И стили семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И стили семейного воспитания



Большинство взрослых являются родителями и почти ежеднев­но, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она нравится, кому-то — не очень, кто-то готовился к ней не один год, кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был при­мириться с новым положением.

Осознание себя родителем — процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремле-


142 Часть]. Педагогика

ний. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как прави­ло, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного кон­такта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоя­нии становятся привычными, у родителей возникают вопросы: «Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспи­тывать?»

Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс ри­сования трехлетним ребенком, когда замысел уже есть и он нравит­ся малышу, но полученный результат — рисунок не имеет ничего общего с этим замыслом. Весь процесс рисования — это полет фан­тазии, постоянно меняющаяся череда образов, динамическое эмо­циональное представление, когда рисунок — лишь условный резуль­тат творческого действия, потому что от этого результата невоз­можно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького творца (его речь, мимику, позу и т.д.).

Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практи­ческий опыт, наличие стройных воспитательных систем, концеп­ций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса — творец — динамическая система, находящаяся в динами­ческих отношениях с другими динамическими системами.

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмо­циональной сферы ребенка, воспитание его морально -нравствен­ных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональ­ный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, при­учает их к семейным традициям.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. 3. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и незави­симости. Отец для ребенка — источник безопасности. Роль отца,


Глава 1. Семья как социокультурная среда воспитания 143

активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, неза­менима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влия­ние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это мо­жет проявиться в следующем:

• в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сфе­
ры (страдают математические, пространственные, аналитические
способности ребенка за счет способностей вербальных);

• в менее четком процессе половой идентификации мальчиков
и девочек;

• в затруднении обучения подростков навыкам общения с про­
тивоположным полом;

•в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от ма­тери».

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и не­полноценности вследствие неправильного поведения матери в пе­риод развода (ребенок может решить, что именно он является при­чиной ухода отца из семьи).

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцов­ской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оцен­ка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из ви­дов любви — отцовской или материнской — приводит, как правило, к нарушению поведения.

Колоссальное значение для развития как мальчика, так и де­вочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согла­сии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равно­весие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщест­венному.

Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отри­цательным образцом отношений между мужчиной и женщиной во­обще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных от­ношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы


144 Часть I. Педагогика

понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие уси­лия и большой опыт.

По данным исследователей, занимающихся этим вопросом (Спиваковская, Кочубей и др.), воспитание ребенка в семье с устой­чивыми супружескими отношениями способствует:

•усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;

• формированию удетей таких качеств, как общительность, дис­циплинированность, активность, волевые компоненты.

Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказы­вающем большое влияние на развитие личности ребенка, — это на­личие в семье других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую сре­ду для развития личности, оказываются на практике абсолютно разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмот­реть каждого ребенка в отдельности.

Первыйребенок^о появления второго был единственным. Для сво­их родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал боль­шую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта по­зиция может привести к негативным последствиям в виде инфан­тильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др.

Второйребенок не был единственным никогда и жил в семье, где кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребе­нок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вто­рым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Ча­стично это восполняет старший ребенок.

Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в воз­расте составляет 1—2 года: старший старается превзойти младшего и наоборот — младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфан­тильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, про­явления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т.д.


Глава 1. Семья как социокультурная среда воспитания 145

Стили общения в семье

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружа­ющий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок соверша­ет те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчи­вость поведения, его определенную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности де­тей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаи­моотношения. Наиболее существенное воздействие на ребенка ока­зывает поведение людей, непосредственно его окружающих, преж­де всего — его родителей.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции ро­дителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы от­ношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1.«Оптимальная дистанция» («уважение») — эмоционально-
уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведе­
ния родителей): родители воспринимают ребенка как формирую­
щуюся личность с определенными возрастными, половыми и лич­
ностными особенностями, потребностями и интересами. Основой
этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители
выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость,
но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и
независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность.
Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе
взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние») — концентрация вни­
мания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского
поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют
постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно

10-4455


146 Часть!. Педагогика

контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

а) чрезмерная уступчивость;

б) неадекватность понимания личности ребенка;

в) отношение с ребенком как с младенцем (не учитывая его воз­
растные особенности);

г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной
зрелости и активности ребенка;

д) неумение руководить детьми;

е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль ро­дительского поведения). Дистанция означает психологическую от­даленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения роди­телей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка упра­ву», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Согласно другой, более традиционной классификации, сущест­вует два стиля семейных взаимоотношений — авторитарный и де­мократический.

Авторитарный стилъъ отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекослов­ного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послуш­ными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к тре­бованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, осно­ванное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

Придемо/фагам'/есксшсяшлевоспитаниявзаимоотношениямежду членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с де­мократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются


Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 147

лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дур­ных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Де­мократический стиль воспитания дает наибольший эффект в фор­мировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заин­тересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются — достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим сти­лем воспитания, как правило, более раскованны и непосредствен­ны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным сти­лем.

7.3. Нарушения в детско-родительских отношениях

Одно из направлений в описании типологии семейного воспи­тания — изучение воспитательных родительских установок и пози­ций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неопти­мальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способ­ность изменения воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребе­нок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных ка­честв детей. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребен­ка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявля­ется изменение родительских позиций.

К числу наиболее часто встречающихся дисфункциональных родительских позиций относятся следующие:

Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как «тя­желую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», по­стоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

ю-


148 Часть /. Педагогика

Позицияуклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоцио­нально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят слу­чайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобо­да и бесконтрольность.

Позиция доминирования по отношению -к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социаль­ной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждающая позиция. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют за­вышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный ав­торитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятель­ность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

Среди моделей, описывающих дисгармоничность детско-роди-тельских отношений, можно встретить не только типологии де­формаций родительских позиций, но и описания ролей, которые приписываются детям в проблемных семьях. Было выделено четы­ре наиболее типичные роли:

«козел отпущения» — возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом перехо­дят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции ро­дителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу;

«любимчик» — возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему;

«беби» — отдален от родителей, он как бы вытесняется из се­мейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит;

«примиритель» — рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее как средство, используемое родителями для решения проблем су­пружеских отношений.

Рассмотрим еще две классификации неблагоприятных вариан­тов семейных отношений. \


Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 149

Так, например, А.С. Спиваковская выделяет восемь типов се­мей с такими отношениями.

Внешне спокойная семья. В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются силь­но подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу.

«Вулканическая» семья. В этой семье отношения изменчивы и от­крыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искрен­не и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосред­ственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Сел*ья-«санй»го/>мм»,Этохарактерныйтип£емейнойдисгармонии. Поведение супругов принимает вид санаторных, усилия затрачива­ются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. По­скольку бессознательная цель одного из супругов — удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недоста­ток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограничен­ность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к посто­янной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозмож­ных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесце­ниванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения сво­бодного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа.

Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегруз­ке нервной системы ребенка, при которой возникают невротиче­ские срывы.

Семья-«крепость». Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связя­ми. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений.

В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приоб­ретает условный характер, он любим тогда,'когда оправдывает воз­ложенные на него семейным кругом требования. Подобная семей-


150 Часть!. Педагогика

ная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуве­ренности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую пози­цию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласова­нием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы, создает повышенный риск не­вротического заболевания.

Семья-«театр». В таких семьях стабильность удерживается пу­тем специфического «театрализованного» образа жизни. Отноше­ния в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потреб­ность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения, что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязы­ваемая социальными нормами.

В «театрализованном» образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению са­моконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлин­ной близости с родителями формирует эгоистическую направлен­ность личности.

Семъя-«третий лишний». Возникает в тех случаях, когда личност­ные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимает­ся как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отноше­ний с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойст­венны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь о здоровье ро­дителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

Семья с «кумиром». Возникает тогда, когда забота о ребенке превра­щается в единственную силу, способную удержать родителей друг с


Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 151

другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к огра­ничению самостоятельности, чему в значительной степени способст­вует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, по­скольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недоста­ет любви. Требование признания любой ценой порождает демонстра-тивность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями не­справедливости и жестокости окружающих.

Семья-<шйскйрйд>>.Порождаетсянесогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повы­шает чувство тревожности. Несогласованность действий родите­лей, например повышенная требовательность отца при гиперопе­ке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и рас­щепление его самооценки.

М.И. Буянов предлагает следующую классификацию типов вос­питания, деформирующих характер ребенка.

Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно при­дирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему завышенные требования, не давая.нужной ему ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно отно­ситься к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу «кумира» семьи. В таких случаях выполняют­ся все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут кап­ризными, упрямыми.

Гиперопека — особый вид воспитания, при котором ребенка ли­шают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают раз­вернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают не­решительными, слабовольными.

Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».


152 Чситъ I. Педагогика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.052 с.)