![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малая группа. Общая характеристика групповой динамикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Виды групп Одним из основных предметов исследования социальной психологии являются малые группы и процессы, происходящие в них. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в психологии выделяется несколько видов групп: Группы Условные Реальные Лабораторные Естественные
Большие Малые Неорганизованные Организованные Формальные / \ Неформальные Группы членства Референтные Положительные Отрицательные Рис.6 Условные группы — это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Они различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности (например: пенсионеры, строители, подростки и т.д.). Люди, входящие в условные группы, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Напротив, реальные группы объединяют людей, действительно связанных определенными отношениями, при этом размеры этих групп не ограничены — от семьи до факультета или института. Лабораторные группы объединяют людей, временно связанных для выполнения определенной деятельности (например, для про- 448 Часть П. Психология ведения психологического эксперимента). Поэтому они недолговечны, в отличие от естественных групп, объединяющих людей в реальной жизни (сослуживцы, родственники и т.д.), и потому существуют столько, сколько существует та связь, та деятельность, которая лежит в основе этих объединений. Большие, т.е. состоящие из значительного числа людей, реальные группы могут быть неорганизованными и организованными. Неорганизованные группы — это не имеющие определенной структуры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмоциональным состоянием (например, паникой) или целью (наиболее ярким примером таких групп является толпа). В организованные большие группы входят люди, объединенные не только общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведения, ценности и традиции. Наличие четкой структуры и группового (общественного) мнения позволяет донести эти нормы, ценности, цели до каждого человека, входящего в такую группу. В отличие от мальж групп, непосредственных контактов между всеми членами больших групп не существует в силу значительного числа людей, входящих в них.
Наличие такого непосредственного контакта и взаимодействия между всеми людьми, входящими в объединения, является важной характеристикой мальж групп. Именно их структура, взаимоотношения между членами, механизмы, обусловливающие их сплоченность или разобщенность, процессы групповой дифференциации и стили руководства являются главным предметом исследования социальной психологии. Наличие небольшого числа участников (обычно не более 10 человек), постоянные контакты и взаимодействие делают малые группы своеобразными психологическими лабораториями, в которых все процессы общения открыты для исследования. Важной особенностью малой группы является и ее относительная структурная простота, т.е., как правило, существует один авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать даже нескольких десятков человек (например, класс). В том случае, если внутри малой группы появляются другие лидеры, которых начинает поддерживать часть ее членов, она превращается в структурно сложную и нередко распадается на две или более группы. Глава 9. Общие вопросы социал i.hou психолопш 449 Как уже бьшо сказано, выделяют формальные и неформальные малые группы. Формальные, или официальные, группы обычно имеют юридический статус и заданную, нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер такой группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, так же как остальные члены группы. При этом права и обязанности каждого соотносятся с его статусным положением. Неформальные группы — это добровольные объединениялюдей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо деловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не имеют фиксированных прав и обязанностей, но распределяют их между собой исходя из пользы дела и ситуации. Как правило, членов неформальной группы связывают между собой не только взаимодействие, но и тесные дружеские контакты, взаимная симпатия, готовность к содействию в трудной ситуации. Каждый человек обычно является членом как формальной, так
Понятиегрупповойдинамики В процессе развития малой группы в ней выделяются люди, имеющие разный статус. Этот процесс групповой дифференциации происходит и в официальных, и в неофициальных группах. В официальных реальный и формальный лидер могут совпадать 29 - 4455 450 Часть II. Психология или не совпадать между собой, причем расхождение или конфликт между ними нарушает всю деятельность такой группы. Выделяют понятия лидера, социометрической звезды, предпочитаемых и отверженных членов группы. Исследования механизмов групповой дифференциации и факторов, лежащих в основе предпочтений членов группы, были начаты в школе групповой динамики, созданной К. Левиным. Он предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система, формирующая социальное поле по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри нее, конкурирующими тенденциями, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. Групповое поведение является функцией общего состояния социального поля, как поведение человека является функцией потребностей и психологического поля. Развитие группы и выделение в ней лидеров, звезд и отверженных обусловлено динамикой личного и социального полей, их временной перспективной и существующими барьерами. Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению вероятности межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложило дорогу и различным приложениям социальной психологии в практику, как Т-гругшы, тренинг сензитивности, институт лидерства. Практические же методы исследования структуры группы связаны с работами Я. Морено, в которых получил обоснование метод социометрии. При его помощи выявляются статусные положения членов группы, о которых упоминал ось выше. В самом простом варианте социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможен один выбор (с кем бы вы хотели пойти в театр или готовиться вместе к экзаменам) или три выбора по степени значимости (кого вы выбираете с первую очередь, во вторую и в третью). Ответы заносятся в социометрическую матрицу, которая и помогает проранжировать выборы и выявить статусное место человека в групповой иерархии. Если ведущим параметром, на основании которого проводится выбор, является эмоциональный (симпатии и антипатии, проявляющиеся в выборе партнеров для проведения досуга), то человек, набравший самое большое число голосов, — это социометрическая звезда, или эмоциональный центр группы. При выборе, связанном с реализацией деловых функций коллектива, ведущее место в иерархии получает лидер,
Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 451 т.е. человек, организующий деятельность членов группы, наиболее авторитетный и компетентный по мнению большинства. Как правило, социометрическая звезда и лидер группы не совпадают между собой, и лишь в диффузных, только образовавшихся или временных коллективах эти роли тождественны друг другу. Люди, занявшие достаточно высокие места в групповой иерархии, — это предпочитаемые члены группы, в то время как лица, не получившие ни одного выбора, — отверженные. Факторы, приводящие к групповой дифференциации, чрезвычайно многообразны, так как связаны и с видом группы (официальная или неофициальная), и с ее деятельностью, и с временем существования, и с личными качествами членов группы. В неофициальных группах и при достаточно простой деятельности в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, эмпатий-ностью, чувством юмора и т.д. В официальных, сложно организованных группах, в объединениях, главной целью которых является достаточно важная и трудная деятельность, на первый план выходят организационные качества, умение спланировать и довести работу до конца, правильно распределить обязанности, настоять на своем. Также неоднозначны и качества, приводящие к отверженности, так как изолированными могут стать как люди неприятные, агрессивные, конфликтные, так и тихие, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты субъекты. Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выражается в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных ориентации и установок. При этом сознательную сплоченность необходимо отличать от конформности, о которой уже упоминалось в предыдущих главах, т.е. податливости человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении поведения и установок людей, принимающих навязанные группой стереотипы. Подчинение навязываемому группой мнению, как правило, связано с желанием заслужить одобрение или избежать порицания со стороны входящих в группу лиц. Экспериментальное исследование конформности было начато в работах С. Аша и Р. Кратчфилда, разработавших метод «подставной группы». При этом испытуемый, попадавший в такую группу, не подозревая о предварительном сговоре ее членов, часто соглашался с заведомо неправильным мнением, вы-
29* 452 Часть П. Психология сказываемым большинством (например, о том, что более короткая стрелка является более длинной). Тот факт, что в экспериментальной группе большинство испытуемых было склонно к конформной реакции, не доказывает, однако, что эта же реакция будет проявляться и при взаимодействии с реальным коллективом. Оказалось, что при вхождении в незнакомую группу уровень конформизма повышается, что расценивается как нормальная реакция человека на незнакомую обстановку, новые, еще не известные ценности людей и нормы отношения между ними. Постепенно самостоятельность в принятии решений повышается либо, в том случае если ценности и нормы группы не принимаются человеком, он выходит из нее. Степень конформности связана и со статусом человека (чем он ниже, тем выше может быть конформность), и с уровнем его приверженности группе, желанием во что бы то ни стало принадлежать к этому сообществу. Зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Большое значение имеют индивидуальные и личностные характеристики человека (интеллект, тревожность, внушаемость, компетентность и т.д.), а также его пол, возраст, например маленькие дети более конформны и внушаемы, чем взрослые люди. Необходимо помнить также, что в отличие от конформности (эффект которой исчезает при снятии группового давления) внушаемость предполагает сохранение принятых понятий и решений в течение длительного времени и после окончания процесса внушения. Особым видом зависимости человека от мнения окружающих является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. При этом люди также не могут следовать своим собственным стремлениям, так как боятся согласиться с другими. Яркие проявления возрастного негативизма наблюдаются в кризисах 3 лет и подростковом, примером чего может служить просьба одного ребенка: «Пожалуйста, запретите мне рисовать, ведь мне так хочется немножко порисовать». Таким образом, при анализе групповой сплоченности и единства, а также групповых конфликтов необходимо отличать единообразие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом, Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 453 от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно также конфликты, проистекающие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют на ценностную сплоченность, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убеждениях.
Большое значение и для сплоченности, и для организации деятельности имеет стиль руководства, доминирующий в группе. Описание наиболее распространенных стилей общения также принадлежит К Левину. На основе двух параметров (содержание решений и приемы их выполнения) он выделил три стиля — демократический, авторитарный, попустительский, дав каждому из них развернутую характеристику и способы оценки. При авторитарном стиле система приемов воздействия на подчиненных основана на жестких способах управления, пресечении любой, не исходящей от начальника, инициативы и отсутствии коллективного обсуждения принимаемых решений. Демократический стиль, напротив, предполагает коллегиальность в принятии решений и планировании деятельности при сохранении дисциплины и личной ответственности, поощрение инициативы, учет личных качеств, стремлений и склонностей подчиненных. Попустительский (или анархичный) стиль связан с фактическим устранением руководителя от управления деятельностью группы, в которой нет распределения обязанностей, личной ответственности за порученное дело и плана деятельности. Решения руководства обсуждаются и критикуются группой, однако это не приводит к деловой инициативе и продуктивности. вопросы 1.Какова структура общения? 2. Какие ведущие процессы или стороны общения выделяются в социальной 3. В чем значение перцептивной стороны общения? 4. Какие механизмы формирования образа и понимания другого существуют в 5. В чем суть каузальной атрибуции? 6. Какие эффекты определяют восприятие человека человеком? 8. В чем причина возникновения коммуникативных барьеров? 9. Как влияет интеракция на развитие психики человека?
10. Какие виды групп выделены в социальной психологии? 11.Каковы характерные черты малой группы? 12. Что такое групповая дифференциация? 454 Часть И. Психология 13. В чем отличие лидера от социометрической звезды? 14. Что объединяет понятия «негативизм» и «конформизм»? 15. Каковы основные стили лидерства и в чем они выражаются? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1.Индивидуальные особенности и их влияние на восприятие и понимание 2. Общая характеристика коммуникативных проблем межгруппового общения. 3. Роль игры в развитии личности и общения человека. 4. Конформизм, его достоинства и недостатки. 5. Проблемы каузальной атрибуции и формирования личной привлекательности. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Современная социальная пси 3. Кричевский Р.Л., Дубовскоя Е.М. Психология малой группы. М., 1991. 4. Петровская Л,А. Компетентность в общении М., 1989. 5. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 1999. Практические задания 1.Проверьте уровень развития своей опосредованной памяти, 2. Проверьте уровень развития своего мышления (образного и 3. Выполните тест на креативность, проанализировав уровень 4. Проведите изучение своих индивидуальных особенностей, 5. Проанализируйте свои личностные качества на основе дан Для проведения тестирования попросите кого-то из своих знакомых предъявить вам стимульный материал тестов, но не давайте ему инструкции по анализу результатов и не заглядывайте в нее сами до проведения диагностики. Если вы будете знать способ интерпретации заранее, данные не будут объективными. После получения материала, проанализируйте полученные данные и сделайте заключение. При желании можно провести психологическую мини-диагностику и своих знакомых. Пиктограмма Стимулъный материал. Для проведения пиктограммы испытуемому предлагаются лист белой бумаги (стандартный лист А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Может быть исполь- 456 Часть 11. Психология зован следующий набор из 15 слов и словосочетаний (которые рассматриваются как одно слово): веселье, пища, строгость, занятие, наказание, теплый ветер, болезнь, обман, гипотеза, расставание, развитие, свет, радость, страх, веселая компания. Инструкция. «Я вам сейчас прочитаю слова, которые надо хорошо запомнить и повторить через 30 мин. Слов много, поэтому можно на этом листке нарисовать что-нибудь, что напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунков не имеет значения, важно только, чтобы они правильно отражали содержание слова». Проведение теста. Экспериментатор медленно читает приведенные выше слова и словосочетания, следя за тем, чтобы испытуемый не рисовал буквы, но только определенные знаки. Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено 1—2 мин. Если испытуемый начинает увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, необходимо напомнить, что качество картинки не имеет значения. Если человек продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово. После окончания работы экспериментатор должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок относится к какому слову. Можно попросить об этом и самого испытуемого. Через 20—30 мин после проведения теста испытуемому предъявляют листок бумаги с его рисунками, и просят вспомнить слова. Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок. При этом воспроизведение, например, слова «разлука» как «расставание» считается правильным. Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти и в норме составляет 13—14 слов (т.е. практически 100%-ное воспроизведение). Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у людей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой, либо их связь поверхностная, а при высоком уровне образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности. Практические задания Необходимо отметить те случаи, когда человек рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень опосредованной памяти и мышления компенсируется хорошей механической памятью. Анализ расположения рисунков на листе бумаги говорит о способности человека правильно организовать свою деятельность. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что их даже не требуется специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают один на другой, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова. Тест Айзенка (отрывки) Стимулъный материал.
458 Часть!!. Психология V V о I 5 Рис. П.2 Рис. П.З М/ О Практические задания Инструкция. Для первых 2 фигур: какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата (см. рис. П.1, П.2)? (Запишите номер в квадрате.) Для 3 фигуры: подчеркните лишнее (см. рис. П.З). Анализ результатов. В первом задании правильный ответ — фигура 6, так как сектор поворачивается на 90° против часовой стрелки в каждом столбце и в каждом ряду. Во втором задании правильный ответ — фигура 1, есть три очертания голов, три типа носов, ртов и бровей, каждый встречается один раз в каждом столбце и в каждом ряду. В третьем задании правильный ответ — фигура 4, идентичные фигуры 1 и 3, а также 2 и 5. За каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 бал- лов. Словесные пропорции Стимульный материал. X скульптор стихотворение Y X бусина цепь X информировать спорить А проза — скульптор Б песня — постамент В строфа — музыкант Г поэт — статуя Дсборник — выставка А звено — жемчуг Б звено — бусы В часы — жемчужина Г натяжение — сжатие Д железо — бижутерия А шутить — зубрить Б мирить — обманывать В разговаривать — спорить Г дискутировать — сообщать Д разговаривать — предполагать Часть!!. Психология
X кожура животное Y X коробка пробка Y X олень бивни тенор контральто гильотина повесить ежевика дерево X скорлупа горох у А птица — скорлупа Б скорлупа — шелуха В хищник — млекопитающее /"шерсть — мандарин Дкожа — апельсин А штопор — гвоздь Б сургуч — ручка В затычка — контейнер Г глупый — пустой Д бутылка — крышка А слон — рога Б солонина — оленина В хобот — нос Г слон — олененок Дзубы — копыта А певец — ария Б сопрано — бас В соната — опера /"солист — баритон Дсоло — песня А виселица — обезглавить Б веревка — удушить В пират — король /"расстрелять — пистолет Д помиловать — угощение А куст — малина Б пальма — ананас В лес — заросли /"яблоня — медведь Дяблоко — куст А зеленый — твердый Б сладкий — хрупкий В суп — мусор /"стручок — орех Д семена— панцирь Практические задания 461 А бык — свинина Б хлев — стойло конина В говядина — лошадь Р Гстадо — конница Дседло — жаркое А заманчивый — лестный предложение В слово — абзац Г предлог — залог Д фраза — рассмотрение Инструкция. Посмотрите на эти слова. В левой колонке написаны пропорции, в которых недостающие слова обозначены как Хи Y. Подумайте и выберите среди предложенных для ответа слов из правой колонки пару, которая подходит к данной пропорции. Помните, что только одна пара из предложенных вариантов является правильным ответом. Проведение теста. Все пропорции предъявляются одновременно. Ответы не проговариваются вслух, но нужные слова подчеркиваются. Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращается внимание только на количество правильных ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — О баллов. В норме нужно набрать 10—11 баллов. Тест Гилфорда «К р у ж к и» Стимульний материал. На листе белой бумаги расположен 21 кружок (3 ряда по 7 штук в каждом). Инструкция. Посмотрите на эти кружки. Вам надо дорисовать каждый из них так, чтобы получилась какая-то картинка. Трудность заключается в том, что эти картинки должны быть связаны между собой и служить иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет которого разворачивается в той же последовательности, в которой расположены картинки на бумаге. Проведение теста. После инструкции дается лист бумаги с нанесенными на ней кружками и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15—20 мин. После окончания рисования испы- 462 Часть П. Психология туемого просят дать название рассказу и передать (или записать) его содержание. При рассказе он должен опираться на сделанные рисунки, которые являются своеобразной схемой рассказа. Если какой-то кружок пропущен, необходимо указать на эту ошибку и дать возможность исправить ее по ходу дела. Анализ результатов. Оценка рисунков (образная креативность). При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов (например, дается не одно, а 2—3 возможных варианта рисунка). Максимальное количество баллов — 3, минимальное — 0 (при отказе). Гибкость оценивается по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, рисуют только людей, или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, а максимальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается следующими баллами: 1 —животные, пища, транспорт; 2 — игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 — мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 — предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности. Кроме беглости, гибкости и оригинальности оценивается и сам характер рисунка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом или внутри основного круга — 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (солнышко, шарик, рамка) — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром — 2 балла. Основной контур является частью других предметов или их деталью (включение) — 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие — 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, — 5 баллов. В норме испытуемые должны набрать 6—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Эта нормативность не зависит от возраста. При большом количестве баллов (от Ни выше) можно говорить, о высоких творческих способностях человека, его одаренности. Люди, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творче- Практические задания 463 скими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень. Рассказ (вербальная креативность) также оценивается и по показателям гибкости, беглости и оригинальности, и по общему содержанию. При отказе — 0 баллов. При отсутствии цельного рассказа, который заменяется словесным пересказом отдельных рисунков-кружочков — 1 балл. При наличии нескольких, не связанных эпизодов, объединяющих в единое целое несколько рисунков — 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рассказа, сказки), который связывает рисунки во всех кружках, оценивается в 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки — 4 балла. Количество баллов, набранных при подсчете вербальной и образной креативности, не суммируется, они оцениваются отдельно и их показатели сравниваются между собой. Анкета Шмишека Стимулъный материал. 1.Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным? 2. Обидчивы ли вы? 3. Случалось ли вам когда-либо быстро заплакать? 4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делае 5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детстве? 6. Может ли ваше настроение изменяться от ликующей радости 7. Находитесь ли вы в компаниях в центре внимания? 8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований на 9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться? 11.Предприимчивы ли вы? 12. Быстро ли вы забываете обиду? 13. Мягкосердечный ли вы человек? 14. Пытаетесь ли вы после того, как опустили письмо в почто 15. Всегда ли вы добросовестны в работе? 464 Часть II. Психология 16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак? 17. Считаете ли вы других людей малопедантичными? 18. Сильно ли ваше настроение зависит от жизненных событий 19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми? 20. Бывает ли ваше настроение чаще всего подавленным? 21. Были ли у вас истерические припадки или истощение нерв 22. Склонны ли вы к состоянию сильного внутреннего беспо 23. Трудно ли вам длительное время просидеть на одном месте? 24. Боритесь ли вы за свои интересы, когда кто-либо поступает 25. Смогли бы вы убить человека? 26. Очень ли вам мешает неровно постланная скатерть или косо 27. Боялись ли вы в детстве оставаться один(на) в квартире? 28. Часто ли у вас без причин меняется настроение? 29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности? 31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым? 32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством ра 33. Подходите ли вы для проведения увеселительных меро 34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мне 35. Влияет ли на вас вид крови? 36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с боль 37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступи , в 8. Трудно ли вам спускаться в темный подвал? 39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу также мед 40. Являетесь ли вы общительным человеком? 41. Охотно ли вы в школе читали стихи? 42. Убегали ли вы в детстве из дома? 43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь? Практические задания 465 44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так 45. Можно ли сказать, что вы и в неудачах не теряете чувства 46. Делаете ли вы шаг к примирению, если вас кто-либо ос 47. Любите ли вы животных? 48. Уйдете ли вы из института, с работы или из дома, если у вас 49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или ва 50. Считаете ли вы, что ваше настроение зависит от погоды? 51. Трудно ли вам выступить на сцене перед большой аудито 52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если кто-ли 53. Много ли вы общаетесь? 54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете ли вы в 55. Нравится ли вам организаторская работа? 56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, если на пути встре 57. Может ли вас так захватить кинофильм, книга и т.п., что 58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышля 59. Приходилось ли вам в школе пользоваться подсказкой или 60. Трудно ли вам пройти ночью через кладбище? 61. Следите ли вы внимательно за тем, чтобы каждая вещь в 62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а 63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации? 64. Страдаете ли вы головными болями? 65. Часто ли вы смеетесь? 66. Можете ли вы быть приветливы с людьми, не открывая 67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком? 30 - 4455 466 Часть II. Психология 68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости? 69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы? 70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем 71. Пугливы ли вы? 72. Бывает ли, что вы чувствуете себя «на седьмом небе», хотя 73. Охотно ли вы участвовали в детстве или в юности в кружке 74. Тянет ли вас иногда вдаль? 75. Находите ли вы будущее пессимистичным? 76. Может ли ваше настроение изменяться от высочайшей ра 77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской ком 78. Долго ли вы злитесь? 79. Сильно ли вы переживаете, если у другого человека случи 80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист тетра 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторож 82. Часто ли вы видите страшные сны? 83. Возникала ли у вас мысль против воли прыгнуть с моста 84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении? 85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных мыслей 86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь? 87. Предпочитаете ли вы во время беседы молчать (да) или вы 88. Смогли бы вы, если бы пришлось играть в спектакле, с пол Ключ к анкете Гипертимная акцентуация Да- 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 Практические задания 467 Коэффициент — 3 Боязливая (тревожная,психастеническая) акцентуация Да- 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 Нет- 5 Коэффициент — 3 Дистимнаяакцентуация Да - 9, 20, 43, 75, 87 <
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.242.169 (0.015 с.) |