![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение трудов хентингтона и харшторна в географии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Заметное место в американской географии первой половины XX в. занимал Элсуорт Хантингтон, в 20-е гг. бывший президентом Ассоциации американских географов. В молодости он путешествовал по странам Ближнего Востока, Индии и Центральной Азии. Хантингтон был сторонников географического детерминизма-учения о доминирующем влиянии природных факторов на экономическую и иную деятельность людей. В частности, сопоставляя эпохи климатических колебаний с великими миграциями кочевников-скотоводов из Центральной Азии, он пришел к выводу, что массовые перемещения людей приходились на засушливые эпохи. Об этом он писал в книге «Пульс Азии» (1907). В 1917 г. он опубликовал книгу «Цивилизация и климат», в которой доказывал, что «человеческие цивилизации способны развиваться лишь в районах с бодрящим, стимулирующим климатом, в то время как постоянно жаркий, расслабляющий климат тропиков препятствует их становлению». Са́мюэль Фи́ллипс Ха́нтингтон (18 апреля 1927, Нью-Йорк — 24 декабря 2008, Мартас-Винъярд, Массачусетс) — известный американский социолог и политолог. Получил высшее образование в Йельском университете, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооруженными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала «Международные отношения» (англ. Foreign Affairs). Автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. Среди них следует выделить: «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957), «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968), «Третья волна: Демократизация в конце 20 столетия» (1991), «Столкновение цивилизаций» (1993), «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» (2004). Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Хантингтон замечает, что идея цивилизации впервые была разработана французскими философами XVIII века как антитеза варварства. Цивилизация первоначально трактовалась как оседлое, городское, грамотное общество.
Немецкие философы XIX века противопоставили цивилизацию культуре. Хантингтон отстаивает идею множественности цивилизаций, основой которых являются язык и религия. Хантингтон утверждает, что географические соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах (faultlines) цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций. Видным теоретиком географии был Ричард Хартшорн. В 1939 г. в книге «Сущность географии» он изложил ретроспективное впечатление о развитии географии. Хартшорн настаивал на том, что «главный фокус географии — территориальная дифференциация, мозаика отдельных ландшафтов на земной поверхности... География занимается тем, что обеспечивает точное, упорядоченное и рациональное описание и интерпретацию разнообразия земной поверхности.., стремится получить законченное знание о территориальной дифференциации мира». Спустя 20 лет, Хартшорн продолжил теоретические исследования в книге «Сущность географии будущего» и высказал ряд положений. География — это дисциплина, которая стремится к описанию и объяснению изменений, происходящих от места к месту на поверхности Земли как мира, в котором обитает человек. Человеческие и природные факторы не могут рассматриваться изолированно. Хартшорн настаивал, что разделение географии на физическую и экономическую является искусственным и вредным. «Традиционное деление географии на физическую и связанную с человеком и выделение в каждой области разделов по принципу доминирующего явления — все это появилось недавно и нанесло ущерб целям географии». Хартшорн утверждал одинаковую важность покомпонентного и регионального изучения территорий. И поиск закономерностей не входит в задачу географии. Для Хартшорна география — наука хорологическая. Единственная исторически оправданная задача географии — «изучение территориальной дифференциации поверхности», описание отдельных земных пространств. Главн смысл геогр, в страноведении.
Хартшорн Ричард Хартшорн (правильнее Хартсхорн) (англ. Richard Hartshorne; 12 декабря 1899, Киттанинг, Пенсильвания — 5 ноября 1992, Мэдисон, Висконсин) — американский географ, основоположник поведенческой географии Является одним из наиболее ярких представителей хорологической школы, считал географию единой наукой, задачей которой является описание «территориальной дифференциации земной поверхности» и накопление фактического материала. Особое значение придавал изучению традиций и обычаев населения разных территорий, поведения их обитателей. Считал их тесно взаимосвязанными с другими природными и социально-экономическими явлениями, характерными для той или иной территории. Был противником использования аналитических методов, считая их удалением от географической реальности. Внес большой вклад в развитие теории политической (объяснение поведения избирателей и др.) и культурной (определение культурного ландшафта) географии. В 1950-х годах взгляды Хартшорна были подвергнуты критике представителями школы пространственного анализа, в частности Фредом Шеффером и Вильямом Бунге. 21.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. Научное сотрудничество географов разных стран очень еуЩ0< i венно и для решения проблем экономической и социальной геогрп фии. На последних (XVIII—XXIII) мировых географических конгрессах эти проблемы по числу докладов и остроте обсуждении занимают первое место. Вопросы нынешней и будущей ЖИЗНИ людей всегда будут интересовать мировую географическую пауку больше всего, сильнее всего. Большое значение имеет также научное сотрудничество ученых разных стран по совершенствованию методов научного исследования — картографического и картометрнческого, математического и других. Большой интерес вызывают теоретические поиски и достижения географов разных стран. Многие страны в настоящее время имеют сильные национальные географические школы: СССР, Польша, Венгрия и некоторые другие социалистические страны, США, Англия, Япония, Франция, Италия, Швеция, Бразилия, Мексика и другие капиталистические страны. Крепнут национальные географические школы в молодых государствах, например в Индии, Нигерии. Наряду с научным сотрудничеством ученых разных национальных географических школ существует и борьба идей как между ними, так и внутри их. Борьба идеи между географами марксистами и буржуазными учеными разверти вас ген в нескольких плоскостях. Хартшорн Ричард Хартшорн (правильнее Хартсхорн) (англ. Richard Hartshorne; 12 декабря 1899, Киттанинг, Пенсильвания — 5 ноября 1992, Мэдисон, Висконсин) — американский географ, основоположник поведенческой географии Родился в городке Киттанинг в Пенсильвании. Младший брат американского религиозного философа Чарльза Хартсхорна (1897—2000). Учился в Пристонском университе (окончил в 1920), получил степень доктора в Чикагском университете (1924). Преподавал в университетах Миннесоты (1924-40) и Висконсина (1940-70, с перерывом во время войны). В 1949 г. был избран президентом Ассоциации географов США. Является одним из наиболее ярких представителей хорологической школы, считал географию единой наукой, задачей которой является описание «территориальной дифференциации земной поверхности» и накопление фактического материала. Особое значение придавал изучению традиций и обычаев населения разных территорий, поведения их обитателей. Считал их тесно взаимосвязанными с другими природными и социально-экономическими явлениями, характерными для той или иной территории. Был противником использования аналитических методов, считая их удалением от географической реальности. Внес большой вклад в развитие теории политической (объяснение поведения избирателей и др.) и культурной (определение культурного ландшафта) географии. В 1950-х годах взгляды Хартшорна были подвергнуты критике представителями школы пространственного анализа, в частности Фредом Шеффером и Вильямом Бунге.
Как проводится выделение тех пространств (районирование), в пределах которых география описывает материальный мир для характеристики местностей — многочисленных индивидуальностей, в которой Хартшорн видит задачу географии? В опубликованной ведущими американскими географами книге «American Geography. Inventory and Prospect* (1954) и ставшей классической, высказано твердое убеждение авторов, что районирование есть процесс субъективный, зависящий от исследователя. Напомним уже приведенное раньше положение Геттнера, что существуют только целесообразные и нецелесообразные деления, выбор которых зависит от субъективного суждения географа. «Американская география» продолжила эту линию Геттнера: «...район не является объектом ни независимо существующим, пи данным от природы. Это интеллектуальная концепция, созданная мышлением, использующая определенные признаки, характерные для данной территории и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу» [3]. Эта концепция не поколеблена в американской географии и до сих пор. Таким образом, научная «классическая» концепция американской географии и описательна, и субъективна. Она не может служить основой преобразовательной географии, решающей конструктивные задачи, которая опирается на выделение объективно существующих районов. Подобная концепция встретила лишь ограниченное критическое отношение среди американских, а затем и английских географов. Видную роль в развитии другой концепции - об установлении географией законов перемещений по земной поверхности — сыграл американский географ Эдвард Ульман, (1912—1976). Критическое отношение к концепции Хартшорна проявилось и в известной книге американского географа Вильяма Бунге (род. в 1928 г.) «Теоретическая география», в которой он писал: «Лишь полностью отбрасывая концепцию уникальности, можно разрешить противоречия, существующие в географии» [4].
Давид Харвей (род. в 1936 г.) в труде «Научное объяснение в географии», направленном па теоретичерское обоснование географической науки, критикует Хартшорна за эмпиризм, за игнорирование новых философских концепций и новых методов науки, за изоляцию географии от других наук. Харвей показал, что концепция Хартшорна связана с философскими идеями конца прошлого века (неокантианством) [5]. Концепция уникальности и описательное™ по-прежнему преобладает среди буржуазных географов. Тот же Харвей, выступая против концепции уникальности, остается полностью на позициях описательности географии, не связывая ее с общественной практикой. Вторая линия идейной борьбы, о которой писал Н. Н. Колосовский в своем завещании, — борьба за единство группы (системы, комплекса, «семейства», «ассоциации») географических дисциплин, которое позволяет охватить «единым взглядом» всю целостную географическую картину реального мира земной природы, мира техники и мира общественной жизни людей, всю ноосферу. Советская географическая наука довольно полно.отражает целостную картину мира. Она выявляет и изучает пространственно-временные процессы развития и территориальной организации жизни земного шара, его континентов, Мирового океана, биосферы, населения, мирового хозяйства и т. д., «накладывает» грандиозные процессы друг на друга, находит объективные законы этих процессов и их сочетаний, выявляет их территориальные «узлы» и другие типы концентрации, поля тяготения, линии движения, главные направлении перемещений вещества, «линии разломов» и иные структурные особенности единого мирового процесса. В ходе этого единого мирового процесса и частных процессов развития возникают отраслевые и интегральные объективно существующие районы. Эти районы являются, выражаясь словами А. М. Смирнова, «групповым пространством» [6]. Климатический фатализм особенно проявился в книгах американского географа Элсворта Гентингтона (1876—1947), который решил установить прямую связь между климатическими циклами и историческими событиями. Например, он проводил прямую связь между иссушением климата в Азии и вторжениями монгольских завоевателей в Китай, Индию и в Европу; между климатическими циклами и политической, экономической и даже культурной жизнью народов. Гентингтон считал, что есть климаты, ведущие нации вперед, и климаты, обрекающие развитие наций на застой, так что его климатический фатализм тесно смыкался с расизмом. Особенно показательна в этом отношении его книга «Характер рас в свете влияния природной среды, естественного отбора и исторического развития» (1924). В направлении географического детерминизма шла и Эллен Симпл (1863—1932) — влиятельный в недавнем прошлом американский географ, ученица Ратцеля, которая объясняла природными условиями многие стороны истории физиологической, экономической и социальной жизни американского народа. В 1933 г. появилось дополненное издание ее крупнейшей работы «Американская история и ее географические условия».
Взгляд на географию как на социальную науку принадлежал одному из крупнейших американских географов — Исайе Боуману (1878—1950). Геоморфолог и биогеограф, автор книг по лесной физической географии (1911), об Андах (1916) и пустыне Атакама (1924), Боуман занялся в конце первой мировой войны политической географией. Затем он опубликовал знаменитую книгу «Пионерная граница» (1931) об освоении новых территорий, что привело его далее к созданию работы «География в отношении к социальным наукам» (1934). Боуман поставил человека в центр географии, увидел в нем великого преобразователя природы, в то же время изменяющего и самого себя. Он писал, что человек прогрессивно творит и экспериментирует и что главный эксперимент — он сам: «Он изменяет самого себя так же хорошо, как и мир, по которому он идет». Боуман выступил против того, чтобы география брала на себя только описание и составление карт, считая, что она должна изучать процессы развития. Это пока было хорошо, прогрессивно. Баранский высоко ценил Боумана. Одновременно с Боуманом (и в одном направлении с ним) в США работали крупные географы Харлан Барроуз (1877—1960) и Карл Зауер (1889—1975), которые положили начало экологии человека. В ней они увидели реальную основу единства географии, так как экологический подход состоит в том, чтобы изучать природу с позиций отношения к пен человека. Боуман, Барроуз, Зауер считали, что предмет географии в целом — взаимодействие природы и человека: именно человека, а не общества! Их меньше интересовали общество, экономика и в гораздо большей степени человек. Барроуз много сделал, в частности, для того, чтобы в полевых условиях изучать взаимодействие природы и человека. Зауер внес много нового в географию. Он начал с работы «Морфология ландшафта» (1925) и пришел к выводу, что главная задача географа состоит в том, чтобы проследить превращение ландшафта естественного в ландшафт культурный. Эта идея далее его привела к занятиям исторической географией, так как лишь глубокое проникновение в прошлое позволяет проследить процесс воздействия человека на ландшафты. Самые известные труды Зауера выполнены в плане «культурной географии», под которой он понимал науку о взаимодействии человека и ландшафтов в условиях разных исторических культур. Классической надо считать работу Зауера «Происхождение и распространение агрикультуры» (1952), которая во многом перекликается с трудом Н. И. Вавилова «Центры происхождения культурных растений» (1926). Зауер сформулировал задачи географии как целостной науки. Он писал, что настоящий географ должен всегда изучать навыки, которые человек приобрел, и объекты, живые и неживые, — всю среду, в которой он эти навыки использует. Географ заинтересован в открытии связанных между собой различных типов (человеческой) жизни в том виде, как они сложились в мире, — культурных ареалов. Эти типы интересны и важны, если мы узнали, как они возникли. Географ тем не менее обязан заниматься размещением по поверхности Земли навыков населения и произведений человеческих рук, чтобы знать, откуда они произошли и как распространились, чтобы определить главное в их отношении к культурной и природной среде. Зауер широко ввел историю в географию. В еще большей степени, чем это делали классики американской географии, стали «соцнологизнровать» географию современные нам географы США. В 1970 г. группа американских географов во главе с Эдвардом Тейфом (род. в 1921 г.) выпустила программную книгу «География», которая начинается главой «География как социальная паука» с таким определением: «Географ имеет дело с пространственной организацией, что вовлекает его в проблемы города, регионального развития и контроля над окружающей средой >>. В книге «Пространственная организация. Взгляд географа па мир» молодые американцы Рональд Аблер (род. в 1939 г.), Джон Адаме (род. в 1938 г.) и Питер Гулд (род. в 1932 г.) формулируют, что географы среди представителей других социальных паук должны ответить на следующий основной вопрос: почему пространственное размещение имеет именно такую структуру? Но их мнению, географы сосредоточивают свое внимание на пространственной структуре социальных процессов, которые изменяют окружающую социальную и природную среду в иптересах человечества. В книге американца Ричарда Морилла (род. в 1934 г.) «Пространственная организация общества» (1970) рассматриваются три подхода к географии: традиционный (в центре внимания — репюн, или местность), экологический (в центре внимания — отношения земли и человека), бихевиористский (в центре внимания — пространственное поведение человека). Морилл следующим образом определил задачи географии: «Пространство, пространственные отношения, изменения в пространстве, а также какова структура физического пространства, как люди связаны через пространство, как человек организовал свое общество в пространстве и каковы наши знания и использование пространственных изменений — таковы узловые элементы географии как науки» 7. Надо пояснить термин «бихевиоризм»: Behavior — поведение, путь действия: Behaviorism — теория или метод, относящиеся к объективным и доступным фактам массового поведения или деятельности человека, связанных, как правило, с его повседневной жизнью. В современной американской, английской и шведской географической литературе бихевиористским называется изучение массовых перемещений людей в пространстве — их ежедневных миграций, пешеходных маршрутов, массовых перемещений, изменений информации между людьми (пространственный анализ почтовых отправлений, междугородных телефонных переговоров и т. д.). Сюда же относится и анализ принятия решений, связанных с размещением в пространстве тех пли иных конкретных объектов; эти решения современной бихевиористской географией тоже рассматриваются как «поведение». Появление бихевиористской географии в значительной степени связано с работами немецких географов Вальтера Кристаллера (1893—1969) и Августа Лёша (1906—1945). Кристаллер в книге «Центральные места в Южной Германии» (1933) попробовал сформулировать закон пространственного размещения населенных пунктов вокруг более крупного «центрального места», составить абстрактную модель размещения, проверить ее на ряде конкретных сетей расселения и применить на практике при освоении и строительстве населенных пунктов необжитых территорий. Абстрактная модель, как это подчеркивал Кристаллер, в чистой форме не существует, так как природные, демографические, исторические, социальные, экономические и политические факторы вызывают существенные отклонения от этой модели. Принцип построения модели размещения центральных мест был принят «поведенческий» — минимум времени, сил и средств для достижения населением меньших населенных пунктов своего центрального места. Решение задачи па минимум привело к построению ортотональной (шестигранной) модели: по углам шестигранника находятся меньшие населенные пункты, а в середине — более крупный город, выполняющий функции центрального места. Лёш проанализировал зоны рыночного спроса, которые он неправильно назвал экономическими районами, и тоже пришел к выводу, что самой выгодной их формой является форма ячеек пчелиных сот 8. Взаимное наложение сетей с шестигранными ячейками, образованными спросом на разные товары или услуги, позволяет выделить, по Лёшу, «экономические ландшафты». Постепенно Лёш усложнял модель «экономического ландшафта», вводя в нее учет природных различий, транспортных тарифов, различий цен, различий между людьми, политических особенностей и т. д. Как и Кристаллер, Лёш исходил из принципа кратчайших расстояний (сопротивлений) как всеобщего закона природы, который действует и в области экономики: «Через всю историю естествознания как lex parsimoniae 9 проходит принцип простейших путей и наименьшего сопротивления в качестве гипотезы о том, что природные явления достигают своей цели кратчайшим путем» (с. 182). Лёш приводит ряд аналогий между экономической деятельностью и природными явлениями и заключает: «Автор сомневается в существовании резких различий между основными принципами размещения в зоологии, ботанике и экономике» (с. 182). В настоящее время бихевиористская география, как и экологическая география, модна в США, Англии и некоторых других капиталистических странах. Свидетельством этого служит, например, «книга века» (как ее рекламентируют издатели) английского географа Питера Хаггета (род. в 1933 г.) «География: синтез современных знаний», претендующая на наиболее полное, целостное изложение теоретических основ географии, которые у него опираются на экологию человека и па бихевиоризм. Хаггет широко использует в своем «новейшем синтезе» ещо два направления современной буржуазной науки: «социальную физику» и «региональный анализ». Представления о «социальной физике» были введены в науку американским астрономом Джоном Стюартом и географом Вильямом Ворнтцем (род. в 1922 г.). Эти ученые поставили перед собой ограниченную задачу — использовать методы физики для расчета некоторых демографических показателей и их последующего картографирования. В этом отношении показательна, например, рабо- Айзард Основные работы Айзарда были опубликованы в 1950-х: Location and Space Economy (1956) и Methods of Regional Analysis (1960). Айзард интегрировал предшествующие модели анализа систем расселения, транспортных сетей, размещения промышленных предприятий, торговли и сферы услуг. В частности, важное влияние на его работы оказали Август Лёш, Вальтер Кристаллер и ряд американских экономистов и географов, занимавшихся проблемами размещения промышленности, формирования сбытовых зон и транспортных потоков (Эдгар Гувер, Эдвард Чемберлин, Артур Смитиз, Эдвард Ульман и др.). Уолтер Айзард вслед за Августом Лёшем попытался создать интегральную модель территориальной проекции социально-экономической жизни общества, основными элементами которой являются потребительский спрос и его географическое распределение, а также наличие тех или иных экономических ресурсов. Сочетание этих факторов определеяет экономический ландшафт территории. В географии промышленности Айзард был сторонником технико-экономического подхода, в рамках которого особое значение придавалось сырьевой и транспортной составляющей себестоимости продукции и влиянию на нее масштаба производства. Методология работ Айзарда отталкивалась от принципов «количественной революции»: большое значение уделялось определению иерархии населенных пунктов и транспортных узлов через их количественные характеристики, размещение промышленных предприятий предполагалось естественным следствием действия тех или иных факторов производства (тяготение к сырью или, наоборот, рынкам сбыта), миграции объяснялись через территориальные диспропорции спроса и предложения на рынках труда и т. д. Основным методом анализа географической действительности в работах Айзарда является математическое моделирование. Работы Айзарда положили начало большому массиву исследований тех или иных территориальных явлений в рамках школы пространственного анализа и «региональной науки» в 1960-х. С конца 1970-х интересы самого Айзарда постепенно смещаются в сторону конфликтологии и т. н. «географии мира», в рамках этого направления он работает до сих пор.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.242.56 (0.018 с.) |