Научной, практической, консультационной — можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научной, практической, консультационной — можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение.



· Например, для практического руководителя чрезвы­чайно важны

его лидерские способности. Для ученого — его спонтанная любознательность, способность длительное вре­мя заниматься решением одной и той же проблемы, творческое мышление, фантазия и наблюдательность, здесь лидерские ка­чества имеют гораздо меньшее значение.

· Необходимыми качествами для практического руководите­ля, а

также консультанта является уверенность в поведении со­ответственно с подчиненными, партнерами и клиентами. Вмес­те с тем. эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений — самоуверенности и самоутверждения.

· Коммуникативные качества имеют исключительно важное з на-

че ние для деятельности практического руководителя и кон­сультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирую-щегося на проблемах науки управления.

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельно­сти, особенно на первых ее этапах, трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склоннос­ти и способности. Далеко не все свойст-венные сфере управле­ния формы и методы осваиваются одинаково ус-пешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправлен-но фор­мировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал, с одной стороны, его склонности и способности, различите) рода индивидуальные особенности, а с другой — необходимость развития про-фессиональных качеств и само­совершенствования.

· В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адек­ватную

самооценку, осознавать свои индивидуальные особен­ности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собствен­ных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества ме­неджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская привер­женность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспри-нимать и поддерживать новое, диктуемое потребностя­ми жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

· Выполняя возложенные на него служебные обязанности, менед-

жер-чиновник обязан проявлять бескорыстие, независи­мость и непод-купность, ставить общественные интересы выше личных. Недостаток этих качеств проявляется в фактах корруп­ции, взяточничества, которые жестко караются в соответствии с законом.

· Весьма существенным дополнением правовых механизмов ответ-

ственности чиновника за принимаемые решения и их по­следствия, за неисполнение и ненадлежащее исполнение долж­ностными лицами своих обязанностей, выступает нравственная ответственность за каждое подготавливаемое и реализуемое решение. С этим связаны такие понятия, как гражданская со­весть, честь, проявляющиеся в единстве слова и дела. Особенно это важно в нынешних условиях кризиса социальных структур, деформации сознания значительной части общества.

· Государственная служба требует в процессе общения меж­ду

служащими отношений взаимной честности и правдивости. Честность и правдивость помогают менеджеру быстрее нахо­дить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мо­тивах их поступков и действий, улавливать настроение, пони­мать психологию. Развитие этих качеств способствует тому, что государственные кадры оперируют точной, исчерпывающей, правдивой информацией, без которой невозможно само государственное (муниципальное) управление, выработка рекомен­дации и принятие управленческих решений.

Сделка менеджера-чиновника с совестью, в чем бы она не прояв-лялась, — в стремлении взять под защиту нарушителя за­конности, в снисходительном отношении к коррупционерам, в капитуляции перед соблазном извлечь выгоду из своего служебно­го положения, в извинении собственной инертности и бездеятель­ности — это не просто его личная слабость. Это — нанесение урона авторитету представляемого им государственного учреж­дения, дискредитация государственной службы в целом.

· Государственное (муниципальное) учреждение, каждый его работ-

ник находится по существу на перекрестке человеческих судеб. Сюда идут люди со своими общественными и личными заботами и проблемами, с замыслами и сомнениями, с заявле­ниями, жалобами и вопросами. Каждый такой приход, обраще­ние граждан требует адекватной реакции, внимательного рас­смотрения. Необходимо понять человека, учесть все мотивы его позиции или поступка, подоплеку действий, все основания за­явлений. При этом одной лишь логики, формального опериро­вания фактами и аргументами для формирования правильных выводов оказывается мало. Крайне необходимы человечность, доброжела-тельность, чуткость, отзывчивость.

· Другим важнейшим качеством менеджера-чиновника явля­ется

скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, самоутвержде-ние, высокомерие. Скромность проявляется, в ча­стности, в том, что человек не исходит из того, что за ним дол­жны быть признаны некие исключитель-ные достоинства или осо­бые права. Он добровольно подчиняет себя требо-ваниям обще­ственной дисциплины, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновре-менно критически относится к собственным заслугам и недоработкам. Скромный человек потому не придает преуве­личенного значения своим положительным качествам, что счи­тает их для себя совершенно обязательными, само собой разу­меющимися.

· Для менеджера-чиновника совершенно недопустимы демонстра-

тивная самоуверенность, нетерпимость по от­ношению к коллегам, подчиненным и посетителям.

· Менеджеру-чиновнику в большей степени, чем представите­лю

любой другой профессии, должно быть чуждо чванство. Это качество в своей основе имеет несоответствие уровня сознатель­ности и общей культуры масштабу возложенных задач, а также ложное представление о личной и групповой исключительности. Оно выражается, прежде всего, в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости своим социальным статусом, должностным положением, в преувеличении своих воз­можностей и прав, в успокоенности достигнутым, в ложном пред­ставлении своей исключительности.

· Весьма опасно в государственном служащем непомерное че­столю-

бие. Оно проявляется как мотив действий, совершаемых исключительно ради достижения первенства, главенствующей роли в той или иной сфере деятельности. При этом обществен­ные интересы учитываются лишь постольку, поскольку они не противоречат его личным интересам. В отличие от тщеславия, честолюбие связано не столько с жаждой неформального при­знания со стороны окружающих, сколько со стремлением дос­тигнуть высокого социального статуса, приобрести влияние в обществе, официальное признание и связанные с этим почести, звания, награды, льготы.

Чванство и непомерное честолюбие обычно сочетается с ложно понимаемой заботой о чести мундира. Во имя этого люди демонстрируют нетерпимость к критике, нежелание признавать ошибки, например, связанные с назначением на государствен­ную должность скомпрометировавших себя людей. Совершают иногда бесчестные поступки, не хотят «выносить сор из избы», препятствуют доступу к информации общественности, прибе­гают к дезинформации, под предлогом секретности проводи­мых работ и принимаемых управленческих решений, усугуб­ляя негативизм ситуации. Честь мундира, действительно, необ­ходимо беречь и укреплять, но достойными способами, прежде всего, собственным вниманием к поручениям, активностью, государственным подходом к разрешению возникающих проблем, что называется своими праведными делами.

Предъявление к себе высочайших требований, проявление в любых, самых сложных ситуациях истинно человеческих ка­честв способствуют нравственному самосовершенствованию ме­неджера-чиновника, дают ему моральное право требовать того же от своих подчиненных. Способность в корректной форме предъявить справедливые требования, спросить за исполнение поручения — также весьма важное качество менеджера-чинов­ника. Требовательность должна сочетаться с доверием и уваже­нием к подчиненному. Это и есть одна из форм проявления ува­жения к нему.

Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру-чи­нов-нику формировать индивидуальный стиль управления, спо­собствуют повышению эффективности его деятельности, а зна­чит успешности действий возглавляемого им коллектива, ста­бильному развитию органи-зации.

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности, мыш-ления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психоло­гические тесты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.011 с.)