Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные геофафические школы в России в конце х1х-начале XX В. П. П. Семенов-тян-шанский и его труды по географии.
Школа Рулье-Северцова. Рулье - В 1841 г. была опубликована в «Отечественных записках» статья Рулье «Сомнения в зоологии, как науке» с, критикой взглядов о постоянстве п иеизменностн вида. Уже тогда с позиций изменчивости видов, зависящей ОТ окружающей среды, Рулье выдвинул тезис об изучении образа жизни животных в связи со всей природой, особенностей их существования и в пространстве и во времени. Особенно сильно подчеркивал Рулье необходимость изучения родной природы и местной фауны. В 1845 г. Рулье сделал еще один шаг вперед в исследовании отношений между природой в целом и жизнью животных, высказав ряд новых идей в статье «О влиянии наружных условий на жизнь животных». Под «наружными условиями» он подразумевал не только компоненты природы, но и взаимные влияния животных и растений и воздействие человека. В курсе «Зообиология» Рулье большой раздел посвятил географии животных, причем на первый план у него выходят отношения животных кну, Рулье заложил основы экологии. Он писал о «законе общения животных с миром», или «законе двойственности жизненных элементов» (животное — окружающая среда). Исследование этого «общения», по мысли Рулье, надо начинать с небольших территорий и только в этом случае можно достичь новых результатов: «Вместо путешествия в отдаленные страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа — растения и животных, ее населяющих, в постепенном развитии и взаимно непрестанно перекрещивающихся отношениях организации и образа жизни, и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники, издавшие великолепно описания и изображения собранных естественных произведений... Полагаем задачею достойною первого из первых ученых обществ назначить следующую тему для ученого труда первейших ученых: исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни посреди определенных условий» 8. Северцов (ученик Рулье) - является одним из первых экологов. Занимался экологии исследованиями родного края, целью кот-го было установление влияния внешней среды на жизнь жив-х. Обращал внимание на периодич изм-я окр среды как главная причина периодических явлений жизни разных жив-х и птиц. В горах Средней Азии установил вертикальные природные пояса и по этим поясам наблюдал влияние окр среды на жизнь жив-х, связывая его особенности с местными природными условиями. Доказал непосредственное влияние горных пастбищ, горного воздуха, резких климатических колебаний для видообразования, как и естественный отбор.
Выделил 5 зон и охарактеризовал их жив мир: тундра, тайга, перех зона (смеш леса и лесостепи), степь, пустыни. Северцов был географом, зоологом, зоогеографом, одним из первых экологов. Пожалуй, НИКТО из ученых прошлого века так органично не соединил гео-I рафпческие и биологические идеи, как это сделал Северцов. Он высказал ряд идей эволюционной теории до Дарвина и стал дар-| 111111 <• 11 >м после появления «Происхождения видов», притом дар- I юм творческим, ярким, много внесшим своего в эволюциоп учение. II 1855 г. была издана книга Северцова «Периодические явлении в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии», эпиграфом к которой стали уже приводившиеся слова Рулье об изучении грех вершков» ближайшего болета. Это было глубокое экологиче исследование родного края, целью которого было установление влияния внешней среды на жизнь животных. В центре вни- кший Северцова были периодические изменения окружающей роды (более всего климатические) как главная причина периодических явлений жизни разных животных, особенно птиц. это же время (1857—1858) Северцов высказал ряд теоретиче-I вп\ положений об изменчивости вида, сохранивших свою зна- Школа Анучина - школа на базе МГУ (1884 1 каф). Развивал антропогео. Ученики занимались исследованием отдельных компонентов природы, при этом уделяли внимание комплексным исследованиям. Ученики - Берг, Борзов, Григорьев, Крашенинников. Дм. Н Анучин окончил Московский университет по отделению естественных наук. В 1873 г. начал педагогическую деятельность в Екатерининском институте по естествознанию и в гимназии по географии. С 1876 г. он работал в Московском университете. Одна из первых крупных работ Анучина была об антропоморфных обезьянах и об их отношении к происхождению человека. В 1876 г. им напечатано исследование об айнах, коренных жителях Курильских островов. Защитил магистерскую диссертацию на тему «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам».
Заложил основы русской лимнологии как комплексной гео науки. Первым применил системный комплексный гео анализ. Заложил начало геоморфологии. Написал труд «Рельеф пов-сти европейской России» В 1884 г взялся за организацию кафедры, которая готовила бы специалистов, хорошо знающих не только разделы физической географии, но и биогеографию, и географию человека. Кафедра географии, антропологии и этнографии была создана на историко-филологическом факультете. Анучин считал, что этой кафедре уместно быть среди кафедр естественных наук. В 1888 г. кафедра была переведена на физико-математический факультет. В 1890 г. Анучину, первому в России, была присуждена ученая степень доктора географических наук без защиты диссертации. Среди учеников Анучина имеется ряд ученых, составивших гордость отечественной науки, в частности, профессора А.С. Барков, Л.С. Берг, М.С. Боднарский, А.А. Борзов, С.Г. Григорьев, Б.Ф. Добрынин, А.А. и др. Подразделял географию на общую (общее землеведение) и частную (страноведение). Считал, что объект географии - Земля. Говорит, что без человека география будет неполной. Нарисовал картину активного изменения челом природы. Показал важную роль человека в географич отношении и значительный интерес, представляемый его изучением с географической точки зрения. Школа Докучаева - ландшафтная школы. Уникальная по своим м-бам. 3-н широтной зональности, почвоведение. Ученики - Вернадский, Высоцкий, Морозов, Краснов, Танфильев. В.В.Докучаев Научная школа Василия Васильевича Докучаева уникальна в географии не только по числу ее участников и количеству развиваемых направлений, но и потому,что Докучаев, объективно оказался основоположником одного из основных направлений современной географии— ландшафтоведения. Докучаев окончил Петербургский университет в и получил диплом геолога. В 1878 г. крупная работа Докучаева «Способы образования речных долин Европейской России» была защищена им на степень магистра минералогии и геологии. В ней были показаны этапы развития рельефа, отмечена важная сторона участия озер и болот в образовании речных долин. Докучаев составил программу для изучения черноземов и наряду с работой в начал широкие полевые исследования на средства Вольного экономического общества. Им были проведены исследования почв Центральной России, Украины, Молдавии, Крыма. В 1881 г. Докучаев доложил об установлении им зональных закономерностей почвообразования на территории Европейской России. В 1883 г. вышел основополагающий труд «Русский чернозем», защищенный в качестве докторской диссертации по геологии. В основе мер противодействия засухам Докучаев выделял прежде всего восстановление былого более благоприятного увлажнения территорий. Одной из важнейших предпосылок могло бы стать степное лесоразведение. Среди мер Докучаев отмечал необходимость регулирования местного стока, устройство прудов с целью задержания снеговых и дождевых вод и орошение ниже лежащих склонов и дна балок, расчистку всех выходов источников, недопущение распашки крутых склонов, насаждение рядов живых изгородей.
Докучаев заложил основы представления о природно-хозяйственном комплексе и способах управления, исходя из признания этого единства, для успехов землепользования необходим «просвещенный взгляд на дело и любовь к земле самих землевладельцев; а этому горю поможет только наличие образования. Докучаев положил начало организации комплексных полевых стационаров: на трех типичных участках степной зоны осуществлялись многолетние наблюдения над всем комплексом взаимосвязанных природных процессов (климатических, гидрологических, биотических, почвенных), причем одновременно велась экспериментальная работа по мелиорации и рационализации хозяйственного использования территории. Это было начало организации стационарных географических исследований. Докучаев изложил суть мирового закона географической зональности: Благодаря известному положению нашей планеты относительно солнца, благодаря вращению Земли, ее шарообразности, климат, растительность и животные распределяются по земной поверхности по направлению с севера на юг в строго определенном порядке, с правильностью, допускающей разделение земного шара на пояса — полярный, умеренный, подтропический, экваториальный и пр. А раз агенты — почвообразователи, в своем распространении подчиненные известным законам, распределяются по поясам, то и их результат — почва — должна распределяться по земному шару в виде определенных зон, идущих более или менее (лишь с некоторым отклонением) параллельно широтным кругам. Влияние трудов Докучаева на развитие современной географии, несомненно, но не меньшее чтение для науки имела его школа, которую прошли М.Н. Сибирцев, А.Н. Краснов, Г.Ф. Мор Г.Н. Высоцкий, Г.И. Танфильев, В.И. Вернадский. Каждый из них стал ярким участником быстрого взлета естествознания, определившего развитие и географии. Школа П.П. Семенов Т-Ш. - основал крупнейшую научную шк русской гео и придал ей мировую известность. 41 г возглавлял геогр. Об-во. Различал 2 направления гео исследований: 03 (Земля в целом) и страноведение (исследование крупных территорий, стран и их частей). Организовал много экспедиций. Особенно много сделал в области теории и практики районирования. Проводил районирование на основе глубокого анализа данных о природных предпосылках размещения насел и его деят-сти. Во время путешествий пользовался м-дом природного районирования и выделения типов природной среды. В горах выделял высотные пояса. В степях выделял разл их типы. Был несогласен с границами губерний, а считал более правильным разделение территории на ест области. При этом учитывались ф-ры, влияющие на размещение насел. Неоднократно пересматривал сетку районов, считая райониров-е дина-мич с-мой. По мере развития производит сил могло происходить изм- е параметров областей. На основе исп-я сетки районов он написал 12-томное издание «Живописная Россия» + соавторы. Т-Ш считал ее не совсем научной, т к она была написана худ языком, богата иллюстрациями. На этом же принципе готовил 22-томный труд «Россия». Из них было издано 11 томов. К написанию этой книги он привлек всех своих детей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.009 с.) |