Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия
Большое значение для понимания законов функционирования психики имеют достижения физиологов, изучавших работу органов чувств и нервной системы. 16-4455 242 Часть II. Психология Первые исследования по психофизиологии восприятия были начаты еще в XI в. арабским ученым Ибн аль-Хайсамом, который открыл, что в процессе зрительного восприятия к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д. Важным было доказанное ученым положение о том, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз — перемещение зрительных осей. Благодаря этому организм автоматически производит операции, которые представляют своего рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности от человека, их соотношении между собой. Новый этап в исследовании физиологии органов чувств связан с именем И. Мюллера, изучавшего специфические особенности различных видов восприятия — зрительного, слухового, тактильного и т.д. Показав, что каким бы раздражителем ни воздействовать на зрительный нерв (в том числе электрическим током), он не порождает никакого ощущения, кроме зрительного, Мюллер подчеркивал, что в отличие от светового луча другие раздражители хотя и дают субъективные ощущения предметов, но не сопоставимы по своей отчетливости, полноте, расчлененности со зрительным образом. Таким образом, при всей специфичности органов чувств в процессе восприятия внешнего мира происходит разграничение между раздражителями гомогенными (подобными) по своей природе раздражаемому органу и несоответствующими этой природе. Исследования Я. Пуркине помогли понять, каким образом появляется подобная дифференциация сигналов. Он утверждал, что в процессе эволюции важнейшая роль принадлежит жизненному опыту, который хранит результаты ощущений и их анализа. Благодаря различным действиям с предметами ощущения приобретают разнообразие и объективированность (отнесенность во вне). Физиологические исследования органов чувств дали возможность изучить многие иллюзии. Например Пуркине были открыты «фигуры Пуркине» (видение теней кровеносных сосудов сетчатки), «образы Пуркине» (отражения от роговицы и поверхности хрусталика), «феномены Пуркине» (изменение светло-синего и красного цветов при сумеречном зрении). Им также был впервые поставлен вопрос о связи ощущения и мышления, решением которого занимались многие ученые, в том числе и современная когнитивная психология.
Глава 3. Психика и организм 243 Частично идея о влиянии мышления на работу органов чувств была исследована в трудах известного немецкого физиолога Г. Гель-мгольца, прежде всего в экспериментах по изучению формирования пространственного образа вещей. Он показал, что пространственные координаты определяют диспозицию предметов, их объемность и др. Движения же глазных мышц помогают правильному восприятию образа, несмотря на изменение его положения на сетчатке глаза (например, при наклоне головы). Эти движения, полагал Гельмгольц, подчинены определенным правилам, которые, по существу, являются правилами логики, своего рода умозаключениями, но бессознательными. Благодаря движениям мышц, изменению их конфигураций и напряжений, неосознанно определяется истинное положение объекта во внешнем пространстве. Таким образом, существует тесная связь чувственных, мышечных и умственных факторов при построении человеком картины мира. Значение этой связи было доказано и в работах анатома и физиолога Э.Г. Вебера, открывшего эффект температурной адаптации и выделившего различные виды кожных ощущений (ощущение давления или прикосновения, температурные ощущения, ощущения локализации). Однако наибольшее значение имели проведенные Вебером в 1830-х гг. исследования соотношения ощущений и внешних воздействий, которые их вызывают. Эти работы показали, что для восприятия отличий в двух ощущениях новый раздражитель должен отличаться на определенную величину от исходного. Эта величина представляет собой постоянную пропорцию от исходного раздражителя. Данное положение было отражено им в следующей формуле: л/ / ' 1= ' где г_исх°Д~ ный раздражитель, */- отличие нового раздражителя о/исходно- го, К— константа, зависящая от типа рецептора.
Эти работы Вебера были продолжены Г.Т. Фехнером. Первые эксперименты Фехнера показали различия между ощущениями в зависимости от того, какова была первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Так, звон колокола в дополнение к уже звучащему другому колоколу производил иное впечатление, чем его присоединение к десяти звучащим колоколам. Изучение того, как изменяются в этих условиях ощущения различных модальностей, помогло ему открыть «пороги ощущений», т.е. величину раздражителя, возникающего либо же меняющего ощущение. Величина раздражителя, при котором возникает еле за- 16* 244 Часть 11. 11< нхологня метное ощущение, получила название «абсолютный порог». В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить об относительном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило название «закон Вебера — Фехнера». Общую формулу, выведенную Фехнером из своих опытов, он обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Данное направление исследований было названо «психофизика», поскольку ее содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий. Основателем направления, получившего название «психометрия», стал голландский физиолог Ф. Дондерс, который, разработал эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов. В 1860-х гг. он начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. При этом измерялось время как простых, так и сложных реакций. Испытуемым предлагалось дать как можно более быстрый «двигательный» ответ на определенный стимул, либо как можно быстрее отреагировать на один из нескольких раздражителей, выбрать правильную двигательную реакцию в зависимости от стимула и т.д. Эти эксперименты, так же как и изучение абсолютных и относительных порогов, не только помогли изучить связь психических и физиологических процессов, но и стимулировали развитие объективных методов исследования психики. Теория доминанты Важное место в физиологической картине психики занимает теория доминанты, открытая А. А. Ухтомским в начале XX в. Эта теория позволила трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений. Доминанта — это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой — одновременно подавляет ак- Глава 3. Психика и организм 245 тивность других центров, которые как бы отдают свои энергии господствующему центру, т.е. доминанте. Особое значение Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а возрастают. Активно работающий организм, согласно Ухтомскому, как бы «тащит» энергию из среды, поэтому активность организма, а на уровне человека его труд усиливают энергетический потенциал доминанты.
Согласно Ухтомскому, каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Для доминанты также характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения, она становится источником навязчивых образов, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса. Механизмом доминанты объясняется широкий спектр'психиче-ских актов — внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличие от других), избирательный характер общения (доминанта «на лицо другого»). Теории рефлекса Стремительное развитие физиологии и биологии, открытия в психофизике и психофизиологии стимулировали и разработку ана-томо-морфологической модели рефлекса, наполнившей достаточ- 246 Часть II. Психология но умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным содержанием. В работах психофизиолога и врача И. Прохазки было открыто «общее чувствилище» — область головного мозга, где берут свое начало нервы, при раздражении которых происходит переход от ощущения к двигательному ответу организма на внешний импульс, т.е. от чувствительных (сенсорных, центростремительных) нервов к двигательным (моторным, центробежным). Более низкие уровни иннервации поведения, о которых писал еще Кабание, связаны с работой не головного, но спинного мозга, который участвует в организации элементарных форм поведения, своего рода автоматизмов, которые, однако, действуют не чисто механически, а соответственно биологической потребности организма.
Изучение рефлекторной системы было продолжено в работах английского анатома и физиолога Ч. Белла и французского ученого Ф. Мажанди, которые выделили волокна, идущие от корешков через спинной мозг к волокнам, приводящим в действие мышечный аппарат. Тем самым определялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного, центрального и центробежного. Эта анатомо-морфологическая модель работы центральной нервной системы была названа «закон Белла—Мажанди». В этом законе описывается закономерность распределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят в составе передних. Исследования И.М. Сеченова систематизировали прежние концепции, преобразовав рефлекторную систему в соответствии с экспериментальными данными физиологии. В структуре анализатора им было выделено три части — центростремительная, т.е. воспринимающий рецептор, центральная часть, перерабатывающая информацию, и центробежная, передающая сигналы к мышце. Важным моментом для современного понимания рефлекса имеет выдвинутая Сеченовым идея образа — сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Иными словами, не внешний стимул, но его отражение в органе чувств является сигналом, запускающим рефлекторный акт. При этом сигнал (т.е. образ предмета или ситуации), позволяющий различать свойства объектов внешней среды, направляет и корректирует течение рефлекса, оптимизируя его ход. Глава 3. Психика и организм 247 В центральной части выделяются несколько центров переработки информации, главными из которых являются: центр торможения (волевой регуляции), хранения информации (память), предуведомления (мышление) и усиления сигнала (эмоции). Вьщвинув принцип «согласования движения с чувствованием», Сеченов принципиально пересмотрел роль мышечных усилий в рефлекторном акте. Его идея о том, что мышечное чувство содержит систему сигналов о пространственно-временных параметрах внешнего мира, была доказана значительным количеством работ современных психологов и физиологов. Таким образом, мышца является не только органом движения, но и органом познания, так как предметные действия являются внешними аналогами некоторых мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации и т.д.), помогая становлению внутренних, собственно умственных операций. Мысли Сеченова об обратной связи (т.е. сигналов от мышцы к органам чувств), необходимой для саморегуляции поведения, были развиты НА Бернштейном, изучавшим механизмы построения движения. Бернштейн показал, что автоматическое выполнение мышцами команд, посылаемых нервными центрами, не может лежать в основе сложного движения, так как в процессе выполнения оно непрерывно корректируется. Это происходит благодаря тому, что между мышцей и центром существует циклическая связь. Из центров заранее поступают на периферию сигналы (Бернштейн назвал их сенсорными коррекциями), которые отражают, соответственно изменяющейся ситуации, итоговый результат.
То есть организм, работая, решает двигательную задачу. При этом существует пять различных уровней построения движения. На каждом уровне имеются свои, говоря его языком, «афферентные синтезы». Это значит, что в нервных центрах как бы закодирована информация, которая заранее несет сведения о внешнем мире, в пространстве которого предстоит произвести тот или иной класс движений — «опережающее отражение». Благодаря этому организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на стимулы, влияющие на его нервные.аппараты в данный момент. Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов возможных движений. В создании этих проектов проявляется актив- 248 Часть 11. Психология ность организма, способность к творчеству, к созиданию нового, к построению, как писал Бернштейн, образца «потребного результата». Так была окончательно сформулирована модель рефлекса, при этом важнейшей причиной активности выступило не прямое действие раздражителя на органы его восприятия, а заготовка модели возможного будущего действия. Кроме структуры рефлекторного акта ученых интересовали и способы его трансформации, изменения под влиянием обучения и воспитания. Большое значение для психологических исследований этой проблемы имели работы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Изучив закономерности динамики нервных процессов (торможения, иррадиации, концентрации и др.), которые обусловливают внешние проявления поведения, учеными было выделено два уровня рефлекторного поведения — безусловные (простые) и условные (или сочетательные) рефлексы. Имея биологическую основу, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного (определенной потребности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.), причем организм постоянно учится различать, дифференцировать сигналы. Если сигнал ведет к успеху, т.е. подкрепляется, между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторении становится все более прочной. Так возникает и закрепляется условный рефлекс. Большое значение имел и открытый Павловым ориентировочный рефлекс, или, как он его называл, рефлекс «Что такое?». Он заключается в том, что организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом «вычислить» то, что представляет для него наибольшую ценность. Ориентировочный рефлекс не только помогает адаптации в незнакомой среде, но и является биологической основой любой познавательной мотивации, стимулируя интерес к незнакомым, новым стимулам. Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев доказал, что гибкость и пластичность нервной системы дает возможность изменять в нужном направлении рефлексы любой степени сложности. То есть в поведении живых существ наследуемые рефлексы играют минимальную роль, ведущая же принадлежит приобретенным, условным. Глава 3. Психика и организм 249 В О П Р О С Ы 1.Какие доказательства связи индивидуальных качеств с организмом существо 2. Как изменялись представления об органических основаниях индивидуально 3. В чем роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии? 4. Какие данные о работе органов чувств были получены в исследованиях Мюл 5. Что такое порог ощущения? 6. В чем различия между абсолютным и относительным порогами? 7. Что такое доминанта? 8. Какие психические процессы могут быть объяснены активностью доминанты? 9. Какова структура анализатора в концепции Сеченова?
10. Как Бернштейн объяснят сложный характер поведения? 11.Что такое условный рефлекс? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1.Сравнительный анализ подхода к проблеме рефлекса в истории психологии. 2. Значение психофизиологии для психологической науки. 3. Органическая основа индивидуальности — от Гиппократа к Айзенку. 4. Теория доминанты, ее значение для психологии. 5. Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания ЛИТЕРАТУРА 1. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. 2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991. 3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 4. Ибн Сына. Канон врачебной науки. Ташкент, 1954. Кн.1. 5. Павлов И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1, 2. 7. Сеченов ИМ. Избранные произведения.: В 2 т. М., 1958. Т. 2. 8. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.04 с.) |