Предмет психологии. Связь психологии с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии. Связь психологии с другими науками



Психология — (psyche — душа, и logos — наука) — одна из основ­ных наук о человеке. Она возникла еще в Древней Греции, на рубе­же VII—VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задаваться вопро­сами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

В течение веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Современная психоло­гия изучает факты и закономерности психической жизни, особен­ности ее развития и функционирования. Особенно большое значе­ние для объективного исследования психики имело появление экс­периментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, выя­вить динамику их становления.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с са­мыми различными областями науки и культуры. С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, фактиче­ски являясь на протяжении нескольких столетий одним из разде­лов этой науки. В античности уровень развития философских зна­ний главным образом и влиял на психологию и проблемы, кото­рые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем и в психологии, возникно­вению вопросов о природе отличий психики человека, содержа­нии его души. Главным вопросом изучения психологии становит­ся вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике чело­века. Связь психологии с философией была на протяжении веков тесной, хотя и не всегда стабильной; так, в начале ХГХ в. наблюда-

12-4455


178 Часть П. Психология

лось некоторое ее ослабление, но уже к середине XX в. она вновь укрепляется.

В то же время в работах многих психологов четко просматрива­ется связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусст­воведением, логикой, языкознанием.

Многое связывает психологию и с математикой, биологией, меди­циной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психо­логией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколь­ко ослабевает, однако в Новое время ученые снова подчеркивали ее значение для психологии, а Лейбниц даже стремился раскрыть первоэлементы психики, «монады», на которые раскладывается, а по­том соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.

С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологическом знании, становясь одним из важнейших факто­ров ее превращения в объективную науку (возможность математи­ческой обработки полученного материала), а иногда и значимым параметром психического развития как такового (например, как развитие логического мышления).

Гиппократ, и. Аристотель одними из первых связали психоло­гию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психоло­гами, но и врачами.

В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюцион­ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гель-мгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии — психомет­рии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клиниче­ской психологии. Таким образом, с середины XIX в. психология в первую очередь была ориентирована именно на биологические, ес­тественные науки, а не на философию.

Точно так же связь психологии с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвете-


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 179

ния. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влия­ющих на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методоло­гией — биология или философия. Анализ исторического пути раз­вития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспери­ментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становле­ния мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно ска­зать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его об­работке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологиче­ские принципы — у философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.007 с.)