Понятие интегральной индивидуальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие интегральной индивидуальности



Это сочетание показывает, что одаренность может уже рас­сматриваться как следующий уровень индивидуальности, связан­ный с сочетанием различных качеств между собой. Такое сочета­ние характерно и для людей, имеющих ярко выраженную латераль-ность в организации мозга, — выраженных левшей или правшей. Если для первых характерен более высокий уровень эмотивности, образность и склонность к творчеству в художественной деятель­ности, то у правшей больше выражено логическое, рациональное начало, ослабляющее эмоциональность и направляющее актив­ность в большей степени на поиск правильного решения, а не раз­нообразных путей его достижения.

Система индивидуальных черт складывается в тип личности, т.е. в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая опреде-


374 Часть П. Психология

ляет предрасположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой. Наиболее общим параметром для типо­логии является разделение по половому признаку, которое наблю­дается уже у животных. Современные исследования показали, что для мускулинного типа характерен больший разброс выраженно­сти признаков, чем для фемининного, а также более выраженная склонность к риску, предприимчивость и вариативность поведе­ния.

Одной из наиболее распространенных типологий является кон­цепция К. Юнга, которая базируется на двух основаниях — домини­рование экстра-интровертности и развитие четырех основньж пси­хических процессов (мышления, чувствования, интуиции и ощуще­ния). При этом понятия «экстравертность» и «интровертность» у Юнга существенно отличаются от содержания той психодинамиче­ской характеристики, о которой говорилось ранее. Исходя из свое­го понимания структуры души, Юнг доказывал, что интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внут­реннюю часть своей души, строят свое поведение, исходя из собст­венных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наобо­рот, больше ориентированы на персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил пове­дения. Если для интроверта опасностью является полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опас­ностью — потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты — фанатиками.

Однако стремление к сохранению целостности личности не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить дру­гую. Поэтому эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отноше­ния с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются дру­гой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараясь настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруд­нительно для интроверта, который исходит только из своих пози­ций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо про-


Глава 8. Индивидуальность и личность 375

сто уходит от контакта. В то же время в общении в близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно по­давляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал и изве­стных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толсто­го к типичным экстравертам, а Достоевского — к интровертам.

Юнг считал также, что у каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и индивидуализирует путь развития человека. Мышление и чувство­вание являются альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, то люди, относящиеся к мыслительному типу, превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведе­нии. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтан­но, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже от­рицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, спо­собных по той или иной причине принимать решения, то ощуще­ние и интуиция характеризуют скорее способы получения инфор­мации, и люди этого типа более созерцательны. При этом ощуще­ние ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредст­венную ситуацию, в то время как интуитивные — на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в каждом челове­ке, доминирует же одна из них, которая частично дополняется вто­рой функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательны осталь­ные. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Хотя отголоски типологии Юнга и прослеживаются в совре­менных концепциях индивидуальности и личности, более совер­шенной и распространенной на сегодняшний день является струк­тура индивидуальности, предложенная Г. Олпортом. Важнейшая заслуга Олпорта в том, что он одним из первых заговорил о специ­фичности каждого человека, о неразрывной связи индивидуальной типологии и уникальности личности. Он утверждал, что каждый


376 Часть //. Психология

человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, которые Олпорт называл trite — черта. Эти черты личности он разделял на основные и инструмен­тальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врож­денными, генотипическими, а инструментальные — оформляют по­ведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты и являются врожденными, но они могут ви­доизменяться, развиваться в процессе жизни, в процессе общения че­ловека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт и качеств личности и тормозит развитие других. Таким образом, постепенно и формируется тот уникальный набор черт, который ле­жит в основе Я человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая также развивается со временем. У. ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неу­стойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого челове­ка, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологи­ческих потребностей, ни от давления общества. Эта автономность по­требностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформи­рованное™ его личности, и дает ему возможность, оставаясь откры­тым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Олпорт не только разработал свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики че­ловека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и места в структуре. Ориентируясь на это положение, он создал свои многофакторные опросники, при помо­щи которых и исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опрос­ник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (в различных модификациях) не только для ис­следования структуры личности, но и для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Сам Олпорт постоянно дорабатывал свои анкеты, создавал новые, считая, что данные анкеты должны допол­няться данными наблюдения, чаще всего совместного.

Иерархия черт, которая определяет тип личности, может быть не очень ярко выраженной, уровень разнообразных параметров


Глава 8. Индивидуальность иличность 377

может приближаться к среднему, оптимальному. Но возможны и случаи интенсивного развития той или иной черты (или группы черт), которые и определяют специфику данного типа — акцентуа­цию характера. Это понятие, введенное К. Леонгардом, предпола­гает чрезмерную выраженность отдельных черт характера. Край­ние случаи акцентуации граничат с психопатиями, хотя и не выхо­дят за пределы нормы. Акцентуация наглядно демонстрирует сильные и слабые стороны каждого типа, их преимущества в одних сферах деятельности и общения и уязвимость к определенным раз­дражителям. В случае постоянного и активного воздействия имен­но этих раздражителей возможен выход за пределы нормы и появ­ление реактивных состояний и психопатий.

Хотя развитие акцентуации и степейь ее выраженности, и опре­деляется психодинамикой, однако огромное влияние на этот про­цесс оказывает и социальная ситуация, стиль общения в семье, про­фессия, культура. Как правило, акцентуация складывается к подрост­ковому периоду, однако в настоящее время все чаще наблюдаются случаи раннего появления акцентуации, которая иногда может быть диагностирована только к старшему дошкольному возрасту.

Поскольку акцентуации граничат, как уже было сказано, с опре­деленными видами психопатических расстройств, их типология базируется на разработанной в психиатрии (прежде всего П.Б. Ган-нушкиным) классификации, отражая, однако, свойства психически здорового человека. Выделяются следующие основные типы акцен­туации.

Основные типы акцентуации

Циклотимный, для которого характерно чередование (циклич­ность) периодов хорошего и плохого настроения. Часто эти пере­ходы связаны с изменением ситуации, иногда даже с погодой, что роднит циклотимный тип с лабильным, неустойчивым.

Гипертимный тип, для которого характерны постоянно припод­нятое настроение, стремление к активности, повышенная возбуди­мость. Людям этого типа свойственно браться за большое количе­ство дел, которые они часто не доводят до конца, принимаясь за новые.

Дистимпый, связанный с преобладанием пониженного тонуса, плохого настроения. Для людей этого типа характерна склонность к депрессии, они видят, как правило, все в темном свете и их про-


378 Часть II. Психология

гнозы самые пессимистичные. Раздражительность и ипохондрич-ность роднит этот тип с астеническим, которому свойственна еще и быстрая утомляемость.

Шизоидный тип, для которого характерны эмоциональная хо­лодность, отгороженность от окружающих. Часто люди этого типа замкнутые, центрированные на себе, не склонные к расширению контактов; распространенным является и высокий уровень интел­лекта, прежде всего в сфере абстрактного, логического мышления.

Для эпилептоидного типа, наоборот, характерны конкретность, вязкость мышления, часто невысокий общий интеллектуальный уровень, а также скрупулезная педантичность. Склонность к злоб­но-тоскливому настроению часто проявляется и в приступах агрес­сивного поведения, конфликтности, иногда даже ярости и жесто­кости, что роднит этот тип с застревающим.

Застревающий (паранойяльный) тип характеризуется повышен­ной подозрительностью и болезненной обидчивостью, мнительно­стью, особенно в отношениях с окружающими. Недоверие к ним и стремление к доминированию приводят к частым конфликтам, а злопамятность, стойкость отрицательных эмоциональных пережи­ваний — к жестокости и мстительности.

Демонстративный (истероидный) тип характеризуется прежде всего ярко выраженным тщеславием, стремлением к признанию, к привлечению внимания любой ценой. Для это используются ино­гда и лживость, фантазирование, притворство, мнимые болезни. Склонность к авантюристичности и способность вытеснять в бес­сознательное неприятные факты и воспоминания также весьма распространенны у людей этого типа.

Для психастенического типа характерны высокая тревожность, нерешительность, мнительность, связанная с постоянным поиском болезней. Часты проявления самоанализа, склонность к «самоедст­ву» и мысленному возвращению к неприятным событиям, что при­водит к неуверенности, снижению притязаний. Это обостренное чувство собственной неполноценности роднит данный тип с сензи-тивным, для которого характерны еще и повышенная впечатлите­льность? и боязливость.

Необходимо отметить, что в чистом виде эти типы акцентуа­ции встречаются достаточно редко, обычно у человека проявляет­ся «смешанная» акцентуация, с более или менее ярко выраженны­ми формами нескольких типов.


Глава 8. Индивидуальность и личность 379

Сочетание индивидуальных качеств, которое является совер­шенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Оно представляет собой второй уровень в структуре индивидуаль­ности, ту «интегральную индивидуальность» (термин В. Мерлина), которая лежит в основе индивидуального стиля жизни, опосредуя связь между психодинамическими индивидуальными чертами и структурой личности. Задачи психотерапии во многом связаны именно с помощью человеку в создании индивидуального, основан­ного на его интегральной диспозии психодинамических черт, сти­ля деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности компенсируя от­рицательные.

Основные теории личности

Теория личности 3. Фрейда

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое со­держание вкладывается в это понятие и какая из сторон лично­сти — социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее раз­вития. Именно они и стали центром внимания большинства тео­рий личности.

Одной из первых и наиболее известных является теория авст­рийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важ­нейшие положения своей концепции, дополненные в его последу­ющих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ че­ловеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболе­ваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру лично­сти человека.

С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становле-


380 Часть //. Психология

ния психики. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательно­го, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессозна­тельного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

В бессознательном слое располагается первая структура лич­ности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетво­рению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутренне­го конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызыва­ется одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются кана­лами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятель­ность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразуме­вая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетво­рению влечений) и равномерному распределению по всему конти­нууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положе­ний разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.


Глава Я. Индивидуальность и личность 381

Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его учени­ки, и является той специфической энергией, которая связана с ин­стинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно гово­рил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессоз­нательного постоянно расширяется, так как те стремления и жела­ния, которые человек не смог по тем или иным причинам реализо­вать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, на­оборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрей­да, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формиро­вания является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич­ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их:одержание, но и направления их развития противоположны друг фугу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлет-юрению, диктуя человекутакие желания, которые практически не ыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которо-о входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреж-ает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на -раже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким об-1зом, Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конф-кта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда


382 Часть Н. Психология

в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и па­тологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенци­альными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают челове­ку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бес­сознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшее­ся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного жела­ния, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явле­ний, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отноше­ние Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тес­ная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энер­гии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия пред­ставляет собой более примитивный способ реализации стремле­ний, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать ку сать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злыя или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чг< даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана с стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшук ся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому челове] не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами


Глава 8. Индивидуальность и личность 383

При проекции человек приписывает другим те желания и чувст­ва, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, кото­рому было приписано какое-либо чувство, своим поведением под­тверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действу­ет достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разра­ботать так называемые проективные методы исследования лично­сти. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неокончен­ные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределен­ным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублима­ция, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, ре­ализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зре­ния рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублима­ции позднее в психоанализе были разработаны основы терапии ис­кусством — арт-терапии.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, яв­ляется также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою перио­дизацию, о которой речь шла в гл. 4.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только разви­тия индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт при­водит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-эовать социальное поведение человека. Позднее последователи &рейда создали систему этнопсихологических концепций, которая >бъясняла особенности психики различных народов способами [рохождения основных этапов в развитии либидо. Писалось, в ча-


384 Часть II, Психология

стности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в куль­туре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со вре­менем получал все более широкую популярность.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исхо­дил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доми­нирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому про­исходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и вну­шает ему определенные положения, прежде всего свое понима­ние, свой анализ причин его невротического состояния. Этот ана­лиз происходит на основе символической интерпретации ассоци­аций, снов или ошибок пациента — следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внуше­ние, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, прини­мая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с вну­шением такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна­ние, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принад­лежащими скорее истории, чем современной психологической нау­ке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медици ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед чело вечеством.


Глава 8. Индивидуальность и личность 385

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай­ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

Теория личности К. Юнга

Создатель аналитической психологии К. Юнг был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда. Однако его несо­гласие с некоторыми положениями теории Фрейда привело к от­ходу от ортодоксального психоанализа, а затем и к разрыву с учи­телем. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал ли­бидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и раз­ночтения в толковании сновидений и ассоциаций, так как Фрейд считал, что символы, употребляемые человеком, являются заме­стителями других, вытесненных предметов и влечений. В проти­вовес ему Юнг был уверен, что символ ничего не замещает, но от­ражает то психологическое состояние, которое испытывает чело­век в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не­обходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессозна­тельного.

Определенные расхождения существовали и по вопросу психо­коррекции, так как Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он при­держивался концепции директивной терапии. В то же время Юнг хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса пси­хотерапии, тем не менее считал, что зависимость пациента от вра­ча должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, ко­торую он называл трансформацией.

Постепенно он пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ему ключ не только к анализу сновидений, но и к ана­лизу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только ев­ропейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обра­щая внимание на их символику. Это во многом и привело Юнга к од­ному из важнейших его открытий — открытию коллективного бессознательного. Теория Юнга, которая получила название «анали­тической психологии», нашла свое отражение на страницах его шиг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по анали-

5-4455


386 Часть II. Психология

тической психологии» (1989), «Подход к бессознательному» (1961), принесших Юнгу заслуженную славу.

Юнг считал, что структуру личности составляют три компонен­та — коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и со­знание. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллек­тивное бессознательное — это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательно­го лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе­типов, которые являются формами, организующими и канализиру­ющими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архе­типы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовыва­ют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, на­пример, лежат в основе мифологии народа, его религии, опреде­ляя психологию народа, его самосознание. Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на станов­ление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Анима или Анимус и «Самость». Архетипы Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом могут быть отрефлексированы самим человеком.

Заявляется центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угро­жает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона — это та часть нашей личности, которую мы показыва­ем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одеж­ды, способы выражения. Персона имеет и позитивное, и негатив­ное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может но-


Глав/i Я. Индивидуальность и личность '-587

давлять индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку сре­да. В то же время персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго со­бирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, сис­тематизирует те впечатления, которые были вытеснены из созна­ния. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персо­ной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует персо­на в структуре личности, тем больше содержание тени, так как ин­дивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее коли­чество желаний.

Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли тени в структуре личности, так как Юнг счи­тал ее лишь одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ставил ее в центр личности, делая центром своих исследова­ний именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возмож­ным просто избавиться от тени, не признавать ее, так как она явля­ется законной частью личности, и человек без тени является таким же неполноценным, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания, то, что Юнг называет «техника обращения с тенью», помогает преодолеть ее негативное влияние.

Акима (у мужчины) нлиАнимус (у женщины) — это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о проти­воположном поле. На их развитие большое влияние оказывают роди­тели (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость^с точки зрения Юнга, является центральным архети­пом всей личности, а не только ее сознательной или бессознатель­ной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные час­ти души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединя­ет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, самость и, индивидуа-

25*


388 Часть II. Психология

лизируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.

Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуа­лизации при развитии личности были выдвинуты Юнгом еще в 1950—1960-е гг. под влиянием новых тенденций в понимании лич­ности, в том числе в русле гуманистической психологии. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале XX в., бьша для него особенно важна, так как он постоянно подчер­кивал открытость своей концепции для всего нового в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессозна­тельные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал что этот процесс является важнейшим в личностном росте человека. Одним из вариантов такого осозна­ния себя признана психотерапия, в которой врач выступает в роли помощника пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг понимал сложность символической ин­терпретации и доказывал необходимость отказа от упрощений, применяемых Фрейдом в их интерпретации. Его анализ симво­лов и их возможной интерпретации является одним из значите­льных достижений этой теории. В отличие от большинства пси­хоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как от­крытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и это тоже одно из достоинств его теории.

Теория личности А. Адлера



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.076 с.)