Факторы, влияющие нар азвитие психологической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие нар азвитие психологической науки



Исследования многих ученых показали, что на развитие психо­логии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них — это логика развития психологических знаний, который связан и с изменением ее предмета, и с влиянием смежных с психо­логией наук, и с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понят­ным, что этот фактор является достаточно объективным и поддает­ся научному изучению. Два других фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же строго и получить однозначные от­веты. Это — социальная ситуация развития науки и особенности лично-стиконкретногоученого.

Влияние социальной ситуации заключается в том, что обще­ственные, исторические условия, культурное и политическое окру­жение влияет как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогает (или затрудняет) развитие научных школ и направлений. Естественно, что это влияние осуществляется не непосредственно, но через социальную перцепцию, т.е. через

12*


180 Часть II. Психология

особенности восприятия и понимания этих социокультурных усло­вий учеными, научным сообществом в целом.

Социальная ситуация может повлиять на развитие науки нес­колькими путями. Например, она создает условия для возникно­вения той или иной концепции (проведение реформ 60-х гг. XIX в. в России, подъем национального самосознания способст­вовали появлению первых психологических концепций менталь-ности, или, как их тогда называли, концепций «психологии на­ционального характера»). Тот факт, что эти концепции появля­ются не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнталя, Вундта), также является доказательством влияния социальной ситуации, ибо это был период роста национального самосознания не только в России, но и в Германии, которая за­вершала свое объединение.

С социальной ситуацией во многом связано и появление в XVTII в. первой развернутой теории способностей, анализирующей роль биологических и социальных факторов в их происхождении и развитии. Концепция способностей, которая была сформулиро­вана Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим иде­ям Просвещения, мыслям о том, что все люди рождаются равными, а разница в их социальном положении и реальных достижениях в жизни связана с разным обучением и отсутствием знаний. Неудиви­тельно, что на этом фоне появляется психологическая теория, ко­торая, практически отождествляя способности с уровнем выполне­ния конкретной деятельности, доказывает, что врожденных спо­собностей нет, а их формирование происходит в процессе обучения.

Как было сказано выше, социальная ситуация влияет и на при­нятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность науч­ных концепций ожиданиям общества приводит не только к их рас­пространению, но и к привлечению наиболее способных, целеуст­ремленных молодых исследователей к работе над этой теорией. Таким образом, именно в русле определенного подхода и происхо­дят наиболее ценные открытия, находки, которые придают ему еще большее значение. Так, в середине ХГХ в. в России ожидания скорейших изменений в идеалах и ценностях как общества в це­лом, так и конкретного человека привели к тому, что из двух подхо­дов к построению психологии был выбран предложенный И.М. Се­ченовым, а не К.Д. Кавелиным. Это произошло потому, что имен-


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 181

но теория Сеченова, впервые описанная им в работе «Рефлексы головного мозга», связывала психологию с популярной тогда и многообещающей физиологией, в то время как Кавелин основывал ее на философии, не имевшей объективных методов исследования. Не менее важным было и то, что Сеченов был убежден, что форми­рование личности происходит при жизни человека, что его идеа­лы, стремления, ценности, закладываются в процессе воспитания. Из этого следует, что при правильном воспитании новое поколе­ние будет совершенно другим, лучшим. Кавелин, напортив, связы­вая нравственность и идеалы человека с укладом, культурой, язы­ком того общества, в котором он живет, не предсказывал быстрых изменений. Именно поэтому его позиция не получила распростра­нения и была забыта. Но те же взгляды, то же стремление в первую очередь рассмотреть не поведение, но духовные свойства, стремле­ния и нравственные ценности человека, высказанные почти через 20 лет B.C. Соловьевым уже в другой социальной ситуации, нашли понимание и поддержку общества.

Точно так же после Первой мировой войны, показавшей, ка­ким антирациональным и жестоким может быть человек, получили более широкое распространение и взгляды 3. Фрейда, которые до этого времени рассматривались главным образом в русле клиниче­ской психологии.

Не меньшее значение имеет и другой фактор — личность учено­го, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. Эта принадлежность может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет необходимую информацию, простор для дискуссий, оппонирования и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими усилиями подход к решению проблем может стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность либо из боязни вступить в противоречие с коллегами, либо из-за догмати­ческого пристрастия к высказанному единожды мнению.

Таким же препятствием на пути создания новой теории может стать и недостаток целеустремленности или уверенности в себе, особенно в том случае, если новая концепция встречает противо­действие или непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпимость 3. Фрейда явилась причиной его конфликта с после-


182 Часть П. Психология

дователями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то же время именно эти качества и дали ему возможность со­здать его теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой критики и неприятия со стороны многих психологов.

Анализ личности ученого, его биографии помогает понять, ка­ким образом происходит отбор научных задач, особенности борь­бы за личные убеждения, процесс противостояния невежественно­сти или отчуждению окружающих и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельности, а иногда и душевной драмы ученого. И в этом плане одинаково интересен может быть и анализ жизни, бога­той яркими фактами активной научной борьбы, как, например, жизнь Дж. Бруно, и жизнь в борьбе, не принимающей форм выра­женной активности, но тем более напряженной мысли, как жизнь Р. Декарта или О. Конта, или даже жизнь размеренная, даже бед­ная по выражению активности, но интересная по преднамеренно­сти, законченности ее плана и напряжении в его выполнении, как жизнь Г. Спенсера (Г.Г. Шпет).

Однако, несмотря на важность и социальной ситуации, и лич­ности ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием принципов психологии, изменением ее предмета и методов иссле­дования психики.

Основные принципы психологической науки

Выделяют три важнейших методологических принципа психо­логии — принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причи­ну, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии суще­ствует несколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все про­цессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые за­говорили о детерминизме, о том, что существует.всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 183

природой в целом. Гераклит писал, что «даже солнце не может на­рушить Логос...» Таким образом, все, происходящее в природе и в душе человека, обусловлено определенной причиной, хотя мы и не всегда можем объяснить эту связь и найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, пи­сал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного раз­вития человека. При этом они вводили понятие «целевого детер­минизма», считая, что душа стремится к определенной цели, кото­рую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происхо­дящего в психике является цель, к которой стремится душа, отри­цал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее пред­назначение.

Позднее, в ХУЛ в., Декарт ввел понятие механического детер­минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ческом объяснении поведения человека, которое подчиняется за­кону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положени­ях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, кото­рый считал, что ассоциации и в малом (психике), и в большом (по­ведение) кругах формируются и развиваются по законам механики И. Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно най­ти даже в психологии начала XX в., например, в теории энергетиз­ма, которую разделяли многие известные психологи, а также в не­которых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что по­ложительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное — ослабляет.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии био­логический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, т.е. все, что происходит в психи­ке, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше при­способилось к тем условиям, в которых оно живет. Этот же закон


] 84 Часть //. Психология

распространялся и на психику человека, и почти все психологиче­ские направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван пси­хологическим, отталкивается от того, что развитие психики объяс­няется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она бьша так или иначе внеш­ней для психики (идеей или формой), в данном случае цель прису­ща самому содержанию души, психики конкретного живого сущест­ва и определяет ее стремление к самовыражению и самореализа­ции в реальной действительности — в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становле­ния личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, по­могающих осознанию себя и как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, и как члена общества. Психологический де­терминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к сре­де, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминиз­ма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Первые исследования тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, состоящую из нескольких элементов — ощущений, пред­ставлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по за-"Кбнам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Функциональный подход, который получил свое название оттого, что психику представляли как набор отдельных функций, направ­ленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, также как и биологический де-


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 1Н5

терминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследова­ния показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что психические процессы (память, восприятие, и др.) и акты поведе­ния могут быть представлены как функциональные блоки. В зави­симости от вида детерминации эти блоки могли действовать и по законам механики (как отдельные части сложной машины), и по за­конам биологической адаптации, связывая в единое целое орга­низм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е. ка­ким образом недостатки в работе одних отделов, могут компенси­роваться нормальной работой других, например плохой слух — раз­витием тактильных или вибрационных ощущений.

Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функ­ции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом слу­чае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психиче­скому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостно­сти, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая сис­тема (прежде всего, естественно, психика человека) является уни-^кальной и цельной.

И, наконец, принцип развития, который говорит о том, что психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Определяя, какие виды развития присущи психическому, этот принцип подтверждает, что существует дйа вида развития психи­ки — филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ре­бенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

Американский психолог С. Холл предположил, что это сходст­во связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому ни­какие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую


186 Часть П. Психология

связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапи­туляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ществует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не ли­неен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную ана­логию, реально существующую при сравнительном анализе процес­сов познавательного развития, становления самооценки, самосо­знания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания одинакова что при развитии человеческого рода, что при развитии отдель­ного человека.

Выделяются также и различные стороны психического разви­тия — и развитие личности, и развитие интеллекта, и социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов — В. Штер­на, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

Ведущие категории психологии

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и его содер­жание.

В настоящее время выделяют несколько основных категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Этокатегориилютмеа, образа, деятельности, личности, общения, переживания. В разные периоды развития психо­логии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значе­ние, однако всегда так или иначе присутствовали в психологиче­ских концепциях.

Одной из первых в психологии появилась категория образа, ко­торая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности ученые изучали как формируется у человека образ мира, впоследст-


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 187

вии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосозна­ние человека, его содержание и структура. Если в первых психоло­гических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке образ-Я стал од­ним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать реф­лекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли счи­тался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и пред­ставлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ве­дущей категорией в психологической школе гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточно сказать, что такие великие ученые, как АА Потебня, Л.С. Выгот­ский, Г.Г. Шпет, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие посвятили свои наи­более значительные труды исследованию именно этой проблемы.

И чувственный, и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов может рассматриваться как определенный аналог этой философской. категории. Однако для психологии не менее важным является и вопрос о степени осознанности образов, так как и бессознательное, и надсознатель-ное играют не менее важную роль, чем сознание.

Не меньшее значение имеет в психологии и категория мотива. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали ис­точник активности, стремились найти причину, которая побужда­ет человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и матери­альное объяснение этим побуждениям, при этом мотивы связыва­лись и с движущимися атомами, и с «животными духами», были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон говорил о страстной или вожделеющей душах, которые и являются носителями мотивов, а Лейбниц считал, что активность, побужде­ние к действию является свойством души-монады. Однако незави­симо от истолкования природы мотива, он, как правило, связывал-


188 Часть II. Психология

ся с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психоло­гов. Поэтому естественно, что и в современной психологии понятие мотива (потребность, влечение, стремление) стало веду­щей категорией практически для всех психологических школ.

С категорией мотива тесно связана другая категория — пережи­вания, эмоционального отклика человека на явления внешнего мира и свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение, в качестве та­ковых рассматривают их и современные психологи. Несмотря на то что проблема природы и динамики эмоциональных процессов не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт важности эмоций и переживаний не только в регуляции активно­сти, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим ми­ром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельности, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается и внешняя деятельность (поведе­ние), и внутренняя (прежде всего, мыслительная деятельность). На первых этапах развития психологии учеными не подвергалась со­мнению мысль о том, что поведение является таким же психологи­ческим понятием, как и мышление. Однако со временем психологи, как уже говорилось выше, начали отождествлять психику только с сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю пси­хологических исследований оставалось изучение только внутрен­ней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных методов исследования психики, останавливало и развитие экспери­ментальной психологии. В середине XIX в. английский психолог и философ Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психоло­гии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением. Таким образом, было не только зафикси­ровано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней деятельности в качестве психологической категории. В со­временной психологии существует несколько школ, для которых ка­тегория деятельности является ведущей — это и бихевиоризм, и оте­чественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов — одна из центральных проблем возрастной психологии, так же как и мно­гих других психологических направлений и отраслей.


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 189

Слова о том, что человек — существо социальное, т.е. что он не может существовать вне общения с другими, были высказаны еще Аристотелем. За период своего существования психология накопи­ла много данных о важнейшей роли других людей в развитии пси­хики индивида, в формировании его представлений о себе и о мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отно­шений взрослый — ребенок является одной из аксиом, указываю­щей на то, что полноценное психическое развитие ребенка не мо­жет осуществляться в изоляции. С появлением социальной психо­логии начинается серьезное изучение общения взрослых людей друг с другом, при этом особое внимание уделяется общению лю­дей, принадлежащих к разным нациям, культурам, а также особен­ностям массовых коммуникаций. Исследования позволили выде­лить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику. Анализ направления развития психологической науки показывает, что значение этой категории, так же как и доля исследований, посвященных различ­ным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других, категория личности появилась в психоло­гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, раз­витии его представления о себе и оценки себя ставились еще в ан­тичности. Однако в то время понятия «личность» и «человек» рас­сматривались как тождественные, не существовало и современных понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность». На протя­жении длительного времени, как уже отмечалось, ведущими вопро­сами психологии были вопросы познания, а категории образа и внутренней, умственной деятельности оставались ведущими. Неда­ром известный ученый В. Вундт говорил о диктате «интеллектуа­лизма» в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающе­го», а не чувствующего. Лишь в появлением школы глубинной пси­хологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в насто­ящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечест­венная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие силы развития личности по-разному.

Большое влияние на развитие психологической науки оказал и подход к решению ключевых проблем психологии, изучающих природу психического, взаимоотношения психического и физиче-


190 Чтил //.Психология

ского, телесного и духовного в психике. При этом на первый план выходили либо общие проблемы, т.е. соотношения психического и физического, либо более частные, связанные с исследованием свя­зи организма (тела) с психикой (душой). Соответственно в первом случае эта проблема звучала как психофизическая, а во втором — как психофизиологическая.

Сама постановка проблемы и подходы к ее решению были свя­заны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной пси­хологии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей. С этой точки зрения человек подчинялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а психические законы были отражением физических, т.е. вариаци­ями основных законов природы. Исследование этих законов при­водило ученых к мысли о том, что существует единая первооснова, которая составляет сущность и психического, и физического. Та­кое решение психофизической проблемы получило название мониз­ма (общая, единая первооснова, субстанция). В зависимости от того, идеальной или материальной является эта субстанция, мо­низм может быть идеалистическим или материалистическим. Некото­рые ученые, как например^/?. Декарт, отвергали наличие единой субстанции, доказывая существование двух первоначал, двух раз­ных субстанций для души и для тела. Этот подход получил название дуализма. Так как часто процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, впсихолопшпоявляетсяпонятиеисшсофгомческогоиаро/г/ге/гглз- ма, подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие этих явлений.

С течением времени обостряется интерес ученых именно к психике человека. При это,м уже в исследованиях Платона постули­ровались качественные отличия психики человека от психики дру­гих живых существ. Таким образом, и законы, которые управляют психикой человека, являются уникальными и не могут рассматри^ ваться по аналогии с законами природы. Такой антропологиче­ский подход, при котором все рассматривается лишь с точки зре­ния человека, был характерен для многих не только психологиче­ских, но и философских школ. Однако и в античности, и в Средневековье было еще недостаточно данных для перевода пси­хофизической проблемы в план психофизиологической, точнее — для научного решения этой проблемы.


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 191

С середины XIX в., с развитием биологии и медицины психоло­гия получила достаточно важный объективный материал, позво­лявший по-новому подойти к решению психофизиологической проблемы. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, АА Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше по­нять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического. Тем не менее остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы и на психофизическую, и на психофизиологическую проблемы.

Методы психологии

Основными методами психологического исследования являются наблюденмеиэксие/>гшен»г.Большоераспространениеполучилитакже анкеты, тесты и анализ продуктов творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) — один из первых психологи­ческих методов, причем в течение длительного периода времени этот метод оставался единственным способом исследования душев­ной жизни. Достоинством интроспекции, позволяющим ей сохра­нить свое значение и в настоящее время, является способность не­посредственного, прямого наблюдения за переживаниями, мысля­ми, стремлениями человека. Однако этот метод имеет и существенный недостаток, связанный с высокой степенью субъек­тивности полученных данных, невозможностью проверить их или повторить результат. Гораздо более объективно наблюдение со стороны, когда исследователь рассматривает тот или иной фено­мен психики, протекание психического процесса у других людей. Наличие четкой цели и схемы наблюдения делает его более пол­ным и достоверным. Включенное наблюдение предполагает учас­тие экспериментатора в исследуемом процессе, оно часто применя­ется, например, в психологии труда, в социальной психологии. Дневниковые наблюдения часто используются в возрастной психо­логии. Многие известные ученые (Прейер, Пиаже, Ладыгина-Коте, Мухина) использовали в своих работах дневниковые наблюдения за развитием своих детей.

Наиболее объективным методом психологии является экспери­мент. Различают лабораторный и естественный виды эксперимен-


192 Часть II. Психология

та, отличающиеся друг от друга, как явствует из их названия, преж­де всего наличием (или отсутствием) специальных приборов. До­стоинством лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить недоступные глазу наблюдателя, но только специальным приборам факты. Привычная обстановка и де­ятельность являются достоинством естественного эксперимента, повышая его достоверность, особенно для тревожных испытуе­мых, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том слу­чае, когда имеется возможность изучить определенную группу в те­чение длительного периода времени. Например, можно исследо­вать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого пара­метра, изучая одну и ту же группу на протяжении пяти, а то и двадцати лет. Срезовый же эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновремен­но изучить динамику становления определенной функции, взяв разные группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.). Однако так как все люди имеют свои индивидуальные особенности, эти данные не будут такими же точными, как при лонгитюдном иссле­довании, хотя большое количество испытуемых позволяет полу­чить объективные значения.

Все перечисленные выше виды эксперимента относятся к кон­статирующим, так как они показывают, констатируют наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие. Применяется в пси­хологии и формирующий эксперимент при анализе, выявляющем фактор, оказывающий наиболее важное, эффективное воздействие на становление того или иного психического процесса или психо­логического качества. При этом испытуемых разделяют на конт­рольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого пара­метра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимен­та, а потом анализируется разница между показателями. На основа­нии этого анализа и делается вывод об эффективности формирую­щего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Применяются открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется са­мим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 11W

один из вариантов предложенных ответов. Этот вид анкет особен­но удобен при анализе большого количества материала и при компьютерном способе обработки.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым пер­сонально, а потому не дает возможности получить большое количе­ство информации также быстро, как при использовании анкет. Од­нако данные беседы могут иметь большое значение, так как позво­ляют уточнить формулировку вопросов, зафиксировать реакции испытуемого, его эмоциональное отношение к тем или иным во­просам, лучше понять содержание ответов и заметить неточный (или сознательно неверный) ответ. Поэтому интервью можно при­менять не только как самостоятельный способ исследования, но и как вспомогательный при составлении анкеты.

На рубеже XIX—XX вв. в психологии появился новый метод — тест, быстро завоевавший популярность и распространившийся на разные области исследования психики. Этот метод был разработан английским ученым Ф. Гальтоном. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в его лаборатории. Использование тестов со­четалось со статистическим подходом — применением серии тес­тов к большому числу индивидов. Термин «тест», введенный Галь­тоном, вошел в широкий оборот после статьи Д.М. Кеттела «Умст­венные тесты и измерения» («Mental test and measurements»), опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind», а сам метод тестирова­ния начал приобретать популярность благодаря работам А. Вине.

Для диагностики поступающих в школу детей он разработал се­рию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста им были сформулированы определенные задания разной степени сложно­сти и исследующие разные стороны интеллектуального развития. Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логи­ческого мышления и т.д. Бине подчеркивал, что важно не столько содержание тестов, сколько их многочисленность, так как большое количество заданий поможет избежать случайностей при диагнос­тике.

Вопросы были пронумерованы, причем нумерация шла от пер­вого вопроса для 3-летнего ребенка до последнего для 18-летнего. Данные заносились в специальную таблицу, причем правильный

13-4455


194 Часть II. Психология

ответ отмечался плюсом, а неправильный — минусом. Умственный возраст располагался в промежутке между последними тремя пра­вильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправи­льными ответами (три минуса подряд). Позднее для более точной диагностики немецкий психологЦШтерн предложил ввести коэф­фициент интеллекта, (IQJ, который являлся постоянной величи­ной и высчитывался по формуле:

Ф.в.

где у.в. — умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине — Симона; ф.в. — физический возраст ребенка. Нормой являлся коэф­фициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно от­сталые дети, выше — одаренные.

Наибольшей трудностью при конструировании заданий была необходимость строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влиял на ответ, т.е. они должны быпи исходить из того ми­нимального опыта, который имеется у всех детей этого возраста. Только в таком случае, подчеркивая Бине, мы сможем отличить обученного ребенка от ребенка способного, так как дети с высоким интеллектом, но не имеющие специального обучения, будут в рав­ном положении с детьми, которых учили в хороших учебных заве­дениях или дома.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.07 с.)