Научные геофафические школы в России в конце х1х-начале XX В. П. П. Семенов-тян-шанский и его труды по географии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные геофафические школы в России в конце х1х-начале XX В. П. П. Семенов-тян-шанский и его труды по географии.



Школа Рулье-Северцова. Рулье - В 1841 г. была опубликована в «Отечественных записках» статья Рулье «Сомнения в зоологии, как науке» с, критикой взгля­дов о постоянстве п иеизменностн вида. Уже тогда с позиций из­менчивости видов, зависящей ОТ окружающей среды, Рулье вы­двинул тезис об изучении образа жизни животных в связи со всей природой, особенностей их существования и в пространстве и во времени. Особенно сильно подчеркивал Рулье необходимость из­учения родной природы и местной фауны.

В 1845 г. Рулье сделал еще один шаг вперед в исследовании отношений между природой в целом и жизнью животных, выска­зав ряд новых идей в статье «О влиянии наружных условий на жизнь животных». Под «наружными условиями» он подразуме­вал не только компоненты природы, но и взаимные влияния жи­вотных и растений и воздействие человека.

В курсе «Зообиология» Рулье большой раздел посвятил гео­графии животных, причем на первый план у него выходят отно­шения животных кну, Рулье заложил основы экологии. Он писал о «законе общения животных с миром», или «законе двойственности жизненных эле­ментов» (животное — окружающая среда).

Исследование этого «общения», по мысли Рулье, надо начи­нать с небольших территорий и только в этом случае можно до­стичь новых результатов: «Вместо путешествия в отдаленные страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа — растения и животных, ее населяющих, в постепенном развитии и взаимно непрестанно перекрещиваю­щихся отношениях организации и образа жизни, и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники, издавшие великолепно описания и изображения собранных ес­тественных произведений... Полагаем задачею достойною первого из первых ученых обществ назначить следующую тему для уче­ного труда первейших ученых: исследовать три вершка ближай­шего к исследователю болота относительно растений и животных и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни посреди определенных условий» 8.

Северцов (ученик Рулье) - является одним из первых экологов. Занимался экологии исследованиями родного края, целью кот-го было установление влияния внешней среды на жизнь жив-х. Обращал внимание на периодич изм-я окр среды как главная причина периодических явлений жизни разных жив-х и птиц. В горах Средней Азии установил вертикальные природные пояса и по этим поясам на­блюдал влияние окр среды на жизнь жив-х, связывая его особенности с местными природными условиями. Доказал непосредственное влияние горных пастбищ, горного воздуха, резких климатических колебаний для видообразования, как и ес­тественный отбор.

Выделил 5 зон и охарактеризовал их жив мир: тундра, тайга, перех зона (смеш леса и лесостепи), степь, пустыни.

Северцов был геогра­фом, зоологом, зоогеографом, одним из первых экологов. Пожалуй, НИКТО из ученых прошлого века так органично не соединил гео-I рафпческие и биологические идеи, как это сделал Северцов. Он высказал ряд идей эволюционной теории до Дарвина и стал дар-| 111111 <• 11 >м после появления «Происхождения видов», притом дар-

I юм творческим, ярким, много внесшим своего в эволюциоп учение.

II 1855 г. была издана книга Северцова «Периодические явлении в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии», эпиграфом к которой стали уже приводившиеся слова Рулье об изучении грех вершков» ближайшего болета. Это было глубокое экологиче исследование родного края, целью которого было установление влияния внешней среды на жизнь животных. В центре вни- кший Северцова были периодические изменения окружающей роды (более всего климатические) как главная причина периодических явлений жизни разных животных, особенно птиц. это же время (1857—1858) Северцов высказал ряд теоретиче-I вп\ положений об изменчивости вида, сохранивших свою зна-

Школа Анучина - школа на базе МГУ (1884 1 каф). Развивал антропогео. Ученики за­нимались исследованием отдельных компонентов природы, при этом уделяли внимание комплексным исследованиям. Ученики - Берг, Борзов, Григорьев, Крашенинников.

Дм. Н Анучин окончил Московский университет по отделению естествен­ных наук. В 1873 г. начал педагогическую деятельность в Екатерининском инсти­туте по естествознанию и в гимназии по географии. С 1876 г. он работал в Мос­ковском университете.

Одна из первых крупных работ Анучина была об антропоморфных обезья­нах и об их отношении к происхождению человека. В 1876 г. им напечатано ис­следование об айнах, коренных жителях Курильских островов. Защитил маги­стерскую диссертацию на тему «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам».

Заложил основы русской лимнологии как комплексной гео науки. Первым применил системный комплексный гео анализ.

Заложил начало геоморфологии. Написал труд «Рельеф пов-сти европей­ской России»

В 1884 г взялся за организацию кафедры, которая готовила бы специали­стов, хорошо знающих не только разделы физической географии, но и биогеогра­фию, и географию человека. Кафедра географии, антропологии и этнографии бы­ла создана на историко-филологическом факультете. Анучин считал, что этой ка­федре уместно быть среди кафедр естественных наук. В 1888 г. кафедра была пе­реведена на физико-математический факультет. В 1890 г. Анучину, первому в России, была присуждена ученая степень доктора географических наук без защи­ты диссертации. Среди учеников Анучина имеется ряд ученых, составивших гор­дость отечественной науки, в частности, профессора А.С. Барков, Л.С. Берг, М.С. Боднарский, А.А. Борзов, С.Г. Григорьев, Б.Ф. Добрынин, А.А. и др.

Подразделял географию на общую (общее землеведение) и частную (страноведе­ние). Считал, что объект географии - Земля.

Говорит, что без человека география будет неполной. Нарисовал картину активного изменения челом природы. Показал важную роль человека в географич отношении и значительный интерес, представляемый его изучением с географической точки зрения.

Школа Докучаева - ландшафтная школы. Уникальная по своим м-бам. 3-н широтной зональности, почвоведение. Ученики - Вернадский, Высоцкий, Морозов, Краснов, Танфильев.

В.В.Докучаев Научная школа Василия Васильевича Докучаева уникаль­на в географии не только по числу ее участников и количеству развиваемых на­правлений, но и потому,что Докучаев, объективно оказался основоположником одного из основных направлений современной географии— ландшафтоведения.

Докучаев окончил Петербургский университет в и получил диплом геоло­га.

В 1878 г. крупная работа Докучаева «Способы образования речных долин Европейской России» была защищена им на степень магистра минералогии и гео­логии. В ней были показаны этапы развития рельефа, отмечена важная сторона участия озер и болот в образовании речных долин.

Докучаев составил программу для изучения черноземов и наряду с рабо­той в начал широкие полевые исследования на средства Вольного экономического общества. Им были проведены исследования почв Центральной России, Украи­ны, Молдавии, Крыма. В 1881 г. Докучаев доложил об установлении им зональ­ных закономерностей почвообразования на территории Европейской России. В 1883 г. вышел основополагающий труд «Русский чернозем», защищенный в ка­честве докторской диссертации по геологии.

В основе мер противодействия засухам Докучаев выделял прежде всего восстановление былого более благоприятного увлажнения территорий. Одной из важнейших предпосылок могло бы стать степное лесоразведение. Среди мер До­кучаев отмечал необходимость регулирования местного стока, устройство прудов с целью задержания снеговых и дождевых вод и орошение ниже лежащих склонов и дна балок, расчистку всех выходов источников, недопущение распашки крутых склонов, насаждение рядов живых изгородей.

Докучаев заложил основы представления о природно-хозяйственном комплексе и способах управления, исходя из признания этого единства, для успе­хов землепользования необходим «просвещенный взгляд на дело и любовь к зем­ле самих землевладельцев; а этому горю поможет только наличие образования.

Докучаев положил начало организации комплексных полевых стациона­ров: на трех типичных участках степной зоны осуществлялись многолетние на­блюдения над всем комплексом взаимосвязанных природных процессов (клима­тических, гидрологических, биотических, почвенных), причем одновременно ве­лась экспериментальная работа по мелиорации и рационализации хозяйственного использования территории. Это было начало организации стационарных геогра­фических исследований.

Докучаев изложил суть мирового закона географической зональности: Благодаря известному положению нашей планеты относительно солнца, благода­ря вращению Земли, ее шарообразности, климат, растительность и животные рас­пределяются по земной поверхности по направлению с севера на юг в строго оп­ределенном порядке, с правильностью, допускающей разделение земного шара на пояса — полярный, умеренный, подтропический, экваториальный и пр. А раз агенты — почвообразователи, в своем распространении подчиненные известным законам, распределяются по поясам, то и их результат — почва — должна рас­пределяться по земному шару в виде определенных зон, идущих более или менее (лишь с некоторым отклонением) параллельно широтным кругам.

Влияние трудов Докучаева на развитие современной географии, несо­мненно, но не меньшее чтение для науки имела его школа, которую прошли М.Н. Сибирцев, А.Н. Краснов, Г.Ф. Мор Г.Н. Высоцкий, Г.И. Танфильев, В.И. Вернад­ский. Каждый из них стал ярким участником быстрого взлета естествознания, оп­ределившего развитие и географии.

Школа П.П. Семенов Т-Ш. - основал крупнейшую научную шк русской гео и при­дал ей мировую известность. 41 г возглавлял геогр. Об-во. Различал 2 направле­ния гео исследований: 03 (Земля в целом) и страноведение (исследование круп­ных территорий, стран и их частей).

Организовал много экспедиций. Особенно много сделал в области теории и практики районирования. Проводил районирование на основе глубокого анализа данных о природных предпосылках размещения насел и его деят-сти. Во время путешествий пользовался м-дом природного районирования и выделе­ния типов природной среды. В горах выделял высотные пояса. В степях выделял разл их типы.

Был несогласен с границами губерний, а считал более правильным разделение территории на ест области. При этом учитывались ф-ры, влияющие на размеще­ние насел. Неоднократно пересматривал сетку районов, считая райониров-е дина-мич с-мой. По мере развития производит сил могло происходить изм- е парамет­ров областей.

На основе исп-я сетки районов он написал 12-томное издание «Живописная Россия» + соавторы. Т-Ш считал ее не совсем научной, т к она была написана худ языком, богата иллюстрациями. На этом же принципе готовил 22-томный труд «Россия». Из них было издано 11 томов. К написанию этой книги он привлек всех своих детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.009 с.)