Династия Маурьев из Патлипутры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Династия Маурьев из Патлипутры



 

Современная столица Патлипутра растянулась на несколько миль вдоль Ганги, хотя в ширину город не больше полутора миль. Царский дворец напоминал прямоугольную хижину простого жителя деревни, однако ее размеры были грандиозными. Перекрытия в этом здании поддерживались не кирпичными стенами, а огромными каменными колоннами, которые были изготовлены с нанесением на них лепки, изображавшей жизнеописание Будды. Как писал Магастхен, известный греческий историк, давший подробное описание столицы мауриев, царский дворец находился среди прекрасных парков, украшенных озерами, фонтанами, водопадами и искусственными насыпями. Весь дворцовый комплекс был защищен высокой усиленной стеной. Сам город состоял из домов различной планировки, крыши которых были защищены черепицей или же покрыты водопрочным тростником. Скульптурные композиции, изготовленные буддийскими каменщиками и скульпторами использовались в интерьере домов кроме окон в форме лошадиного копыта, а также зарешеченные балконы, которые, однако, позволяли видеть все, что происходило на улице.

В пригороде, где располагались большие дама преуспевающих граждан находилось, множество частных садов. При этом некоторые особо великолепные были доступны для посещения всеми желающими отдохнуть в тени деревьев в столь жарком климате. Современные подход к устройству городских садов в свое время были сформулированы Абинзоном Хаурертом, который был поражен планировкой городского сада в городе Патлипутра, о котором он прочитал в древних хрониках. Ашока Великий унаследовавший империю Маурьев продолжал политику амбициозного расширения своего влияния. После завоевания царства Калинги, ставшее событием величайшего исторического значения, Ашока решил организовать правительство, состоящее из людей просвещенных и таким образом стал духовным лидером всего цивилизованного индийского субконтинента. Ашока принял буддизм и начал пропагандировать послание ахимсы.

 

 

Древние принципы возведения монументальных зданий

 

Наиболее удивительные и идеальные геометрические формы – квадрат и круг – широко использовались индийскими архитекторами при планировании здания. Они выбрали за основу круг – форму лишенную углов, символизирующий буддийский символ колеса закона. Полусферической формы здания возводились на широком фундаменте, которое постепенно сужалось к верху.

В эпоху Будды дерево было стандартным строительным материалом и лишь через некоторое время мастера начали активно использоваться камень, заменяя подающиеся разрушению недолговечное дерево. Прежде всего, эта практика стала востребованной при возведении царских покоев и городских стен. Наиболее ранним архитектурным памятником IV века до нашей эры, при возведении которого использовались каменные плиты, считается здание Раджгрихи в первой столице Маурьев.

 

 

Буддийская ступа

 

Прототипом наиболее внушительных архитектурных форм стала буддийская ступа, возведенная под патронажем Ашоки. Форма ступы, проект и все элементы этого здания, были позаимствовано у круга. Самые первые ступы возводились из кирпича, скрепленного раствором из глины, но позднее для того, чтобы добиться долговременного влияния буддизма, выраженного в архитектурных присутствии в Индии, Ашока избрал основным строительным материалом камень.

 

 

ШАНЧИ: СТУПА В ШАНЧИ

 

Смерть Ашоки привела к возвращению превалирующей роли ведической религии и буддийские монахи начали постепенно отстраняться от городской жизни. При этом они продолжали пользоваться популярностью и покровительством богатых людей и коммерсантов. Нескончаемым потоком к буддийским монахам текли средства, с помощью которых они возводили все новые монастыри, позволяющие им жить в умиротворенной, уединенной атмосфере. Самые большие из известных находятся на вершине холма в Шанчи. В эпоху Ашоки полукруглый кирпичный свод 21,35 метров в диаметре был построен в этом месте ступа была увеличена в два раза возведением вокруг существующего здания еще одной полусферы. Таким образом, здание стало 36 метров в диаметре и 16,5 метров высотой. Еще на 5 метров высота ступы увеличилась, когда строители возвели прадакшину, особое место отведенное для священников, в то время как обычная прадакшина была доступна для паломников в основании здания. Великая ступа в Шанчи – это полусферическое здание с усеченным верхом, увенчанная тройным зонтом, установленный по центру каменного пьедестала обнесенного перилами.

Верхняя часть полусферического покрытия была специально сделана плоской для того, чтобы разместить там каменный зонт, расположенный особым образом в квадратном ограждении, обнесенные низкими каменными плитами.

При попытке увеличить эту ступу, традиционные деревянные перила были заменены на прочные, изготовленные из камня. Это была первая попытка использовать камень в столь необычном качестве. Восьмиугольные каменные колонны 18 дюймов в диаметре и 2,75 метров высотой были расположены по кругу на расстоянии 0,5 метров одна от другой. Расстояние между каждой колонной было отмечено специальными засечками, соединяющими их друг с другом. Ограждение было изготовлено из крупных каменных парапетных плит достигающих в высоту трех с половиной метров.

 

 

Тораны

 

Работа над расширением и укреплением ступы продолжалась почти 100 лет. Воображение, религиозный порыв и стремление архитекторов, также как усердие богатых спонсоров казались неистощимыми. Этот удивительный монумент выглядел впечатляюще, однако со стороны он казался непреступным. Для того, чтобы привлечь посетителей и сделать здание более приятным на глаз, было решено в качестве ворот использовать тораны, которые напоминали ведический стиль. Отходя от традиционных арийских деревенских форм, где воротами служила стандартная бамбуковая конструкция, буддийские строители внесли в ее конструкции некоторые изменения, превратив ее в высокую торану. Четыре входа, украшенные торанами, были установлены с четырех сторон ступы. Технология обработки камня при возведении тораны, несомненно, была очень примитивной, как и при создании ограждения. И все же при возведения основного каркаса, каменщики осознали тщетность попыток соединить каменные детали между собой. Торана же предоставила возможность каменщикам использовать для нанесения на камень декоративных деталей архитектурной композиции, которые были прочно укреплены на опорах.

Горизонтальные промежутки между декоративными перекрытиями были соединены с вертикальными опорами. Внешняя поверхность опор и перекрытий были богато украшены декоративной резкой по камню.

Появление тораны стали настоящими столпами немого повествования. Две квадратные колонны были украшены четырьмя львами, слонами, толстыми карликами, поддерживающими три перекрытия. Тараны содержали гравировку в форме лошадей, слонов, различных грациозных фигур, деревьев и так далее. Однако в основном темы гравюры были взяты из жизнеописаний Будды и Джатаки.

Великая ступа в Шанче стала одной из самых ранних конструкций возведенных из песчаника добытого в Виндхйане, с декоративным оформлением и каменной резкой. На вид оправки из тесанного камня повлияло возведение закругленной оболочки на определенном расстоянии от центра, после чего полости между ними прослаивали каменными плитами. [Я не верен в точности перевода]

Вихара

 

Появление ступы стало причиной возведения других конструкций подобного плана. Были нужны здания, в которых могли бы жить монахи. В противовес богато украшенными композициями ступы, места для проживания монахов были скромными, отражающими аскетизм монашеской жизни. Они содержали серию небольших помещений с дверьми, выходящими в открытый внутренний двор, где было все необходимое, включая колодец с питьевой водой. С другой стороны помещения предоставляли монахам необходимую уединенность, важную для практики медитации. Очевидно, что подобного рода конструкции напоминали дома с внутренним двором. Через некоторое время их стали называть Вихарами.

 

 

Стамбы

 

Вдоль пути паломничества буддийских верующих через каждые несколько десятков метров устанавливались высокие колонны с выгравированными на них изображениями людей и животных. Колонны были 12 метров высотой и весили по 50 тонн каждая. При этом каждая из них была изготовлена из цельной глыбы песчаника. Эти массивные колонны осторожно переносились, иногда за сотни миль. Колонну долго обрабатывали, а перед тем, как установить, ее натирали особыми растворами и полировали до уникального зеркального блеска. Это было удивительным достижением в особенности это касалось употребления обычного песчаника. Колонны иногда вкапывались прямо в землю без фундамента. Сверху устанавливались крупные скульптурные изваяния животного. Одно из них, известное как скульптура с четырьмя львами, стало очень популярным, что несколько десятилетий назад стало государственной эмблемой нашей страны. Эта скульптуры была исполнена в стиле персидских мастеров, весит пять тон и высотой два метра. Она укреплена на колонне полуметровым цилиндрическим медным штырем, пронизывающим центр композиции насквозь закрепляясь в верхней части колонны. При этом для закрепления не использовалось никаких цементирующих материалов.

 

 

Помещения Чайтья

 

Великая ступа, хотя является уникальным в своем роде сооружением, имеют определенные ограничения. Самым значительным ее недостатком была открытый центральный холл, не позволяющий использовать здание в плохую погоду. Это подтолкнуло архитекторов к созданию примыкающего холла, в котором люди могли беспрепятственно совершать поклонения на протяжении всего года. Тогда был возведен прямоугольный холл с полукруглой стеной примыкающей к ступе. Этот холл называется чайтья, и по форме напоминал ступу.

Крыша такой конструкции была изготовлена из деревянного перекрытия, которое поддерживалась кирпичными стенами и деревянными колоннами. Эта конструкция возводилась на высоком постаменте, обрамленном перилами.

 

 

Мраморная ступа в Амарвати

 

Ступа построенная в Амарвати по окружности была 57 метров и считалась крупнейшей ступой построенной в индии. Она великолепно украшена с архитектурной и скульптурной точки зрения.

Направления в основные стороны света не верхнем уровне прадакшины были отмечены колоннами или араньяками, предающими ей особый вид и необычность. Хотя не было построено не одной тораны, вход в нижний уровень прадакшины отмечен стамбами, равноудаленными друг от друга на протяжении всего пути ведущего от внешних ворот. Ступа Амарвати, изготовленная из белого мрамора, является конструкцией удивительной по многим параметрам, к сожалению, до настоящего времени не сохранилось ничего, кроме рва по периметру здания.

 

 

ИНДИЙСКАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ВЛИЯНИЕ ВЕД)

 

Индийский храм – обитель Бога, которого окружают священники, министры, советники. Место, где будет располагаться храм, должно быть святым, при этом выбирать его нужно с огромным тщанием, учитывая множество факторов. В соответствиями с Ведами существуют определенные места – тиртхи или кшетры, особо сакральные, которые более всего подходят для поклонения Богу.

«Брахма-самхита» говорит, что Господь предпочитает жить там, где текут реки и родники; там, где есть горы и тенистые рощи. Если же храм расположен в городе, он должен быть окружен приятными садами полными цветов и естественной природной красоты. Только у реки или на берегу озера; на тихом побережье моря; в приятной прохладной роще и в садах, могут возводиться храмы вне зависимости от того большие или маленькие. Однако некоторые древние тексты предписывают определенные места, где могут быть построены храмы некоторых божеств.

Стхапати или главный архитектор храма, следуя указаниям яджаман, финансовому директору строительства, обеспечивающему необходимое финансирование всего проекта, должен обладать знанием в архитектуре и строительстве. Стхапати должен быть специалистом в Вастру-шастре, астрономии и математике также, как и других науках и искусствах. Он должен быть человеком способным на принятие взвешенных решений, обладать интуитивным чутьем в проектировании и планировании, способности пользоваться своим знанием в надежде воплотить его на практике. Конечно, стхапати никогда не работает в одиночку, однако ему всегда помогают другие шилпи, такие как каменщики, скульпторы, гравировщики и так далее. Таким образом, всякий кто решит построить храм, должен был найти квалифицированного стхапати, обладающего глубокими познаниями в шилпи - шастрах, наряду с практическим знаниями и опытом в данной области, приобретенном благодаря изучению древних книг.

Древние тексты по Васту дают недвусмысленное определение принципам возведения храма. Прежде всего, необходимо построить фундамент из каменных плит, к которому подведены ступеньки. На этом фундаменте было необходимо возвести стены, обычно также изготовленные из каменных плит. При этом не использовался какой-либо соединяющий раствор или цемент, здание обретало прочность и устойчивость благодаря продуманности принципа баланса и силы тяжести. Стены должны поддерживать башню или купол, если были запланированы. В обычных домах изображение божества были небольшими и с помощью каменных плит установленных над ними, архитектор создавал навесной потолок. Однако, пространство крупной Мандапы должна быть уменьшена возведением парных колонн, большего или меньшего числа, соединенных между собой перекладинами, также присоединяющими их к внутренней поверхности стен. Каменные плиты покоящиеся на колоннах и перекрытиях, образуют потолок над Мандапой.

Древние манускрипты, в которых говорится, что дерево и камень достойный строительный материал для покоев царей, священников, брахманов и даже отшельников, но не подходит для вайший и шудр – торговцев и рабочих. Это высказывание может заставить нас думать, что строительные материалы используемые при строительстве зданий в древней Индии связывали с положением человека в общественном устройстве. Однако во многих древних рукописях по науке архитектуры и строительства говорится о возможности использования камня при строительстве храмов вне зависимости от того, к какой касте принадлежит строитель или жилец. Но каста находило отражение в цвете камня. Белый цвет использовался при строительстве зданий для брахманов, красный для кшатриев, желтый для вайшьев и черный для шудр. Этого правила, прежде всего, придерживались при строительстве жилых помещений. Подобного рода дифференциация была применима в случае возведения зданий из кирпича. Вызывает сомнения, что эти строгие правила неукоснительно соблюдались повсеместно в силу того, что зачастую это было просто невозможно.

План участка предназначенного для строительства храма – Ваступуруша Мандала, разметка состоящая из 64 или 81 квадратов. Он может покрывать весь участок земли или только тот, который будет занимает святыня. Мандала – квадратная, и представление об этом было у всех, кто занимался процессом строительства. Эта мандала делилась на пады, на которых строился храм.

Индийская архитектура, как мирская, так и религиозная, использовала разметку состоящую из квадратных пада, причем квадраты делились по диагонали на равнобедренные треугольники. В древних шастрах говориться, что каждый квадрат становится обителью божества, при этом центральные квадраты – обитель Вселенского Брахмана, символизированного Брахмой. Так как план индийского храма основан на интерпретации религиозных текстов, архитектор не имел права отклониться от принципов заложенных в Вастру Шастрах. На протяжении многих веков была отмечена некая гибкость в использовании принципов, изложенных в этих текстах, в частности это касалось использования строительных материалов, а также отличительных особенностей разработки проекта.

Считается, что квадрат отражает представление о мире индийского человека. Он символизирует землю, несмотря на то, что она является круглой. Пада – это тело Пуруши, первичного человека, олицетворения Вселенной. В соответствии с Вастру шастрой, мандала может быть изображена 32 способами. Единицей графического изображения мандалы является квадрат, который может использоваться для начертания 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81 и так до 1024 квадратов, пада. Размер каждого конкретного квадрата может отличаться от всех остальных. Квадраты определяют схему планирования размещения основной святыни, а также соотношения толщины стен и элементов внутреннего интерьера храма.

Существует две наиболее важными мандалы: мандука - мандала состоит из шестидесяти-четырех пада и парамасаика - мандала, которая состоит из восьмидесяти -одного квадрата. Однако многие южно-индийские тексты также выделяют мандалу состоящую из сорока-девяти пада. Центральная ось плана ориентирована с севера на юг. В соответствии с представлениями индийцев Брахму окружают шестьдесят-четыре менее значимых божества. Четверо находятся непосредственно вокруг «Брахма-стханы» – лотоса Брахмы, восемь на следующем уровне и тридцать-два на внешних квадратах. Из этих ведических богов, восемь, находящихся в четырех углах и по центру каждой стены, считаются оберегающими четыре основных стороны света, относительно которых определяется фиксированное положение пада.

После серьезного обдумывания и многочисленных вычислений необходимо решить какое именно божество будет установлено в храме. Перед тем, как приступить к строительству было необходимо провести соответствующие ритуалы. Сначала место расчищали и изгоняли злых духов с помощью молитв и жертвоприношения. Божество земли можно вызвать с помощью пуджи (поклонения), чтобы она позволила храму простоять долго вне зависимости от внешних условий. После этого почва выравнивалась и на нее наносились предварительные контуры. Как уже упоминалось, хотя мандала в примитивной форме представляет квадрат, она может принять форму треугольника, шестиугольника, восьмиугольника и даже круга, при использовании в проекте диагоналей и подобных линий. Однако конечная форма должна иметь прослеживаемую связь с квадратом, так как это принципиальный аспект всей индийской архитектуры.

Работа священника-архитектора (стхапати) крайне сложна. Для него было недостаточно создать проект красивого удобного здания. Он должен был позаботиться о том, чтобы весь храм обладал волшебной гармонией не только со временем и местом, где он был построен, но также и звездами в гороскопе будущего владельца здания.

Непреложные правила изложенные в Вастру-шастрах принуждают его придерживаться строгих канонов. Он не имел права играть с величинами при разработке храма, но должен был придерживаться соответствующих пропорций. Он должен был стремиться к совершенству, пусть и не абсолютному. Древние тексты определяли основные формулы и математические расчеты, которые позволяли ему избежать ошибочных выводов при разработке проекта. На самом деле в своих вычислениях архитектор использовал целые числа, но также учитывал дробные величины. В индийской архитектуре теория пропорций называлась «доктриной остатка». Строителей больше заботил остаток, который должен был подтвердить «правила пропорции».

После того, как основные параметры храма были рассчитаны, было необходимо провести окончательные расчеты с учетом касты владельца храма и времени, в течении которого должен был просуществовать этот храм.

Таким образом, исходя из этого первичного квадратного плана шаг за шагом год за годом, храм постепенно развивался и превращался в сакральное здание предназначенное для прославления соответствующего Божества, одновременно становясь памятником архитектору. Как говориться в древних текстах по шилпе, возведенный храм будет знаком славы и величия священника-архитектора (стхапати). Шилпикар должем сам быть поражен и удивлен своим творением, в котором будет воплощена вечная непреходящая слава Бога.

Индийский храм – это схематическое отображение Вселенной – мира божеств, духов, небесных существ, танцоров, музыкантов с небесных планет, небожителей восхитительной красоты и обычных людей. В самом храме каждая деталь носит символический характер – пропорции храма, количество колонн, различные украшения, отражающие каноны вселенских законов, объяснение которых приводится в древних текстах, которые определяют конкретные правила и предписания в отношении проектирования и возведения святынь на каждом этапе строительства.

 

 

СТИЛЬ ЭПОХИ ДРАВИДА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.025 с.)