Внеурочные формы организации педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеурочные формы организации педагогического процесса



Экскурсия — специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т.п. Специфика этой формы организации учебного процесса способст­вует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов; помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой, обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нрав­ственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения эк­скурсии подразделяют на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По учеб­но-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематиче-


128 Часть!. Педагогика

скими. По месту и структуре — вводными или предваряющими, те­кущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащих­ся. При этом педагог остается организатором и руководителем по­знавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.

Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения про­белов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышен­ного интереса к учебному предмету (факультативные занятия). В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются зада­чи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоя­тельному освоению интересующих проблем. Дополнительные заня­тия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

Консультации в отличие от дополнительных занятий организу­ются по мере необходимости. Различают тематические и обобщаю­щие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консуль­тации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изло­жение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом.

Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются фор­мой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адап­тированные варианты элементов лекционно-семинарской систе­мы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дис­циплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обоб­щает теоретические знания, но и учит школьников приемам конс­пектирования.

Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее под­готовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной фор­ме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы.

Практические и лабораторные занятия применяются при изуче­нии дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе


Глава 6. Общие положения дидактики 129

трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия прово­дятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учеб­но-производственных комплексах. Обычно работа учащихся орга­низуется индивидуально или небольшими подгруппами и представ­ляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механиз­мов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.).

Диспут — организуемое педагогом столкновение мнений с целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута за­ключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мне­ний, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и созна­тельностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной под­готовки, так как важно чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему.

Конференция — форма организации учебного процесса, которая требует длительной подготовительной работы (проведение наблю­дений, постановка опытов, изучение теоретических источников, обобщение материалов экскурсий и т.п.). Цель учебной конферен­ции — обобщение знаний по какому-либо разделу программы. Кон­ференции могут проводиться по всем учебным предметам или вы­ходить за рамки учебных программ.

Зачеты и экзамены имеют целью систематизацию, закрепление, выявление точности и глубины знаний, умений и навыков обучаю­щихся. Это формы общественной проверки и признаний успехов или неудач в учебной деятельности. Подготовка к зачетам и экзаме­нам заставляет учащихся мобилизоваться на повторение и система­тизацию изученного материала, способствует интенсивному обоб­щению знаний, формирует чувство ответственности. Эти формы организации учебного процесса могут проводиться в виде ответов на экзаменационные билеты, выполнения учащимися самостоя­тельных творческих работ (например, сочинение), контрольного выполнения практических заданий и т.д.

Методы обучения

В современной дидактике существуют различные подходы и ва­рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси­фикаций является распространенная классификация методов обу-

9 -4455


130 Часть I. Педагогика

чения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы).

Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учеб­ной информации при помощи слов (устного и печатного) с ис­пользованием логических, организационных и технических прие­мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме­няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна­ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек­тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель­ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по­лучаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче­ским материалом и т.д.

Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основ­ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб­лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль­мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото­рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические методы. Основное назначение — получение ин­формации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор­ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по­становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен­ных практических действий, выполнение различных записей, за­рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.


Глава 6. Общие положения дидактики 131

Другой распространенной классификацией методов обучения яв­ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне-ром. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха­рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае­мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).

Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп­тивный). Основное назначение — организация усвоения информа­ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе­чения его успешного восприятия. Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система­тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб­щение учебной информации с использованием различных дидакти­ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование навыков и умений использования и применения полученных зна­ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит­мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу­чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель­ных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.

Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе­ние — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб­лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго­га — выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за­поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи­ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.).

Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назна­чение — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной по­становке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает


132 Часть!. Педагогика

учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выво­ды из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятель­ность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с.целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахожде­ния путей их разрешения.

Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим ме­тодом, — обеспечить овладение обучаемыми методами научного по­знания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет учащимся новые проб­лемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Де­ятельность обучающихся заключается в освоении ими приемов са­мостоятельной постановки проблем и нахождения способов их ре­шения.

Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме­тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи­ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно­сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.007 с.)