Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология географии, ее сущность и значение.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология, в самом кратком определении, — это учение о методе. Применительно к науке методология обычно определяется как совокупность исследовательских методов, или способов получения научного знания. Однако такая формулировка не раскрывает всей сущности методологии научного познания. Методология - система принципиальных положений науки, тесно связанных с философий, представляющий свод основных абстракций, закономерно вытекающих из истории, накопленных теоретических исследований и из практического применения данной науки. Методология составляет базис науки, ее ядро, силу, которая определяет сущность, структуру, роль методов и характер практического применения науки. За основу классификации методов научного познания можно принять их деление на главные иерархические уровни. К высшему уровню относятся мировоззренческие методы (принципы, подходы) познания, разрабатываемые философией. Теория познания (гносеология) как раздел философии исследует взаимоотношения субъекта и объекта познания, связь между чувственным опытом и теоретическим мышлением, между эмпиризмом и рационализмом, изучает роль общественной практики в процессе познания, а также занимается логическим обоснованием системы знания. От философских методов следует отличать собственно научные, которые, в свою очередь, могут быть разделены на два уровня — общенаучный и специализированный. К общенаучным относятся методы, часто называемые подходами, которые нашли широкое, нередко подлинно универсальное применение в различных науках: системный, генетический, экологический, математический и ряд других. Специализированные научные методы может приобрести общенаучное и даже философское значение. Большинство методов, широко известных в качестве общенаучных, имеют именно такое происхождение. На развитие методологии большое влияние оказало эволюционное учение Ч.Дарвина. В свою очередь, география содержит большой потенциал для обогащения общенаучной методологии. Наряду с рассмотренной классификацией методов научного познания следует отличать методы, относящиеся к теоретическому уровню, от методов эмпирического исследования. Первые можно было бы называть методологическими принципами или подходами. В них часто научное начало неразделимо связано с философским. Философский метод (подход) не всегда присутствует в явной форме в методологии конкретной науки и, как правило, опосредуется и конкретизируется в ней. Но между философией и методологией конкретных наук существует обратная связь: развитие философской теории познания опирается на прогресс методологии в отдельных науках. Философский «статус» приобретают такие общенаучны признать, что философия не всегда успевает их гносеологически интерпретировать и «ассимилировать», явно отставая в этом отношении от достижений научно-технической революции. Под методами эмпирического уровня исследований подразумеваются конкретные способы или приемы опытного изучения объекта, начиная от получения первичной информации и включая ее обработку и установление эмпирических зависимостей. Набор современных средств эмпирического исследования необычайно широк. Обычно всю совокупность исследовательских способов и приемов этого уровня принято называть методикой научного исследования. В понятии методология на первый план выдвигаются теоретический уровень познания, направленность на построение научной теории, хотя при этом нельзя избежать проблемы соотношения теории и эмпирии. В развитии географии наблюдается определенная преемственность смены принципов, подходов и методов научного познания. Но, как правило, для каждой эпохи характерны некоторые типичные подходы и методы, особенности системы понятий, научного языка. В последние десятилетия появилась тенденция трактовать процесс развития науки как последовательную смену так называемых парадигм. Под этим термином понимается совокупность неявно задаваемых регулятивных принципов, используемых в качестве своего рода шаблона при постановке задач и их решении. Парадигма таким образом держит исследователя в некоторых рамках, в известной степени сковывает его, задает одностороннюю ориентацию. Говорят, например, о парадигмах системной, экологической, хорологической, но ни одна из них не может рассматриваться как единственно актуальная и претендовать на исключительность. На всех этапах развития географии наблюдалось отсутствие полного единомыслия относительно ее научных задач и методов познания. Во все времена сосуществовали разные, нередко противоборствующие научные направления и школы, стоящие на противоположных мировоззренческих позициях. Перелом в мировоззрении и науке связан с Великими географическими открытиями. История науки вступает в эпоху экспериментального естествознания. В первой половине XVII в. Ф.Бэкон, которого К.Маркс называл родоначальником английского материализма и всей современной экспериментальной науки, резко критиковал средневековую схоластику, доказывал, что философия и наука должны основываться на данных чувственного опыта, обосновал индуктивный метод познания. Современник Ф. Бэкона французский мыслитель Р.Декарт считается родоначальником рационализма; в теории познания он отводил исключительную роль дедукции и в связи с этим придавал большое значение математическим методам, однако в своей физике он опирался на опытное познание. Можно сказать, что Декарт заложил основы методологии как философской основы процесса познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.01 с.) |