Как основные направления управления 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как основные направления управления



Педагогическими системами

Взаимодействие участников целостного педагогического про­цесса складывается как последовательность взаимосвязанных дей­ствий педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.

Виды и содержание педагогического анализа: параметрический (те_ матический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной ин­формации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв-


166 Часть I. Педагогика

ление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и школе за день и за неделю, посещаемость уроков и вне­классных занятий, соблюдения расписания занятий и др. Парамет­рический анализ осуществляется директором школы и его замести­телями. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникнове­ния и прогнозирование возможных последствий. Результаты тако­го анализа и принятые на их основе решения требуют оперативно­го выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагоги­ческого процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и вне­урочной деятельности. Содержание тематического анализа состав­ляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, сис­темы работы учителей, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержа­ние и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направ­лен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, итоговых кон­трольных работ, из данных официальных отчетов, представляе­мых учителями, классными руководителями, представителями ад­министрации школы и общественных организаций.

Процесс управления любой педагогической системой предпо­лагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (пла­нирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед об­ществом. Цель управленческой деятельности — это начало, кото­рое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.


Глава 8. Управление педагогическими системами 167

Особенности целеполагания в управлении педагогическими си­стемами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач недостаточно знать лишь объективные требования общества. Не­обходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом вопло­щения требований, предъявляемых человеку обществом.

Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения результатов педагогического ана­лиза изучаемого явления с запрограммированной целью. Принима­емые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направ­лены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие.

Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Пример­ная структура перспективного плана:

1.Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам.

3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса,
внедрение педагогических инноваций.

4. Возможное количество классов и потребность школы в педа­
гогических кадрах.

5. Повышение квалификации педагогических кадров.

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методиче­
ское оснащение школы (приобретение средств обучения, обновле­
ние оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов
библиотеки и др.).

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их
быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние ка­никулы. Подготовка такого плана осуществляется в течение теку­щего учебного года и обычно проходит следующие этапы: в первой учебной четверти директор школы, его заместители и руководите­ли школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы по вопросам образования; во второй четверти под руко­водством директора школы создается группа по разработке проек­та плана, определяются формы сбора необходимой информации; в третьей четверти анализируется получаемая информация, заслуши­ваются отчеты о работе членов комиссии, выявляются причины


168 Часть I. Педагогика

возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой чет­верти обсуждается проект плана на следующий учебный год, котот рый утверждается на заседании совета школы.

Примерное содержание годового плана работы школы:

1.Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и
задачи на новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (меро­
приятия, направленные на получение детьми общего и среднего
образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим
родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи
трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание
условий для индивидуально-творческого развития детей).

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению
качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и
дифференциация обучения, использование современных форм ор­
ганизации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа;
развитие ученического самоуправления и др.).

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо­
вых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагоги­
ческой культуры родителей: проведение педагогических лектори­
ев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых
дверей для родителей, консультирование и др.).

5. Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации
педагогических кадров; организация работы школы передового пе­
дагогического опыта; определение содержания деятельности мето­
дических объединений; формирование инновационной среды в
школе; проведение педагогических советов, семинаров, конферен­
ций, педагогических чтений и др.).

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление материальной базы школы (инвентаризация ма­
териальных ценностей, программа оформления и переоборудова­
ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной биб­
лиотеки и др.).

8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика засе­
даний совета школы, педагогического совета, производственных от­
ношений; распределение обязанностей между администрацией шко­
лы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учеб­
ной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.).

Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана.


Глава 8. Управление педагогическими системами 169

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго­гического коллектива или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении воспитательного процесса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, ча­стные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержа­ние тематического контроля составляют вводимые в школе инно­вации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение де­ятельности педагогического коллектива, методического объедине­ния или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля до­статочно трудоемок, на практике его используют не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель­ности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.

В зависимости оттого, кто или что подвергается контролю, вы­деляют следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятель­ности учителя персональный контроль выступает как средство са­моуправления педагога, как стимул в его профессиональном ста­новлении.

Классно-обобщающий контроль применяется при изучении груп­пы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, сис­тема их работы по индивидуализации и дифференциации, разви­тие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемо­сти учеников, состояние дисциплины и культуры поведения.

Дреймтно-обобм<й/ом<гшконтрольиспользуетсявтехслучаях,ког-да изучается состояние и качество преподавания отдельного пред­мета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для прове­дения такого контроля привлекается администрация и представи­тели соответствующих методических объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на-


170 Часть 1. Педагогика

правлениям учебно-воспитательного процесса (например, разви­тие учебной мотивации, формирование основ эстетической кулыу-рыидр.)-

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществле­нии контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечиваю­щий достоверную, объективную обобщающую информацию, необ­ходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)