Периодизация истории географической науки и формирования теоретических географических представлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории географической науки и формирования теоретических географических представлений.



СОДЕРЖАНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИИ ГЕО НАУКИ, ИСТОРИИ ГЕО ОТКРЫТИЙ И ИСТОРИЧ ГЕО

Через весь курс проходит методологический анализ проблемы взаимодействия природы и общества, соотношения и связей природного и человеческого элементов географии. Имеет значение соотношение пространственного и исторического подходов в гео. Важен вопрос о целостности гео науки - сопоставлении процессов ее интеграции и дифференциации, о ее связях и взаимоотношениях со смежными науками. Все эти виды связей и отношений менялись в процессе развития науки и должны быть исторически проанализированы и сопоставлены. В истории науки развитие идей идет неравномерно. В истории науки выделяются крупные гео научные школы.

Кроме истории науки сформировались еще две науки с близкими к ней названиями, немного связанные с историей гео: история гео открытий- показывает исторический про­цесс исследования земной поверхности: отд. континентов, океанов, морей, о-вов, исто­рию непрерывного уточнения карты нашей планеты. Историч гео исследует географич особенности природы, населения, х-ва прошлых лет. Эти три науки связаны друг с дру­гом и перекрывают одна другую, особенно когда анализируются труды крупнейших пу­тешественников, совершивших гео открытия и продвинувших вперед развитие гео науки (Гумбольдт, П Семенов Т-Ш).

Гео открытия, совершаемые экспедициями и отд путешественниками, позволили на­шей науке накопить огр фактич мат-л, необходимый для дальнейших обобщений. Под гео открытием следует понимать не только территориальное, но и теоретическое откры­тие в области гео, открытие новых гео закономерностей. Совр история гео открытий сблизилась с историей гео (является методологической наукой). Она сближается с фи­лософией, логикой, матем и др теоретическими науками.

История гео открытий более всего отражает требования практики. Напр, в эпоху ВГО гео имела наибольшее практич значение для общества. Затем она отступила на задний план. Теперь наступило время, когда потребности практики создали условия для сильно­го развития гео: познание МО, атмо, биосф и др.


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ГЕОГРАФИИ В 18 В. В РОССИИ (ТАТИЩЕВ И ЛОМОНОСОВ).

Василий Никитич Татищев внес существенный вклад в различные сферы человеческой деятельности, в том числе в научные изыскания, включая географические. Татищеву приходилось заниматься урывками, поэтому многое из его творчества носит незавершенный, конспективный характер. Большая часть из написанного Татищевым при его жизни не была опубликована. Татищевым написана «История Российская с самых древнейших времен» — первый документально обоснованный опыт создания русской истории. В ней впервые Татищев дал определение географии, которая должна показывать природные и хозяйственные особенности в первую очередь своего отечества, а затем пограничных с ним территорий. Географ, давая описание природы, непременно должен характеризовать ее как благоприятную или неблагоприятную для жизни людей. Татищев подчеркивал практическое значение географии. В 1736 г. Татищев приступил к составлению «Общего географического описания всея Сибири». Первые 10 глав были отправлены в академию с просьбой, помочь присылкой ответов с мест на ранее разосланный вопросник. В работе с использованием мнений разных авторов дано толкование имени «Сибирь», отмечены ее границы, протяженность. В 1737 г. Татищев разослал более подробную анкету, состоящую из 198 вопросов, но она не была одобрена академиками и не оказала влияния на дальнейшую работу над географией Сибири. Она осталась незавершенной.

Татищев подготовил «Наказ геодезистам» — подробную инструкцию составления карт уездов и губерний в меркаторской проекции. Под руководством Татищева были составлены карты Екатеринбургской, Соликамской, Кунгурской и других уральских провинций, был создан «Атлас Оренбургской губернии», составлены подробные карты междуречья Волги и Урала. В 1739 г. Татищев написал краткую русскую географию «Руссия или как ныне зовут, Россия». По Татищеву, это «начало русской географии». Текст разделен на две части. В первой — дана характе­ристика европейской части страны. Во второй — характеристика азиатской части. Татищев представил в академию текст «Российского исторического, географического и политического лексикона», доведенного до буквы «К». Он в незавершенном виде был напечатан в трех частях, общим объемом около 750 страниц. В «Лексиконе» Татищевым дано определение географии.

Много внимания уделял Татищев состоянию экономики отдельных территорий.

В зависимости от особенностей исследуемых объектов он выделял:

- математическую географию, которая должна изучать форму шара, определение координат, построение проекций.

- физическую географию - изучение природных условий в соответствии с хозяйственными нуждами.

- политическая география - описание населенных пунктов, политического строя, хозяйственных навыков и занятий населения, обычаев и нравов.

В зависимости от масштаба исследований: - универсальная (генеральная) география описание всего земного шара) - специальная география - описание отдельных стран -топография - описание отдельных частей

В зависимости от времени исследования: древняя география, средняя, современная

Ломоносов. Определяя географию как комплексную науку, большую часть выводов Ломоносов обосновывал по частным направлениям: в учениях об атмосфере, гидросфере, криосфере, каменной оболочке. Он пришел к выводу о трехслойности атмосферы. В нижнем слое протекают наиболее значительные изменения, отражающиеся на поверхности планеты. В частности, Ломоносовым сформулировано представление о конвективных, т.е. восходящих и нисходящих токах воздуха и связанных с ними электрических явлениях. Средний слой отличается постоянством низкой температуры. Верхний не зависит от земной поверхности. Ломоносов обосновывал формирование морского и континентального климата, влияние высоты места на климатические условия и, естественно, отдавал должное влиянию широты местности в процессах климатообразования. Ломоносов дал классификацию природных льдов, обосновал различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. Ломоносов справедливо предположил наличие постоянного перемещения льдов из восточных секторов Арктики в сторону Атлантики.

Наиболее полное представление Ломоносова о преобразованиях лика земного содержится в его работе «О слоях земных», которую называют началом русской научной геологии. Ломоносовым выдвинута гипотеза о существовании зон с быстрыми и медленными вертикальными движениями земной тверди в зависимости от силы «внутреннего огня», о первостепенном вкладе этих движений в происхождение крупнейших неровностей земной поверхности.

Ломоносов решительно был настроен на существенное совершенствование карт и атласов страны. Ломоносов сам принимал участие в составлении карт. В частности, им была подготовлена карта Арктики как обширного океанического пространства с предполагаемым положением берегов Северной Америки. Ломоносов выдвинул идею систематического обновления географических карт через каждые 20 лет. В обновлении нуждался и Академический атлас. Ломоносов считал необходимым, чтобы в новом атласе были отражены явления социально-экономического характера. Материалы для атласа предполагалось в краткий срок собрать с помощью «географических запросов», разосланных в 1760 г. по губерниям и уездам. В анкете содержалось 30 вопросов, десять из которых относились к физической географии, остальные — к экономической и природопользованию. Ломоносов ввел в научный оборот термины «экономическая география» и «экономическая ландкарта». Ломоносов глубоко интересовался вопросами народонаселения. Одно из его сочинений называлось «О сохранении и размножении российского народа».

География - наука, изучающая природу как основу развития человеческого общества.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В (МАРШ, РЕКЛЮ, КРОПОТКИН, МЕЧНИКОВ).

Петр Алексеевич Кропоткин внес выдающийся вклад в развитие теории четвертичного материкового оледенения. Впервые следы плейстоценового оледе­нения Кропоткин обнаружил в горах Восточного Саяна, Северном Прибайкалье и Патомском нагорье в 60-е гг. XIX в.

Сидел во французской тюрьме, долго жил в Лондоне. В политическом от­ношении развивал идеи анархизма и опубликовал ряд книг по данной тематике.

Кропоткин был противником дарвиновской теории борьбы в природе, в особенности против перенесения принципов жестокой борьбы за существование на человеческое общество. По Кропоткину прогрессивная эволюция видов осно­вана не на соревновании, а на взаимопомощи. Накоплено множество примеров согласованного поведения животных и людей в периоды опасности. Взаимопо­мощь - средство обеспечения безопасности, гарантия существования и прогресса физического, умственного и нравственного. Это в книге «Этика»

После февральской революции 1917 г. Кропоткин возвратился в Россию и продолжал писать свою «Этику», подготавливал материалы для книги «Леднико­вый и озерный периоды».

Лев Ильич Мечников - идейный товарищ Кропоткина. Мечников был ис­ключен из Харьковского и Петербургского ун-тов, Академии художеств за уча­стие в беспорядках. Путешествовал по Ближнему Востоку.

В 1881 г. в Женеве вышла книга Мечникова «Японская империя», в трех частях которой представлены страна, народ и история, с множеством иллюстра­ций, в том числе карт.

Через год после смерти Мечникова стараниями Реклю и под его редакцией в Париже была издана книга Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки». В этой книге он пришел к след. выводам:

1)различия исторических судеб народов зависят от географической среды. Ф-г усл влияют на соц жизнь людей. В деле создания культуры и цивилизации наиб роль играла вода, преимущественно реки. Человечество пережило три фазиса. 1) речной - реки понуждали людей объединять свои усилия для земледельческого использования приречных пространств (цивилизации Египта, Вавилона, Древней Индии и Китая, основанные на деспотии).

2) морской - освоению становятся доступными морские бассейны (Фини­кия, Греция, Рим, Византия.) 3) от плаваний Колумба и до Гамы человечество вступило в океанический фазис развития. Речные цивилизации должны погиб­нуть, либо переходить на более высокий уровень цивилизационного развития.

Джордж Перкинс Марш был послом США в Турции и Италии. Марш опуб­ликовал книгу «Человек и природа», в кот. указывал, что нарушая ест. взаимодей­ствие сил в природе в процессе хоз. д-сти, человек должен компенсировать отриц последствия такого нарушения, иначе он несет природе гибель. По Маршу, гео­графия охватывает не только земной шар, но и все живое, произрастающее или движущееся на нем, их взаимодействие и взаимовлияние. Ведь каждый из орга­низмов «есть географический деятель».

Маршем были предложены идеи гармонизации взаимоотношений человека и природы, экологически грамотного ведения хозяйства, расширенного воспроизводства на базе рационального природопользования. Для целенаправленной ре­конструкции природы, по Маршу, необходимы гигантские инженерные сооруже­ния, мелиорация земель, насаждение лесов, разведение животных и т.д.

Жан Жак Элизе Реклю - представитель концепции гео детерминизма. В юношестве Реклю написал книгу «История ручья» о роли воды на 3.

В 1 томе кн «Земля. Описание жизни земного шара» Реклю сказал, что главная задача географии состоит не в описании отдельных частей материков, а в описании деятельности тех сил, которые действуют на Земле. Уже в этой работе Реклю изложил свой взгляд на проблемы взаимодействия человека и природы и то, как он понимал «географический детерминизм».

Когда Парижская коммуна была разгромлена, Реклю за свои анархистские взгляды был изгнан за пределы Франции. Он много путешествовал по миру, пи­сал статьи и работал над грандиозным многотомным произведением «Всеобщая география. Земля и люди». В работах Реклю в равной степени талантливо пред­ставлено описание природы, экономики, культуры и жизни людей отдельных стран мира.

Последний большой труд Реклю — шеститомник «Человек и Земля» — книга об истории человечества, о жизни и деятельности людей разных стран, о влиянии географической среды на жизнь народов.

По мнению Реклю, задача географии выяснить какое влияние испытывают различные народности от окружающей их природы. Он подчеркивал роль челове­ка как фактора, изменяющего природу. С развитием промышленности, полагал, что человечество все больше и больше подчиняет себе природу и использует ее для дальнейшего своего развития. Историю человечества Реклю рассматривал как результат взаимодействия природы и человечества. В свою очередь человечество начинает играть все более активную роль в ее истории: Реклю призывал научить­ся использовать разумно блага материков, морей и атмосферы, которые нас окру­жают

13. РАТЦЕЛЬ - НЕМЕЦКАЯ АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ГЕО­ПОЛИТИКИ

Оценка вклада Фридриха Ратцеля в географию неоднозначна, т.к он был разносторонне развитый ученый, оказавший влияние на развитие физической, со­циальной и политической географии, несомненно. В 1875г. получил должность доцента в Мюнхенской Высшей технической школе, в 1880 г. стал профессором. С 1886 г. и до самой кончины Ратцель был профессором Лейпцигского универси­тета. Читал лекции Ратцель по всем разделам географии: общему землеведению, географии полярных стран, Европы, Африки, США, климатологии, океанографии, биогеографии и антропогеографии. По всем разделам географии Ратцелем опуб­ликованы значительные произведения. На содержании некоторых из них имеет смысл остановиться.

Одним из крупнейших является двухтомное произведение Ратцеля «Земля и жизнь», «Сравнительное землеведение», в русском переводе выпущенное в 1903—1905 гг. В первом томе дана довольно подробная справка об истории гео­графии, в отдельных главах рассмотрено положение Земли в мировом простран­стве, дана характеристика внутренних и внешних сил, преобразующих поверх­ность, и формы земной поверхности. Во втором — три больших раздела: водная оболочка, воздушная оболочка и жизнь Земли. Объектом изучения географии, по Ратцелю, является «земля», под которой он понимал «конечный результат взаи­модействия суши, воды и воздуха. Их взаимодействие и составляет, главным об­разом, предмет географического исследования, так как отсюда вытекают почти все те явления, которые могут быть названы «географическими».

Ратцель был уверен в большом влиянии природных факторов на уклад и поведение людей, ос тающих в различных климатических условиях. «Жители тропиков находятся под постоянным влиянием избытка тепла и влажности при незначительном колебании их..». Ратцель определил свое кредо о единстве всего живого, затем развернутого в специфичен формах проявления в жизни человече­ских коллективов, представленных в его антропогеографии геополитике.

Завершается труд Ратцеля «Земля и жизнь» разделом «Антропогеография», в котором провозглашено: «Единство человеческого рода царит над всем разно­образием стран и морей, высот и низин... Культура часто изменяет страну в гораз­до большей степени, чем природные условия... Если какой-либо народ в течение всего исторического развития был не богато одарен землей, то его высшее при­звание выражается ближайшим образом в том, что он улучшает свое географиче­ское положение: он устраняет внутренние препятствия, улучшает внешние грани­цы, увеличивает свою земельную площадь путем завоевания соседних земель, приобретает отдаленные колонии». Последний постулат был использован фаши­стской идеологией, оправдывающей захват чужих территорий для расширения жизненного пространства государством, основанным «высшей расой».

В двухтомном труде Ратцеля «Антропогеография», изданном в 1882 и 1891 гг, развернуто живописное полотно разнообразных народов, населяющих планету, объединенных Ратцелем в территориальные группы, названные кругами, находящиеся на различных ступенях своего развития, обладающие несметным бо­гатством человеческого опыта и культур. Ратцель настойчиво отстаивает тезис о единстве и целостности человечества и задача народоведения — «узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время на земле... как оно стало таким, насколько для нас уцелели следы его разнообразного прошлого...».

Каждое государство Ратцель рассматривал как живой биологический ор­ганизм, стремящийся к захвату жизненного пространства. Государство, подобно организму, должно или расти или погибнуть. Сильные государства должны рас­полагать пространством для своего развития и роста. Основным законом жизни и истории народов является непрерывная борьба за жизненное пространство. В ре­зультате этой борьбы все государства должны быть поглощены одним наиболее сильным. Во времена Ратцеля только одна держава, по его оценке могла претен­довать на определение великой, поскольку ее владения располагались на всех континентах и имели свободный выход к морям. Этим государством была Бри­танская империя. За истекший век представления о подлинной силе государств существенно изменились, но Ратцель подготовил почву для развития нового на­учного направления - геополитики — учения о государстве как территории.


Географические карты

Географические карты являются основополагающим источником информации при создании ГИС. Географические объекты реального мира смоделированы на карте с использованием графических примитивов (точка, линия, полигон), специальных символов, цвета и текстовых подписей. При описании географических объектов в ГИС карта является важным источником информации о пространственных отношениях между объектами, т. е. взаимоотношениях между различными географическими объектами.

Как пространственная образно-знаковая модель земной поверхности, карта характеризуется, во-первых, определенным математическим построением, включающим модель Земли и проекцию, во-вторых, применением особых знаков, позволяющих говорить о карте как о тексте определенной языковой системы и, в-третьих, представлением изображаемых объектов и явлений в обобщенном виде, т. е. основными, типичными чертами (генерализация географических объектов).

Карты масштаба 1:200000 обычно используются для решения задач на региональном уровне. В это же время, карты масштаба 1:100000 имеют статус «Для служебного пользования», а более крупных масштабов - гриф секретности.

Необходимо также отметить, что при использовании в ГИС бумажных карт наиболее оптимальным вариантом является работа с исходными пластиками цветоделения этих карт. Т.к. синтетический материал, на который в издательстве наносятся отдельные цвета карты, является более надежной основой при цифровании для ГИС по сравнению с бумагой. Пластики не имеют ошибок сдвигов печати.

Данные САПР

Модель данных САПР (т. е. систем автоматизированного проектиро-вания) - это одна из первых компьютерных моделей, с помощью которой начали создавать цифровой картографический материал. Ее основой являются точки, линии и полигоны. Данные хранятся в виде файлов. С ними также может быть связана некоторая атрибутивная информация, но основой все же являются векторные данные, которые только графически описывают местность на карте.

В настоящее время значительное количество исходных данных для ГИС (например, планы населенных пунктов, чертежи инженерных коммуникаций и др.) выполнены в САПР.

Геодезические технологии

Самый важный этап в создании ГИС - это сбор данных для нее. От точности, достоверности и актуальности этих данных всецело зависит эффективность всей системы. При сборе данных для ГИС непосредственно на местности необходимым является получение корректной и достоверной информации. Использование современных технологий топографо-геодезических работ позволяет автоматизировать сбор информации в полевых условиях для ее дальнейшего использования в ГИС.

Наиболее эффективными методами при выполнении геодезических работ на местности является использование электронных геодезических приборов (GPS-приемники, тахеометры, цифровые нивелиры), которые позволяют исключить такие характерные для работы с оптическими приборами источники ошибок, как снятие отсчета, диктовка, запись, перенос данных из полевых журналов в вычислительную ведомость, вычисления.

Классы моделей

1. Вербальные

любое описание выполняющее функцию замещения объекта в процессе его использования

2. Графические

Элементы и связи исследуются с помощью геометрических фигур и стрелок

3. Математические

Модели, где процессы и связи исследуются с помощью математических символов

 

 

Графические модели

n Блоковые модели занимая важное место в ряду наилучшим образов отражают реальную связь между элементами и частями систем и системой в целом, между системой и ее окружением. Они выразительно, в явной форме и наглядно отражают идею исследователя. Обострилась потребность в блоковых моделях в период развертывания массовых стационарных исследований.

n Картографические модели. Весь картографический материал должен создаваться с учетом опыта картографии в плане подбора способов картографического изображения. Необходим такой подбор способов изображения или их комбинаций, который позволяет графически выразительно отображать сущность явлений, по возможности с указанием связей с другими элементами. Например, при создании ландшафтных картс использованием их историко-генетической классификации по В. А. Николаеву необходимо соответствующее графическое отображение морфологии групп, типов, родов ландшафтов с показом иерархии и внешних связей как между элементамиодного уровня, так и с системами более высоких или низких ступеней. Достигнуть этого можно не только при разработке легенды, но и выбором наглядных способов изображения, комбинацией цветов или штриховок, передающих логику классификации.

n Аэроснимки и космические снимки. Речь идет о результатах различного вида дистанционных съемок (фото, тепловой, лазерной, радарной). Они, бесспорно, выступают для исследователя моделями – заместителями местности. В то же время это модели особого рода. Отделение существенных и несущественных черт осуществляется в них с помощью приборов, разрешающая способность которых определяет меру «замещения» местности. Снимки богаты содержанием. Но все же пока они чаще занимают место в ряду: местность – блоковая модель – снимок – карта. Иными словами, они выполняют функцию модели-инструмента, модели-протокола.

Математические модели

n Математические модели представляют собой набор символов. К ним должна быть приложена программа для дальнейшей обработки данных на ЭВМ. Эти модели широко применяются в ландшафтоведении. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в 80-е гг. ХХ-го столетия, что связано с внедрением персональных компьютеров, позволяющих оперативно обрабатывать получаемую разнородную информацию и выдавать ее потребителю в удобном для него виде

n Функции моделей:

n - нормативная

n - собирательная

n - эталонная

n - системообразующая

n - объяснительная

n - конструктивная

n - прогнозирующая

В географии широко распространилось имитационное моделирование. Хорошим и простым примером может служить имитация развития системы населенных мест

В основу эксперимента закладывались правила развития системы, и на ЭВМ"проигрывались" пути их реализации с помощью алгоритма статистических испытаний (метода Монте-Карло). Результат, полученный И. С. Матлиным, не только имитирует сеть поселений, но и подчеркивает их иерархию, связанную с основным положением теории центральных мест Кратко метод Монте-Карло заключается в следующем. Исследуемое явление представляется как некая абстрактная система, которая может находиться в нескольких различных состояниях. При этом считается, что нахождение системы в каком-либо из состояний случайно и вероятность этого факта подчиняется определенному закону распределения, который характеризует как саму систему, так и связи между различными ее состояниями. С помощью таблиц случайных чисел или датчиков псевдослучайных величин моделируются конкретные реализации состояний для исследуемой системы. Обрабатывая полученную таким образом информацию о системе методами математической статистики, получают требуемые численные результаты.

Моделирование географических процессов в глобальных масштабах, ставшее актуальным в последние десятилетия, отличается наибольшей сложностью. На основании математических моделей глобального климата при задании различных сценариев ядерной войны некоторые американские и советские ученые пришли к выводу о реальной опасности «ядерной зимы». При численном моделировании в глобальных масштабах неизбежен ряд допущений, влияние которых на результаты расчетов не поддается экспериментальной проверке. Одно из существенных ограничений связано с невозможностью учета всех региональных различий в протекании процессов, стимулируемых предполагаемым воздействием.

 


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Современная географическая наука переживает революционный информационный переворот, усиленный другими достижениями НТР. Идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестройка ее теоретической базы. Революционные преобразования в географии далеко не завершены, и грядущее тысячелетие, вероятно, будет ознаменовано крупными открытиями в географической науке, в частности на стыке географии с биологией, химией, физикой, экологией, астрономией, психологией, медициной и другими науками. В настоящее время существует много проблем в развитии географического образования. Развитию географической науки сегодня мешает общая для всех проблема - недостаточное финансирование.

Негативное действие оказывает коммерциализация ряда вузовских специальностей. Возникают большие проблемы в связи с подготовкой и переподготовкой учителей географии, а также преподавателей педвузов. Динамично разбивающаяся система образования и революционные изменения в географической науке приводит к тому, что средства обучения во многом успевают устаревать еще на стадии производства^ К этому можно добавить увеличивающийся с к&кдым годом поток информации, с которым приходится работать учителю. Функции учителя усложнились; личностно-ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждого ученика, что вызывает затруднения с традиционными средствами обучения географии. На уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях.Дело не только в этом, но и во влиянии науки на содержание школьного курса, на определение главных его направлений, на воспитание географического мышления, на создание географической культуры, на постановку и решение в школе таких простых проблем, которые важны для народного хозяйства и науки и доступны для школы.Важно, чтобы дело не сводилось к общим словам, а природа и общество в этих программах и учебниках действительно взаимодействовали на разных уровнях, в разных формах, с разными результатами. В конце концов выпускники школы на всю жизнь должны получить основной заряд представлений о типах, масштабах и значении обмена веществ между человеком и природой, превращения биосферы в ноосферу В школьном курсе географии и тема охраны природы иначе звучит, чем, скажем, в курсе биологии. Географа интересует вопрос, как сохранять и умножать благоприятные стороны развития природы в процессе ее хозяйственного использования, как вести борьбу с грозными стихиями природы в разных географических и социально-экономических условиях.


 

 

[3] Рус. пер: Американская география. Современное состояние и тивы. М., 1957, с. 47,

[4] Б у н г е В. Теоретическая география. М., 1967, с. 35.

[5] См.: Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974.

[6] Смирнов А. М. Общегеографические понятия.—В сб.: Вопросы географии, 1971, № 88, с. 33.

СОДЕРЖАНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИИ ГЕО НАУКИ, ИСТОРИИ ГЕО ОТКРЫТИЙ И ИСТОРИЧ ГЕО

Через весь курс проходит методологический анализ проблемы взаимодействия природы и общества, соотношения и связей природного и человеческого элементов географии. Имеет значение соотношение пространственного и исторического подходов в гео. Важен вопрос о целостности гео науки - сопоставлении процессов ее интеграции и дифференциации, о ее связях и взаимоотношениях со смежными науками. Все эти виды связей и отношений менялись в процессе развития науки и должны быть исторически проанализированы и сопоставлены. В истории науки развитие идей идет неравномерно. В истории науки выделяются крупные гео научные школы.

Кроме истории науки сформировались еще две науки с близкими к ней названиями, немного связанные с историей гео: история гео открытий- показывает исторический про­цесс исследования земной поверхности: отд. континентов, океанов, морей, о-вов, исто­рию непрерывного уточнения карты нашей планеты. Историч гео исследует географич особенности природы, населения, х-ва прошлых лет. Эти три науки связаны друг с дру­гом и перекрывают одна другую, особенно когда анализируются труды крупнейших пу­тешественников, совершивших гео открытия и продвинувших вперед развитие гео науки (Гумбольдт, П Семенов Т-Ш).

Гео открытия, совершаемые экспедициями и отд путешественниками, позволили на­шей науке накопить огр фактич мат-л, необходимый для дальнейших обобщений. Под гео открытием следует понимать не только территориальное, но и теоретическое откры­тие в области гео, открытие новых гео закономерностей. Совр история гео открытий сблизилась с историей гео (является методологической наукой). Она сближается с фи­лософией, логикой, матем и др теоретическими науками.

История гео открытий более всего отражает требования практики. Напр, в эпоху ВГО гео имела наибольшее практич значение для общества. Затем она отступила на задний план. Теперь наступило время, когда потребности практики создали условия для сильно­го развития гео: познание МО, атмо, биосф и др.


ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Саушкин выделял 8 эпох в развитии географии:

1. Античная средиземноморская цивилизация

Эратосфен определил размеры земного шара. Для многих географов характерна целостность географической науки.

2. Средневековье. Соответствует феодальному способу производства. Объяснение догматов церкви.

3. Эпоха раннего капиталистического развития промышленности и торговли и быстрого роста науки и культуры XV — XVI вв., получившая название...Возрождение (Ренессанс).

С эпохой Возрождения связаны Великие географические открытия и начало развития естествознания. Это эпоха начала картопечатания, Коперника, Колумба, Магеллана, Великие географические открытия намного расширили научные географические представления, стимули­ровали развитие географической науки.

4. Эпоха сильного роста капиталистической мануфактурной промышленности и торговли (17-18 вв.)

В эту эпоху наука и культура в целом, и естествознание в особенности, развиваются очень разносто­ронне. Это эпоха Галилея, Ньютона, Ломоносова, Декарта, Бэкона. В это время, как правило, анализ преобладал над синтезом, ученые разделяли природу на части, классифицировали многочисленные фак­ты. В это время был сделан крупный шаг по изучению географии России, по исследованию внутренних областей Северной и Южной Америки.

5. Эпоха развития крупной капиталистической промышленности в XIX в., колоссальных успехов науки и техники — эпоха лавровой машины, железных дорог, крупнотоннажного судоходства, каменноугольной металлургии.

6. Эпоха гигантской концентрации производства, капиталистических монополий, империализма, раздела и передела мира Это период сильнейшего развития стальной промышленности (Томас), развития электротехники (Эдисон), химии (Менделеев), агрохимии (Либих), радиохимии (Кюри).

7. Эпоха от Великой Октябрьской социалистической революции до конца второй мировой войны (1917—1945). Эта эпоха характеризуется строительством социализма в СССР, индустриализацией и урбанизацией в СССР и в ряде других стран. Для нее характерны большие успехи математики, создание теории относительности как основы теоретической физики, проникновение в структуру атомного ядра и развитие ядерной физики.

8. Современный период Это эпоха научно-технической революции: создания космических кораблей, высадки людей на Луне, выпуска ряда поколений электронно-вычислигельных машин.
Исаченко выделял 7 основных периодов развития географических идей:

1. География в эпоху рабовладельческого строя

2. География средневековья

3. Эпоха великих географических открытий и начала нового времени

4. География нового времени (последн. треть 18 и к. 19 в.)

5. Зарождение современной географии (к 19 нач 20 в.)

6. География новейшего времени (1918-1945)

7. Современная география (с 1945 г.)

4 периода развития географии:

1. сер. 17 в. - зарождение единой географии как фактологической, описательной науки на теоретической основе, метафизического материализма и географического детерминизма.

2. сер. 19 в. - возникновение в рамках единой географии физико-географических и общественно-географических исследований на основе стихийного материализма и диалектики.

3. к. 19-нач. 20 в. - создание в рамках общей системы географических наук самостоятельных подсистем физической и экономической географии, в результате интенсивной дифференциации и интеграции научных исследований. Интенсивная идеологизация географии, как отражение противоречий соц-эк систем.

4. к. 20 в. - формирование единой мировой географии, как сложной системы географических наук. Интенсивный процесс интеграции нац-х гео школ в следствие резкого обострения экономических, экологических и демографических проблем все более широкого понимания их глобального характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.105 с.)