Проблема дифференциации и интеграции географии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема дифференциации и интеграции географии.



Принцип целостности. Целостность - это обобщенная хар-ка объектов, обладающих сложной внутр. структурой и выражающих их интегрированность, самодостаточность, относительную автономность, противопоставленность окружению. Это понятие хар-ет качеств, своеобразие объектов, обусловленное присущими только им специф. законномерностями функц-ния и разв-я.

Орган. целое хар-ся функцион. взаимосвязью комп-тов или подс-м, каждый из к-ых обладает спецификой и в месте с тем строгой подчиненностью целому. Комп-ты явл-я рез-ом внутр. диф-ции целого и играют роль его функц. связности.

Общая стратегия научного познания связана с такими философскими категориями как часть и целое, выражающими отношение между совокупностью предметов (элемен­тов) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению эмерджентных свойств, т.е. свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенно­сти. Эти категории хар-ют общее движение познания, которое обычно нач-ся с нерасчл. представления о целом, затем переходит к анализу расчл. целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. Гео к наст, времени прошла целиком первых два этапа познания - нерасчл. целого (единая гео) и изучения частей целого (комп-тов).

Изучение частей целого шло в пределах двух частных геогр. картин мира: прир. (физ.-геогр. и биогеогр.) и социогеогр. (мир. хоз-ва и нас-я).

Во всех науках нашего времени происходит сложный объективный процесс их диффе­ренциации (выделения их разделов, специализированных более узких отраслей и подот­раслей, вплоть до отдельных учений, теорий и т. д.) и интеграции (обьеденения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства). Оба эти процессы связаны с требованиями общественной практики, со спе­циализацией и концентрацией как в производственном, так и в непроизводственной сфе­ре, с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом.

Этот процесс, общий для всех наук, охватил и географическую науку. В разные истори­ческие эпохи в связи с потребностями общественной практики бывает сильнее или диф­ференциация, или интеграция, но интеграция всегда сложнее, труднее для науки. Дифференциация науки происходит в значительной степени стихийно, является резуль­татом требований практики, под ее «напором». Наоборот, интеграционный процесс нуж­дается в более целенаправленных действиях крупных научных организаций, в го­сударственной поддержке, в международном признании.. В географической науке уче­ные, осуществляющие интеграцию в новейшее время стали Н. Н. Баранской в СССР, И. Боуман в США, Д. Стэмп в Англии, С. Лещицкий в Польше, Ж. Дреш но Франции. Вопрос о географической интеграции был поставлен на XXIII Международном геогра­фическом конгрессе. Дифференциация и интеграция в географии иногда рассматри­ваются как своего рода аналоги понятиям «анализ» и «географический синтез». Действи­тельно, в какой-то степени такую аналогию можно провести. Интеграция обязательно требует осуществления географического синтеза.

Процессы дифференциации и интеграции в географии анализируются, объясняются, на­правляются и прогнозируются, основываясь на том или ином теоретическом базисе, ис­ходя из конкретных потребностей того или иного общественного строя. Каждая из географических дисциплин имеет собственный материальный объект иссле­дования в виде пространственной (территориальной) системы: системы рельефа (гео­морфология), водные системы (гидрология), системы жизни (биогеография), системы расселения, городов, экономических объектов (экономическая география), природные территориальные комплексы (физическая география) и т. д.

Рассмотрение этих территориальных систем как целостностей неминуемо требует внут­ренней интеграции, или комплексного подхода в изучении разных объектов в каждой из географических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальной действительности. Например, системы рельефа должны географически изучаться в связи с геологическим строением, с воздействием климатических условий, деятельностью вод (стоком), челове­ческой деятельностью и т. п., а системы расселения обязательно географически изучают­ся в связи с этногенезом населения, его производственной деятельностью, совокупно­стью природных условий и т. д.

Все большее значение приобретает междисциплинарная интеграция, при которой для решения комплексной проблемы соединяются усилил двух и более географических дис­циплин. Процессы междисциплинарной интеграции географических наук имеют особен­но большое значение при осуществлении конкретных исследований. Больше всего во­просов и сомнений вызывает общегеографическая интеграция, т. е. органическое целост­ное объединение как естественных, так и социально-экономических ее отраслей — об­щегеографический синтез. Одним из результатов интеграции в последние десятилетия стали комплексные национальные и региональные географические атласы, характери­зующие в большинстве случаев основные черты природы, населения, хозяйства, культу­ры и других сторон жизни стран и районов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.006 с.)