Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые условия деятельности менеджера

Поиск

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Слово «менеджер» (анг. – maneger) имеет несколько значений:

1. наемный профессиональный управляющий;

2. специалист по управлению производством;

3. предприниматель в профессиональной сфере.

Таким образом, менеджер – это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.

«Менеджер» обозначает принадлежность конкретного человека к управленческой деятельности.

Следует отметить, что управление предполагает освоение личностью не только совокупности знаний в области менеджмента, но и обязательное присутствие психофизиологических научных знаний.

Таким образом, менеджер – это самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками. Менеджер – это человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии.

Возрастающая роль решений и всей деятельности менеджеров в современном обществе способствует привлечению внимания широкой общественности к особенностям положения этой категории наемных работников. С одной стороны, как наемные работники они подвергаются «угнетению» со стороны собственников. С другой, имеют возможности для реализации своих замыслов.

Менеджер в прямом и переносном смысле «продает» свои услуги по управлению, как вышестоящим менеджерам, так и собственникам.

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому или экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятий (менеджеры высшего звена), его структурных подразделений (менеджеры среднего звена) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низшее звено менеджеров).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей – директоров предприятий, учреждений, организаций и других линейных руководителей – начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низшего уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции:

- маркетинг,

- управление кадрами,

- материально-техническое обеспечение,

- рекламно-информационное обслуживание и др.

В современном понимании менеджер – это руководитель, занимающий постоянную должность. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения.

Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Для этого следует иметь знания в области психологии (изучение поведения человека), социологии (развитие коллектива), а также овладеть методами эффективного руководства.

Рыночная экономика вызывает потребность в менеджерах, которые относятся к делу творчески, умеют наиболее оптимально и рационально использовать имеющиеся ресурсы.

Готовность менеджера к будущему определяется соответствием его качеств комплексу предъявляемых к нему требований, которые отражают изменения в области менеджмента. Они касаются:

1. образования менеджера – оно должно быть креативным, непрерывным, профессиональным и сбалансированным,

2. коммуникаций – акцент должен делаться на информационные ресурсы, усиление человеческого фактора, глобализацию идей.

3. управление персоналам, т.е. человеческим капиталом – упор на профессионализм, ценности, качество жизнедеятельности,

4. культуры менеджмента, которая должна быть деловой, методологической, информационной и направленной на социальное поведение,

5. функциональной и ролевой деятельности менеджера – преобладание партнерства, мотивации, качества и стратегии.

В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращение с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий управляющего была «бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая».

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость». Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и, прежде всего, противоречие между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, требовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было недостаточно – взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджеров еще и маклеровских способностей.

И, наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становится менеджером – организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

На сегодняшнем этапе развития общества и всех его сфер особое значение приобретают знания в области менеджмента. Действительно, полноценное и эффективное управление организацией невозможно без высококвалифицированных кадров, имеющих специальный уровень теоретической подготовки и практические навыки работы с персоналам. Потребность в использовании специально обученных менеджеров вызвано тем, что усложнилась система управления современным предприятием и как следствие этого, возникает необходимость формировать комплексные модели, проектировать и исследовать элементы управления.

К основным чертам менеджера XXI века можно отнести:

- профессионализм управления, т.е. определенная структура знаний, виды навыков, компетентность и концептуальность деятельности;

- методологическую культуру работы: креативность и диалектичность мышления;

- организационную культуру деятельности: социальное ориентирование организации, экономия времени, варьирование типами организации;

- уровень образования: определенный уровень сознания, общий уровень культуры, интеллектуальный капитал и государственное мышление;

- типологические черты личности: коммуникабельность, система ценностей, корпоративность, использование новых методов мотивации;

- уровень социальной ответственности: наличие социально-психологических установок, определенный организационный статус, информационная база ответственности.

Таким образом, современному менеджеру следует быть готовым к тому, что развитие экономики требует развитие профессиональных и личностных качеств менеджера. Только тот, кто способен заниматься «над собой», может достичь небывалых высот в карьере.


Модели менеджера

Одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий XXI века – менеджер. Поэтому наука об управлении развивается достаточно быстрыми темпами.

Выполняя свои функции, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях:

1. как управляющий, который облечен властью и руководит большим коллективом людей;

2. как лидер, который способен вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, профессионализм и положительные эмоции;

3. как дипломат, который устанавливает контакты с партнерами и властями, успешно преодолевает внутренние и внешние конфликты;

4. как воспитатель, который обладает высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;

5. как инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, который умеет оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;

6. как человек, который обладает высоким уровнем знаний и способностями, честностью и решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Именно для таких людей создаются школы бизнеса, где их обучают не просто управлять, а делать это качественно.

Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения производственного успеха нужны врожденные дарования? Другими словами, какие факторы влияют на успех деятельности, на формирование профессионального мастерства: природные или социальные? То, что человек получил при рождении от родителей или то, что у него сформировалось при жизни? Каковы слагаемые профессионального мастерства? Какова структура способностей руководителя?

Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, врожденными особенностями организма. Из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности. Способностями называются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие ей быстро и успешно выполнять ту или иную деятельность, говорящие о возможности приобретения знаний, умений и навыков в дальнейшем.

Безусловно, требования к качествам менеджера возникли не сразу. По мере развития общества менялась и оценка к ним.

Ф. Тейлор утверждал, что хороший управляющий должен иметь следующие качества: ум, образование, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здравый смысл, здоровье. Тейлор говорил, что очень трудно найти человека, обладающего всеми девятью качествами.

Руководитель «Дженерал моторс» в 1870-е годы Р. Герстенберг предъявлял к руководителю следующие требования:

- компетентность;

- достоинство и высшая ответственность во всех делах;

- чувство нового и умение рисковать;

- чувственность и подвижность;

- высокая работоспособность и постоянное стремление быть лучшим.

Во всех развитых странах мира господствует убеждение, что основа любой фирмы – высококлассные менеджеры. Менеджеру необходимо фундаментальное образование, но не только оно. В настоящее время, по сравнению с 1960 г., количество студентов американских университетов, изучающих секреты предпринимательской деятельности, возросло примерно в 40 раз.

Многие специалисты, изучающие труд управленцев, приходят к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения помогают предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера.

Исследование теоретиков и практиков менеджмента позволили выделить факторы, которые будут влиять на управленческую деятельность в ближайшее десятилетие:

1. Стрессы, давление и неопределенность. Поэтому от менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. «Эрозия» традиционных ценностей. Поэтому требуется способность проявить свои личные качества и ценности.

3. Широкая возможность выбора. Поэтому необходимо уметь четко выбирать и ставить как собственные цели, так и цели управления.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать профессиональный рост и постоянное развитие.

5. Рост числа проблем и ограничение средств для их решения. Поэтому менеджер должен развивать способности быстро и эффективно решать возникающие управленческие проблемы.

6. Рост конкуренции. Поэтому менеджер должен быть креативен, изобретателен, а также обладать способностью быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка.

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому следует избегать прямых приказов и использовать эффективные навыки влияния на окружающих.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпывают свои возможности. Поэтому менеджер должен осваивать новые, более современные управленческие приемы.

9. Большие затраты и трудности, связанные с использованием наемных работников. Поэтому руководителю требуется более умелое использование людских ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений. Поэтому менеджеры должны не только сами осваивать новые навыки, но и помогать другим в их практическом освоении.

11. Сложность проблем требует объединения усилий нескольких людей. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться результативными в работе.

Типичный управленец, менеджер в развитой капиталистической стране – это, прежде всего, предприимчивый человек, который умеет преодолевать трудности, любыми средствами обеспечивать выполнение задач предприятия и умеет сглаживать конфликты с подчиненными, смягчать основные противоречия между интересами предпринимателя и персонала.

Классифицировать качества современного менеджера можно исходя из сфер деятельности управленца (см. рис. 6.1.).

 

 
 

 


Рис. 6.1. Основные сферы деятельности менеджера

Следовательно, общая модель качеств менеджера может быть представлена как система качеств личности менеджера, каждое из которых предназначено для управления вышеназванными сферами его деятельности.

Важной задачей является выявление характеристик, наиболее значимых для менеджеров как специалистов по управлению. На основе изучения отечественного и мирового опыта в области развития персонала были предложены следующие критерии оценки качеств менеджеров:

- степень готовности к работе;

- высокий уровень самостоятельности;

- инициативность;

- надежность в выполнении работы;

- умение убеждать;

- деловая контактность;

- умение мотивировать сотрудников;

- умение координировать работу сотрудников;

- психологические ресурсы личности.

К личным качествам, в первую очередь, относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывая своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера.

Менеджер должен оберегать дружеские и семейные, да и просто человеческие отношения, которые сами собой не сохраняются. Именно руководитель должен культивировать контакты с людьми.

Работа менеджера чрезвычайна тяжела и насыщена событиями, и поэтому одним из его важнейших качеств должно быть здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить возникающие проблемы, справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности (переключение на другую работу). Силу и энергию необходимо рационально распределять между всеми делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам, ибо, когда потребуется рывок, уставший руководитель, на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех свалившихся на него перегрузок. Поэтому нужно формировать положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; заинтересованность, помогающую продвигаться вперед к освоению новых сфер деятельности; уверенность в себе и своих силах; порядочность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними. Следует заметить, что неспособность трезво посмотреть на проблему, оценить ее, создает дополнительное напряжение, имеющее свойство накапливаться, что приводит к стрессам.

Для успешного управления стрессами нужно научиться правильно относиться к проблемам. Для начала надо, собрав всю информацию и проанализировав ее, разработать альтернативные варианты разрешения проблемной ситуации, просчитать возможные последствия. Только потом можно принимать решение. Менеджер должен правильно оценивать свои силы и возможности, а для этого следует познать самого себя и постоянно совершенствоваться, развивая положительные качества, борясь с негативным. Необходимо постоянно стремиться к успеху, не ставить перед собой невыполнимых задач и философски относиться к поражениям, считая их элементом научения.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать позитивное отношение к жизни и работе, создавать свою команду, выдвигая и обучая людей, раскрывая их способности и таланты.

Следующая группа качеств менеджера, которые и определяют его как руководителя - организаторские. Они отражают организаторскую культуру менеджера, владение им технологией управленческой работы:

- подбором, расстановкой и использованием кадров;

- выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений;

- доведением заданий до исполнителей;

- инструктажем;

- распорядительством;

- контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер деятельности менеджера требует умения четко ставить перед собой цели и способности их достигать. Без этих способностей руководитель может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на второстепенные задачи.

Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, но и упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок.

Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, то есть общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

Во-вторых, те, кто уделят тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый – для стратегического. Третий тип руководителя вообще не отвечает требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Его даже в армии с ее жесткой дисциплиной и подчиненностью с трудом поймут.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудачи.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четки и ясны, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их слышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Однако уверенностью в своих силах могут похвастаться далеко немногие. Причин ее отсутствия немало: это и недостаток практики, который порождает незнание, что же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций со стороны окружающих; это и собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое его качество, могут устроить «праздник непослушания».

Но, как считают психологи, отсутствие уверенности в себе – «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот такие советы дают по этому поводу известные специалисты в области менеджмента Вудкок и Френсис:

1. Прежде всего, следует избегать чрезмерных эмоций, так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела.

2. Нужно быть проще, поскольку зачастую суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать сразу несколькими проблемами.

3. Упорно стремиться к свой цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять.

4. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону.

5. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя только при этом принцип «мы за ценой не постоим».

Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, но не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баланса, а оставшимся помочь стать самим собой, а не подминать под себя.

Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Существует определенный набор человеческих качеств, перечисленных выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может стать в относительно раннем возрасте.

Таким образом, модель менеджера можно представить как совокупность профессиональных и личностных характеристик (см. рис. 6.2.).

 
 


 
 

 


Рис. 6.2. Модель менеджера

Личностные характеристики

А. Эмоционально-волевые:

- Работоспособность

- Эмоциональная устойчивость

- Организованность

- Уверенность в себе

- Реализм

- Целеустремленность

- Самоконтроль

- Решительность

- Склонность к риску

Б. Коммуникативные:

- Общительность

- Активность

- Оптимизм

- Независимость

- Склонность к лидерству

- Инициативность

В. Интеллектуальные:

- Обучаемость

- Комбинаторное мышление

- Способность к концентрации внимания

- Способность к распределению внимания

- Память

- Способность к творчеству

Г. Этические:

- Верность слову

- Наличие четких нравственных принципов

- Патриотизм по отношению к своему предприятию

 

Профессиональные характеристики

А. Знания:

- Наличие ученой степени

- Высшее инженерно-техническое образование

- Высшее экономическое образование

- Иностранный язык

- Современные производственные технологии по конкретным областям деятельности

- Менеджмент НИОКР

- Маркетинг наукоемкой продукции

- Российские системы стандартизации и сертификации

- Зарубежные системы стандартизации и сертификации

- Правила оформления конструкторской документации, стандартов и технических условий на продукцию

- Правила юридического оформления договорных отношений с отечественными партнерами

- Правила юридического оформления договорных отношений с зарубежными партнерами.

- Законы и подзаконные акты, регулирующие отношения, возникающие в процессе создания и работы с объектами интеллектуальной собственности.

Б. Умения и навыки:

- Умение работать в команде

- Способность к эффективной передаче, обработке и представлению информации, в т.ч. с ПЭВМ.

- Навыки организации личного труда

- Навыки организации труда коллектива

- Навыки написания бизнес-плана

- Навыки разработки общей стратегии предприятия

- Навыки текущего планирования

- Навыки организации производства

- Навыки формирования бюджета предприятия

- Навыки оценки трудовой деятельности персонала

- Умение создавать творческий климат на предприятии

- Навыки работы с потребителями (изучение интересов, обратная связь)

- Навыки прогнозирования рынка сбыта

- Навыки организации работы с посредниками, дилерскими сетями, информационными сетями в России

- Навыки организации работы с посредниками, дилерскими сетями, информационными сетями за рубежом

- Навыки контроля за качеством отчетности

- Навыки контроля инновационного проекта по этапам выполнения

- Навыки работы с потенциальными инвесторами.

Таким образом, хороший менеджер – это, в первую очередь, гармонично сложенная, уравновешенная и уверенная в себе личность. Иногда даже бывает, что управленцу без отличных профессиональных навыков, но с великолепными психологическими ресурсами достается более высокий пост и большие полномочия.

Как видно, многие качества влияют на эффективность деятельности менеджера – не только профессиональные, но и личные психологические характеристики. Каждая из таких характеристик определенным образом и в определенной мере влияет на результаты деятельности менеджера, а затем и в компании в целом. Менеджер должен уметь все: и общаться, находить общий язык со всеми, и знать специфические сферы деятельности своего предприятия, и многое другое.

И только образованный менеджер, психологический лидер может стать достойным управляющим крупного предприятия.


Система самоменеджмента

Одна из главных проблем сегодняшней России – отсутствие управленческих кадров необходимого уровня. В настоящее время существуют различные подходы к определению того, что следует понимать под профессиональными навыками менеджера.

Наиболее общее определение предполагает, что в эти навыки необходимо включать умение применять на практике все основные методы и приемы, накопленные теорией менеджмента.

Другой подход ограничивает понимание предмета теми навыками, которые вытекают из структуры повседневных управленческих действий руководителя. Менеджер должен уметь выступать, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, внимательно выслушивать собеседника и т.п.

Встречается подход, имеющий только учебные цели. Согласно данной точки зрения, теорию менеджмента можно постигнуть на лекциях, в беседах и с помощью других видов аудиторных занятий. Навыки же будущего менеджера можно получить на деловых играх или же в реальной работе, после которой следует снова сесть за парту для обсуждения полученного опыта.

Студенты, обучающиеся основам управления, испытывают главную трудность в приобретении практических навыков менеджмента. В стенах института они приобретают солидный багаж теоретических знаний, но не знают, как применить их на практике.

Современное предпринимательство требует, чтобы руководители всех уровней могли решать разнообразные задачи в сжатые сроки. Для этого нужна определенная подготовка. Именно возможность получения таких практических навыков дает самоменеджмент.

Самоменеджмент – это наука о самоорганизации и самоуправлении человека, это овладение практическими навыками, которые необходимы каждому из нас для успешной работы. Современная жизнь требует отнюдь не хаотичной организации труда, а напротив, рациональной самоорганизации, контроля над ситуациями и принятия неординарных решений.

Самоменеджмент как способ организации труда позволяет экономить время, рационально организовывать рабочий день, выявлять собственные ошибки, прогнозировать неудачи и научиться преодолевать обстоятельства. В итоге даже тогда, когда со всех сторон сваливаются разного рода задания, можно, благодаря последовательному планированию времени и использованию методов организации труда, лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени для тех или иных функций.

Таким образом, самоменеджмент– это управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать и рационально использовать, а также быть успешным и самодостаточным человеком.

В развитии самоменеджмента можно выделить три этапа (см. рис. 7.1.)

 
 

 


Рис. 7.1. Развитие самоменеджмента как науки

Первый этап связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы. Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни в жизни каждого человека.

Второй этап начался тогда, когда появилось разделение труда в этой области. Специализация, являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в самоменеджменте продолжает углубляться. Наряду со ставшими уже традиционными разделами (деловой разговор, культура общения и т.д.) появляются новые разработки (управление эмоциями, искусство убеждения и т.д.).

Третий - обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он заключается в определении необходимых отделов этой науки и построение из их взаимосвязи целого.

Самоменеджмент как наука до конца еще не сформировалась, но, тем не менее, ученые, активно работающие в данной области, выделили несколько правил успешного самоменеджмента.

Первое правило самоменеджмента – постановка четких целей, т.е. нужно заранее наиболее конкретно представить, к чему надо стремиться. Правильно поставленная цель дает ясное представление о результате. Но вместе с этим, нужно понимать, что с течением времени конечные цели могут и должны корректироваться в соответствии с изменяющейся внешней средой.

Второе правило – планирование. Так же как любая организация планирует свою деятельность, каждый человек должен планировать использование своего времени для достижения поставленных целей.

Третье правило самоменеджмента - принятие решений, т.е. нужно установить приоритетность, какое из дел надо сделать в первую очередь, а какое во вторую. Недаром говорят, что если погонишься за двумя зайцами, то не поймаешь ни одного, - поэтому, для повышения эффективности работы, надо концентрироваться на выполнение только одной задачи.

Четвертое правило самоменеджмента – реализация и организация, т.е необходимо организовывать распорядок своего рабочего дня и придерживаться его. Основной принцип организации рабочего дня: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».

Пятое правило самоменеджмента – контроль. Получая какой-либо результат, его сравнивают с поставленной целью. Если результат соответствует запланированному, то трудовой процесс идет в заданном направлении, если же нет, то надо либо корректировать течение трудового процесса, либо пересмотреть цели. Таким образом, контроль над результатами служит для оптимизации трудового процесса.

Шестое правило самоменеджмента – разработка рационального подхода к овладению информацией и передача ее другим сотрудникам организации.

По мнению авторов книги «Самоменеджмент» Аниты Бишоф и Клауса Бишофа, самоменеджмент – это ключевая техника, которой владеют немногие, и в этом нет ничего удивительного, потому что ни в школе, ни в институте не учат, как ставить перед собой профессиональные цели и их достигать, организовывать свою работу, правильно использовать время и эффективно сотрудничать с коллегами. Уже будучи руководителем, мы начнем понимать, что неорганизованный стиль работы обходится слишком дорого.

Самоменеджмент представляет собой развитие определенных способностей руководителя:

- профессиональные способности,

- дидактические способности,

- гностические способности,

- экспрессивные способности,

- организаторские способности,

- перцептивные способности,

- способности к концентрации внимания,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.02 с.)