Роль организации в управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль организации в управлении



Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-об­щественному управлению образованием. Основная идея государст­венно-общественного управления образованием состоит в том, что­бы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям боль­ше прав и свобод в выборе содержания, форм и методой организа­ции учебного процесса, в выборе различных типов образователь­ных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, са­мостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра об­разовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Общественный характер управления системой образования про­является в том, что наряду с органами государственной власти созда­ются общественные органы, в которые входят представители учи­тельского и ученического коллективов, родителей, и общественно­сти. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологи­ческого климата в коллективе школы. Реальным воплощением обще­ственного характера управления образованием является деятель­ность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Рос­сийской Федерации».

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция име­ет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира-


Глава 8. Управление педагогическими системами 171

ется совет школы, его председатель, определяется срок их деятель­ности. Каждое учебное заведение принимает на конференции устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от устава другой школы, но общая направленность устава задается «Временным положением о государственных общеобразователь­ных учебных заведениях». Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения ка­чества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обуче­ния. Совет школы может создавать временные или постоянные ко­миссии, штабы, советы по различным направлениям работы учеб­ного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голо­са на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родите­ли (лица, их заменяющие), представители общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

• организует выполнение решений конференций;

• наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечива­
ет социальную защиту учащихся при рассмотрении в государствен­
ных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы
этих учащихся;

•устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необхо­димость и вид ученической формы;

• рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнова­
ний, формирует собственный фонд, определяет направление исполь­
зования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

• заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместите­
лей, отдельных педагогов;

• совместно с администрацией учебного заведения и его обще­
ственными организациями создает условия для педагогического об­
разования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представи­телей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет


172 Часть 1. Педагогика

доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменя­ющих. Решение совета считается правомочным, если за его приня­тие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.

Педагогический совет создается в соответствии с «Временным по­ложением о государственных общеобразовательных учебных заве­дениях Российской Федерации». Состав, структура и содержание его деятельности определяется Уставом школы. Руководит работой педагогического совета избираемый педагогическим коллективом председатель. Деятельность совета школы и педагогического сове­та дополняют друг друга. Педагогический совет — это совет про­фессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организа­цией учебно-воспитательного процесса. Деятельность педагогиче­ского совета направлена на решение таких задач, как:

• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учеб­
ников и учебных пособий, соответствующих требованиям государст­
венных стандартов; внедрение методов и форм учебно-воспитатель­
ного процесса;

• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перс­
пективных, годовых и текущих планов;

• организация работы по повышению квалификации педагогов,
развитию творческой активности, формированию инновационной
среды, изучению, обобщению и распространению передового педа­
гогического опыта;

• проведение аттестации педагогических работников, ходатай­
ство перед органами управления образования о присвоении катего­
рий, званий, разрядов;

• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажи­
ровку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представле­
ние к различным формам поощрения;

• определение основных направлений взаимодействия школы с
научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями,
государственными и общественными организациями; организация
экспериментальной работы.

Одним из важнейших показателей усиления общественного ха­рактера управления образованием является разгосударствление си­стемы образования и диверсификация образовательных учрежде-


Глава 8. Управление педагогическими системами 173

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспита­тели, учащиеся и родители действуют на основе собственных инте­ресов, запросов региональных, национальных, профессиональ­ных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификция (от лат. — разнообразие, разносторонее разви­тие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов — как государственных, так и негосударственных.

В заключение укажем некоторые особенности управления него­сударственным образовательным учреждением. Руководство него­сударственным образовательным учреждением осуществляет непо­средственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударствен­ное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управ­ления, порядок Назначения и выборов руководителя образователь­ного учреждения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.В чем роль педагогического анализа в управлении школой как педагогиче­
ской системой?

2. Назовите направления деятельности педагогического совета школы.

3. Назовите основные признаки государственного управления образованием.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.

2. Сравнительный анализ моделей управления государственным и негосударст­
венным учебным заведением.

3. Роль и виды контроля в системе внутришкольного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. БелаяК.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1996.

2. Вестник образования: Справочно-янформационное издание Министерства.
М, 1991.

3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.
Т.Й. Шамовой. М, 1991.

4. Конаржевский Ю.А. Педагогическийанализучебно-воспитательного процесса

и управление школой. М, 1986.

5. Конаржсвгкий Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.


174 Часть!. Педагогика

6. Кондакова М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

7. Лазарев B.C. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и мето­
ды. М., 1995.

Н.Поздняк Л.В., Лященко Н.И. Управлениедошкольнымобразованием. М., 2000. 9. Портнов М.Л. Труц руководителя школы. М., 1984.

10. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989.

11. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1979.

12.Управление современной школой: Пособие для директора / Под ред.
М.М. Поташника. М., 1992.

13. Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.


Часть II ПСИХОЛОГИЯ


 


Глава 1. Предмет психологии, ее методология

и методы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.011 с.)