Основные научные направления и школы в физической геофафии в хх-хх1 веках (Л. С. Берг, В. И. Вернадский, Б. Б. Полынов, Ю. М. Шокальский, А. А. Григорьев, С. В. Колесник, В. Б. Сочава. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные научные направления и школы в физической геофафии в хх-хх1 веках (Л. С. Берг, В. И. Вернадский, Б. Б. Полынов, Ю. М. Шокальский, А. А. Григорьев, С. В. Колесник, В. Б. Сочава. )



Физико-географическая школа Л. С. Берга-Борзова — выдающийся уч., ученик Анучина. Первая экспедиция была связана с изучением соленых озер юга Западной Сибири и Северного Казахстана ср. Азии, Африки. Написал более 70 работ.

Научный метод Берга с самого начала его деятельности базировался на ком­плексном подходе к изучаемым явлениям, на исследовании взаимосвязей, генези­са и динамики природных объектов. 1913 г. вышла большая статья Берга «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные морфологические области. В отличие от Геттнера (география как о наука, изучающая страны), Берг на первый план выдвигал «изучение ландшафтов или естественных районов», территорий, имею­щих естественные границы.

Вершиной развития учения о ландшафтах на примере конкретной террито­рии стала монография Берга «Географические зоны Советского Союза».

Написал ряд Геологических работ. Берг был убежденным сторонником Вернадского об огромной роли организмов в геологической истории. Берг был замечательным климатологом. Водоемы и климат для Берга это — элементы ландшафта со сложными взаимосвязями с другими элементами и компонентами. Он последовательно рассмотрел особенности влияния на климат широты места, материков и океанов, снежного и ледяного покровов, рельефа и растительности, деятельности людей. Им было опубликовано 300 работ по различным вопросам биологии. Берг придавал большое значение историко-географической тематике. Ландшафтно-зональный принцип территориальных характеристик, разрабо­танный Бергом, нашел широкое применение в работах многих отечественных физико-географов.

Научная школа Вавилова. Никола́й Ива́нович Вави́лов (13 (25) ноября 1887, Москва, Российская империя — 26 января 1943, Саратов, РСФСР, СССР) — российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ[1]. Президент (1929—1935), вице-президент (1935—1940) ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества (1931—1940), основатель (1920) и бессменный до момента ареста директор Всесоюзного института растениеводства (1930—1940), директор Института генетики АН СССР (1930—1940), член Экспедиционной комиссии АН СССР, член коллегии Наркомзема СССР, член президиума Всесоюзной ассоциации востоковедения. В 1926—1935 годах член Центрального исполнительного комитета СССР, в 1927—1929 — член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, охвативших большинство континентов (кроме Австралии и Антарктиды), в ходе которых выявил древние очаги формообразования культурных растений. Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений[2]. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов[3]. Внёс существенный вклад в разработку учения о биологическом виде. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Он заложил основы системы государственных испытаний сортов полевых культур. Сформулировал принципы деятельности главного научного центра страны по аграрным наукам, создал сеть научных учреждений в этой области.[4]

Погиб в годы сталинских репрессий. На основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году, в 1941 году — осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. В 1943 году умер в тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.

Геогрофо-геохим школа В. И. Вернадского- Полынова - ученик Докучаева, специализировался по минералогии и кристаллографии, членом АН. В 1916 г. появилось поня­тие о «живом веществе», Вернадский заложил основы учения о биогеохимии.

В 1926 г. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», в которой обосновал стройное учение об этой специфической оболочке. «Биосфера — это область пла­неты, наиболее богатая, вероятно, действенной энергией. Вед. Роль жив. организмов. Живыми организмами обусловлен химический состав атмосферы, гидросферы, частично литосфера. Атмосфера, гидросфера и литосфера — среда обитания организ­мов и части биосферы. Живое вещество есть геологическая функция биосферы. Заключительным результатом эволюции биосферы является человек.

Цель - исследовать жизнь химических элементов в природе (их сочетания и миграции).

Для обозначения «очеловеченной биосферы» Вернадский использовал тер­мин «ноосфера», т.е. сфера разума.

Пространственные параметры биосферы В.И. Вернадского почти совпадают с географической оболочкой, ассоциируемой значительным числом географов с основным объектом географии. Учение о географической оболочке развивал А.А. Григорьев.

Ландшафтно-геофизическая школа А. А. Григорьев — создатель и руководитель Ин. гео АН СССР.

Объект - физ гео - г.о. - зона взаимопроникновения и взаимодействия атмо-, гидро-, и литосферы и биосферы. Климат определяет все на Земле. Ввел в научный оборот термин «физ гео оболочка» и использовал для ее изучения количественные методы (пр, м-д балансов). Биосфера - это этап в развитии г.о.

Стремился поднять гео на уровень современной фундаментальной науки.

Сформулировал периодический закон географической зональности.

Б. Б. Полынов. (последователь Вернадского) занимался изучением почв Черниговской губернии.

Полынов разработал ландшафтно-почвенный метод. На его основе было проведено исследование донских песков и равнин Северной Монголии, выделены характерные ландшафты.

Полынов изучал миграционную способность основных химических элемен­тов при исследовании коры выветривания. Уделял внимание объему, энергии, ве­су, миграции эл-тов. По-другому можно сказать, что геохимия ландшафта — это история атомов в ландшафте». Полынов создал стройное учение о ландшафтах, их геохимической жизни, о круговороте веществ внутри ландшафтов и почв, усилив исторический ас­пект географии.

Ввел понятие геохимический л-т, в кот-м выявляются вертик и горизонталь­ные связи. Л-ты претерпевают изменения. це­лостный объект, обладающий, кроме этой генетической связи, еще единством миграций химических элементов в коре выветривания и глубже расположенными коренными породами и подземными водами. Геохимический ландшафт выявляется не только в его го­ризонтальных, но и в его вертикальных связях.

Берг, характеризуя значение трудов Вернадского для геогра­фии, упоминает о возможности выделения особой научной дисцип­лины — химической географии[1]. Полынов такую дисциплину создал, понимая под химической географией не пауку о простран­ственном распространении и миграциях отдельных химических элементов, а учение об их сочетаниях и миграциях в географиче­ских ландшафтах.

За несколько месяцев до смерти Полынов лачал писать боль­шой итоговый труд «Учение о ландшафтах». К великому сожа­лению для нашей науки, он успел написать лишь первые его гла­вы. Но и в незаконченном виде монография Полынова имеет огромное значение для развития географии. В начале этого труда Полынов написал: «То замечательное направление в географиче­ской науке, которое предопределяет ее будущее значение синтети­ческого естествознания, следует назвать ландшафтным направле­нием» 1. Полынов начал рассматривать ландшафтное направление не с узких позиций описаний элементов ландшафтов, их система­тизации и инвентаризации, а как «синтетическое естествознание». Интересно для последующего анализа научных школ, что Полынов понятие о ландшафте, связанное с поверхностью суши, распрост­ранял и на подводные области океанов и морей, предсказав то время, «когда учение о субаквальных (подводных) ландшафтах океанов и морей выделится в особую отрасль».

Полынов ввел в учение о ландшафтах представление об их ис­торической и связанной с ней пространственной стадиальности, о различной их сложности, о ландшафтной цепи и ландшафтных узлах. Для этого труда Полынова, как и для других его работ, ха­рактерен историзм. Он писал, что ландшафтные единицы «по самой природе своей — образования, подверженные непрерывному, постоянно действующему изменению». Он рассматривал ландшафт не только как эффект взаимодействия природных процессов, что и до сих пор находится в центре внимания ландшафтоведов, «но и как систему, осущестнляющую работу этого взаимодействия». Системный подход, к идее которого Полынов пришел в 1952 г., был связан им с историческим методом, с необходимостью ана­лиза происхождения и формирования ландшафта и анализа «ланд­шафтного процесса». На этом карандаш выпал из руки умираю­щего Б. Б, Полынова.

Географо-гидрологическая школа Глушкова — Муравейского возникла в первые годы после Октябрьской революции. В 1918— 1919 гг. замечательный гидролог В. Г, Глушков (1883—1939) составил, проект организации Государственного гидрологического института для изучения гидрологических процессов на генетиче­ской основе. В отличие от многих современных ему гидрологов Глушков учитывал большое воздействие на водный режим пре­образующей роли человека и считал, что надо создать «гидрологию от человеческой деятельности». Он писал, что гидрология должна изучить процессы в измененных ландшафтах, потому что они бу­дут вытеснять естественные ландшафты [2].

Учениками и последователями В. Г. Глушкова стали многие крупные советские географы-гидрологи: Л. К. Давыдов (1893— 1968), В. А. Аполлов (1889—1969) —автор книги «Учение о ре­ках» (1951, 1963), В. В. Поляков (1894—1948).

Важную страницу советской географо-гидрологической школы вписал С. Д. Муравейский (1894—1950). Старый член Коммуни­стической партии, деятельный участник гражданской войны, один из организаторов Среднеазиатского университета, Муравейский обладал глубокими знаниями по философии, биологии, озероведе нию, гидробиологии, гидрологии и географии в целом, математике, картометрии и другим наукам. Его вступительная статья в книге «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова и новое ее «прочтение» по­ставили Муравейского в ряд замечательних литературоведов.

В 1946—1948 гг. Муравейский выступил с программными тео­ретическими статьями — «Процесс стока как географический фак­тор» и «Роль географических факторов в формировании геогра­фических комплексов». Муравейский увидел в стоке, в отличие от «классической» статистической гидрологии, которую он иро­нически называл «наукой о коэффициентах», сложный историче­ский процесс, определяющий взаимоотношения между океаном и водами суши, со свойственным ему особым круговоротом ве­ществ 9. Он стал рассматривать водоем как целостный природный комплекс, в котором вода — это почва в широком смысле слова, обладающая биологической продуктивностью, т. е. плодородием как и земля.

По Муравейскому, сток — один из самых могучих факторов развития природы, в том числе органического мира, который, в свою очередь, сильно видоизменил процесс стока. Муравейский выдвинул одну из наиболее сложных проблем географии — «воз­никновения, формирования и развития географических комплек­сов, или, что одно и то же, географического целого». Он поставил вопрос об изучении географического целого как сложной системы и предложил логическую структурную модель целостной географической системы. В этой модели он соединил стрелками разного типа сильные и более слабые, прямые и обратные связи трех интегрирующих географических факторов — климата, стока, рельефа и трех природных процессов — выветривания, почвообра­зования и развития органического мира. Среди трех интегрирую­щих факторов на первое место Муравейский выдвинул сток, не только перемещающий водные массы, но и транспортирующий растворенные в них соли, осуществляющий миграции химических элементов. Этот системный подход, исследование водных объек­тов как аналогов почвы хорошо дополняет концепцию Полынова, работы которого Муравейский оценивал особенно высоко.

Океанологич шк. Ю.М. Шокальского-Зубова - основоположник этой школы, рас­пространили м-д комплексного изучения ПТС суши на океан.

Создали школу в области физ океанологии, но они не рассматривали биоло­гия жизнь океана.

Эта школа распро­странила метод комплексного изучения природных территориаль­ных систем суши на океан. Основоположник этой научной школы, Ю. М. Шокальский (1856—1940) прославил себя как в изучении суши — по составлению гипсометрической карты нашей родной страны и по изучению озер,— так и в исследовании океанов и мо­рей. Великолепный очерк о Шокальском написал Борзов 10. Шо­кальский обнимал своими работами весь Мировой океан, но более всего знал моря Северного Ледовитого океана, Балтийское и Чер­ное. Самые крупные работы Шокальского — «Океанография» (1917, 1963; первая премия Академии наук СССР в 1919 г. и пре­мия имени Ге Французской академии наук в 1923 г.) и «Физиче­ская океанология» (1933). Шокальский рассматривал океаны, моря, заливы, проливы как географически целостные объекты, с присущими им водными массами, историей, динамикой, прили­вами, течениями, с их взаимодействием с сушей, с климатом и дру­гими природными факторами.

Н. Н. Зубов (1885—1960) еще более развил географический аспект океанологических исследований. В этом отношении показа­тельны его классические монографии «Морские воды и льды» (1938), «Льды Арктики» (1945), «Динамическая океанология» (1947), «Основы учения о проливах Мирового океана» (1956). Последняя из монографий особенно показательна как по геогра­фической классификации проливов (проливы фиордовых и шхер­ных районов, коралловых районов, районов вечной мерзлоты и ископаемого льда, дельт и лиманов и т. д.), так и по анализу водо­обмена в проливах и причин циркуляции вод, приливо-отливных явлений, уровня моря, волнений, льдов. Формирование зубовской школы было специально рассмотрено в журнале «Природа» п. Авторы статей о Зубове, в частности, выделили «зубовские пятни­цы», которые проходили каждую неделю в течение многих лет. Творческие семинары с молодежью играют важную роль в созда­нии крупных научных школ.

Шокальский и Зубов создали школу в области физической океанологии (как бы аналогичной физической географии при из­учении суши). По они не рассматривали биологическую жизнь океана. В этом их существенно дополнили крупнейшие советские океанологи и гидробиологи Л. Л. Зенкевич (1889—1970) и В. Г. Богоров (1904—1971). Зенкевич и Богоров были географами, хорошо понимали существо географического комплексного метода и использовали его для широких обобщений. Это видно по клас­сической двухтомной монографии Л. А. Зенкевича — «Фауна и биологическая продуктивность моря» (1947—1951) и по его кни­гам «Моря СССР, их фауна и флора» (1951) и «Биология морей СССР» (1963). В этих трудах Зенкевич уделял большое внимание биогеографическим вопросам, занимался районированием Миро­вого океана по его биологической продуктивности, устанавливал экологические цепи в разных океанах и морях, характеризовал

Биогеграфич шк. Сукачева-Сочавы В; Биогеографическая школа Сукачева—Сочавы ведет свое нача­ло от докучаевской научной школы. Важную роль в формирова­нии идей В. Н. Сукачева (1880—1967), в частности, сыграл Г. Ф. Морозов. Сукачев изучал системы растительности, находя­щиеся в непрерывном развитии и изменении, как спонтанном, так и под влиянием человеческой деятельности. Он блестяще показал, как фитоценозы диалектически связаны с окружающей природой и как, в свою очередь, они изменяют эту природу. От исследования фитоценозов Сукачев пришел к идее биоценоза, и далее к идее биогеоценоза, т. е. единства биоценоза с топографически отвечаю­щими ему другими природными компонентами. Биогеоценозы Сукачев сравнивал с ландшафтами. Отмечая близость этих двух понятий, он отметил и их различия, которые заключаются в том, что ландшафты — категории физико-геогра­фического (территориального) районирования, а при выделении типов биогеоценозов не принимается во внимание удаленность или близость конкретных биогеоценозов. «Поэтому,— говорил Сука­чев,— если таксономические единицы и лаидшафтоисдении суть единицы в основном хорологические, то таксономические единицы в биогеоценологии таковыми не являются. Конечно, и эти послед­ние занимают известное место на земной поверхности, но нас прежде всего интересует не это, а характер взаимодействия (коак-ций) между компонентами, или, выражаясь более общо, характер процесса круговорота, точнее, взаимного обмена веществом и энер­гией. Изучение этого процесса, который можно назвать основным бногеоценотическим процессом, и является главнейшей задачей биогеоценологии» 12. По Сукачеву, «биогеоценотпческий покров земной поверхности как на суше, так и в водной среде все время изменяется, развивается. С того момента, как участок литосферы, вышедший на дневную поверхность, начинает подвергаться дейст­вию атмосферных агентов и заселяться организмами, начинается этот процесс разиптпк, процесс биогеоценогенеза, который никогда не прекращается, пока существует данный участок территории».

Сукачев считал, что движущей силой биогеоценогенеза как процесса саморазвития являются не внешние, а внутренние проти­воречивые взаимодействия его компонентов. Он был против идеи «климакса» в развитии биологических сообществ, выдвинутой бур­жуазной наукой. Сукачев поставил проблему управления разви­тием биогеоценозов, «чтобы оно давало максимум пользы дли mi ловека».

Классические труды В. Н. Сукачева, вышедшие в COBBTCMOi время,— «Растительные сообщества» (ряд изданий), «Руководс i им к исследованию типов лесов» (1930), «Основы лесной бпогеоцепо-логии» (1964) (совместно с Н. Дылисом).

Многие идеи В. Н. Сукачева были развиты В. В | (1905-1978). В. Б. Сочава следующим образом определи i прим ципиальные позиции современной географии (1969): «Общая и дача географии — изучение структуры и динамики reoi рафиче< кий среды и разработка научных основ ее комплексною иссле та.мши

Главнейшая функция современной географии научной юно ванне различных комплексных проблем изучения и ИСПОЛЫ 1Я природной среды. По мере дифференциации г ра фи чес НИХ |Щ ний и дальнейшего обособления их в самое и.ш.н ниц АН направления перед географией возникают новые тип дачи — интегрировать данные различных дисциплин в не ш\ п ния цельной географической концепции... География как на ция наук о природе, населении и хозяйстве оперирует с ни мерностями природными и общественными, имеющими, мн> известно, различную гносеологическую сущность. Мри >том N хорошо разработанная теория, которая может обоегк к|н|и'Н тивность взаимодействия между отдельными географическими дисциплинами при решении комплексных проблем. Такую фуш цию призвана выполнять теоретическая география, которая. должна выполнять связующую роль по отношению ко всей ассо­циации географических наук» |3.

Б. Сочава Сочава разрабатывал принципы физико-географического районирования, теории ландшафтоведения, комплексного гео­графического изучения таежных территорий. Сочава развивал структурно-динамическое направление в ландшафтоведении. Объекты такого исследования Сочава предложил называть геосистемами.

Под географией Сочава понимал систему наук. Задача географии, по мне­нию Сочавы, «изучение структуры и динамики географической среды и разработ­ка научных основ ее комплексного исследования...».

Сочава наметил перспективы развития географической науки, одним из важнейших направлений которой должен быть связан с географическим прогно­зированием. Сочава рассмотрел не только задачи, но и основные методы прогно­зирования, используя натурные наблюдения и набор специальных карт, состав­ляемых для определенных временных этапов развития геосистем.

Берг и Геттнер говорили, что гео - это наука о гео ландшафтах, конкретных тер. Единицах. А Григорьев говорил, что необходимо изучать гео среду как целое, т. е. все элементы природы в их взаимодействии как звенья единой великой цепи ф-гео про­цесса. Занимался проблемами эк. геогр., район-м. Эк гео-наука об эк Районах и об их взаимодействии. Основным объектом географии названа «географическая сре­да», в том числе преобразуемая деятельностью человека. Географическая среда, по мысли Григорьева, — объединяющее начало и для физической и для экономи­ческой географии. Позже Григорьев считал возможным выделение отдельно фи­зико-географической среды и экономико-географической.

Григорьев Андрей Александрович Григорьев (1 ноября 1883, Царское Село — 22 сентября 1968, Москва) — русский географ, академик АН СССР (1939 год), первый директор (1931—1951 годы) Института географии АН СССР.Содержание.

Окончив Петербургский университет (1907 год), Андрей Александрович Григорьев продолжил образование в Берлинском и Гейдельбергском университетах (1907 — 1909 годы).

В период с 1909 по 1916 годы Андрей Александрович Григорьев работал в отделе географии Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

В 1918 году Андрея Александровича Григорьева назначили деканом основанного при его участии первого в России Географического института. С 1925 по 1936 годы был профессором Петербургского университета.

С 1931 по 1951 годы работал первым директором Института географии РАН, а с 1960 по 1966 годы являлся главным редактором Краткой географической энциклопедии.

До 1930-х годов Андрей Александрович Григорьев придерживался хорологического подхода, акцентируя внимание на природной составляющей, но в последующем отказался от этих убеждений и экономической географией больше не занимался.

Андрей Александрович Григорьев в 1932 году написал оригинальную концепцию географической формы движения материи.

Основные труды посвящены общей теории физической географии (в том числе, и о учении о географической оболочке), принципам и методам физико-географического районирования и типам географической среды.

Утверждению понятия «географическая оболочка» в географии и развитию науки об основах землеведения плодотворно способствовал СВ. Калесник. Заве­довал кафедрами географии полярных стран и физической географии, исполнял обязанности декана, проректора и ректора. Много работал в Географическом об­ществе.

Калесник был одним из основоположников отечественной гляциологии. Опубликовал много работ по этой теме, среди них - «Общая гляциология» Им введены и развиты понятия о хионосфере, ледниковых коэффициентах, энергии оледенения, создана классификация ледников.

Калесник развил представление о природе как едином целом и попытался показать это единство с позиций учения о географической оболочке. Калесник впервые включил учение о географической оболочке в учебную дисциплину Рас­смотрению свойств географической оболочки посвящена книга Калесника «Об­щие географические закономерности Земли». Эти свойства вытекают из взаимо­действия космических и теллурических сил и выражены в особенностях устрой­ства земной поверхности, в проявлении закона зональности, во влиянии азональ­ных факторов, в ритмических процессах, в непрерывных круговоротах вещества и энергии. Все эти и другие процессы придают географической оболочке законо­мерную целостность и устойчивость. Ряду свойств (35) географической оболочки Калесник придал значение законов- 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.029 с.)