Глава 4. Развитие психики 4.1. Развитие психики в филогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Развитие психики 4.1. Развитие психики в филогенезе



В предыдущей главе уже говорилось о том, что теория эволюции Дарвина оказала существенное влияние на психологию. В частно­сти, это проявилось в идее о том, что психика не появляется сразу в готовом виде, но постепенно развивается, минуя несколько стадий, постоянно совершенствуясь и обеспечивая все более полное и адек­ватное приспособление организма к изменяющейся среде.

Первый вопрос, который возникает при исследовании разви­тия психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Субъек­тивно этим критерием является наличие чувствительности, т.е. ощущения. Однако тот факт, что ощущения возникают у самых простейших живых существ, не оставляет исследователям иного пути, кроме внешнего наблюдения, поскольку рефлексией эти жи­вые существа, естественно, не обладают. Итак, необходимо, исходя из особенностей поведения, разделить раздражимость и чувствите­льность. Раздражимость — это реакция любого живого существа (и обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важ­ный стимул. Так, простейшие инфузории плывут в сторону света, который является для них источником жизни, растения раскрыва­ются навстречу солнцу и т.д. Чувствительность — это способность к ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые об­ладают психикой.

Что же отличает поведение тех живых существ, которые уже обладают психикой, пусть и в самом простейшем виде? Ведь они также стремятся к жизненно важным для них стимулам, избегая опасных. Разнообразные эксперименты показали, что разница в том, что психические существа могут искать важные для них стиму­лы, т.е. реагировать не только на пищу или опасность, но и на сиг­налы о них. Этот вид реакций недоступен для не психической жиз­ни. Так, лягушка прыгает в сторону мухи, являющейся пищей. Эта реакция еще не говорит нам о том, обладает лягушка психикой или


Глава 4. Развитие психики 25 J

нет. Однако ее движение в сторону движущейся бумажки, или ко­лышущейся веточки уже показывает наличие ощущений, т.е. сигна­лов о движении объектов, которые могут оказаться пищей. Таким образом, объективным критерием, отделяющим психическую жизнь от допсихической, является реакция на абиотический сти­мул — на сигнал о биотическом, жизненно важном стимуле.

Появление ощущения свидетельствует о том, что данное суще­ство находится на первом этапе развития психики, получив­шем название сенсорного (сенсорика — ощущения). На этом этапе находятся простейшие — амебы, инфузории, черви, рыбы, насеко­мые. У большинства из них поведение достаточно простое (кроме насекомых, поведение которых достигает значительной сложно­сти за счет врожденных инстинктов), а психическая жизнь ограни­чивается только ощущениями, т.е. отражением отдельных качеств или свойств предметов.

На втором этапе, получившем название перцептивного (пер­цепция — восприятие), поведение значительно усложняется. Расши­ряются и сфера психического — кроме ощущения, развивается вос­приятие, т.е. способность к отражению целостного образа предмета. Поэтому живые существа могут отражать образы предметов и ситуа­ций, хорошо ориентироваться в сложных условиях, находить пишу и прятаться от опасности. Большинство животных находится именно на этом этапе развития психики. Усложнение их поведения происхо­дит и за счет появления навыков, способности к обучению. Навыки формируются благодаря тому, что на этом этапе появляется, кроме восприятия, еще и память, прежде всего память на движения (мотор­ная). Животные сохраняют и наиболее значимые эмоциональные пе­реживания, что помогает им регулировать свое поведение.

Млекопитающие, находящиеся на третьем этапе развития психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и мышлением. Поэтому этот этап и получил название этапа ин­теллекта. Возникающее здесь мышление — наглядно-действенное, связанное с необходимостью манипуляции с предметами. Благода­ря этому у животных складывается простейшая схема ситуации, в которой отражаются не только предметы, но и связи и отношения между ними. Поэтому высшие животные могут выстраивать слож­ные системы поведения, решать простейшие задачи.

Однако, несмотря на способность решать задачи, регулировать поведение благодаря эмоциям, жить группами, животные не обла-


252 Часть II. Психология

дают сознанием, т.е. не могу!1 отрефлексировать, дать отчет себе и окружающим в том, что они думают, переживают, как находят вы­ход из сложной ситуации. Появление осознания связано с перехо­дом на следующий, четвертый этап развития психики, который возникает только у человека. Появление сознания существенно из­меняет структуру психики и деятельности, взаимоотношения чело­века с окружающим миром. Изменяются и закономерности, опре­деляющие развитие психики.

Законы формирования психики у животных остаются всегда биологи­ческими, связанными только с необходимостью адаптации к среде. Поэтому изменение среды, приводящее к необходимости усложнить поведение (например, начать искать пишу, жить группами и т.д.), приводит и к необходимости усложнения психики (отражения сиг­налов, избирательного эмоционального отношения к сородичам и т.д.). При этом развитие поведения несколько опережает развитие психики, задавая ей новые цели. При всей сложности групповой жизни животных их существование зависит, прежде всего, от собст­венной силы, ловкости, умения скрыться от опасности и найти еду. От этого же зависит и их положение в стае. Поэтому развитие деяте­льности и, следовательно, развитие психики, определяется биологи­ческими факторами, обеспечивающими наилучшую адаптацию.

На формирование же психики человека влияют и другие факто­ры — культурные, которые играют не менее, а иногда и более важ­ную роль в его оптимальной адаптации к социальной среде, опреде­ляют его положение в группе, даже его физическое и материальное •благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не только биологическими, но социокультурными факторами. Изменяется и характер деятельности, которая направлена теперь на производство новых предметов и орудий. Эта. новая, трудовая деятельность и яв­ляется причиной формирования сознания, появление которого зна­менует переход к последнему, четвертому этапу развития психики — этапу сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.004 с.)