Причины возникновения сознания. Его уровни и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения сознания. Его уровни и структура



Усложнение и развитие деятельности, как было сказано выше, приводит к изменению и усложнению психики. Это в полной мере относится и к появлению сознания, которое связано с важными


Глава 4. Развитие психики 253

особенностями продуктивной, трудовой деятельности, которая не может осуществляться неосознанно.

II е р в о и и важнейшей особенностью этой деятельности явля­ется то, что она связана с производством новых, оригинальных продуктов. Животные делают что-то по аналогии, подражая соро­дичам. Человек может производить предметы, которых нет в поле его зрения. Для того чтобы правильно рассчитать последователь­ность и содержание операций, найти нужные материалы, необхо­димо заранее, еще до начала деятельности, представлять себе ее конечный результат. Этот результат может быть представлен толь­ко в идеальном плане, в плане сознания. Следовательно, сознание возникает тогда, когда появляется новый вид деятельности, для вы­полнения которой необходимо сознавать ее результат и ход. Это относится не только к сложным творческим процессам, но и к про­стейшим бытовым операциям. Например, чтобы сшить платье, не­обходимо заранее представить, что именно мы хотим получить, в какой последовательности будем кроить и шить это платье, какой материал и фурнитуру для него купим. Тем более осознание цели и состава операций необходимо при более сложной деятельности.

Второй особенностью трудовой деятельности, приводящей к появлению сознания, является ее разделение между разными людь­ми. Животные всегда совершают действия, направленные на до­стижение потребности, даже если существует временной интервал между началом действия и его результатом (например, хищник мо­жет часами сидеть в засаде, подстерегая жертву). Люди же часто со­вершают действия, которые не имеют прямой связи с их потребно­стями и потому, на первый взгляд, бессмысленны. Например, про­изводство посуды или лука, если человек не идет с ним на охоту, бессмысленно, если люди не осознают, что с этим луком пойдет на охоту другой человек, который часть своей добычи отдаст создате­лю оружия. Точно так же осознание того, что за свой труд он полу­чит часть добычи, придает смысл поведению того человека, кото­рый делает посуду. Таким образом, сознание необходимо для того, чтобы представить, отрефлексировать связь между целью и моти­вом, между той конкретной деятельностью, которую совершает че­ловек, и его потребностью. Чем сложнее социальный уклад, чем бо­лее разделенной становится деятельность, тем важнее сознание, помогающее человеку ориентироваться в действительности, нахо­дить разные способы удовлетворения своих потребностей.


254 Часть П. Психология

Развитие сознания в филогенезе связано с тем, что круг созна­ваемых предметов постепенно расширяется. Так, первобытные люди осознавали преимущественно только те предметы окружаю­щего мира, которые были непосредственно связаны с их жизнедея­тельностью. Названия, которые получали эти предметы, фиксиро­вались в языке, передаваясь от одних людей к другим, от поколе­ния к поколению. У некоторых племен, сохранивших свою традиционную культуру вплоть до XVTII в., одно слово могло озна­чать несколько предметов, объединенных тем, что они выполняют одно и то же назначение (например, пищи).

Развитие культуры приводило к тому, что человек начинал со­знавать окружающий мир более широко, обращать внимание на предметы, не имеющие сугубо утилитарного значения. В языке в это время начинают появляться новые слова, названия предметов, непосредственно не связанных с удовлетворением биологических потребностей. Наконец приходит осознание эстетических катего­рий, появляются понятия прекрасного, безобразного и т.д.

Осознание внешнего мира предшествует осознанию мира внут­реннего, т.е. самосознание (осознание себя) появляется намного позже, чем сознание. Нам трудно оценить временные границы это­го процесса в филогенезе, в онтогенезе же мы знаем, что сознание появляется уже к концу первого года жизни, а самосознание — лишь к трем годам. Осознанию себя предшествует осознание своей группы. Как показали исторические и кросс-культурные исследова­ния, вначале первобытное сознание включало понятие «Они», т.е. отличные от нас, другие. Так как увидеть и охарактеризовать отли­чия легче, чем сходство, то понятие «Мы» появилось уже после ка­тегории «Они», как контрастирующее с ним. Постепенно эти слова наполнялись конкретным содержанием. Люди начинали понимать, что у группы есть не только отрицательные характеристики — (не-мы, чужие, другие), но и положительные. Например, все мы связаны с одним тотемом (произошли, например, от антилопы), верим в одно божество, имеем один язык, обычаи, пишу и т.д. Еще в античности большинство людей судило о себе по принадлежно­сти к племени, роду, семье. Осознание своей личной отличности от других, своего Я пришло позже, лишь к III—II вв. до н.э. Именно тогда люди начали понимать, что каждый человек уникален, наде­лен особыми способностями, качествами, интересами, а потому кроме понятия Мы есть и понятие Я. Рефлексия содержания Я,


Глава 4. Развитие психики 255

своих качеств и интересов — все это стало содержанием самосозна­ния. Таким образом, в сознании человека выделяются две области - со­знание внешнего мира, окружающих, и сознание себя - самосознание.

Появление сознания, естественно, не означает, что оно подме­няет собой другие области психики, отождествляясь с ней, хотя в Новое время некоторые психологи и были в этом убеждены. На­пример, Декарт считал, что у человека область психического и об­ласть сознания тождественны, равны по объему. Однако психика имеет несколъкоуровней, отличающихся друг от друга по степени яс­ности и осознанности своего содержания. Это области бессознатель­ного, сознания, отчетливого, ясного сознания (или внимания) и надсозна-телъного.

Бессознательное, о котором впервые заговорил немецкий уче­ный XVTI в. Г.В. Лейбниц, занимает значительное место в нашей психике. Многие события, факты, идеи, которые мы не можем вос­произвести в данный момент, не исчезли, но перешли из плана со­знания в бессознательное. Некоторые, неприятные нам представ­ления, были вытеснены туда. Отдельные впечатления в силу своей малой интенсивности и значимости сразу попали в бессознатель­ную область. Более подробно о факторах, которые влияют на то, на какой уровень (сознательный или бессознательный) попадет представление, мы поговорим в главах, рассказывающих о познава­тельных процессах (восприятии, памяти, мышлении) и мотивации. Однако любое впечатление, которое хранится в нашей психике, может быть осознано нами, при этом существуют специальные ме­ханизмы, помогающие вспомнить нужный нам факт.

Осознаваемые нами представления отличаются друг от друга по степени яркости и отчетливости. Некоторые из них, представ­ляемые смутно, размыто, находятся как бы на периферии нашего сознания. Как правило, это предметы, которые и не важны для нас в данный момент, и не отличаются яркостью или интенсивностью. Особенно яркие или новые, или очень значимые для нас объекты сразу же попадают в центр нашего сознания. Именно на них фик­сируется наше внимание, при этом очень важный или привлека­тельный объект может стать центром внимания, вытеснив осталь­ные на периферию.

Некоторые ученые, особенно те, кто занимается изучением творчества, выделяют еще и надсознательный уровень, отличая его от бессознательного. Этим термином определяют те процессы,


256 Часть II. Психология

которые не рефлексируются человеком в момент интуитивного мышления (озарения), характерного тем, что мы осознаем только его результат, а процесс может происходить неосознанно, а иногда и мгновенно. Так Менделееву приснилась периодическая система элементов, так Ньютон открыл свой закон тяготения, так часто приходит решение к любому человеку, особенно если задача была интересной и важной и много времени было отдано ее решению. Тогда в один прекрасный момент это решение приходит как бы само собой, мгновенно. Однако за этим лежит сложный процесс мышления, который, если это нужно, может быть осознан челове­ком, однако только после получения результата. Именно это интуи­тивное творчество и является содержанием надсознательного.

Содержание сознания представлено нам в виде его чувственной ткани, значений и смыслов, которые и образуют его структуру. Созна­ние наполняется содержанием благодаря работе восприятия, памя­ти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, и составляют чувственную ткань сознания. То есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур. Когда мы осознаем ка­кой-то предмет (море, яблоко, знакомого человека), мы можем с большей или меньшей отчетливостью воспроизвести и его образ. Часто имеют определенный вид и понятия, особенно конкретные, а не абстрактные. Иначе говоря, чувственная ткань сознания на­полняет его конкретными образами, делает наше представление о мире богатым, разнообразным, красочным. С этим связан и тот факт, что у людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т.д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Этот факт получил отражение даже в литературе и искусстве. Так, в опе­ре П.И. Чайковского прозревшая Иоланта не может различить от­дельные предметы в хаосе цветов, не может даже узнать отца, пока тактильное восприятие не поможет ей соотнести новый образ со знакомым. Современные исследования выявили эти отличия в чув­ственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рожде­ния людьми, начавшими видеть после операции. Вначале они с тру­дом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые ри­сунки предметов существенно отличались от реальности.

Еще больше сознание отличается у людей с большими наруше­ниями восприятия. Например, у слепо-глухо-немых детей отсутст­вуют основные пути постижения мира, поэтому сознание может во-


Глава 4. Развитие психики 257

обще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий у них сохранны. Такие дети нужда­ются в специальном обучении, которое помогает им научиться вос­принимать окружающее и осознавать его.

Другой элемент структуры сознания — значение — отражает зна­ние о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, т.е. все люди, принадлежащие к данной культу­ре, одинаково понимают, что представляет собой тот или иной предмет. Например, топор нужен, чтобы рубить деревья, ложка — есть жидкую пишу, ручка — писать и т.д. Эти знания вырабатывают­ся постепенно, в них кристаллизован опыт взаимодействия с окру­жающим многих людей, т.е. они имеют культурно-исторический ха­рактер, так как изменяются во времени и в разных культурах. Ребе­нок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах со взрослыми.

Значения зафиксированы и в словах, и в орудиях труда, и в па­мятниках культуры. При овладении значениями у человека форми­руется культурное сознание и самосознание себя как культурного, т.е. принадлежащего к этой культуре человека. Хотя, как уже отме­чалось, в разных культурах некоторые значения могут отличаться, однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отлича­ясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тож­дественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди раз­ных культур любуются одними и теми же произведениями искусст­ва, архитектуры. В то же время предназначение некоторых предме­тов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принад­лежности к разным культурам, но и к разным социальным и про­фессиональным группам (например, физические или математиче­ские формулы и законы, непонятные всем, кроме профессиона­лов). Это относится и к психологическим значениям, неизвестным или имеющим неопределенное содержание для непсихологов. В до­стоверности этого читатели могут убедиться сами, постепенно овладевая этими значениями в процессе чтения учебника.

Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому, в отличие от значений, смыслы не могут быть переданы при обуче­нии, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни,

17-4455


258 Часть II. Психология

они — результат его опыта. Ведь только в процессе взаимодействия с другими (и предметами, и людьми) мы можем оценить их значи­мость для нас, понять — нравятся они нам или нет, приносят нам пользу или вредят. В результате у нас и вырабатывается определен­ное эмоциональное отношение к этим объектам, а их значение для нас начинает отличаться от их значения для других людей, т.е. они начинают приобретать личностный смысл. Например, ручка, кото­рой были написаны ответы на экзаменах, оцененные на «отлич­но», может приобрести смысл талисмана, а белый халат медсест­ры, сделавшей болезненный укол, стать для ребенка олицетворени­ем боли.

Естественно, что значений в нашем сознании больше, чем смыслов,, так как наш опыт ничтожно мал по сравнению с общече­ловеческим, да и не все объекты, с которыми мы взаимодействова­ли, вызвали определенное эмоциональное отношение к себе. Одна­ко при общении мы склонны оперировать не только значениями, понятными для всех, но смыслами, хотя и не всегда осознаем это. Это может стать и причиной конфликта, как личностного, так и конфликта между разными поколениями, разными социальными группами.

Сказав на экзамене «Я забыла ручку», мы выражаем сожаление не от того, что нечем писать, но от страха плохо сдать экзамен из-за отсутствия талисмана. Поэтому предложение соседа дать другую руч­ку (он ведь понял, что нечем записать ответ) может вызвать раздра­жение и даже обиду из-за непонимания ситуации. Точно так же люди, не пережившие лично войну, не могут понять многих выска­зываний и поведения воевавших людей. Поэтому умение осознать тот факт, что наше сообщение смысловое, т.е. непонятное для окру­жающих, может предотвратить множество недоразумений и споров.

Кроме значений и смыслов в содержании сознания выделяется три области — аноэтичное сознание, поэтичное сознание и автоноэ-тичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с теку­щей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не зна­ет ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает чело­веку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий. Как будет показано ниже, его содержание формируется оперативной памятью.

В неэтичном (знающем) сознании зафиксированы объектив­ные данные, сведения об общих законах, правилах, и понятиях. От


Глава 4. 1'аянитпспсихики 259

значений содержание неэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надлично­стный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Поэ­тому содержание неэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.

Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания че­ловека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосо­знание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпи­зодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид со­знания связан с эпизодической памятью, подробнее о которой также будет сказано ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.139 с.)