Тема 4. Менеджер как профессия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Менеджер как профессия



Тема 4. Менеджер как профессия

1. Менеджер как профессия.

Особенности специальности «Государственное и муниципальное

управление».

2. Профессионально-деловые качества менеджера

3. Профессионально-личностные качества менеджера.

Примерный перечень показателей профессионально-личностных

качеств государственных и муниципальных служащих.

 

Менеджер как профессия.

Особенности специальности «Государственное и муниципальное

Управление»

Понятие профессии

В океане проблем, окружающих человека на протяжении всей его жиз-

ни, важнейшей является проблема его судьбы, смысла жизни, участия в об-

щественных делах. Реализация человеком всех своих возможностей все-цело зависит от его трудовых усилий, глубины и широты познания.

Умение применять свои знания на деле, создавать нечто новое, пре-одолевать трудности и препятствия – всего этого может достичь человек, который в полной мере овладел мастерством, профессией, приобрел высокую квалификацию, достиг совершенства в каком либо деле.

Истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделе-нии труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как «второй природы» человека.

Деятельность человека явилась единственным и уникальным спосо-бом, позволившим людям выжить во враждебной им среде, борясь за свое существование, преодолевая инертность, стихийность природы. Все, что человек имел первоначально и имеет в настоящее время, получено им от природы, благодаря его энергии и активно-преобразующей деятельности, в том числе путем создания и совершенствования орудий труда, способов и средств воздействия на окружающий мир. Создавая орудия деятельности – материальные носители своей мощи, - человек одновременно возводил здание своего интеллекта, т.е. знания, которые составляют духовную сторо-ну этой деятельности. Таким образом, в человеческой деятельности мате-риальное не существует вне духовного, а духовное в свою очередь – вне материального, они взаимодействуют между собой, составляя такое един-ство, которое можно рассматривать порознь лишь в познавательных целях.

Деятельность людей – это сугубо человеческий способ их отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение человеческим целям, побуждениям и воле, т.е. всему тому, что составляет духовную сторону бытия людей и проявляется в форме творческого отноше-ния к окружающей среде, создания нового, всего того, что не произведено природой. По своему содержанию деятельность – это ничто иное как производство материальных и духовных ценностей, разнообразных форм об-щения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека, его способностей, умений и знаний.

Наиболее общими признаками человеческой деятельности являют-ся следующие:

- во-первых, деятельность – это принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, во многом ему враждеб-ной, состоящий в том, что человек своими действиями создает условия свое-го существования, прежде всего орудия труда (деятельности). Эта деятель-ность по сути является предметной, т.е. преобразующей, реально изменяю-щей как внешний мир, так и самого человека;

- во-вторых, деятельность – это особый способ бытия и развития человека, всех его жизненных сил и способностей, т.е. деятельность изна-чально социальна, представляет собой сущность и самого человека, и общества. Она – среда существования индивидов, а также бытие общества и социальных общностей;

- в-третьих, деятельность – это специфически человеческое свойство жизненной активности, энергии, творческого потенциала, направленных на целесообразные изменения и преобразования внешней природной и социаль-ной действительности.

Таким образом, деятельность человека выступает как процесс реализации сущностных сил индивида в предметных формах, в которых воплощаются знания и умения, идеи и мотивы, ценности и средства, т.е. весь многообразный мир человеческой культуры.

Так как деятельность социальна, то ее смысл и содержание определя-ются как объективными условиями социальной среды, так и субъектив-ными факторами - реализацией идеалов, задач, целей, выбором методов и средств для их воплощения в ходе самой деятельности.

Следовательно, всякая деятельность представляет собой органическое единство объективных и субъективных начал, которые можно разграничить лишь путем логического анализа, в то же время не забывая об их слитности и неразрывности.

Объективные факторы человеческой деятельности – конкретные условия места и времени действия, совокупность многочисленных соци-ально-исторических факторов, социальных общностей, расстановка политических партий, сил и движений, определенных общественных материальных отношений людей и, наконец, способ производства.

Субъективные факторы деятельности – целенаправленность, плано-мерность, организованность, характеризующие активность самого носителя деятельности – человека.

Активный характер человеческой деятельности, ее целенаправлен-ность и планомерность, систематичность и организованность обусловлены внутренне присущими ей признаками, составляющими ее структуру: цель, средство и результат. Общим выражением их единства должны выступать согласованность и сбалансированность в процессе деятельности.

В системе «цель-средство-результат», составляющей стержень самой

деятельности, господствующее положение, определяющее всю ее структуру, занимает цель, поскольку она есть мысленный результат деятельности, ее предвосхищение. Цель – это идеальный внутренний побуждающий мотив деятельности, являющийся направляющим и регулирующим моментом всех человеческих действий и поступков. Свое завершение цель находит в резуль-тате, венчающем саму деятельность; вся деятельность осуществляется ради результата.

Результат понимается как продукт и функция самой деятельно-сти, как изменения, наступившие благодаря осуществлению процесса деятельности, вначале содержавшиеся в цели. Однако не сами сознательные, идеальные цели как таковые приводят к тому или иному объективному результату, а процесс их осуществления с помощью определенных матери-альных средств.

Средства выступают в качестве опосредующего звена между целью и результатом, они включаются в структуру деятельности и создают условия для получения определенного результата. Средство – это «связной» между «крайними», «полярными» сторонами, центральный элемент в системе осмысленной, целеполагающей деятельности. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели и поэтому является предопределенностью самой цели.

Все элементы и звенья человеческой деятельности, процесса ее становления и развития не существуют порознь, друг без друга, они сливаются соединяются в трудовом акте деятельности. Сама же деятельность венчается трудом как высшей формой деятельности, ее основной сферой, в которой обнаруживается социальная природа человека.

В самом общем виде труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни. Напротив, он одинаково общ всем ее общественным формам.

Лишь в труде человек постигает самое себя, раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, закладывает основы науки, техники, производства, создает многообразный мир человеческой культуры.

Через труд человек входит в пестрый и многообразный мир профессий.

Профессия – это ничто иное, как определенный вид трудовой деятель-ности, которой индивид нередко занимается всю свою жизнь.

Общественное разделение труда сопровождается обособлением, дроблением отдельных видов конкретного труда и отдельных трудовых операций на вполне самостоятельные сферы деятельности. Это, в свою оче-редь, приводит к профессиональному разделению труда, разделению занятий, специализации. В связи с этим выделяют два типа разделения труда:

- собственно социальное разделение труда;

- специализацию.

Специализация напрямую связана с профессиональным разделе-нием общества по характеру самого труда, по выполняемым им функциям.

Профессиональное разделение труда явилось подтверждением того факта, что в обществе уже существуют разные виды труда, произошло закрепление за отдельными социальными группами тех или иных трудовых функций, сложились устойчивые навыки и умения при осуществлении трудо-вого процесса.

Одна профессиональная группа отличается от другой именно вы-полнением того или иного вида деятельности, которым не занимается и не может заняться другая группа ввиду того, что профессиональная «ниша» занята, зачастую пожизненно, и вся группа, как и отдельный индивид вынуж-

дена носить имя этого вида деятельности, к примеру токарь, плотник, воин, учитель, служащий, инженер и т.д.

Профессиональное разделение труда свидетельствует также о том, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями, под которыми понимаются отношения собст-венности, распределения, потребления и т.д.

Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчи-вые, прочные общности людей, которые цементируются в профессиональные группы рядом факторов: трудовой опыт, навыки, определенный круг занятий, использование сходных методов и ряд других.

Наша действительность убедительно подтверждает, что процесс обще-ственного разделения труда не завершился в далеком прошлом, а продолжа-ется в настоящее время. Новейшие научные и технические открытия сопро-вождаются появлением и исчезновением многих профессий и специальнос-тей. Все или почти все профессии созидательны, несомненно созидателем является профессионал – индивид, овладевший в совершенстве опреде-ленной профессией.

Понятие «профессия» латинского происхождения и буквально озна-чает «(официальное) объявление (о своей специальности)»

В самом общем виде профессияэто относительно самостоятель-ный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным раз-делением труда и требует определенной подготовки.

Профессия – это определенная форма трудовой деятельности, зачас-тую пожизненное занятие человека, за которую он получает плату. Т.е. про-фессия - это оплачиваемая деятельность человека, дающая средства к существованию, способ получения материальных и духовных благ, возможность своим трудом оплачивать жизнь своих близких и свою собст-венную. Благодаря профессии человек становится не только «мерой всех вещей», но и собственным богатством, своим собственным капита-лом, высшей стоимостью.Профессия – это гарантия благополучия человека,

то, что обеспечивает его относительно независимое существование, призва-но дать ему постоянный доход, служить залогом его благоденствия.

Вместе с тем, профессия – это уникальное средство человеческой самореализации, возможность воплотить в реальность все свои социальные потенции; это один из способов человеческой социализации.

Таким образом, понятие профессии следует рассматривать в двух аспектах:

- с позиций общества;

- с позиций отдельного человека.

С позиций общества «профессия – это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для выполнения кото-рых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответст-вующие способности и профессионально важные качества».

С точки зрения общества профессию можно представить в виде сле-дующих составляющих

· как систему профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных способ-ностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта.

· социально зафиксированную область возможного осуществления человеком трудовых функций.

· как множество «трудовых постов» (должностей), распределенных в обществе.

Это множество «трудовых постов» отражает потребность общества

в соответствующих специалистах и может материализовываться в

штатном расписании соответствующего органа управления, учреждения

и др.

· как общность людей, занятых в определенной сфере деятельности.

Эти люди объединены общность взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющимися типичными и специфическими для данной профессии; общими профессиональными знаниями и навыками, еди-ной профессиональной терминологией (профессиональным жаргоном).

Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредст-

вом которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда.

Для человека профессия характеризуется следующими основными аспектами:

· источник существования;

· средство самореализации;

· способ участия в жизни общества;

· образ жизни.

Таким образом, в обобщенном виде профессияэто сфера человеческой

Профессия менеджера

Основное содержание профессии менеджера – управление, руковод-ство людьми, что является главной особенностью профессии менеджера.

Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти.

Власть (в общем случае) – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права. насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти:

· основанную на принуждении;

· традиционную;

· компетентную;

· базирующуюся на мотивации;

· эталонную;

· власть-харизму.

Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководи-

тель может оказывать влияние на других (подчиненных), если он контроли-рует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено.

Традиционная (законная) власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации. а также на вере подчиненных в незыблемость тради-ций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой – что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять.

Компетентная (экспертная) власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым.

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же.

Власть-харизма поддерживается убежденностью в наличии у челове-ка, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и воз-можности.

Основные особенности профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления обуслов­лены следующим:

· неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных кри­териев выбора управленческого решения);

· высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для соответствующего компонен­та государ-ственного аппарата (муниципального учрежде­ния), и, главное, для государства и общества (региона, му­ниципального образования и его населения);

· повышенной ответственностью менеджера-чиновника за по­след-ствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административ­ной (иногда и уголовной), но и главным образом моральной;

· положением, при котором менеджер - чиновник является одновре-менно руководителем и подчиненным;

· особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма менеджера-чиновника, — к зна­ниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

· наличием значительного конфликтного потенциала во вза­имо-действии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями (мини-стерствами, ведомствами), нередко и между странами, их полити-ческими и экономическими бло­ками. Этот потенциал требует нейтра-лизации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

· преобладанием в деятельности общения, весьма высокой ин­тен-сивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напря­жения и больших затрат энергии;

· отражением в управленческих ситуациях особенностей лич­ности руководителя и более того порождением определен­ных ситуаций мировоззрением и миропониманием самого руководителя;

· определяющим влиянием, которое оказывают на содержа­ние уп-равленческих решений личные качества и интересы самого менед-жера-чиновника, принимающего это решение;

· конкурентным характером взаимодействия интересов пред­ста-вителей различных звеньев и уровней управления дея­тельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

· уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управлен­ческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной ситуации определя-ется уникальностью ее уча­стников (каждый человек — уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значе-ние для ее разрешения. Успешное разрешение любой управлен-ческой ситуации предполагает использование руководителем сво­его творческого потенциала.

Важное значение имеет социально-психологическая сторо­на деятельности менеджера-чиновника, которая обусловлена следую-щим:

· это деятельность конкретного руководителя, действующе­го в конкретной обстановке, и в то же время — это персони­фицированная совместная деятельность;

· насыщенностью большим числом кратковременных дей­ствий, частым вмешательством извне — вследствие изме­нения политической обстановки, проявления субъективных факторов вышестоящего руководителя и т.д.;

· наличием у менеджера-чиновника особой потребности, но­сящей характер побуждения и связанной с жизнедеятельно­стью не самого руководителя, но социального организма, в который он входит в качестве участника совместной дея­тельности;

· стилем руководства, обусловленным индивидуально-типо­логиче-скими особенностями субъекта;

· влиянием социального окружения руководителя на приня­тие им управленческих решений и представление о резуль­татах деятельно-ности.

Для характеристики профессии менеджера важными являются так-же следующие основания общей классификации профессий: содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характери-стика объекта труда; характер требований к психике человека, т.е. харак-теристи­ка субъекта труда

· По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «чело­век — человек». Вместе с тем, менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимо­действие человек — живая природа (инженеры, механики), че­ловек— знаковая система (редакторы, чертежники), человек — художественный образ (артисты, телеведущие). Собственные склонности в разрезе объекта труда можно оценить с использо­ванием психологического теста «Проверка профессионального соответствия».

· По целям профессия менеджера преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (раз­личные ее аспек-ты).

· По средствам труда профессия менеджера относится пре­иму-щественно к числу профессий умственного труда, исполь­зуются при необходимости средства обработки информации — вычисли-тельная и организационная техника.

· По условиям труда профессия менеджера относится скорее к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близ­кому к комфортному, но нередко в условиях повышенной от­ветственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени ак­тивности и уровня ответственности человека, а также требую­щая сочетания у человека многих качеств, прежде всего, ком­муникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менед­жера характер требований к психофизическим особенностям че­ловека изменяется от относительной профессиональной пригод­ности (отсут-ствие необходимых качеств может компенсировать­ся мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной при­годности, для которой необходимы определенные природные дан­ные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положе­ния изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» — работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой группы людей, профес­сия которых связана с иными:

· целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор; изыска- тельскими — научный работник);

· объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — инженер, механик и др.; «человек — человек» — врач, учи­тель, продавец и др.);

· средствами (ручного труда — представители ремесел; ма­шинно-руч-ного труда — машинист, водитель; с примене­нием автоматизирован-ных систем — оператор);

· условиями — с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (со­трудники МВД, МЧС России и др.);

· степенью квалификации (профессии с простым квалифици­рован-ным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);

· характером труда (автоматический труд—строго регламен­тирован-ный, с однотипными мелкими операциями в тече­ние дня, задания и приемы однообразны, в частности, рабо­чий-сборщик; полуавто-матический труд—действия не все­гда строго регламентированны, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле,в частности машинистка; шаблонный исполни-тельский труд — задания и приемы разнообразны, но строго огово-рены инструкциями, в частности, швея).

Существует четыре типа профессии управленца, в том чис­ле, менеджера в сфере государственного и муниципального уп­равления:

1) руководитель. Его основная деятельность — управление кон­крет-
ным коллективом людей, принятие управленческих ре­шений для решения практических задач в рамках своей ком­петенции;

2) консультант. Его деятельность также связана с решением прак-тических задач, однако она ограничивается консульти­рованием, т.е. подго-товкой и представлением руководите­лю государственного (муниципаль-ного) органа конкретных советов по решению проблем в области государ-ственного и муниципального управления. Принятие решения с учетом
полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полно-ту ответственности за принятое решение;

3) ученый. Суть его основной деятельности — научные иссле­дования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изу-чение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогно­зирование событий и явлений в сфере государствен-ного и муниципального управления;

4) преподаватель. Смысл деятельности преподавателя заключа­ется в обучении, передаче знаний в области государственного и муниципаль-ного управления, руководстве самообразовани­ем менеджеров-чиновни-ков, управленческом просвещении.
С каждым из указанных типов профессии управленца связаны

специфичные требования к профессиональной подготовке и индивиду-альным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управ­ленческим инструментари-ем на практике. Для ученого в области управления — творческие способ-ности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере науч­ного управления. Для преподавателя - его способно-сти методи­ста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением про­блем управления, направить его самостоятельное обучение, на­выки передачи знаний. Для консультанта профессионализм — это не только высокий уровень уже имеющихся знаний, но и уме­ние непрерывно учиться и использовать знания и опыт гам, где они необходимы. Это особого рода профессиональная интуиция — способность понять, а иногда и «почув-ствовать» проблемы клиента и возможные способы их решения.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере про­фессионального роста человек может расширять сферу своих про­фес-сиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться б более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена го­сударственного управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (выс­шего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложе­ния сия и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной ко­миссией. Как дополнительная сфера деятельности управляюще­го крупным государственным предприятием может выступать ру­ководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифи­цированное управление, в их числе: риск-менеджмент, антикри­зисное управление,создание единойсистемы благотворительнос­ти, разработка и внедрение новых социальных идей, связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т. д.

 

Роли менеджера - чиновника

Деятельность государственно-муниципальных руководите­лей тре-бует от них принятия управленческих решений,касаю­щихся судеб многих людей. В этой деятельности, как ни в ка­кой другой, руководитель высту-пает как представитель и выра­зитель интересов общества, государства. Руководители местно­го самоуправления являются представителями общественнос­ти,так называемых территориальных (локальных) сооб-ществ.

Менеджер-чиновник участвует в разработке политических реше-ний, помогает политикам оценить возможные результаты проводимой политики, выступает как аналитик и эксперт, ин­формируя об уровне зна-нийв определенной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уров­нях, согласуя их с новыми политическими направ-лениями, орга­низует внедрение решений, принятых на уровне большой по-литики, воплощает их в конкретные документы и деятельность.

Роль менеджера-чиновника - направляющая, формирую­щая, струк-турирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и инте­ресами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созида­ние, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде все­го, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Структурирующее воздействие менеджера касается подчи­ненных ему работников, нижестоящих государственных (муни­ципальных) учреж-дений и даже фрагмента внешнего мира, пред­ставляющего собой сферу деятельности государственного (му­ниципального) органа (организации).

Менеджер-чиновник выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), об­щественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Руководитель (менеджер) как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей го­сударственного (муниципального) органа (организации), дей­ствует в строгом соответствии с нормативно-правовыми акта­ми, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность ква­ли-фицированно определить предпосылки и цели деятельности, по­добрать исполнителей, распределить между ними функции в соот­ветствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно рас­ставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руково­дителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области

практической деятельности, способностью сформулировать критерии оцен-

ки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, ана-

лизировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельно-

сть, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный при-мер подчиненному.
Руководитель в роли преподавателя (педагога)
должен проявить спо-собность обучить подчиненного необходимым приемам и на­выкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возмож­ных конфликтов интере-сов взаимодействующих сторон, исполь­зованию специфичных форм и мето-дов в конкретной сфере про­фессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем роли психолога означает его де­я-тельность, направленную на сплочение коллектива, учет осо­бенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач де­ятельности перед подчи-ненным и коллективом в целом, при рас­пределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль воспитателя предполагает помощь работнику со сто­роны руководителя в понимании корпоративных традиций, в осознании общественно значимых целей деятельности государ­ственного (муници-пального) органа (организации). Весьма важ­ным является также форми-рование у работника чувства служеб­ного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, про­никнуться духом государственного учреждения, а с другой — укрепить его гражданские позиции.

Роль представителя организации (общественного деятеля) — под-писывает от имени государственного (муниципального) органа документы, представляет его во внешней среде, в выше­стоящих учреждениях, взаимо-действует со средствами массо­вой информации, принимает посетителей, в целом осуществляет связи с общественностью, при­нимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участ-вует в конференциях и иных об­щественных мероприятиях.

В процессе практического руководства организацией менед­жер-чиновник делает акцент на одну или несколько из указан­ных ролей, в зависимости от образования, индивидуального про­фессионального опыта работы в соответствующей сфере, от про­должительности работы в кон-кретной должности, от уровня уп­равления. Если менеджер хорошо профес-сионально подготов­лен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длитель­ный опыт работы в государственном (муниципальном) органе, он выполняет преимущественно роли наставника, педагога, вос­питателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и спе­циалиста (профессионала). Роли наставника, профессионала и педагога характерны также для низового уровня управления. С повышением уровня управления увеличивается значение роли администратора, представителя организации.

Если же руководитель по какой-либо причине (недавнее на­значение, отсутствие необходимого образования и т.д.) еще не­достаточно разбира-ется в тонкостях сферы профессиональной деятельности подчиненных, спектр его ролей сводится, главным образом, к администрированию, представительству, психотера­пии, роли судьи. При решении чисто профес-сиональных вопро­сов он сам нуждается в советнике, консультанте, экспер-тах.

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главен­ствующей для руководителя (менеджера-чиновника) остается роль организатора.

 

Особенности специальности

«Государственное и муниципальное управление»

Каждая профессия объединяет несколько родственных спе­циально-стей. Специальность определяется через предмет дея­тельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом

высшего профессионального образования, специальность «Государст-венное и муниципальное управление», квали­фикация «Менеджер». Квалификационная характеристика вы­пускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера имеют следующий вид.

Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управ-ления, совершенствование управле­ния в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности специалиста яв­ляются различные организации и подразделения в системе го­сударственного и муниципального управления, процессы эко­номической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития го­сударства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.109 с.)