ: Пространство – время (Обитатель жилища, архитектор и окружающая среда). (Месторасположение, климат, структура внешних условий, ландшафт, обзор, звук и запах).

 

3. СРЕДСТВА ВОПЛОЩЕНИЯ – Средства преобразования в «конверте» (Архитектурные или другие фильтры). [Для редактора: Я не понимаю о чем идет речь]

 

Материалы, технологии строительства

 

ЦЕЛОСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

В соответствии с «Упанишадами», человек обладает пятью чувствами, однако сверхчеловек может раскрыть шестое чувство, называемое «Третий глаз космического видения».

Совершенный человек состоит из шестнадцати кала, трех состояния сознания и трех схем поведения.

1. Прана

2. Вера

3. Акаша

4. Воздух

5. Огонь

6. Вода

7. Земля

8. Чувства

9. Ум

10. Пища

11. Сила

12. Мысль

13. Мантра

14. Карма

15. Мир

16. Названия

 

Три состояния сознания: бодрствование, сон и глубокий сон.

 

Три схемы поведения: Тамас, Раджас и Саттва.

 

Человек способен создает инструмент. Он общается и распространяет свое влияние посредством деятельности ума, запаха и других физических качеств и свойств. Это качество человека должно направляться к позитивному выражению. Различные его качества нуждаются в воспитании и дисциплине, ради достижения высшей цели, выраженной в способности творить и сотрудничать.

А сейчас давайте попытаемся понять природу отношений «природа – человек – архитектура». Если человек – это отражение природы, архитектура отражает человека и его суть (пуруша). Человеческое тело и ум сложно утроены и являются средством установления связи с внешним миром. Природа, человек и архитектура связаны на уровне взаимной зависимости образуя вместе совершенное целое.

Этот процесс кратко описан в Диаграмме № 7.

 

Таблица: Пять основных чувств человека и их связь со Вселенной.

 

Пять чувств Слух Осязание Зрение Вкус Обоняние
Основные элементы Пространство Воздух Огонь Вода Земля
Органы восприятия (внутреннего) Уши Кожа Глаза Язык Нос
Действующие органы (внешние) Речь Общение (Смерть) Руки Работа (Пальцы) Стопы Перемещение Анус Отторжение Гениталии Продолжение рода
Центр контроля Ум (Поток мыслей или эмоций) Интеллект (Способность к разграничению)
Контролирующая сила Космос, Сознание или Высшая Энергия, прана или жизненная сила.
Архитектурные решения Тишина Акустика Вибрация Концепция   Климат Погода Текстура поверхности Свет Цвет Текстура материалов Водообеспечение Охлаждение Отдых   Ландшафт Флора Аромат Запахи
Архитектурный графический символ          

 

АРХИТЕКТУРА: ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ (СОЛНЦЕ) И ПРОСТРАНСТВО

 

Человек – это объект, субъект и причина архитектурного процесса. Он воспринимает и познает архитектуру, применяя ее к своему существованию в окружающем его мире.

Как живое существо способное выполнять различные функции, он сам проектирует и контролирует свой окружающий мир и здания, в которых он живет. Они привносят изменения в окружающие их условия, в социальных, материальных, эмоциональных, интеллектуальных и жизненных аспектах.

Посредством акта проектирования, он изменяет и формирует элементы естественного окружения. Последовательность элементов воспринимаемых как «Проводники» и «Материалы» следующая:

Земля, Вода, Воздух, Солнце и Пространство (от грубо физических элементов до тонких). Земля и вода имеет ограниченное присутствие в среде человеческого обитания. Так как эти элементы грубо физические, они образуют очевидное и фундаментальное обстоятельства влияющие на выбор, расположение и форму архитектурного проекта и условий, в которых будет жить человек. Хотя Солнце, Воздух и Пространство также оказывают влияние на формирование комфортных условий жизни, в отличии от земли и воды, они доступны практически повсюду и их наличие определяется лишь продуманностью проекта. Среди всех остальных вода считается самым «пугливым» элементом. Поэтому при проектировании жилища человек старается разместить его как можно ближе к воде. Только в неких особых ситуациях вода не играет какой-либо значимой роли для человека. Но обычно подобного рода решения дорогостоящи и не практичны, как с экономической, так и с экологической точки зрения (Фатехпур Сикри не мог быть обитаем из-за недоступности воды).

Идеальные условия существования, культура, архитектурные решения всегда подразумевали доступность всех физических элементов, которые должны были поддерживать жизнь человека, позволяя ему расти и развиваться. Самые древние, богатые и просуществовавшие долгое время культуры и цивилизации по всему миру существовали в самых разных регионах, то есть в районе Рака и Козерога, где развитие человеческого разума достигло своего апогея [Для редактора: Я не понимаю, что имеет ввиду автор]. Человеческое общество насчитывает пяти-тысячелетнюю историю. Около четырех тысяч лет назад в этих регионах жили необычайно великие умы. В других регионах, таких как страны, расположенные вдоль экватора и в северных областях земного шара, цивилизации и культуры развились намного позднее. Для того, чтобы уяснить принципы проектирования здания с учетом доступности этих пяти физических элементов, мы рассмотрим каждый из них в отдельности, чтобы понять их природу, а также определить значение и роль, которые они играют в архитектурном процессе. В общем они представляют из себя:

Земля: Структура земли, ландшафт, флора и фауна. Также немаловажную роль играет доступность строительных материалов в месте предполагаемом для строительства и проживания.

Вода: Человек может жить только там, где есть вода. Это золотое правило всех эко-культур. Вид, тип и форма жизни в огромной степени зависят от воды и земли. Море, река, озеро, подземные источники, также не малозначимы для флоры. Вода это не только источник жизни, но играет важнейшую роль в процессе развития социума.

Воздух: Будучи элементом поддерживающим жизнь, воздух остается экстра важным элементом. Двухминутное прекращение подачи воздуха способно привести к смерти человека. Чистый воздух насыщенный кислородом необходим для жизнедеятельности мозга и здоровой крови. Комфортные условия существования напрямую зависят от доступа чистого, свежего воздуха, соблюдения температурного режима, определенного уровня атмосферного давления и состава воздуха. Воздух имеет прямое отношение к функционированию всего тела начиная от кожного покрова, дыхательными путями и заканчивая насыщением крови – через посредство дыхания. Обустройство систем обеспечение воздухом нашли отражение в форме архитектурных решений. Воздух также имеет отношение к движению.

Огонь (Солнце): Источник умственной энергии. Лучше всего ум функционирует при оптимальной температуре – около 24 градусов пол Цельсию. Именно эта температура считается оптимальной для работы мозга. Палящее Солнце излучает яркий свет и оставляет темные тени. Приятное Солнце сияет разными цветами, а холодное Солнце редко поднимается высоко над горизонтом и часто сопровождается холодными тяжелыми облаками и снегом. Обычно закату и рассвету сопутствует туман. Это красивое зрелище длится несколько часов. Те районы мира, где небо постоянно закрыто тучами, оказывает влияние на развитие культуры и архитектуры в данной местности. Солнце сыграло немаловажную роль в развитии визуальных качеств архитектурных конструкций. Помимо определения текстуры материала и его цвета, оно оказывает принципиальную роль на выражение жизненности конструкции.

Пространство: Вышеперечисленные элементы могут быть использованы для возведения конструкций комфортных, эмоционально приятных, интеллектуально стимулирующих, ярких и предоставляя все возможности человеку приобрести прибежище и чувствовать себя удовлетворенным. Человек должен жить в пространстве.

Но главное архитектурное правило планирования – это ориентирование.

Архитектурное пространство стимулируется актом проектирования направленном на развитие и выражение целостного человека (Диаграмма №7).

 

 

ПЯТЬ ЙОГА-МУДР

 

Пять пальцев на руках представляют собой пять элементов и соответствующие им действия.

1. Большой палец олицетворяет ОГОНЬ, агни

2. Указательный палец олицетворяет ВОЗДУХ, ваю

3. Средний палец олицетворяет ПРОСТРАНСТВО, шунью

4. Безымянный палец олицетворяет ЗЕМЛЮ, притхиви

5. Мизинец олицетворяет ВОДУ, джал

 

Как мы уже объясняли, рассказывая о васту, когда все пять элементов находятся в состоянии баланса, который учитывается при проектировании здания, мы также учитываем климат страны, погодные условия, тогда мы можем сказать, что наш дом, здание способен обеспечить всем человека всем необходимым и что живущие в нем могут рассчитывать на хорошее здоровье богатство и мир. Подобным же образом эти пять элементов должны быть в балансе в нашем собственном теле. Мы ощущаем здоровье и баланс ума, когда эти же элементы находятся в гармонии в нашем собственном организме.

Однако, если возникает дисбаланс одного из элементов, то человек страдает от соответствующего рода проблем. Чтобы излечится и сбалансировать энергию в организме, человек должен практиковать йога - мудры, и прежде всего следующие пять мудр:

1. Варун - мудра

Соедините кончики большого пальца и мизинца и удержив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.012 с.)