Система возведения сводов в мусульманской культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система возведения сводов в мусульманской культуре



 

Исламские архитекторы использовали при возведении зданий силу тяжести арок, куполов и сводов.

Это придавало своеобразную форму и пропорции их аркам и куполам.

Было отмечено, что, если арку повернуть на 360 градусов, с внешней стороны она очертит купол, если же арку протянуть вдоль воображаемой линии, то она отобразит свод. Таким образом можно придти к выводу, что арка, свод и купол основываются на одном и том же структурном принципе, имеющим единую форму выражения.

В исламской архитектуре можно увидеть примеры пирамидальных, конических и куполоподобных крыши. Но часто при возведении куполообразных строений они основываются на несколько иных архитектурных принципах построения.

 

Возведения купола имеет четыре стадии:

 

1. Квадратный фундамент

2. Использование особой кладки кирпичей усекающей углы здания, для придания стенам сначала восьмиугольный, шестнадцати-угольный, и так далее формы, постепенно закругляя ее.

3. Образование цилиндра как основы купола.

4. Возведение многоуровневых колец из кирпича или камня, который постепенно сводится к центру, образуя купол.

 

 

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

 

Христианская Европа редко использовала арочные конструкции и арки в архитектуре. Однако иногда при возведении зданий эпохи средневековой и периода Ренессанса определенные элементы куполообразных конструкций все-таки использовались.

 

 

ХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СИСТЕМА: АРКИ, СВОДЫ И КУПОЛА

АРКИ

 

В отличии от распространенной системы, арки возводились по иным принципам. Когда два камня использовались для изготовления свода над входом, их наталкивали друг на друга. Ширина входа при этом могла быть вплоть до трех метров.

Но со временем центральная часть свода могла разрушится из-за силы тяжести.

Каменные плиты создавали осевую нагрузку вертикальной направленности.

Но благодаря камням, которые удерживали балки сведенные вместе боковым давлением, арка могла простоять довольно долго. Если же фундамент и стены были не очень прочными – это вызывало неизбежное опадание свода.

Конструкция арки предполагала сопротивление силе осевого давления при условии сопротивления боковому давлению со стороны стен фундамента, результирующих учет сдавливающей силы.

Этот принцип осевой нагрузки постепенно привел архитекторов к мысли использовать обычные кирпичи и камни для возведения арок.

 

КРУГЛАЯ АРКА

 

Прежде для возведения арок использовалось клинообразное сочетание двух камней.

Однако для того чтобы образовать более округлую форму арки стали использовать мелкие камни и кирпичи, устанавливая их по направлению радиуса арки, при этом для достижения эффекта контраста «зебра» разноцветные кирпичи чередовались друг с другом, как например в таких странах как Турция.

СВОДЫ

 

Когда арка двигается по направлению вокруг собственной оси она образует куполообразный свод. Так как такой свод обладает эффектом сильного осевого давления на стены, довольно сложно в эти стены вкраплять арки, позволяющие делать конструкцию открытой.

Крестовые своды покрывают квадратные участки, образующиеся его ребрами.

Когда два куполообразных свода пересекаются, этот архитектурный элемент называется крестовым сводом.

В своде с квадратным основанием два основных параметра ребер крестовых арок могут варьироваться, а их стороны и диагонали сходятся к центру. Камни из полукруглого обода арки имеют тенденцию выпадать из нее. Но подтягивающая сила сверху и давление снизу не позволяли им выскальзывать, удерживая их в этом положении до тех пор, пока основание двух опор не высвобождают путь для их выпадения из-за бокового давления элементов арки.

Две объединенные арки нейтрализуют боковое давление преобразуя его в вертикальное.

Боковое давление арки можно также нейтрализовать железным или стальным укреплением. Это натяжное укрепление. Сила распирающая арку, сдерживается укреплением. Таким образом боковое давление нейтрализовано вертикальной силой тяжести на этом уровне. В таком случае основная стена не должна быть слишком прочной, так как использование крепления решало эту проблему.

 

ВИЗУАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ АРОК

 

Архитектурный язык арок нашел свое выражение в конкретных предпочтениях архитекторов различных эпох.

Чтобы подчеркнуть значимость основного камня и основы арки необходимо просчитать три основных параметра.

Арки и своды периода зарождения римской империи были полукруглыми. Своды не сходились к одной точке. Возведение сводов было сложной архитектурной задачей. Арки покрывающие большее пространство приходилось делать с тремя или даже пятью изгибами вместо стандартной закругленной формы (Эпоха Ренессанса).

Арки с двойным или одинарным изгибом нашли свое воплощение позднее во время расцвета готического стиля. Тогда стало возможным соединение в единую структуру сводов различных размеров. Боковое давление было также сведено к минимуму благодаря использованию метода возведения арок с одинарным изгибом.

Некоторые из наиболее великолепных церквей готического периода были насыщены крестовыми арками и сводами, создавая многочисленные сочленения арочных опор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.235.148 (0.009 с.)