Составление архитектурного проекта в ведической традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление архитектурного проекта в ведической традиции



 

Художники и архитекторы в Индии черпают вдохновение в изображениях янтры и мандалы. Некоторые из них до сих пор используют эти изображения в разработке проектов. В этой главе мы детально обсудим этимологические корни мантры, янтры, тантры и Ваступуруши.

Ведические писания описывают творение как результат взаимодействия двух начал: Пуруши и Пракрити.

Пуруша – это сознание, источник жизни. Его также называют Атман. Параматман или Вайшванара (Вселенское сознание), Прана (жизнь) и Джива (душа или источник жизни). Параматман и Атман – едины, но представляют различные уровни сознания. Атман проявляется в теле, тогда как Прана или Джива, посредством Ума. (Как говориться в «Шива Санкалпа Сутре», ум в своей изначальной, избавленной от скверны форме, есть сам Атман). Пуруша – не ограничен временем и возрастом. Это абсолютное сознание. Единая истина – Адвайта. Прана – это источник энергии во всех живых существах, но не сама энергия. Пракрити – это мир форм и названий. Переменчивая, развивающаяся и действующая, она называется Двайтой (Теории двойственности). Дуализм предполагает наличие положительного и отрицательного, плохого и хорошего, творения и разрушения, женского и мужского начала и так далее.

Пракрити обладает бесчисленным количеством форм. Пракрити также обладает вечной природой, хотя и отличающейся от Пуруши. Она выражена в постоянстве цикличности. Каждый раз когда тело живого существа приходит в негодность, оно покидает его, но тут же получает новое тело. Хотя тело временно по природе, постоянен сам процесс. Пуруша проявляет себя в Пракрити посредством Эго и Амбиций (Тамас и Раджас). «Пуруша-сукта», часть древних Пуран дает подробное описание взаимодействия Пракрити и Пуруши. Таким образом Пуруша – это источник жизни, воля, стоящая за экраном драмы физического мира, обители распада и разложения. Пуруша – это та самая сила, которая вдыхает в материю жизнь.

 

 

УМ

 

Ум – это властелин и автор картины бытия, окружающего человека.

Ум проявляет себя на двух уровнях. Внешний ум воспринимает и отражает всю информацию, которую он черпает из Пракрити (мира названий и форм). Материальный мир состоит из пяти элементов: Пространство, Воздух, Огонь, Вода и Земля, которые связаны с пятью видами чувственной деятельности: слухом, осязанием, зрением, обонянием и вкусом. Органы чувств – это физические инструменты, посредством которых ум соотноситься с внешним материальным миром. Обычно, ум зависит от деятельности чувственных органов. Таким образом ум может потреблять лишь ту информацию, которая преподноситься ему чувствами. Во власти деятельности чувств находятся Артха, Кама и Дхарма (богатство, комфорт и слава). Внешняя оболочка ума находиться в постоянном соприкосновении с миром внешним и ее задача заключается в том, чтобы эффективно взаимодействовать с материальным миром, воспринимая, перерабатывая и передавая информацию.

Такой блудливый ум постоянно раздираем желаниями, потребностями, чувствами, которые не иссякают. Он всегда чего-то хочет, но никогда не чувствует удовлетворения. Это вынуждает человека чувствовать себя незащищенным, слабым, неуверенным и так далее. Поэтому человек постоянно ищет психологической и моральной поддержки, используя для этого все приемлемые для него средства: религия, работа, общение, наркотики и так далее.

Внутренний или глубинный ум обладает способностью общения с Пурушей. Однако в отличии от ума внешнего, он не зависит от деятельности органов чувств. Этот ум должен научиться быть самодостаточным. Необученный ум может время от времени испытывать это чувство, но он не способен подключать волю к своей деятельности. В отличии от Пракрити, Пуруша стабилен, находиться вне временных рамок, обладает чистой и творческой энергией. Внутренний ум – интроверт. Он спокоен, медитативен, находиться в постоянном поиске истины, уединенности и счастья. Внутренний ум состоит из саттвы, присущей пяти элементам и их оболочкам (физической, эмоциональной, интеллектуальной, жизненной и духовной). Он находиться в постоянном поиске связи Атмана и Параматмана и сливается с ними, избавившись от зависимости «ум-тело». Такой ум не подвержен разрушению и продолжает свое существование во времени и пространстве. Информация, собранная и переработанная умом, переноситься в сокровищницу ума вселенского. Существует два вида взаимоотношений между умами. Один из них улавливает волны исходящие от ума вселенского. Именно они влияют на ход истории, развитие культур и поведение масс людей на огромных территориях.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ

 

Люди сталкиваются с тремя видами проблем:

 

1. Два самых распространенных желания: обрести желаемое и сберечь обретенное. Эти два желания – причина чувства незащищенности, сопровождающее жизнь человека (Амбиции – Раджас).

2. Если мы в принципе можем добиться чего-то, мы хотим обрести это с минимальными затратами энергии или же вообще не затрачивая ее (Тамас).

3. Беспокойный внешний ум время от времени получает напоминания от ума внутреннего о необходимости подумать, вернутся в спокойное состояние, гармонично сосуществовать с Пурушей, соблюдая законы Пракрити. Это причина бесконечной борьбы, происходящей в уме.

 

 

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

 

Существуют ответы на обозначенные выше проблемы. Они изложены в древних текстах и называются Даршанами. Например йога-сутры практически не рассматривают внешние условия, влияющие на человека. Эти тексты описывают разработанную систему йоги, при этом рассматривая комбинацию «ум-тело» в качестве фактора влияющие на это здоровые отношения между элементами этой комбинации. Хотя эта и подобные философские школы не имеют прямого отношения к предмету архитектуры, немаловажно отметить, что для развития личных качеств архитектора подобного рода практика будет оказаться чрезвычайно полезной.

 

ИКОНЫ, ЯНТРЫ И МАНДАЛЫ

 

Существуют определенные визуальные источники закодированной информации. Но не только они могут играть роль в процессе творения. Так, например, образы и мурти (скульптурные изваяния сакрального свойства): человеческие, получеловеческие, животные и демоны, являются наиболее привычными для основной массы людей. Сакральные образы начиная с изображения обычных людей (вайшванара, виратсварупа и так далее), вплоть до различных энергий, олицетворенных такими личностями как Шакти, Лакшми, Сарасвати, Брахма, Вишну, Шива и так далее. Каждая такая личность олицетворяет определенную энергию, увязанную в особую сеть взаимосвязанных личностей и событий.

 

 

ЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

 

Глубокое понимание, правильное приложение и осмысленное общение – необходимые качества для работы в команде. Для сохранения абсолютного баланса человеку следует быть очень внимательным.

В любом виде деятельности принципиальную роль играют три аспекта:

1. Мантра или концепция

2. Янтра или средства воплощения (инструменты и материалы)

3. Тантра или акт творения (управление)

 

 

МАНТРЫ

 

Мантры – это графические символы, представляющие определенную энергию. Каждой янтре соответствует определенная мантра, также как и сакральное изображение. Шри-мантра, Гаятри-мантра, Сурья, Йогини, Вишну и так далее. Каждая янтра изображена вокруг символического центра, который считается центром творения и объект сосредоточения. Концентрические отходящие от центра изображения узоры и орнамент, тождественен энергии, которая желает пробудить благодаря использованию этой мантры. Это схематичное изображение постоянно напоминает поклоняющемуся (садхаке) о цели его сосредоточения.

Все эти изображение имеют звуковые соответствия. Это могут быть односложные слова: Ом, Рим, Клим, Крим, Фат и так далее или же многосложные гимны, с комбинацией звуков, слов, призванных высвободить соответствующие энергии.

 

 

ЯНТРЫ

 

Янтры предназначены для людей духовно возвышенных, не нуждающихся в использовании сакральных изображений. Янтры обычно имеют два измерения. Они симметричны, и в их начертании используются стандартные геометрические фигуры (окружность, квадрат, прямоугольник и так далее). Также используются изображения цветка лотоса, имеющего от четырех до сотни лепестков. Существует множество янтр, которые представляют собой символическое отображение определенных энергий. Иногда в янтрах используются цвета.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.35.86 (0.008 с.)