Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практичность: стабильность: красота

Поиск

 

Также можно дать еще несколько определений:

Архи-тек-тура = Игривая – Технология - Культура = Культура игривого строительства.

Таким образом понятие архитектура включает в себя следующие определения:

УДОБСТВО – недвижимость, инвестиции, комфортные условия жизни, прибежище, деятельность и практичность.

Защита от природных условий, нежелательных элементов: насекомые, чужаки, животные и так далее.

При этом необходимо поддержание осознанного контакта с Природой, Обществом и Внешним миром в целом.

СТАБИЛЬНОСТЬ: Сила, прочность и поддержание

УДОВОЛЬСТВИЕ: Визуальное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.

Настроение, эмоции, интеллект, жизненная энергия и блаженство.

Таковы психологические и эстетические особенности Удобства и Стабильности.

Жилище должно быть комфортным и прочным. Но помимо этого оно должно еще и чувствовать и приносить ощущение психологического комфорта.

Помимо всего прочего архитектура – это наука возведения зданий, которые создают приятные условия существования для человека. В любом культурном контексте, архитектура предоставляет человеку возможность жить долго и счастливо. Архитектура – это наука воспринимаемая, поддающаяся переживанию и сообщающая некий опыт. Архитектура расширяет возможности человека чувствовать этот мир.

Рускин назвал архитектуру матерью всех наук.

Изобразительное искусство – двумерно, скульптура – трехмерна. Однако архитектура – четырехмерна. Еще одним измерением является внутренний интерьер. Жилище можно рассматривать как изнутри, так и снаружи.

Луи I Кан сказал: «Архитектура – это наука создания продуманного пространства». Внутри и вовне здания.

Человек, общество и культура – субъекты. Технология, средства воплощения, почва и окружающая среда – формообразующие факторы.

Преобразовать идеи и образы в архитектурные решения и есть наша задача.

Архитектура разделяется на проектирование жилища, городское проектирование, ландшафтное проектирование. На микро-уровне это имеет отношение к проектированию интерьера, элементов оформления и графический дизайн.

Таким образом проектирование – это многосторонняя наука.

 

 

СТРОИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

В индийской системе искусство строительства подразделяется на два раздела:

 

 

ВАСТУ КАЛА

Корень санскритского слова «Ваас» означает «проживать». Также он означает «условия жизни» и «здание». Эта наука рассматривает вопросы физического комфорта, построения социума, частной жизни, социальной структуры, защиты, удобства и так далее. Ваастукар – это мастер строительных работ – радж-мистри. Индийская философия подразумевает неразрывность физического и метафизического аспектов строительства. Таким образом в расчет принимается практически все – расположение дома, внутренние пространства, которые рассчитывается исходя из гороскопа будущего владельца и Ваступуруши. Проектирование ворот, количество и расположение открытых площадок и веранд, внутренние пространства и многое другое, должно отражать социальный статус человека, касту, систему верований, ритуальную сторону жизни жильца и много другое. Существует семь школ Васту-шастры, которые практикуются в разных областях Индии. Каждая из них разрабатывалась отдельно с учетом агроклиматического и экокультурного контекста. Некоторые из них называются: Радж-валлабх, Самарангана Сутрадхар, Апараджита Приччха, Майа Матам, Манасара, Каутилья-шастра.

 

 

СТХАПАТЙА КАЛА

 

Санскритское слово «стхапа» означает «устанавливать», «задавать направление». Стхапатья-кала имеет отношение к возведению зданий небесного свойства. Храмы – это дома Бога. Так как царь – это представитель Бога, царские дворцы также должны возводиться стхапати (архитекторами).

Если математика – это высшее выражение концептуального искусства, науки и философии, то воспринимаемая и экзотическая экспрессия, находит свою кульмининацию в архитектуре.

В те времена торговцев, священников, учителей, управленцев также посещали стхапати. Здания для этих людей стандартны и универсальны в выражении. Однако они имеют прямое отношение к Васту-кала, потому что предназначены эти здания для общественного использования. Васту-стхапатйа.

При проектировании храмов Васту-пуруша имеет некоторые отличия от стандартного употребления в обычных проектах. Направление оси здания, планировка, цоколь, стены, шикхара – основные отличительные признаки. Васту-пуруша при возведении зданий предназначенных для людей, когда при проектировании учитываются различные психофизические аспекты.

На Западе, в исламских и христианских странах, где основным материалом для возведения зданий был камень, архитекторы учитывали особенности именно этого материала.

Но после наступления в Европе, Персии и Индии (XIV-XVII вв.) эпохи Ренессанса, структурные особенности и визуальное восприятие стали отдельными областями архитектурного искусства. Будучи основой формы арки, конус стал основой определившей форму купола зданий. Купола возводились на основе внутренней конической конструкции. (Например, купола храма Святого Петра в Ватикане; мечеть Шаха в Исхафане; гробница Гамаюна или Тадж-Махал в Индии). Такого рода визуально проработанные купола стали появляться именно в эту эпоху, при этом они украшали в основном здания сакральные: церкви, мечети, мавзолеи и так далее.

Однако индийская архитектура пришла к несколько иному подходу в своих решениях. В основном все здания имеют плоские или полу плоские крыши. В это время появились чхатри – наиболее заметные элементы здания. Чхатри – это небольшие постройки расположенные на углах крыши по ее периметру, у ворот или минаретов (Тадж-Махал). В шастрах говориться, что чхатри устанавливают символическую связь человека с космосом. Она подразумевает пять физических элементов: Пространство, Огонь, Воздух, Воду и Землю, из которых состоит эта Вселенная. Все эти элементы в своей символической форме покрывают жилище человека, также как линию горизонта вокруг большого города. В Индии все мавзолеи (самадхи) индийских правителей и известных людей изготовлены с использованием в оформлении чхатри или их комбинаций.

 

Глава IV

МАНДАЛА

 

Мандала означает конфигурацию, приложение или сеть. Энергетическая сеть желаемых объектов также может быть выражена графически в форме квадрата, треугольника, шестиугольника или восьмиугольника. Квадратное – самое распространенное изображение мандалы. (Аналогичными считаются схематические изображения гороскопа, численных расчетов, янтра, а также мантра выраженная графически). Мандала имеет определенное отношение к месту, времени, личности и цели. Ниже мы объясним, что мандала – это сложная программная карта, несущая огромный объем информации.

Чтобы суммировать все вышесказанное, можно сказать, что мантра, янтра и мандала воплощают в себе принцип науки, технологии и процесса управления, предназначенный для контроля ума определенного человека. Это часть целостной картины ведической науки и мысли.

 

 

ВАСТУ – ПУРУША – МАНДАЛА

 

Пуруша и Мандала отождествляются с Васту (участком). Васту означает место застройки дома (жилища). Васту увязывает здание с местом застройки и окружающей средой.

В соответствии с ведическим знанием, Пуруша – это причина и источник жизни, стоящий не только за Пракрити, но и за всеми творениями человека. Так как Ум, находящийся под воздействием Саттвы, представляет Пурушу, он стоит за всеми творениями людей – психическими и физическими.

Всякий инструмент созданный благодаря волевому усилию человека, его умственным способностям или усилиям другого рода – есть экспансия самого человека. Вне зависимости от своей роли (исполнитель, заказчик или житель) человек будет наслаждаться или страдать от развития или ограниченности человеческого разума и его способностей. Все созданное человеком несет на себе отпечаток его личных качеств (материальных, эмоциональных, интеллектуальных, жизненных и душевных). Объект созданный им также обладает Пурушей (Атманом или Праной).

 

 

Дух здания

 

Домом управляют полубог, Ваступуруша. Если не ублажить его, он разрушит дом и навлечет неудачу на его хозяина. Чтобы умиротворить его, человеку следует проводить соответствующие религиозные церемонии. Эти ритуалы придают сакральность всему процессу. Архитектору следует поститься и проводить ритуалы, чтобы подчинить себе свой ум, тело и душу (Диаграмма № 1)

В тексте «Маяматы» говориться: «Следует знать, что дух здания (Ваступуруша) обладает шестью костями, одним сердцем, четырьмя кровеносными сосудами и четырьмя уязвимыми местами. Лежит он на земле, головой на северо-восток. Это тот, кто в каждом человеческом жилище отвечает за благополучие и несчастье. Вот почему мудрый никогда не будет причинять вред владельцу дома, потому что на его защиту обязательно встанет Ваступуруша. Вот почему он должен всегда заботиться о духе дома. Из-за своего невежества архитектор может упустить этот аспект строительства, что может привести к необратимым разрушительным последствиям, в том числе и в жизни самого мастера.

В соответствием с текстом «Брихат-самхиты», места предназначенные для Брахмы и других божеств не следует осквернять остатками пищи и другими грязными предметами. Таким местом в доме является обитель Ваступуруши. Все, что связано с обновлением здания или любым другим подобным процессом, должно иметь прямое отношение к божествам, которые отвечают за это здание. Ваступуруша – это хозяин здания, а земля, почва - его госпожа. Он оставляет на ней свой отпечаток, а она принимает его семя. Это действо отражено в ритуале посева.

Ваступуруша укладывается на землю в соответствии с величинами просчитанными с учетом положения Солнца, с востока на запад. Рисунок мандалы состоит из 64 или 81 квадратов. 45 божеств располагаются в теле Ваступуруши, которые могут быть разными в зависимости от проекта, однако это никак не сказывается на их положении в мандале. Так сказано в «Брихат-самхите» (Диаграмма № 2).

Васту - это участок отведенный для возведения на нем здания. По форме он напоминает квадрат. Его форма распространяется практически на весь участок. Выглядит он как Пуруша (человек). Изображение сверхъестественного космического человека, Пуруши, точно соответствует расположению будущего фундамента здания. Пуруша (сверхчеловек) – источник апара - пракрити (материальной природы). Архитектор должен предусмотреть план здания таким образом, чтобы его фундамент совпадал с изображением Пуруши. План здания напоминает Пурушу или суть материального проявления. Мандала может иметь форму любого закрытого многоугольника. Форма Ваступуруша мандалы, хотя стандартно и является квадратной, может быть преобразована в треугольник, круг, многоугольник, расположенный на той же самой территории (Диаграмма №3,4).

Существование человека имеет три аспекта адхйатмика – внутреннее существование его эго, праны и жизненной энергии, бхаутика – физическое существование в социуме материальном и духовном, и дайвика – энергия вне зоны его досягаемости. Универсальные, глобальные и вселенские энергии, которые он пробуждает, руководят им. Посредством Ваступуруша мандалы человек воплощает все эти аспекты в своем жилище, поэтому Васту Янтра и Ваступуруша мандалы являют собой важные диаграммы, которые программируют будущее здание в согласии с тремя поведенческими и защитными аспектами. Описание этих энергий глубоко символично (Также как любой код компьютерной программы или ее схематическое отображение). Так как Ваступуруша мандала привязана к определенному месту, времени, обстоятельством и владельцу будущего здания, она разрабатывается с учетом всех этих особенностей.

В современном западном мире не найдем чего-либо подобного. Луи I Кан говорит в своей концепции архитектуры о понятии ина – существовании воли или души во всяком объекте. Форма и дизайн здания обладает подобного рода личностными особенностям подобные ведическим понятиям Пуруши, мантры, янтры, тантры. Ученый Баминистер Фулер разработал теорию об эффекте согласованного взаимодействия различных энергий в этом мире. По всей видимости это одна из самых приближенных теорий к представлению о мандале реализованные в трехмерной архитектуре. Франк Лоид Райт в свей книге «От дверной ручки до плана застройки города. Концепция органичной архитектуры» излагает теорию, которую можно считать одной из самых известных имеющих множество сходств с представлениями древних ведических архитекторов.

Однако понятие ведической мандалы более глубокое. Чтобы попытаться разобраться с возможностью применения мандал в современной архитектуре необходимо привлечь науку о современных компьютерах (искусственный интеллект). Человеческий ум несомненно более эффективен и обладает более серьезным творческим потенциалом, чем компьютер. Творческие школы издревле существующие в Индии обладают огромным запасом знаний, которые помогают им обучать своих студентов множествам тонкостей всевозможного рода наук. При этом методология обучения предполагает не только эффективное развитие умственных способностей студентов, но и позволяет научится им мыслить творчески, создавая в частности в области архитектуры всевозможные проекты, учитывающие множество особенностей экологии окружающей среды и оказывающей принципиальное воздействие на жизнь человека.

В конечном итоге, человек – это живое существо, которое научилось пользоваться вспомогательными средствами. Он общается с внешним миром и распространяет свое влияние выходя за рамки своего физического тела посредством ума, своих способностей и всевозможного рода вспомогательных средств. Это качество человека требует направленности в позитивное русло. Все эти способности предполагают образование и дисциплину и творческие усилия.

А теперь давайте постараемся понять природу взаимоотношений природы, человека и архитектуры. Человек – есть отражение природы. Архитектура отражает человека и его высшее появление, Пурушу. Если человеческое тело и ум считать единым комплексным инструментом, посредствам которого душа общается с внешним миром, то архитектура и обитатель жилища, созданное архитектором – некое подобие взаимоотношения души и тела. Природа, человек и архитектура образуют единое целое являясь продолжением эволюционного процесса.

 

 

Глава V

 

ИСКУССТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.013 с.)