Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Менеджер как профессия↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 4. Менеджер как профессия 1. Менеджер как профессия. Особенности специальности «Государственное и муниципальное управление». 2. Профессионально-деловые качества менеджера 3. Профессионально-личностные качества менеджера. Примерный перечень показателей профессионально-личностных качеств государственных и муниципальных служащих.
Менеджер как профессия. Особенности специальности «Государственное и муниципальное Управление» Понятие профессии В океане проблем, окружающих человека на протяжении всей его жиз- ни, важнейшей является проблема его судьбы, смысла жизни, участия в об- щественных делах. Реализация человеком всех своих возможностей все-цело зависит от его трудовых усилий, глубины и широты познания. Умение применять свои знания на деле, создавать нечто новое, пре-одолевать трудности и препятствия – всего этого может достичь человек, который в полной мере овладел мастерством, профессией, приобрел высокую квалификацию, достиг совершенства в каком либо деле. Истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделе-нии труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как «второй природы» человека. Деятельность человека явилась единственным и уникальным спосо-бом, позволившим людям выжить во враждебной им среде, борясь за свое существование, преодолевая инертность, стихийность природы. Все, что человек имел первоначально и имеет в настоящее время, получено им от природы, благодаря его энергии и активно-преобразующей деятельности, в том числе путем создания и совершенствования орудий труда, способов и средств воздействия на окружающий мир. Создавая орудия деятельности – материальные носители своей мощи, - человек одновременно возводил здание своего интеллекта, т.е. знания, которые составляют духовную сторо-ну этой деятельности. Таким образом, в человеческой деятельности мате-риальное не существует вне духовного, а духовное в свою очередь – вне материального, они взаимодействуют между собой, составляя такое един-ство, которое можно рассматривать порознь лишь в познавательных целях. Деятельность людей – это сугубо человеческий способ их отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение человеческим целям, побуждениям и воле, т.е. всему тому, что составляет духовную сторону бытия людей и проявляется в форме творческого отноше-ния к окружающей среде, создания нового, всего того, что не произведено природой. По своему содержанию деятельность – это ничто иное как производство материальных и духовных ценностей, разнообразных форм об-щения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека, его способностей, умений и знаний. Наиболее общими признаками человеческой деятельности являют-ся следующие: - во-первых, деятельность – это принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, во многом ему враждеб-ной, состоящий в том, что человек своими действиями создает условия свое-го существования, прежде всего орудия труда (деятельности). Эта деятель-ность по сути является предметной, т.е. преобразующей, реально изменяю-щей как внешний мир, так и самого человека; - во-вторых, деятельность – это особый способ бытия и развития человека, всех его жизненных сил и способностей, т.е. деятельность изна-чально социальна, представляет собой сущность и самого человека, и общества. Она – среда существования индивидов, а также бытие общества и социальных общностей; - в-третьих, деятельность – это специфически человеческое свойство жизненной активности, энергии, творческого потенциала, направленных на целесообразные изменения и преобразования внешней природной и социаль-ной действительности. Таким образом, деятельность человека выступает как процесс реализации сущностных сил индивида в предметных формах, в которых воплощаются знания и умения, идеи и мотивы, ценности и средства, т.е. весь многообразный мир человеческой культуры. Так как деятельность социальна, то ее смысл и содержание определя-ются как объективными условиями социальной среды, так и субъектив-ными факторами - реализацией идеалов, задач, целей, выбором методов и средств для их воплощения в ходе самой деятельности. Следовательно, всякая деятельность представляет собой органическое единство объективных и субъективных начал, которые можно разграничить лишь путем логического анализа, в то же время не забывая об их слитности и неразрывности. Объективные факторы человеческой деятельности – конкретные условия места и времени действия, совокупность многочисленных соци-ально-исторических факторов, социальных общностей, расстановка политических партий, сил и движений, определенных общественных материальных отношений людей и, наконец, способ производства. Субъективные факторы деятельности – целенаправленность, плано-мерность, организованность, характеризующие активность самого носителя деятельности – человека. Активный характер человеческой деятельности, ее целенаправлен-ность и планомерность, систематичность и организованность обусловлены внутренне присущими ей признаками, составляющими ее структуру: цель, средство и результат. Общим выражением их единства должны выступать согласованность и сбалансированность в процессе деятельности. В системе «цель-средство-результат», составляющей стержень самой деятельности, господствующее положение, определяющее всю ее структуру, занимает цель, поскольку она есть мысленный результат деятельности, ее предвосхищение. Цель – это идеальный внутренний побуждающий мотив деятельности, являющийся направляющим и регулирующим моментом всех человеческих действий и поступков. Свое завершение цель находит в резуль-тате, венчающем саму деятельность; вся деятельность осуществляется ради результата. Результат понимается как продукт и функция самой деятельно-сти, как изменения, наступившие благодаря осуществлению процесса деятельности, вначале содержавшиеся в цели. Однако не сами сознательные, идеальные цели как таковые приводят к тому или иному объективному результату, а процесс их осуществления с помощью определенных матери-альных средств. Средства выступают в качестве опосредующего звена между целью и результатом, они включаются в структуру деятельности и создают условия для получения определенного результата. Средство – это «связной» между «крайними», «полярными» сторонами, центральный элемент в системе осмысленной, целеполагающей деятельности. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели и поэтому является предопределенностью самой цели. Все элементы и звенья человеческой деятельности, процесса ее становления и развития не существуют порознь, друг без друга, они сливаются соединяются в трудовом акте деятельности. Сама же деятельность венчается трудом как высшей формой деятельности, ее основной сферой, в которой обнаруживается социальная природа человека. В самом общем виде труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни. Напротив, он одинаково общ всем ее общественным формам. Лишь в труде человек постигает самое себя, раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, закладывает основы науки, техники, производства, создает многообразный мир человеческой культуры. Через труд человек входит в пестрый и многообразный мир профессий. Профессия – это ничто иное, как определенный вид трудовой деятель-ности, которой индивид нередко занимается всю свою жизнь. Общественное разделение труда сопровождается обособлением, дроблением отдельных видов конкретного труда и отдельных трудовых операций на вполне самостоятельные сферы деятельности. Это, в свою оче-редь, приводит к профессиональному разделению труда, разделению занятий, специализации. В связи с этим выделяют два типа разделения труда: - собственно социальное разделение труда; - специализацию. Специализация напрямую связана с профессиональным разделе-нием общества по характеру самого труда, по выполняемым им функциям. Профессиональное разделение труда явилось подтверждением того факта, что в обществе уже существуют разные виды труда, произошло закрепление за отдельными социальными группами тех или иных трудовых функций, сложились устойчивые навыки и умения при осуществлении трудо-вого процесса. Одна профессиональная группа отличается от другой именно вы-полнением того или иного вида деятельности, которым не занимается и не может заняться другая группа ввиду того, что профессиональная «ниша» занята, зачастую пожизненно, и вся группа, как и отдельный индивид вынуж- дена носить имя этого вида деятельности, к примеру токарь, плотник, воин, учитель, служащий, инженер и т.д. Профессиональное разделение труда свидетельствует также о том, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями, под которыми понимаются отношения собст-венности, распределения, потребления и т.д. Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчи-вые, прочные общности людей, которые цементируются в профессиональные группы рядом факторов: трудовой опыт, навыки, определенный круг занятий, использование сходных методов и ряд других. Наша действительность убедительно подтверждает, что процесс обще-ственного разделения труда не завершился в далеком прошлом, а продолжа-ется в настоящее время. Новейшие научные и технические открытия сопро-вождаются появлением и исчезновением многих профессий и специальнос-тей. Все или почти все профессии созидательны, несомненно созидателем является профессионал – индивид, овладевший в совершенстве опреде-ленной профессией. Понятие «профессия» латинского происхождения и буквально озна-чает «(официальное) объявление (о своей специальности)» В самом общем виде профессия – это относительно самостоятель-ный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным раз-делением труда и требует определенной подготовки. Профессия – это определенная форма трудовой деятельности, зачас-тую пожизненное занятие человека, за которую он получает плату. Т.е. про-фессия - это оплачиваемая деятельность человека, дающая средства к существованию, способ получения материальных и духовных благ, возможность своим трудом оплачивать жизнь своих близких и свою собст-венную. Благодаря профессии человек становится не только «мерой всех вещей», но и собственным богатством, своим собственным капита-лом, высшей стоимостью.Профессия – это гарантия благополучия человека, то, что обеспечивает его относительно независимое существование, призва-но дать ему постоянный доход, служить залогом его благоденствия. Вместе с тем, профессия – это уникальное средство человеческой самореализации, возможность воплотить в реальность все свои социальные потенции; это один из способов человеческой социализации. Таким образом, понятие профессии следует рассматривать в двух аспектах: - с позиций общества; - с позиций отдельного человека. С позиций общества «профессия – это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для выполнения кото-рых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответст-вующие способности и профессионально важные качества». С точки зрения общества профессию можно представить в виде сле-дующих составляющих · как систему профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных способ-ностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта. · социально зафиксированную область возможного осуществления человеком трудовых функций. · как множество «трудовых постов» (должностей), распределенных в обществе. Это множество «трудовых постов» отражает потребность общества в соответствующих специалистах и может материализовываться в штатном расписании соответствующего органа управления, учреждения и др. · как общность людей, занятых в определенной сфере деятельности. Эти люди объединены общность взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющимися типичными и специфическими для данной профессии; общими профессиональными знаниями и навыками, еди-ной профессиональной терминологией (профессиональным жаргоном). Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредст- вом которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда. Для человека профессия характеризуется следующими основными аспектами: · источник существования; · средство самореализации; · способ участия в жизни общества; · образ жизни. Таким образом, в обобщенном виде профессия – это сфера человеческой Профессия менеджера Основное содержание профессии менеджера – управление, руковод-ство людьми, что является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. Власть (в общем случае) – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права. насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства. Принято выделять следующие основные формы власти: · основанную на принуждении; · традиционную; · компетентную; · базирующуюся на мотивации; · эталонную; · власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководи- тель может оказывать влияние на других (подчиненных), если он контроли-рует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. Традиционная (законная) власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации. а также на вере подчиненных в незыблемость тради-ций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой – что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Компетентная (экспертная) власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Власть-харизма поддерживается убежденностью в наличии у челове-ка, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и воз-можности. Основные особенности профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления обусловлены следующим: · неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения); · высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для соответствующего компонента государ-ственного аппарата (муниципального учреждения), и, главное, для государства и общества (региона, муниципального образования и его населения); · повышенной ответственностью менеджера-чиновника за послед-ствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но и главным образом моральной; · положением, при котором менеджер - чиновник является одновре-менно руководителем и подчиненным; · особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма менеджера-чиновника, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя; · наличием значительного конфликтного потенциала во взаимо-действии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями (мини-стерствами, ведомствами), нередко и между странами, их полити-ческими и экономическими блоками. Этот потенциал требует нейтра-лизации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон; · преобладанием в деятельности общения, весьма высокой интен-сивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии; · отражением в управленческих ситуациях особенностей личности руководителя и более того порождением определенных ситуаций мировоззрением и миропониманием самого руководителя; · определяющим влиянием, которое оказывают на содержание уп-равленческих решений личные качества и интересы самого менед-жера-чиновника, принимающего это решение; · конкурентным характером взаимодействия интересов предста-вителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают; · уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной ситуации определя-ется уникальностью ее участников (каждый человек — уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значе-ние для ее разрешения. Успешное разрешение любой управлен-ческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала. Важное значение имеет социально-психологическая сторона деятельности менеджера-чиновника, которая обусловлена следую-щим: · это деятельность конкретного руководителя, действующего в конкретной обстановке, и в то же время — это персонифицированная совместная деятельность; · насыщенностью большим числом кратковременных действий, частым вмешательством извне — вследствие изменения политической обстановки, проявления субъективных факторов вышестоящего руководителя и т.д.; · наличием у менеджера-чиновника особой потребности, носящей характер побуждения и связанной с жизнедеятельностью не самого руководителя, но социального организма, в который он входит в качестве участника совместной деятельности; · стилем руководства, обусловленным индивидуально-типологиче-скими особенностями субъекта; · влиянием социального окружения руководителя на принятие им управленческих решений и представление о результатах деятельно-ности. Для характеристики профессии менеджера важными являются так-же следующие основания общей классификации профессий: содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характери-стика объекта труда; характер требований к психике человека, т.е. харак-теристика субъекта труда · По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек — человек». Вместе с тем, менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие человек — живая природа (инженеры, механики), человек— знаковая система (редакторы, чертежники), человек — художественный образ (артисты, телеведущие). Собственные склонности в разрезе объекта труда можно оценить с использованием психологического теста «Проверка профессионального соответствия». · По целям профессия менеджера преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспек-ты). · По средствам труда профессия менеджера относится преиму-щественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации — вычисли-тельная и организационная техника. · По условиям труда профессия менеджера относится скорее к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, но нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров. Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего, коммуникативных и организационных. По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяется от относительной профессиональной пригодности (отсут-ствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.). Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» — работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания). Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой группы людей, профессия которых связана с иными: · целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор; изыска- тельскими — научный работник); · объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — инженер, механик и др.; «человек — человек» — врач, учитель, продавец и др.); · средствами (ручного труда — представители ремесел; машинно-руч-ного труда — машинист, водитель; с применением автоматизирован-ных систем — оператор); · условиями — с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС России и др.); · степенью квалификации (профессии с простым квалифицирован-ным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки); · характером труда (автоматический труд—строго регламентирован-ный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности, рабочий-сборщик; полуавто-матический труд—действия не всегда строго регламентированны, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле,в частности машинистка; шаблонный исполни-тельский труд — задания и приемы разнообразны, но строго огово-рены инструкциями, в частности, швея). Существует четыре типа профессии управленца, в том числе, менеджера в сфере государственного и муниципального управления: 1) руководитель. Его основная деятельность — управление конкрет- 2) консультант. Его деятельность также связана с решением прак-тических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подго-товкой и представлением руководителю государственного (муниципаль-ного) органа конкретных советов по решению проблем в области государ-ственного и муниципального управления. Принятие решения с учетом 3) ученый. Суть его основной деятельности — научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изу-чение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере государствен-ного и муниципального управления; 4) преподаватель. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области государственного и муниципаль-ного управления, руководстве самообразованием менеджеров-чиновни-ков, управленческом просвещении. специфичные требования к профессиональной подготовке и индивиду-альным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментари-ем на практике. Для ученого в области управления — творческие способ-ности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя - его способно-сти методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний. Для консультанта профессионализм — это не только высокий уровень уже имеющихся знаний, но и умение непрерывно учиться и использовать знания и опыт гам, где они необходимы. Это особого рода профессиональная интуиция — способность понять, а иногда и «почув-ствовать» проблемы клиента и возможные способы их решения. Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профес-сиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться б более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена государственного управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сия и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как дополнительная сфера деятельности управляющего крупным государственным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой. В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе: риск-менеджмент, антикризисное управление,создание единойсистемы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей, связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т. д.
Роли менеджера - чиновника Деятельность государственно-муниципальных руководителей тре-бует от них принятия управленческих решений,касающихся судеб многих людей. В этой деятельности, как ни в какой другой, руководитель высту-пает как представитель и выразитель интересов общества, государства. Руководители местного самоуправления являются представителями общественности,так называемых территориальных (локальных) сооб-ществ. Менеджер-чиновник участвует в разработке политических реше-ний, помогает политикам оценить возможные результаты проводимой политики, выступает как аналитик и эксперт, информируя об уровне зна-нийв определенной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уровнях, согласуя их с новыми политическими направ-лениями, организует внедрение решений, принятых на уровне большой по-литики, воплощает их в конкретные документы и деятельность. Роль менеджера-чиновника - направляющая, формирующая, струк-турирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией. Структурирующее воздействие менеджера касается подчиненных ему работников, нижестоящих государственных (муниципальных) учреж-дений и даже фрагмента внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности государственного (муниципального) органа (организации). Менеджер-чиновник выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя. Руководитель (менеджер) как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей государственного (муниципального) органа (организации), действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики. В роли организатора руководитель проявляет способность квали-фицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных. Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оцен- ки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, ана- лизировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельно- сть, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный при-мер подчиненному. Выполнение руководителем роли психолога означает его дея-тельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчи-ненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания. Роль воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании корпоративных традиций, в осознании общественно значимых целей деятельности государственного (муници-пального) органа (организации). Весьма важным является также форми-рование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом государственного учреждения, а с другой — укрепить его гражданские позиции. Роль представителя организации (общественного деятеля) — под-писывает от имени государственного (муниципального) органа документы, представляет его во внешней среде, в вышестоящих учреждениях, взаимо-действует со средствами массовой информации, принимает посетителей, в целом осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участ-вует в конференциях и иных общественных мероприятиях. В процессе практического руководства организацией менеджер-чиновник делает акцент на одну или несколько из указанных ролей, в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в кон-кретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профес-сионально подготовлен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длительный опыт работы в государственном (муниципальном) органе, он выполняет преимущественно роли наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста (профессионала). Роли наставника, профессионала и педагога характерны также для низового уровня управления. С повышением уровня управления увеличивается значение роли администратора, представителя организации. Если же руководитель по какой-либо причине (недавнее назначение, отсутствие необходимого образования и т.д.) еще недостаточно разбира-ется в тонкостях сферы профессиональной деятельности подчиненных, спектр его ролей сводится, главным образом, к администрированию, представительству, психотерапии, роли судьи. При решении чисто профес-сиональных вопросов он сам нуждается в советнике, консультанте, экспер-тах. Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера-чиновника) остается роль организатора.
Особенности специальности «Государственное и муниципальное управление» Каждая профессия объединяет несколько родственных специально-стей. Специальность определяется через предмет деятельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, специальность «Государст-венное и муниципальное управление», квалификация «Менеджер». Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера имеют следующий вид. Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управ-ления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества. Специалист государственного и муниципального управления
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.225 (0.021 с.) |