Индивидуальность. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальность. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека



Индивидуальные качества. Психологические характеристики индивидуальности

Интерес к индивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще в античности. К этому же периоду отно­сятся и первые теории, объясняющие природу темперамента — так была названа эта характеристика человека. Как отмечалось в гл. 3, известные ученые Гиппократ и Гален разработали гуморальную концепцию, связывающую темперамент с различными соками орга­низма. Нарушение гармоничного соотношения этих соков (акра-зия) приводит к доминированию одного из типов темперамента — флегматического, холерического, меланхолического или сангвини­ческого. Впоследствии количество типов индивидуальности было увеличено, но идея о том, что ориентироваться следует на объек­тивный и органический критерий, осталась неизмененной. В ХГХ и XX вв. появились новые концепции, связывающие темперамен-тальные качества с конституцией — строением черепа, чертами лица (Кречмер) или пропорциями тела (Шелдон), при которых размер лба или губ, рост и полнота человека связывались с опреде­ленными качествами — добротой или злобой, подвижностью или апатией. Хотя эти теории в настоящее время имеют чисто истори­ческое значение, некоторые стереотипы в восприятии людей, свя­занные с ними, остались в житейской психологии и до настоящего времени.

Эксперименты И.П. Павлова позволили выявить физиологиче­ские основы темперамента, связанные с работой нервной системы. Впоследствии труды других физиологов и психофизиологов позво­лили уточнить те динамические характеристики нервной системы, которые определяют особенности появления психологических черт. В то же время исследования В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, В.Л. Небылицына, Г. Айзенка, Г. Олпорта, Р. Кеттела и других пси­хологов достоверно показали невозможность отождествить физио­логические основы темперамента с психологической индивидуаль­ностью, со степенью активности, эмоциональности или быстроты реакции людей. Материалы этих многочисленных работ дали воз­можность выявить так называемые психодинамические качества, по­зволяющие соединить некоторые психофизиологические характе-


Глава 8. Индивидуальность и личность 367

ристики с психологическими чертами. В настоящее время описано шесть основных психодинамических качеств, хотя, возможно, в бу­дущем это число может измениться. Это импульсивность — рефлек­сивность, пластичность — ригидность, экстравертность — интро-вертность, экстрапунитивность — интрапунитивность, эмотив-ность, способности. Каждое качество имеет как бы два полюса, характеризующие психологические проявления при крайних (вер­хнем и нижнем) уровнях развития данного параметра.

Импульсивность - рефлексивность характеризует соотношение ориентировочной и исполнительской частей деятельности. У им­пульсивных людей свернута ориентировка (иногда практически от­сутствует), они сразу же приступают к исполнению, которое часто бывает ошибочно из-за недостаточно адекватного понимания усло­вий и задач деятельности. Рефлексивные люди, наоборот, прежде чем начать что-либо делать, обязательно должны досконально ра­зобраться, как и что им требуется выполнить, поэтому при развер­нутой ориентировке у них свернуто исполнение, которое часто уже с первого раза проходит безошибочно.

Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, ко­торое связано с быстротой переключения от одной деятельности к другой, от одного настроения к другому. Противоположное качест­во — ригидность характеризует невозможность такого быстрого пе­реключения, фиксацию на каком-то настроении или действии. Ри­гидные люди часто просто не могут начать новое дело до того, как кончили старое. Точно так же отличаются у пластичных и ригид­ных людей стили общения: пластичные быстрее формируют опре­деленное отношение, но быстрее и изменяют его, в то время как ригидные люди придерживаются своих стереотипов и ценностей, которые развиваются постепенно, в течение длительного времени, но зато и изменяются с трудом.

Экстравертность или интровертностъ характеризует степень от­крытости миру, доверия к окружающему, которое, развиваясь в те­чение жизни, обусловливает контакты человека с внешним миром. Экстраверты — это люди, изначально открытые миру и доверяю­щие ему, они легче сходятся с окружающими. Отсутствие барьера в общении помогает не только вступать в контакты с незнакомыми, но и преодолевать конфликты, легко входить в новые компании и т.д. Для интровертных людей такая широкая связь с миром крайне затруднительна. Их закрытость, жесткие барьеры, препятствую-


368 Часть If. Психология

щие общению, приводят к тому, что новые ситуации, новый чело­век воспринимаются первоначально настороженно и лишь посте­пенно это недоверие проходит. В то же время с близкими людьми могут налаживаться теплые, очень доверительные отношения, не всегда доступные экстравертированным людям. Однако наличие этого психодинамического качества не означает, что люди рожда­ются общительными или замкнутыми, эта черта формируется уже в процессе жизни в зависимости от окружения, прежде всего от сти­ля общения, доминирующего в семье. У холодных, отгороженных матерей даже ярко выраженные экстравертированные дети не все­гда вырастают открытыми и общительными. В то же время умение создать для ребенка теплую атмосферу, привязанность к близким помогают преодолеть его закрытость. Хотя широкие контакты, об­щение с незнакомыми людьми способны вызывать у человека неко­торый внутренний дискомфорт, тем не менее он может быть доста­точно общительным, любить компании и интересоваться другими людьми.

Такое качество, как жстрапунитивностъ (или интрапунитив-ностъ), связано с оценкой сложных ситуаций, реакцией человека на фрустрацию, т.е. барьер, вставший на пути реализации потребно­сти. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают поло­житься на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние об­стоятельства в случае неудач становятся их причиной. Интрапуни-тивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других. В процессе жиз­ни, общения с окружающими, на основе этого качества, так же как в Случае с экстра-интровертностью, формируются уже собственно психологические, личностные качества, зависящие не только от особенностей психодинамики, но и от своеобразия той социаль­ной ситуации, в которой живет человек. Так появляется агрессив­ность (связанная с экспрапунитивностыо) или тревожность (с ин-тарпунитивностью). Необходимо помнить о том, что эти черты безоценочные, так как с ними могут быть связаны и положитель­ные, и отрицательные моменты в деятельности. Агрессивность по­могает увлечь окружающих каким-то делом, идеей, организовать их, настоять на своем в сложной ситуации, принять ответствен­ность на себя, не перекладывая ее на других. В случае же неблаго­приятных условий развития это же свойство может привести к аг­рессии, к стремлению силой добиться каких-то уступок, привиле-


Глава 8. Индивидуальность и личность

гий себе. Точно так же тревожность помогает лучше понять (хотя и не всегда отчетливо) состояние окружающих, интуитивно почув­ствовать их настроение, предугадать способ поведения в опреде­ленной ситуации. Однако она может стать и основой тревоги, неу­веренности в себе, снижения самооценки и даже агрессии, которая часто связана не с силой, а со страхом.

Эмотивностъ — качество, которое характеризует эмоции челове­ка. Оно проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой). По­рог определяет величину стимула, вызывающего эмоциональную реакцию, что связано и с некоторыми личностными характеристи­ками человека. Бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы рассмеяться или расплакаться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. Если у человека низкий эмоциональный порог, то он будет чаще испытывать, например, чувство вины и высоко оценивать значение этой черты, в отличие от человека с высоким эмоциональным порогом. Форма эмоцио­нальной реакции характеризует степень ее внешней выраженно­сти. У некоторых людей их эмоции «написаны на лице», они ясны всем (открытая форма), а другие «закрыты», и никто не догадыва­ется о том, как им тяжело или весело. Чем более низкий порог эмоциональной реакции и чем более скрытая форма этой реакции у человека, тем менее устойчив он к стрессам, тем труднее ему об­щаться с окружающими, так как любое, даже мелкое замечание вы­зывает у него сильные, но незаметные для других эмоции.

Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией, и существуют люди эмпатийные, которые быстро пони­мают эмоциональное состояние окружающих, у них почти мгно­венно возникает стойкое эмоциональное отношение к другим, как положительное, так и отрицательное. Неэмпатийные люди, наобо­рот, могут строить общение на основе разума, и эмоциональное от­ношение к другим у них возникает после продолжительного зна­комства.

Некоторые психологи (например, известный американский ученый Айзенк) выделяют и такое индивидуальное качество, как нейротизм. Это качество также связано с характеристикой эмоцио­нальной сферы и проявляется в эмоциональной неустойчивости человека. Люди с низким уровнем нейротизма устойчивы в своих симпатиях и антипатиях. Хотя они достаточно эмоциональны, но

24 - 4455


370 Часть II. Психология

их эмоции более или менее постоянны, в отличие от эмоций лю­дей с высоким уровнем нейротизма, для которых характерно по­стоянное их изменение, резкие переходы от веселого настроения к грустному, от симпатии — к враждебности. Отличием этих эмоцио­нальных реакций является и их неадекватность, например плач, сильная обида на, казалось бы, незначительное замечание. В небла­гоприятных обстоятельствах (например, при стрессах) у таких лю­дей скорее развиваются невротические комплексы, чем у людей с низким уровнем нейротизма.

Способности были выделены в качестве одной из ведущих харак­теристик человека еще в античности, где они связывались с интел­лектом и ораторским искусством, а также с быстротой усвоения ма­териала. В XVII—XVIII вв. исследование способностей привело уче­ных к мысли о том, что возможен и другой подход к их определению. С точки зрения французских просветителей (Дидро и Гельвеция), именно среда (то обучение и воспитание, которые получает ребенок) является важнейшей образующей его судьбы, определяет его умственное и личностное развитие, его социаль­ный статус и успехи. Однако воздействие среды — это не прямой, но опосредованный когнитивный процесс, т.е. воздействие внеш­него мира проявляется главным образом в том, что люди получают разную информацию, разное образование, у них формируются раз­личные способности и, как следствие, различные стили жизни. При этом под способностями они понимали возможность хорошо или отлично выполнить определенную деятельность. Таким обра­зом, способности исследовались только в ходе выполнения опреде­ленного задания и имели качественную характеристику — уровень выполнения. При этом совершенно не учитывалась быстрота и лег­кость обучения, скорость переработки информации и другие пара­метры, которые являются важным свойством способностей в со­временной психологии. Естественно, что при таком понимании Гельвеции приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения.

Такой подход подкреплял его концепцию о всеобщем равенст­ве людей, индивидуальные различия которых являются лишь ре­зультатом разного социального положения и воспитания. Но он же приводил, как ни странно, к фатализму, поскольку человек воспри­нимался как игрушка судьбы, которая по своей прихоти, по воле случая может поместить его в ту или иную среду, определив его со-


Глава 8. Индивидуальность и личность 371

циальный статус и жизненный сценарий. Отсутствие каких-либо врожденных особенностей в концепции Гельвеция приводило в значительной степени и к отрицанию ответственности человека за свои способности, знания, наконец, за свою судьбу.

Уже работы Дидро показали односторонность такого понима­ния чисто социальной природы способностей, роль врожденных задатков в их становлении продемонстрировали и работы психоло­гов и психофизиологов XIX—XX вв. В то же время и в современной психологии при определении способностей учитывается два пара­метра — уровень выполнения деятельности, тесно связанный с социаль­ной ситуацией, обучением, и темп обучения, скорость переработки ин­формации, которая является психодинамическим качеством, обу­словленным врожденными задатками. Так как даже во время деятельности у детей, а тем более у взрослого человека проявляет­ся и скорость усвоения, и уровень знаний, качество обучения, спо­собности, как правило, диагностируются в процессе овладения дея­тельностью, в том, насколько быстро и основательно осваивает че­ловек способы ее организации и осуществления.

Психодинамические, природно обусловленные способности получили название текучих. Этот термин, использованный перво­начально Д. Гилфордом и Р. Кеттелом, получил на сегодняшний день широкое распространение в психологии. Текучие способно­сти связаны, прежде всего, с общим уровнем интеллекта, с умени­ем отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости. На их развитие оказывает влияние генетический фактор, так как темп их становления выше в ранние годы, а возрастное снижение мо­жет начаться сравнительно рано (в третьем десятилетии жизни). Более высокий, чем у сверстников, темп развития текучих способ­ностей, может обеспечить и большую продуктивность детей, диа­гностируемую как одаренность. Тем не менее такая гетерохрон-ность психического развития не является одаренностью в полном смысле этого слова, так как количественное опережение возраст­ных норм по отдельным психическим процессам не сопровожда­ется качественными изменениями в структуре интеллекта. Вырав­нивание с возрастом темпа интеллектуального развития приводит к снижению и постепенному исчезновению признаков одаренно­сти, чем часто и объясняется феномен «детей-вундеркиндов», не оправдавших в зрелом возрасте надежд, которые они подавали в детстве.


372 Часть //. Психология

На основании текучих способностей формируются кристаллизо­ванные способности, развитие которых обусловлено культурой, к которой принадлежит человек, его активностью и интересами, а также уровнем его образования. Генетические факторы не оказы­вают на кристаллизованные способности непосредственного воз­действия, а возрастное снижение может не проявляться до глубо­кой старости.

Выделение различных видов способностей связано и с той дея­тельностью, которую они организуют. Исходя из этого различают общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих видов деятельности и отождествляемые многими учеными с интел­лектом, и специальные способности, отвечающие более узкому кругу требований конкретной деятельности. Среди специальных способ­ностей лучше всего изучены музыкальные и математические, про­являющиеся очень рано, часто еще в дошкольном возрасте. Талан­ты в области литературы, живописи, естественных наук, физики и т.д. проявляются позже, иногда уже в подростковом возрасте. Уро­вень и степень развития как общих, так и специальных способно­стей отражаются в понятиях «талантливость» и «гениальность».

Наряду с понятием «способность» выделяется также «одарен­ность», определяемая как качественно-своеобразное сочетание спо­собностей, позволяющее достигать выдающихся результатов в раз­нообразных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо дея­тельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различ­ных видов деятельности. Это обеспечивает возможности компенса­ции невысокого уровня развития одной из способностей за счет других, входящих в одаренность, и индивидуализации стиля выпол­няемого действия. Например, в хорошей картине важны и компо­зиция, и рисунок, и цвет, и портретное сходство. В зависимости от совокупности способностей, обеспечивающих высокий уровень ри­сования, и их иерархии недостатки цветовой гаммы могут быть компенсированы смелостью и точностью рисунка или композици­онной выразительностью, или глубиной и новизной замысла и т.д. Так как иерархия отдельных способностей совершенно уникальна и никогда не совпадает у разных людей, то и результаты их дея­тельности (картины, стихи, пошитая одежда или построенные дома) никогда не бывают схожими.


Глава 8. Индивидуальность и личность 373

Важной проблемой является соотнесение одаренности с общим уровнем интеллекта и творчества. Часто одаренность прямо отож­дествляют с творческими способностями, с быстротой и легкостью нахождения неочевидных решений в разнообразных задачах и уме­нием получить принципиально новый результат. Новизна продукта и путей решения не всегда совпадают между собой, что подчерки­вает сложность соотнесения чисто интеллектуальных способно­стей с творчеством и доказывает необходимость выделения и в одаренности понятия общая (интеллектуальная) и специальная, ко­торая может и не соотноситься прямо с высокими показателями в тестах интеллекта. Например, превышение уровня в 135 баллов (по шкале Бине — Симона или Станфорд — Бине), оцениваемое как высокий уровень интеллектуальных способностей (и общей ода­ренности), не обязательно сопровождается высокой продуктивно­стью именно в творческой сфере. Поэтому в последнее время уде­ляется значительное внимание изучению «неинтеллектуальных» факторов специальной одаренности, необходимых для творческой деятельности в определенных сферах.

Психодинамический аспект способностей и одаренности часто проявляется в характеристиках, не связанных напрямую с конкрет­ной деятельностью, например, в хорошей механической памяти, любознательности, чувстве юмора, высокой пластичности, хоро­шем распределении и высокой концентрации внимания, иногда со­четающихся с активностью и даже импульсивностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.022 с.)