Современноепониманиемеханизмов психологическогоразвития изащиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современноепониманиемеханизмов психологическогоразвития изащиты



В результате исследований, проводившихся в разных психоло­гических направлениях, было выявлено несколько основных меха­низмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, ком­пенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связа­на с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компо­нент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.

Кроме механизмов развития учеными были выделены и меха-низмы психологической защиты, помогающие процессуразвития и оп­тимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) от­клонения на этом пути. Эти ведущие механизмы — конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация — частично связаны между собой и дополняют друг друга.

О механизме интериоризации писали многие ученые, анализи­ровавшие способы присвоения и использования человеком значи­мых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм разви­тия занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана, прежде всего, с прямым подкреплением действия (положительным или отрица­тельным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.

Открытие идентификации и ее роли в развитии психики при­надлежит 3. Фрейду, который подчеркивал роль идентификации с близким взрослым своего пола в процессе формирования Су-пер-Эго. Эмоциональная насыщенность процесса отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта иден­тификации, но и направляет развитие детей.

В дальнейшем исследования идентификации показали что, как правило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упомянутого Фрейдом и не строится исключительно по при­знаку пола. Важным было и изучение того, как с возрастом расши­ряется этот круг, включая объекты более широкого социального окружения, а также стереотипы, поставляемые культурой и средст­вами информации.

В работах психологов, ориентированных на экзистенциальную философию, в частности в трудах А. Маслоу, наряду с механизмом


480 Часть II. Психология

идентификации описывается и механизм отчуждения, также свя­занный с процессом развития личности, сохранения ее цельности и тождественности самой себе — самоидентичности.

Особое значение в процессе развития играет механизм компен­сации, о котором писал А. Адлер. Важность этого механизма в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов (как интериоризация и идентификация), но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. Не удивительно, что на основе разных видов компен­сации Адлер выстроил свою типологию личности детей.

Не менее значимо и то, что компенсация дает возможность вы­работать индивидуальный стиль жизни, адекватный как для данно­го человека, так и для окружающих. Так как практически ни одна структура индивидуальности не является абсолютно положитель­ной или абсолютно отрицательной, компенсация показывает воз­можность для любого ребенка найти свой стиль социализации и свою социальную группу. Нормативность при действии этого меха­низма выстраивается на основе индивидуального набора качеств, присущих конкретному человеку. Компенсация раскрывает перед взрослым широкий спектр возможностей, не ломая ребенка, не на­вязывая ему неприемлемых для него форм деятельности и обще­ния, помочь преодолеть собственные недостатки за счет имеющих­ся у него достоинств.

Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в психическом становлении разных людей неодинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из этих механизмов присутствует, выполняя свои функции.

В ранние годы жизни на первый план выходят такие механиз­мы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентифи­кация с окружающими. В зрелом и особенно в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Снижение роли интериоризации приводит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их трудно наполнить эмоциональными пережи­ваниями, с тем чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у людей пожилого возраста с трудом формируются новые ролевые отношения, эти люди с трудом привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.


Глава 8. Индивидуальность и личность 431

Уменьшение значения идентификации связано с тем, что груп­па общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте уже поч­ти не пересматривается. Существенно затруднена и социальная идентификация, т.е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адап­тация к новой среде (социальной, культурной, даже экологиче­ской) в этом возрасте.

Изменяется и роль механизма отчуждения, значение которого, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития этот механизм достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмеша­тельства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, как правило, связанных с нарушением со­циальной идентичности и возникновением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль может не только не уменьшить­ся, но и увеличиться и охватывать как внутренний, так и внешний план деятельности.

Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма ком­пенсации. У детей низкий уровень рефлексии, адекватной оценки своей индивидуальности препятствует сознательной компенсации своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто препятствует навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому полноценное функционирование этого механизма в пер­вые годы жизни ребенка связано прежде всего с правильным отно­шением со стороны взрослого и его пониманием индивидуально­сти ребенка.

По мере осознания своих личностных качеств и способностей возрастают и возможности компенсации. Включение этого меха­низма в зрелости во многом обеспечивает самореализацию челове­ка и его личностный и творческий рост. В пожилом возрасте роль компенсации не уменьшается, но возрастает, при этом деятель­ность механизма направлена уже не только на компенсацию своих индивидуальных слабостей, но и своих потерь — сил, здоровья, ста­туса, группы поддержки. Поэтому для нормального протекания процесса старения очень важно развивать у людей пожилого возра­ста именно этот механизм психической жизни.

В то же время необходимо обращать внимание и на то, чтобы в любом возрасте доминировал прежде всего адекватный и полный


432 Часть //. Психология

вид компенсации. То есть этот механизм должен функционировать так, чтобы человек не уходил в мнимую компенсацию — обычно в свою болезнь, преувеличивая свои хвори и немощи с тем, чтобы вызвать к себе внимание, интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения стано­вится понятной важность обучения новым видам деятельности, развития креативности, появления нового хобби и проявления лю­бых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация.

Кроме основных механизмов, обогащающих психику человека новым содержанием, существуют, как уже говорилось выше, за­щитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и лич­ностные конфликты, которые возникают у людей в процессе раз­вития.

Если о механизмах развития говорилось и до 3. Фрейда, то идея защитных механизмов принадлежит исключительно ему. Он считал, что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, главными из ко­торых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и суб­лимация. В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функциони­рование защитных механизмов были пересмотрены, в частности было показано, что их работа помогает преодолеть и внешние фру­страции, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. Исходя из этого К. Хорни прибавила к выделенным Фрейдом еще три защитных механизма— конформизм, уходн агрессию. Ксходным принципам деятельности психологической защиты пришел и Э. Фромм, который дополнил список еще двумя механизмами — са­дизм и мазохизм.

Таким образом, в современной психологии развития выделяют­ся защитные механизмы, направленные на преодоление внутри-личностных конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют об­щение человека с окружающими. При этом причиной этих соци­альных конфликтов, как правило, являются личностные проблемы, неадекватность представлений о себе, демонстратив-ность, тревожность и т.д.

В то время как большинство психологов рассматривало прежде всего позитивные аспекты действия психологической защиты, гу­манистическая психология подчеркивала и их отрицательную сто­рону. Психологическая защита возникает в связи с необходимо-


Глава 8. Индивидуальность и личность 433

стью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоя­тельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира. Боязнь изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей, приводит к отчуждению своего опыта от сознания. Поэтому, помогая избежать невроза, психологическая защита останавливает личностный рост, и в этом состоит негативный аспект ее воздейст­вия, подчеркиваемый Маслоу, Роджерсом и другими учеными. В ка­кой-то степени причина этого противоречия становится ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие — это адапта­ция к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность находит способ уйти от давления среды. Психо­логическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, следовательно, с точки зрения гуманистической психологии пре­пятствует личностному росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс развития личности и приводят к противо­положным взглядам на роль психологической защиты в этом раз­витии.

Работы Левина, Маслоу, Роджерса, Леонтьева, Рубинштейна дали возможность выделить разные уровни в развитии личности, связав их с диспозицией индивидуальных черт человека. Если со­циальный аспект, формирование активности, помогающей субъек­ту не только актуализировать свои индивидуальные потребности, но и выбрать наиболее адекватный способ их удовлетворения, раз­вивается практически у всех людей, живущих в обществе и нор­мально социализирующихся в нем, то о собственно личностном свободном выборе можно говорить лишь применительно к отдель­ным людям или ситуациям. Возможность преодолеть давление «психологического поля» ради самореализации, претворения в жизнь наиболее значимых стремлений помогает человеку ощущать свою самоактуализированность, но может привести и к конфлик­там, если становится самоцелью. Поэтому понятие «личностный рост» подразумевает и адекватность, дифференцированность Я-концепции, и способность осознать ситуацию с позиции других людей, и способность к рефлексии. Способы развития этих ка­честв, так же как и методы, помогающие людям преодолеть встаю­щие перед ними трудности и отклонения в процессе становления личности, и являются наиболее актуальными вопросами современ­ной психологии личности.

28-4455


434 Часть П. Психология

ВОПРОСЫ

1.В чем сущность понятия «индивид»?

2. Как определяется содержание индивидуальности?

3. Какие психодинамические качества выделены в настоящее время?

4. Что такое индивидуальный стиль деятельности и как он связан с психодина­
микой?

5. В чем сущность типологии Юнга?

6. Какую структуру интегральной индивидуальности разработал Олпорт?

7. Какова структура личности в теории Фрейда?

8. Чем отличаются взгляды Юнга и Адлера от ортодоксального психоанализа?

9. Что нового было внесено в классический психоанализ Хорни?

 

10. Как изменил понятие социального окружения Фромм?

11.Какие виды идентичности выделены Эриксоном?

12. В чем сущность концепции личности Левина?

13. Что такое самоактуализация с точки зрения Маслоу?

14. Какие требования к самооценке выдвигал Роджерс?

15. Как развивается Я-концепция?

16. Какие механизмы развития личности описаны в современной психологии?

17. В чем значение механизмов психологической защиты?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Личность и субъект как уровни личностного роста.

2. Ортодоксальность и творчество в концепции 3. Фрейда.

3. Общая характеристика психоаналитического и экзистенциального подхода
к проблеме личности.

4. Индивидуальные качества и их роль в создании индивидуального стиля жизни.

5. Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев АН. Избр. психол. произв. М., 1983.

2. Мерлин В.М. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

3. Психология личности: Тексты. М., 1982.

4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности челове­
ка. М., 1988.

5. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии

Общение

Структура общения

Проблема общения является предметом изучения многих дис­циплин — социологии, философии, педагогики, антропологии и других наук. Специфика психологического подхода заключается в том, что исследовательские интересы ученых направлены на ана­лиз структуры общения, роли индивидуальных установок и соци­альных стереотипов в межличностных и межгрупповых контактах, на раскрытие особенностей проявления характерных для психики человека феноменов (тревожности или агрессии, динамики фор­мирования сознания и самосознания и т.д.) в процессе общения.

В структуре общения выделяются мотивационный компонент, когнитивный и поведенческий. Мотивационный предполагает ана­лиз потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этой точки зрения могут быть контакты, содержанием которых являет­ся направленность людей друг на друга, потребность быть вместе, например, при влюбленности, дружбе и т.д. Мотивация общения может быть и деловой, при этом интерес к совместному делу или к получению информации от партнера рассматриваются как прямые мотивы общения. В то же время общение может быть и опосредо­ванным, когда важен не партнер, но его связи с другими людьми, либо его статус и т.д., т.е. мотивом является не общение как тако­вое, но получение определенной выгоды из контакта. При этом мо­тивы общающихся могут не совпадать (и часто не совпадают) меж­ду собой, что иногда служит причиной конфликтов.

Когнитивный компонент констатирует необходимость знаний о том, каким образом надо строить общение, как можно наладить эмоциональный контакт, преодолеть барьеры общения, предупре­дить или разрешить конфликтную ситуацию. При этом важно по­мнить о том, что в разных культурах, с людьми разного возраста, пола и т.д. общение строится по-разному. Знание о закономерно­стях, определяющих общение, предполагает и владение способами

28'


436 Часть II, Психология

установления информационного контакта, продуктивного взаимо­действия с окружающими, умение правильно оценить человека, по­нять его индивидуальность и эмоциональное состояние в конкрет­ный момент. Таким образом, когнитивный компонент включает в себя понятия, необходимые для осуществления тех основных про­цессов, которые и составляют содержание общения.

Когнитивная часть структуры общения тесно связана с поведен­ческой. Знания о специфике восприятия людьми другу друга и об особенностях их взаимодействия позволяют адекватно выстраи­вать поведение в разных ситуациях так, чтобы не вызвать агрессии или тревоги собеседника (или собеседников), но, наоборот, нала­дить с ними доверительные отношения, способствующие контакту.

Исследования Г.М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других уче­ных, анализировавших содержание и механизмы общения, показа­ли, что его ведущими процессами или сторонами общения являют­ся перцепция (восприятие партнерами друг друга), коммуникация (передача информации в процессе общения) и интеракция, т.е. взаимодействие партнеров.

Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия у человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в про­цессе восприятия человека человеком представляет не только не­однозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, что по внешним признакам, по тому образу, который формируется в результате контакта, партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюда те многочис­ленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица с индивидуальными особенностями, о которых уже упоминалось в предыдущей главе.

Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия. Идентификация в социальной психо­логии, как и в психологии личности, предполагает отождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод о его индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек старается поставить себя на место другого и, исходя из этого, попытаться понять его состояние и возможные способы дей­ствия в конкретной ситуации. Часто при этом собственные поня­тия и схемы поведения распространяются на другого, что может


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 437

стать причиной ошибки, так как отличия этого другого не учитыва­ются при идентификации. Более эмотивные люди, естественно, чаще используют именно этот метод познания, заражаясь пережи­ваниями партнера по общению.

Понятие рефлексии в социальной психологии отличается от аналогичного в общей психологии и психологии личности, так как в данном случае подразумевается не способность человека к само­наблюдению, но осознание того, каким воспринимают его окружа­ющие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазах других, является, как было показано в предыдущей главе, важным элементом Я-кон-цепции и самооценки, он всегда, более или менее осознанно, при­сутствует в структуре личности. При общении же это отраженное представление о себе играет доминирующую роль, и от того, на­сколько оно совпадает с действительным образом субъекта у парт­нера (или партнеров), во многом зависит успех контакта. Повыше­ние точности такого оценивания представлений о себе у окружаю­щих и является задачей тренингов общения, которые помогают также выработать различные способы поведения в зависимости от отраженного образа Я. При этом важно помнить о том, что такие тренинги изменяют (тренируют, как справедливо отражено уже в самом названии) только когнитивные или поведенческие навыки, но не могут помочь в преодолении мотивационных проблем, кото­рые часто являются главной причиной трудностей общения. Тре­вожность, неуверенность в себе либо завышенные притязания, аг­рессия, мнительность и другие причины конфликтов и нарушений общения являются следствием личностных отклонений, а потому и корректируются уже не групповыми тренингами, но индивидуаль­ными занятиями с психотерапевтом.

Главным содержанием перцептивного процесса общения явля­ется система интерпретаций поведения другого, причин его по­ступков, симпатий и антипатий. На основании этой системы субъ­ект стремится предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и по отношению к себе. Так как реальных сведений о причи­нах тех или иных действий окружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности, процесс интерпрета­ции поведения получил название атрибуции (или каузальной атрибу­ции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать парт­нерам причины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализа похожих случаев, либо по аналогии с собствен-


488 Часть II. Психология

ным поведением в сходных ситуациях. В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект, ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы и пере­живания, которые могут привести к сходному результату. При ана­лизе люди вспоминают о похожих случаях, произошедших с други­ми людьми, либо поведение партнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те же причины.

Исследования каузальной атрибуции позволили выявить не­сколько закономерностей, раскрывающих особенности объясне­ния людьми действий других. Оказалось, что характер атрибуции зависит от специфики восприятия — некоторые люди ориентиру­ются главным образом на физические характеристики партнера (внешнюю привлекательность, конституцию, черты лица, одежду), другие — на психологические (интеллект, чувство юмора, доброта и т.д.). Огромное значение на процесс каузальной атрибуции ока­зывают установки и прошлый опыт субъекта. Так, на просьбу экс­периментатора придумать наказание подростку, который совер­шил проступок (например, мелкую кражу), испытуемые склонны были простить или легко наказать тех ребят, которые выглядели привлекательно и были лучше одеты. Неопрятные и непривлекате­льные подростки актуализировали негативные установки испытуе­мых, и им выносились более суровые виды наказания. Эти же проявления атрибуции сказываются и в современной ситуации приписывания «лицам кавказской национальности» самых неблаго­видных причин их поступков, неадекватно негативного отношения к так называемым олигархам и т.д. При этом люди, как правило, склонны неправомерно обобщать отдельные случаи, возводя их в закон, на основании которого и атрибутируется партнер или груп­па (все чеченцы, все пенсионеры и т.д.).

В многочисленных исследованиях было также показано, что люди склонны оценивать более положительно тех, к кому они хо­рошо относятся, преувеличивая ошибки неприятных партнеров. Часто оценка происходит по контрасту, т.е., оценивая отрицатель­но «плохого» человека, субъект, по контрасту, высоко оценивает себя и свои возможности. В противном случае, на фоне высокой оценки «хорошего» или «успешного» партнера, люди склонны не­дооценивать себя. Например, в одном из экспериментов в группу людей, устраивавшихся на работу, включали исследователя. При этом в одной группе он был безукоризненно одет, уверенно дер-


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 439

жался и быстро заполнял необходимые анкеты. В другой же группе исследователь был неуверен, долго заполнял нужные бумаги и вы­глядел крайне неопрятно. При опросе кандидатов на должность оказалось, что члены первой группы крайне низко оценивали свои возможности, по контрасту недооценивая свои способности. Во второй же группе даже не очень успешные кандидаты выражали уверенность в том, что они могут быть приняты на работу, так как переоценивали свои возможности, исходя из данных «подставного лица».

Важным моментом при атрибуции является и позиция субъек­та, так как люди, принимающие непосредственное участие в ка­кой-либо деятельности, ее неуспех связывают с внешними причи­нами, успех же — с собственными действиями и действиями своих партнеров. Наблюдатель, оценивающий эту же ситуацию, как пра­вило, связывает неудачу с неправильным поведением самих участ­ников.

На восприятие окружающих оказывают влияние и эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга». Эффект «ореола» заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке, часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем, распро­страняется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этом может сформироваться как положительный, так и отри­цательный «ореол». Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступ­ки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содер­жание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недо­оцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатле­ние о каком-либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не за­мечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофирован­ного внимания к недостаткам. На формирование «ореола» влияют, как уже было сказано, установки и прошлый опыт, поэтому, напри­мер, даже внешний вид, одежда или профессия партнера может симулировать развитие положительного или отрицательного <орерла». Ярким проявлением положительного «ореола» является, шпример, влюбленность или фанатичное почитание вождя, при:ото|рых совершенно исчезает реальная оценка действий объекта юбви или почитания.


440 Часть П. Психология

Эффект «новизны» заключается в том, что по отношению к зна­комому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незна­комому человеку более значима первая информация. Именно поэ­тому эмоционально насыщенная или значимая информация о но­вом человеке может стимулировать формирование положительно­го или отрицательного «ореола».

Еще одним важным эффектом восприятия является эффект «бу­меранга», заключающийся в том, что в некоторых случаях воздейст­вие информации на партнеров по общению (или на широкую ауди­торию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Как правило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие к источнику информации или этот источник (как субъект, так и сред­ство массовой информации кли учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффект бумеранга возникает, если ин­формация длительное время носит однообразный, не соответству­ющий изменившимся условиям характер. Например, при неприяз­ненных отношениях в семье даже правильные советы свекрови или тещи воспринимаются враждебно, вызывая действия, прямо противоположные тем, которые они советовали. Такую же реак­цию вызывают иногда и средства массовой информации, особенно в прошлые годы, когда негативная рецензия в печати вызывала уве­ренность в том, что этот человек (или это художественное произ­ведение) заслуживают интереса.

Анализ перцептивного процесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает не только представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнер может вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стой­кое чувство, как положительное, так и отрицательное. Исследова­ния механизмов формирования атракции, т.е. привлечения к себе партнера по общению, начаты сравнительно недавно, однако неко­торые закономерности возникновения эмоционально насыщенной социальной установки (аттитюда) на другого удалось установить. Прежде всего, привлекательными являются люди со сходными чер­тами, при этом сходство должно проявляться в основных чертах (интеллекта, юмора, скупости или щедрости, педантичности и т.д.) и не обязательно должно быть в инструментальных или второсте­пенных чертах. Более того, некоторое несходство в этих парамет pax даже усиливает привлекательность. Соответственно, крайнее


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 441

несходство основных характеристик вызывает отрицательный атти-тюд, проявляющийся в неприязни или ненависти к другому. На ат-рактивность влияют и так называемые экологические характеристи­ки общения — частота встреч, расстояние между партнерами при об­щении и т.д., а также особенности их совместной деятельности. При этом разделение действий при совместной деятельности может вы­зывать как привлечение, так и отталкивание в случае ее неуспеха. Помогающее же поведение, которое заключается в том, что партнер не выполняет никаких реальных операций, но только присутствует, помогая другому в выполнении действия, является одним из важных механизмов атракции. Например, при каких-то ремонтных работах в доме можно реально помогать — подавать инструменты, красить что-то и т.д. Однако при неудаче главный исполнитель может обви­нить партнера в том, что он давал не те инструменты, не так держал кисть и т.д. В том же случае, когда партнер просто стоит рядом, вре­мя от времени подхватывая какие-то летящие предметы или подает требуемый инструмент, он, по мнению исполнителя, идентичен с ним, а потому не вызывает негативной эмоциональной реакции даже при неудаче.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен инфор­мацией между партнерами. Специфика коммуникации в психологии в отличие от ее изучения, например, в теории информации или кибер­нетике в том, что решающее значение приобретает ориентация парт­неров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто «движение» информации, но ее развитие, уточнение и обогащение. Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) не­обходимо учитывать не только то, что говорится, но и каким обра­зом, соотносить содержание сведений с установками, ценностями, мотивами каждого из реципиентов (воспринимающих).

Исходя из тех задач, которые ставит перед собой коммуника­тор, выделяются побудительные сообщения (побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные (сформировать переживание), фатические (установление и под­держание контакта).

Фатическое, т.е. бессодержательное, общение предполагает ис­пользование коммуникации исключительно с целью поддержания


442 Часть II. Психология

самого процесса общения. Его иллюстрацией могут служить так на­зываемые разговоры о погоде, когда собеседники обмениваются тривиальной, незначащей или всем известной информацией, что­бы скоротать время или наполнить хоть каким-то содержанием за­тянувшийся визит.

Чисто информативная цель сообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатора может быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействие он оказал на реципиента и понято ли оно верно. Частично такой ва­риант коммуникации приближается к фатическому общению. Од­нако чаще всего важен не только факт передачи, но и адекватное понимание информации, что необходимо для ее принятия. Поня­тая и принятая информация может вызвать эмоциональную реак­цию партнера, побудить его к определенному действию.

Эмоциональное наполнение информации может быть связано как с ее содержанием, чрезвычайно значимым для реципиента, так и с использованием специальных механизмов формирования эмоций (заражение, обусловливание), о которых говорилось в предыдущих главах.

Наиболее сложной задачей коммуникации является реализа­ция намерения повлиять на поведение другого, так как в этом слу­чае необходимо не только понимание значимости сообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров, близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздейст­вия в процессе общения, как убеждение, внушение, подражание, зара­жение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознатель­ное, разумное восприятие своей информации, поэтому его моно­логическая или диалогическая речь должна быть максимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействия предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательные чувства, переживания, стремления людей, в том числе и такие, как страхи, тревоги, боязнь нового и т.д. Поскольку само содержание информации часто имеет второ­степенное значение в этих случаях, коммуникатор стремится воз­действовать на эмоции слушателей, используя разнообразные средства выразительности. Частными проявлениями заражения являются паника, агрессия толпы. Конформизм, как правило, не­посредственно связан с подражанием. При этом и подражание, и заражение обычно приводят к непосредственным реакциям, тог-


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 443

да как ответ на внушение может проявиться и через некоторое время.

Для передачи всех видов сообщений используются средства ком­муникации — разнообразные знаковые системы, которые разделяют­ся на вербальную коммуникацию (речь) и невербальную коммуникацию, включающую несколько видов знаков. Выделяют оптикокинетиче-скую систему (жесты, мимика, пантомимика), экстралингвистгеческую (темп речи, включение в речь пауз, плача, смеха), паралингвистиче-скую систему (вокализации, т.е. диапазон, тональность голоса), визу­альное общение (контакт глаз), а также систему организации про­странства и времени коммуникативного процесса.

В различных ситуациях и при доминировании определенной задачи коммуникации используются преимущественно те или иные средства, однако чаще всего в той или иной степени все они вклю­чены в процесс сообщения. Если вербальные средства в большей степени характерны для констатирующей коммуникации, когда важно просто передать определенные сведения, в побудительные сообщения всегда включаются и невербальные средства. В гл. 6 уже упоминалось о воздействии интонации, пауз, жестов на поведение окружающих. При этом важно помнить и о том, что влияние пара-лингвистических и экстралингвистических систем усиливается в большой группе людей. Так как эмоции, возникающие при воспри­ятии такого сообщения, усиливаются при контакте, ими «заража­ются» слушатели как от оратора, так и друг от друга, что приводит к образованию толпы.

Изучаемые проксемикой пространственные и временные ха­рактеристики общения раскрывают значение временных парамет­ров, при которых точность, пунктуальность или, наоборот, посто­янные опоздания воспринимаются как знаки, определяющие роле­вые позиции участников, иногда даже их отношение друг к другу. Важным феноменом пространственной характеристики является эффект «вагонного попутчика», при котором тесный контакт со случайным человеком, вероятность повторной встречи с которым крайне мала, приводит к неожиданным откровениям даже у доста­точно «закрытых» людей.

Особое место в анализе коммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативных барьеров, нарушаю-цих процесс обмена информацией, адекватное понимание и реаги­рование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными


444 Часть //. Психология

факторами, например, политическими разногласиями, различия­ми во взглядах, связанными с разницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Такие барьеры нарушают взаимопо­нимание как отдельных людей, так и больших групп, принадлежа­щих к разным культурам, религиям, нациям.

Причиной непонимания могут быть и индивидуальные особен­ности партнеров, например, интравертность, закрытость собесед­ников (или хотя бы одного из них), тревожность, мнительность, которая приводит к тому, что любую информацию собеседник вос­принимает как личную, направленную против него и его самооцен­ки. Демонстративность, завышенные притязания также нарушают контакт, так как один из партнеров направлен не на общение, но на демонстрацию своих качеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.089 с.)