Урок как основная форма организации педагогическогопроцесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок как основная форма организации педагогическогопроцесса



Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), ко­торая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компонен­ты (части, фазы) этой формы организации обучения.

Проведение любого урока состоит из трех фаз: подготовитель­ной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов уро­ка. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом.


Глава 6. Общие положения дидактики ] 25

I. Подготовка

1.Определение целей урока в терминах научения учеников.

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные эле­
менты.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков,
которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предме­
том, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное нау­
чение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками дей­
ствий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о
способах предъявления учебного материала и оценке степени его
усвоения.

П. Обучение

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, ко­
торым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всем
диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям
было экономичным и эффективным.

10. Приведение контрпримеров, не относящихся к утопиче­
ским понятиям.

И. Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить по­нимание понятий.

12. Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала
она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся мо­
гут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13. Поощрения учеников теми или иными способами, позволя­
ющие им почувствовать, что научение идет успешно, и повышаю­
щие их заинтересованность в обучении.

14. Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению
новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения ги­
потез и т.п.

15. Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством
обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16. Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на
всех стадиях их научения.


126 Часть I. Педагогика

17. При обучении двигательным навыкам упорядочивание кон­
трольных практических занятий относительно меняющихся усло­
вий выполнения навыка.

18. При обучении двигательным навыкам обеспечение плавно­
го перехода от одного поднавыка к другому.

19. Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и
эвристическим решениям проблем.

III. Оценивание

20. Проверка умения учеников применять усвоенное научение
в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21. Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими
предмете.

22. Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Подобное деление на фазы учебного процесса может быть при­менимо и при изучении целостной темы или раздела учебной про­граммы.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидак­тических целей предполагает разнообразие и их типов.

Приведем классификацию уроков (по Б.П. Есипову) с рассмот­рением их структурных особенностей.

1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сооб­
щения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыду­
щего материала, который является основой для изучения нового;
объяснение учителем нового материала и работа с учебником; про­
верка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2. Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашне­
го задания; выполнение устных и письменных упражнений; провер­
ка выполнения заданий; задание на дом.

3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предпо­
лагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение прак­
тических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выпол­
ненных работ; задание на дом.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки про­
водятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных кур­
сов. Их обязательными элементами являются вступление и заклю­
чение учителя, а само повторение и обобщение материала прово­
дится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися.

5. Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи
такого урока — выявление уровня обученности учащихся и установ-


Глава 6. Общие положениядидактики 127

ление недостатков в овладении материалом. При этом могут ис­пользоваться письменные или устные формы контроля.

6. Комбинированный (смешанный) урок. Его примерная струк­тура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение ново­го материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на за­крепление новых знаний; повторение ранее изученного в виде бе­седы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Обязательными элементами всех обозначенных выше типов уроков являются: организационный момент (постановка цели и обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и уста­новка на восприятие, осмысление и запоминание материала; созда­ние рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация до­стижения целей урока; определение степени участия в их достиже­нии каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив).

На любом уроке могут быть использованы фронтальные, груп­повые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обуче­нии педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. При групповых фор­мах класс делится на пары или небольшие группы (обычно по 3—6 человек в каждой). Группы получают определенное задание и выполняют его сообща под непосредственным руководством лиде­ра группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает само­стоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференци­рованных заданий. Традиционно фронтальная и индивидуальная формы организации учебного процесса используются чаще, а груп­повая — реже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.46.13 (0.008 с.)