Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные научные направления и школы в физической геофафии в хх-хх1 веках (Л. С. Берг, В. И. Вернадский, Б. Б. Полынов, Ю. М. Шокальский, А. А. Григорьев, С. В. Колесник, В. Б. Сочава. )
Физико-географическая школа Л. С. Берга-Борзова — выдающийся уч., ученик Анучина. Первая экспедиция была связана с изучением соленых озер юга Западной Сибири и Северного Казахстана ср. Азии, Африки. Написал более 70 работ. Научный метод Берга с самого начала его деятельности базировался на комплексном подходе к изучаемым явлениям, на исследовании взаимосвязей, генезиса и динамики природных объектов. 1913 г. вышла большая статья Берга «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные морфологические области. В отличие от Геттнера (география как о наука, изучающая страны), Берг на первый план выдвигал «изучение ландшафтов или естественных районов», территорий, имеющих естественные границы. Вершиной развития учения о ландшафтах на примере конкретной территории стала монография Берга «Географические зоны Советского Союза». Написал ряд Геологических работ. Берг был убежденным сторонником Вернадского об огромной роли организмов в геологической истории. Берг был замечательным климатологом. Водоемы и климат для Берга это — элементы ландшафта со сложными взаимосвязями с другими элементами и компонентами. Он последовательно рассмотрел особенности влияния на климат широты места, материков и океанов, снежного и ледяного покровов, рельефа и растительности, деятельности людей. Им было опубликовано 300 работ по различным вопросам биологии. Берг придавал большое значение историко-географической тематике. Ландшафтно-зональный принцип территориальных характеристик, разработанный Бергом, нашел широкое применение в работах многих отечественных физико-географов. Научная школа Вавилова. Никола́й Ива́нович Вави́лов (13 (25) ноября 1887, Москва, Российская империя — 26 января 1943, Саратов, РСФСР, СССР) — российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ[1]. Президент (1929—1935), вице-президент (1935—1940) ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества (1931—1940), основатель (1920) и бессменный до момента ареста директор Всесоюзного института растениеводства (1930—1940), директор Института генетики АН СССР (1930—1940), член Экспедиционной комиссии АН СССР, член коллегии Наркомзема СССР, член президиума Всесоюзной ассоциации востоковедения. В 1926—1935 годах член Центрального исполнительного комитета СССР, в 1927—1929 — член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, охвативших большинство континентов (кроме Австралии и Антарктиды), в ходе которых выявил древние очаги формообразования культурных растений. Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений[2]. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов[3]. Внёс существенный вклад в разработку учения о биологическом виде. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Он заложил основы системы государственных испытаний сортов полевых культур. Сформулировал принципы деятельности главного научного центра страны по аграрным наукам, создал сеть научных учреждений в этой области.[4] Погиб в годы сталинских репрессий. На основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году, в 1941 году — осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. В 1943 году умер в тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован. Геогрофо-геохим школа В. И. Вернадского- Полынова - ученик Докучаева, специализировался по минералогии и кристаллографии, членом АН. В 1916 г. появилось понятие о «живом веществе», Вернадский заложил основы учения о биогеохимии. В 1926 г. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», в которой обосновал стройное учение об этой специфической оболочке. «Биосфера — это область планеты, наиболее богатая, вероятно, действенной энергией. Вед. Роль жив. организмов. Живыми организмами обусловлен химический состав атмосферы, гидросферы, частично литосфера. Атмосфера, гидросфера и литосфера — среда обитания организмов и части биосферы. Живое вещество есть геологическая функция биосферы. Заключительным результатом эволюции биосферы является человек. Цель - исследовать жизнь химических элементов в природе (их сочетания и миграции). Для обозначения «очеловеченной биосферы» Вернадский использовал термин «ноосфера», т.е. сфера разума.
Пространственные параметры биосферы В.И. Вернадского почти совпадают с географической оболочкой, ассоциируемой значительным числом географов с основным объектом географии. Учение о географической оболочке развивал А.А. Григорьев. Ландшафтно-геофизическая школа А. А. Григорьев — создатель и руководитель Ин. гео АН СССР. Объект - физ гео - г.о. - зона взаимопроникновения и взаимодействия атмо-, гидро-, и литосферы и биосферы. Климат определяет все на Земле. Ввел в научный оборот термин «физ гео оболочка» и использовал для ее изучения количественные методы (пр, м-д балансов). Биосфера - это этап в развитии г.о. Стремился поднять гео на уровень современной фундаментальной науки. Сформулировал периодический закон географической зональности. Б. Б. Полынов. (последователь Вернадского) занимался изучением почв Черниговской губернии. Полынов разработал ландшафтно-почвенный метод. На его основе было проведено исследование донских песков и равнин Северной Монголии, выделены характерные ландшафты. Полынов изучал миграционную способность основных химических элементов при исследовании коры выветривания. Уделял внимание объему, энергии, весу, миграции эл-тов. По-другому можно сказать, что геохимия ландшафта — это история атомов в ландшафте». Полынов создал стройное учение о ландшафтах, их геохимической жизни, о круговороте веществ внутри ландшафтов и почв, усилив исторический аспект географии. Ввел понятие геохимический л-т, в кот-м выявляются вертик и горизонтальные связи. Л-ты претерпевают изменения. целостный объект, обладающий, кроме этой генетической связи, еще единством миграций химических элементов в коре выветривания и глубже расположенными коренными породами и подземными водами. Геохимический ландшафт выявляется не только в его горизонтальных, но и в его вертикальных связях. Берг, характеризуя значение трудов Вернадского для географии, упоминает о возможности выделения особой научной дисциплины — химической географии[1]. Полынов такую дисциплину создал, понимая под химической географией не пауку о пространственном распространении и миграциях отдельных химических элементов, а учение об их сочетаниях и миграциях в географических ландшафтах. За несколько месяцев до смерти Полынов лачал писать большой итоговый труд «Учение о ландшафтах». К великому сожалению для нашей науки, он успел написать лишь первые его главы. Но и в незаконченном виде монография Полынова имеет огромное значение для развития географии. В начале этого труда Полынов написал: «То замечательное направление в географической науке, которое предопределяет ее будущее значение синтетического естествознания, следует назвать ландшафтным направлением» 1. Полынов начал рассматривать ландшафтное направление не с узких позиций описаний элементов ландшафтов, их систематизации и инвентаризации, а как «синтетическое естествознание». Интересно для последующего анализа научных школ, что Полынов понятие о ландшафте, связанное с поверхностью суши, распространял и на подводные области океанов и морей, предсказав то время, «когда учение о субаквальных (подводных) ландшафтах океанов и морей выделится в особую отрасль».
Полынов ввел в учение о ландшафтах представление об их исторической и связанной с ней пространственной стадиальности, о различной их сложности, о ландшафтной цепи и ландшафтных узлах. Для этого труда Полынова, как и для других его работ, характерен историзм. Он писал, что ландшафтные единицы «по самой природе своей — образования, подверженные непрерывному, постоянно действующему изменению». Он рассматривал ландшафт не только как эффект взаимодействия природных процессов, что и до сих пор находится в центре внимания ландшафтоведов, «но и как систему, осущестнляющую работу этого взаимодействия». Системный подход, к идее которого Полынов пришел в 1952 г., был связан им с историческим методом, с необходимостью анализа происхождения и формирования ландшафта и анализа «ландшафтного процесса». На этом карандаш выпал из руки умирающего Б. Б, Полынова. Географо-гидрологическая школа Глушкова — Муравейского возникла в первые годы после Октябрьской революции. В 1918— 1919 гг. замечательный гидролог В. Г, Глушков (1883—1939) составил, проект организации Государственного гидрологического института для изучения гидрологических процессов на генетической основе. В отличие от многих современных ему гидрологов Глушков учитывал большое воздействие на водный режим преобразующей роли человека и считал, что надо создать «гидрологию от человеческой деятельности». Он писал, что гидрология должна изучить процессы в измененных ландшафтах, потому что они будут вытеснять естественные ландшафты [2]. Учениками и последователями В. Г. Глушкова стали многие крупные советские географы-гидрологи: Л. К. Давыдов (1893— 1968), В. А. Аполлов (1889—1969) —автор книги «Учение о реках» (1951, 1963), В. В. Поляков (1894—1948). Важную страницу советской географо-гидрологической школы вписал С. Д. Муравейский (1894—1950). Старый член Коммунистической партии, деятельный участник гражданской войны, один из организаторов Среднеазиатского университета, Муравейский обладал глубокими знаниями по философии, биологии, озероведе нию, гидробиологии, гидрологии и географии в целом, математике, картометрии и другим наукам. Его вступительная статья в книге «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова и новое ее «прочтение» поставили Муравейского в ряд замечательних литературоведов. В 1946—1948 гг. Муравейский выступил с программными теоретическими статьями — «Процесс стока как географический фактор» и «Роль географических факторов в формировании географических комплексов». Муравейский увидел в стоке, в отличие от «классической» статистической гидрологии, которую он иронически называл «наукой о коэффициентах», сложный исторический процесс, определяющий взаимоотношения между океаном и водами суши, со свойственным ему особым круговоротом веществ 9. Он стал рассматривать водоем как целостный природный комплекс, в котором вода — это почва в широком смысле слова, обладающая биологической продуктивностью, т. е. плодородием как и земля.
По Муравейскому, сток — один из самых могучих факторов развития природы, в том числе органического мира, который, в свою очередь, сильно видоизменил процесс стока. Муравейский выдвинул одну из наиболее сложных проблем географии — «возникновения, формирования и развития географических комплексов, или, что одно и то же, географического целого». Он поставил вопрос об изучении географического целого как сложной системы и предложил логическую структурную модель целостной географической системы. В этой модели он соединил стрелками разного типа сильные и более слабые, прямые и обратные связи трех интегрирующих географических факторов — климата, стока, рельефа и трех природных процессов — выветривания, почвообразования и развития органического мира. Среди трех интегрирующих факторов на первое место Муравейский выдвинул сток, не только перемещающий водные массы, но и транспортирующий растворенные в них соли, осуществляющий миграции химических элементов. Этот системный подход, исследование водных объектов как аналогов почвы хорошо дополняет концепцию Полынова, работы которого Муравейский оценивал особенно высоко. Океанологич шк. Ю.М. Шокальского-Зубова - основоположник этой школы, распространили м-д комплексного изучения ПТС суши на океан. Создали школу в области физ океанологии, но они не рассматривали биология жизнь океана. Эта школа распространила метод комплексного изучения природных территориальных систем суши на океан. Основоположник этой научной школы, Ю. М. Шокальский (1856—1940) прославил себя как в изучении суши — по составлению гипсометрической карты нашей родной страны и по изучению озер,— так и в исследовании океанов и морей. Великолепный очерк о Шокальском написал Борзов 10. Шокальский обнимал своими работами весь Мировой океан, но более всего знал моря Северного Ледовитого океана, Балтийское и Черное. Самые крупные работы Шокальского — «Океанография» (1917, 1963; первая премия Академии наук СССР в 1919 г. и премия имени Ге Французской академии наук в 1923 г.) и «Физическая океанология» (1933). Шокальский рассматривал океаны, моря, заливы, проливы как географически целостные объекты, с присущими им водными массами, историей, динамикой, приливами, течениями, с их взаимодействием с сушей, с климатом и другими природными факторами. Н. Н. Зубов (1885—1960) еще более развил географический аспект океанологических исследований. В этом отношении показательны его классические монографии «Морские воды и льды» (1938), «Льды Арктики» (1945), «Динамическая океанология» (1947), «Основы учения о проливах Мирового океана» (1956). Последняя из монографий особенно показательна как по географической классификации проливов (проливы фиордовых и шхерных районов, коралловых районов, районов вечной мерзлоты и ископаемого льда, дельт и лиманов и т. д.), так и по анализу водообмена в проливах и причин циркуляции вод, приливо-отливных явлений, уровня моря, волнений, льдов. Формирование зубовской школы было специально рассмотрено в журнале «Природа» п. Авторы статей о Зубове, в частности, выделили «зубовские пятницы», которые проходили каждую неделю в течение многих лет. Творческие семинары с молодежью играют важную роль в создании крупных научных школ.
Шокальский и Зубов создали школу в области физической океанологии (как бы аналогичной физической географии при изучении суши). По они не рассматривали биологическую жизнь океана. В этом их существенно дополнили крупнейшие советские океанологи и гидробиологи Л. Л. Зенкевич (1889—1970) и В. Г. Богоров (1904—1971). Зенкевич и Богоров были географами, хорошо понимали существо географического комплексного метода и использовали его для широких обобщений. Это видно по классической двухтомной монографии Л. А. Зенкевича — «Фауна и биологическая продуктивность моря» (1947—1951) и по его книгам «Моря СССР, их фауна и флора» (1951) и «Биология морей СССР» (1963). В этих трудах Зенкевич уделял большое внимание биогеографическим вопросам, занимался районированием Мирового океана по его биологической продуктивности, устанавливал экологические цепи в разных океанах и морях, характеризовал Биогеграфич шк. Сукачева-Сочавы В; Биогеографическая школа Сукачева—Сочавы ведет свое начало от докучаевской научной школы. Важную роль в формировании идей В. Н. Сукачева (1880—1967), в частности, сыграл Г. Ф. Морозов. Сукачев изучал системы растительности, находящиеся в непрерывном развитии и изменении, как спонтанном, так и под влиянием человеческой деятельности. Он блестяще показал, как фитоценозы диалектически связаны с окружающей природой и как, в свою очередь, они изменяют эту природу. От исследования фитоценозов Сукачев пришел к идее биоценоза, и далее к идее биогеоценоза, т. е. единства биоценоза с топографически отвечающими ему другими природными компонентами. Биогеоценозы Сукачев сравнивал с ландшафтами. Отмечая близость этих двух понятий, он отметил и их различия, которые заключаются в том, что ландшафты — категории физико-географического (территориального) районирования, а при выделении типов биогеоценозов не принимается во внимание удаленность или близость конкретных биогеоценозов. «Поэтому,— говорил Сукачев,— если таксономические единицы и лаидшафтоисдении суть единицы в основном хорологические, то таксономические единицы в биогеоценологии таковыми не являются. Конечно, и эти последние занимают известное место на земной поверхности, но нас прежде всего интересует не это, а характер взаимодействия (коак-ций) между компонентами, или, выражаясь более общо, характер процесса круговорота, точнее, взаимного обмена веществом и энергией. Изучение этого процесса, который можно назвать основным бногеоценотическим процессом, и является главнейшей задачей биогеоценологии» 12. По Сукачеву, «биогеоценотпческий покров земной поверхности как на суше, так и в водной среде все время изменяется, развивается. С того момента, как участок литосферы, вышедший на дневную поверхность, начинает подвергаться действию атмосферных агентов и заселяться организмами, начинается этот процесс разиптпк, процесс биогеоценогенеза, который никогда не прекращается, пока существует данный участок территории». Сукачев считал, что движущей силой биогеоценогенеза как процесса саморазвития являются не внешние, а внутренние противоречивые взаимодействия его компонентов. Он был против идеи «климакса» в развитии биологических сообществ, выдвинутой буржуазной наукой. Сукачев поставил проблему управления развитием биогеоценозов, «чтобы оно давало максимум пользы дли mi ловека». Классические труды В. Н. Сукачева, вышедшие в COBBTCMOi время,— «Растительные сообщества» (ряд изданий), «Руководс i им к исследованию типов лесов» (1930), «Основы лесной бпогеоцепо-логии» (1964) (совместно с Н. Дылисом). Многие идеи В. Н. Сукачева были развиты В. В | (1905-1978). В. Б. Сочава следующим образом определи i прим ципиальные позиции современной географии (1969): «Общая и дача географии — изучение структуры и динамики reoi рафиче< кий среды и разработка научных основ ее комплексною иссле та.мши Главнейшая функция современной географии научной юно ванне различных комплексных проблем изучения и ИСПОЛЫ 1Я природной среды. По мере дифференциации г ра фи чес НИХ |Щ ний и дальнейшего обособления их в самое и.ш.н ниц АН направления перед географией возникают новые тип дачи — интегрировать данные различных дисциплин в не ш\ п ния цельной географической концепции... География как на ция наук о природе, населении и хозяйстве оперирует с ни мерностями природными и общественными, имеющими, мн> известно, различную гносеологическую сущность. Мри >том N хорошо разработанная теория, которая может обоегк к|н|и'Н тивность взаимодействия между отдельными географическими дисциплинами при решении комплексных проблем. Такую фуш цию призвана выполнять теоретическая география, которая. должна выполнять связующую роль по отношению ко всей ассоциации географических наук» |3. Б. Сочава Сочава разрабатывал принципы физико-географического районирования, теории ландшафтоведения, комплексного географического изучения таежных территорий. Сочава развивал структурно-динамическое направление в ландшафтоведении. Объекты такого исследования Сочава предложил называть геосистемами. Под географией Сочава понимал систему наук. Задача географии, по мнению Сочавы, «изучение структуры и динамики географической среды и разработка научных основ ее комплексного исследования...». Сочава наметил перспективы развития географической науки, одним из важнейших направлений которой должен быть связан с географическим прогнозированием. Сочава рассмотрел не только задачи, но и основные методы прогнозирования, используя натурные наблюдения и набор специальных карт, составляемых для определенных временных этапов развития геосистем. Берг и Геттнер говорили, что гео - это наука о гео ландшафтах, конкретных тер. Единицах. А Григорьев говорил, что необходимо изучать гео среду как целое, т. е. все элементы природы в их взаимодействии как звенья единой великой цепи ф-гео процесса. Занимался проблемами эк. геогр., район-м. Эк гео-наука об эк Районах и об их взаимодействии. Основным объектом географии названа «географическая среда», в том числе преобразуемая деятельностью человека. Географическая среда, по мысли Григорьева, — объединяющее начало и для физической и для экономической географии. Позже Григорьев считал возможным выделение отдельно физико-географической среды и экономико-географической. Григорьев Андрей Александрович Григорьев (1 ноября 1883, Царское Село — 22 сентября 1968, Москва) — русский географ, академик АН СССР (1939 год), первый директор (1931—1951 годы) Института географии АН СССР.Содержание. Окончив Петербургский университет (1907 год), Андрей Александрович Григорьев продолжил образование в Берлинском и Гейдельбергском университетах (1907 — 1909 годы). В период с 1909 по 1916 годы Андрей Александрович Григорьев работал в отделе географии Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. В 1918 году Андрея Александровича Григорьева назначили деканом основанного при его участии первого в России Географического института. С 1925 по 1936 годы был профессором Петербургского университета. С 1931 по 1951 годы работал первым директором Института географии РАН, а с 1960 по 1966 годы являлся главным редактором Краткой географической энциклопедии. До 1930-х годов Андрей Александрович Григорьев придерживался хорологического подхода, акцентируя внимание на природной составляющей, но в последующем отказался от этих убеждений и экономической географией больше не занимался. Андрей Александрович Григорьев в 1932 году написал оригинальную концепцию географической формы движения материи. Основные труды посвящены общей теории физической географии (в том числе, и о учении о географической оболочке), принципам и методам физико-географического районирования и типам географической среды. Утверждению понятия «географическая оболочка» в географии и развитию науки об основах землеведения плодотворно способствовал СВ. Калесник. Заведовал кафедрами географии полярных стран и физической географии, исполнял обязанности декана, проректора и ректора. Много работал в Географическом обществе. Калесник был одним из основоположников отечественной гляциологии. Опубликовал много работ по этой теме, среди них - «Общая гляциология» Им введены и развиты понятия о хионосфере, ледниковых коэффициентах, энергии оледенения, создана классификация ледников. Калесник развил представление о природе как едином целом и попытался показать это единство с позиций учения о географической оболочке. Калесник впервые включил учение о географической оболочке в учебную дисциплину Рассмотрению свойств географической оболочки посвящена книга Калесника «Общие географические закономерности Земли». Эти свойства вытекают из взаимодействия космических и теллурических сил и выражены в особенностях устройства земной поверхности, в проявлении закона зональности, во влиянии азональных факторов, в ритмических процессах, в непрерывных круговоротах вещества и энергии. Все эти и другие процессы придают географической оболочке закономерную целостность и устойчивость. Ряду свойств (35) географической оболочки Калесник придал значение законов- 9.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.029 с.) |