Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельности, обладающая собственной целью, имеющая специфические средства и продукты, нормы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примеры профессий: менеджер, научный работник, инженер. бухгал-тер, водитель и др. Подавляющее большинство людей осуществляют свою деятель-ность, сочетая свои усилия с другими людьми, включаясь в совместный организованный труд. В рамках совместного труда человек выступает: · в качестве исполнителя (специалиста, рабочего; · и (или) в качестве руководителя. В каждом из видов труда присутствуют две стороны, называемые: · объектом труда; · субъектом труда. Объект труда – это объективно существующая и выработанная челочест- вом структура трудовой деятельности, включающая относительно жестко фиксированный по времени и в пространстве целесообразный ряд операций и функций. Наряду с термином «объект труда», эту сторону называют также «нормативные показатели операционно-технологической структуры профессии», «структура профессии». Объективный состав трудовой деятельности (предмет, задачи, условия, результаты труда) определяются специалистами в данной области и выражаются в системе правил и нормативных документов, квалификационных требованиях, в функциональных обязанностях, в долж-ностных инструкциях, где указывается, какие задачи ставятся в данном виде труда, какими способами следует и не следует пользоваться, каков должен быть результат труда и каким он бытьне должен. «Субъект труда», «профессиограмма», «психограмма» - это другая сторона труда, которая определяется с учетом объективного анализа труда, но не сводится к нему. Субъект труда – это те психологические характеристики, которые необ-ходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. Сюда относится ряд профессионально-важных качеств: направлен-ность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую дея- тельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления труда профессиональные способности, профессиональный тип мышления. Эти психологические качества являются как предпосылкой труда, так и его результатом, ибо они шлифуются человеком в ходе труда. Психологическая сторона труда (мотивы, способности, мышление и т.д.) устанавливаются с участием психолога. Профессия менеджера Основное содержание профессии менеджера – управление, руковод-ство людьми, что является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. Власть (в общем случае) – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права. насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства. Принято выделять следующие основные формы власти: · основанную на принуждении; · традиционную; · компетентную; · базирующуюся на мотивации; · эталонную; · власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководи- тель может оказывать влияние на других (подчиненных), если он контроли-рует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. Традиционная (законная) власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации. а также на вере подчиненных в незыблемость тради-ций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой – что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Компетентная (экспертная) власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Власть-харизма поддерживается убежденностью в наличии у челове-ка, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и воз-можности. Основные особенности профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления обусловлены следующим: · неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения); · высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для соответствующего компонента государ-ственного аппарата (муниципального учреждения), и, главное, для государства и общества (региона, муниципального образования и его населения); · повышенной ответственностью менеджера-чиновника за послед-ствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но и главным образом моральной; · положением, при котором менеджер - чиновник является одновре-менно руководителем и подчиненным; · особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма менеджера-чиновника, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя; · наличием значительного конфликтного потенциала во взаимо-действии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями (мини-стерствами, ведомствами), нередко и между странами, их полити-ческими и экономическими блоками. Этот потенциал требует нейтра-лизации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон; · преобладанием в деятельности общения, весьма высокой интен-сивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии; · отражением в управленческих ситуациях особенностей личности руководителя и более того порождением определенных ситуаций мировоззрением и миропониманием самого руководителя; · определяющим влиянием, которое оказывают на содержание уп-равленческих решений личные качества и интересы самого менед-жера-чиновника, принимающего это решение; · конкурентным характером взаимодействия интересов предста-вителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают; · уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной ситуации определя-ется уникальностью ее участников (каждый человек — уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значе-ние для ее разрешения. Успешное разрешение любой управлен-ческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала. Важное значение имеет социально-психологическая сторона деятельности менеджера-чиновника, которая обусловлена следую-щим: · это деятельность конкретного руководителя, действующего в конкретной обстановке, и в то же время — это персонифицированная совместная деятельность; · насыщенностью большим числом кратковременных действий, частым вмешательством извне — вследствие изменения политической обстановки, проявления субъективных факторов вышестоящего руководителя и т.д.; · наличием у менеджера-чиновника особой потребности, носящей характер побуждения и связанной с жизнедеятельностью не самого руководителя, но социального организма, в который он входит в качестве участника совместной деятельности; · стилем руководства, обусловленным индивидуально-типологиче-скими особенностями субъекта; · влиянием социального окружения руководителя на принятие им управленческих решений и представление о результатах деятельно-ности. Для характеристики профессии менеджера важными являются так-же следующие основания общей классификации профессий: содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характери-стика объекта труда; характер требований к психике человека, т.е. харак-теристика субъекта труда · По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек — человек». Вместе с тем, менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие человек — живая природа (инженеры, механики), человек— знаковая система (редакторы, чертежники), человек — художественный образ (артисты, телеведущие). Собственные склонности в разрезе объекта труда можно оценить с использованием психологического теста «Проверка профессионального соответствия». · По целям профессия менеджера преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспек-ты). · По средствам труда профессия менеджера относится преиму-щественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации — вычисли-тельная и организационная техника. · По условиям труда профессия менеджера относится скорее к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, но нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров. Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего, коммуникативных и организационных. По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяется от относительной профессиональной пригодности (отсут-ствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.). Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» — работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания). Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой группы людей, профессия которых связана с иными: · целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор; изыска- тельскими — научный работник); · объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — инженер, механик и др.; «человек — человек» — врач, учитель, продавец и др.); · средствами (ручного труда — представители ремесел; машинно-руч-ного труда — машинист, водитель; с применением автоматизирован-ных систем — оператор); · условиями — с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС России и др.); · степенью квалификации (профессии с простым квалифицирован-ным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки); · характером труда (автоматический труд—строго регламентирован-ный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности, рабочий-сборщик; полуавто-матический труд—действия не всегда строго регламентированны, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле,в частности машинистка; шаблонный исполни-тельский труд — задания и приемы разнообразны, но строго огово-рены инструкциями, в частности, швея). Существует четыре типа профессии управленца, в том числе, менеджера в сфере государственного и муниципального управления: 1) руководитель. Его основная деятельность — управление конкрет- 2) консультант. Его деятельность также связана с решением прак-тических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подго-товкой и представлением руководителю государственного (муниципаль-ного) органа конкретных советов по решению проблем в области государ-ственного и муниципального управления. Принятие решения с учетом 3) ученый. Суть его основной деятельности — научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изу-чение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере государствен-ного и муниципального управления; 4) преподаватель. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области государственного и муниципаль-ного управления, руководстве самообразованием менеджеров-чиновни-ков, управленческом просвещении. специфичные требования к профессиональной подготовке и индивиду-альным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментари-ем на практике. Для ученого в области управления — творческие способ-ности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя - его способно-сти методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний. Для консультанта профессионализм — это не только высокий уровень уже имеющихся знаний, но и умение непрерывно учиться и использовать знания и опыт гам, где они необходимы. Это особого рода профессиональная интуиция — способность понять, а иногда и «почув-ствовать» проблемы клиента и возможные способы их решения. Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профес-сиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться б более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена государственного управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сия и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как дополнительная сфера деятельности управляющего крупным государственным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой. В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе: риск-менеджмент, антикризисное управление,создание единойсистемы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей, связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т. д.
Роли менеджера - чиновника Деятельность государственно-муниципальных руководителей тре-бует от них принятия управленческих решений,касающихся судеб многих людей. В этой деятельности, как ни в какой другой, руководитель высту-пает как представитель и выразитель интересов общества, государства. Руководители местного самоуправления являются представителями общественности,так называемых территориальных (локальных) сооб-ществ. Менеджер-чиновник участвует в разработке политических реше-ний, помогает политикам оценить возможные результаты проводимой политики, выступает как аналитик и эксперт, информируя об уровне зна-нийв определенной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уровнях, согласуя их с новыми политическими направ-лениями, организует внедрение решений, принятых на уровне большой по-литики, воплощает их в конкретные документы и деятельность. Роль менеджера-чиновника - направляющая, формирующая, струк-турирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией. Структурирующее воздействие менеджера касается подчиненных ему работников, нижестоящих государственных (муниципальных) учреж-дений и даже фрагмента внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности государственного (муниципального) органа (организации). Менеджер-чиновник выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя. Руководитель (менеджер) как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей государственного (муниципального) органа (организации), действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики. В роли организатора руководитель проявляет способность квали-фицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных. Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оцен- ки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, ана- лизировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельно- сть, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный при-мер подчиненному. Выполнение руководителем роли психолога означает его дея-тельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчи-ненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания. Роль воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании корпоративных традиций, в осознании общественно значимых целей деятельности государственного (муници-пального) органа (организации). Весьма важным является также форми-рование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом государственного учреждения, а с другой — укрепить его гражданские позиции. Роль представителя организации (общественного деятеля) — под-писывает от имени государственного (муниципального) органа документы, представляет его во внешней среде, в вышестоящих учреждениях, взаимо-действует со средствами массовой информации, принимает посетителей, в целом осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участ-вует в конференциях и иных общественных мероприятиях. В процессе практического руководства организацией менеджер-чиновник делает акцент на одну или несколько из указанных ролей, в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в кон-кретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профес-сионально подготовлен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длительный опыт работы в государственном (муниципальном) органе, он выполняет преимущественно роли наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста (профессионала). Роли наставника, профессионала и педагога характерны также для низового уровня управления. С повышением уровня управления увеличивается значение роли администратора, представителя организации. Если же руководитель по какой-либо причине (недавнее назначение, отсутствие необходимого образования и т.д.) еще недостаточно разбира-ется в тонкостях сферы профессиональной деятельности подчиненных, спектр его ролей сводится, главным образом, к администрированию, представительству, психотерапии, роли судьи. При решении чисто профес-сиональных вопросов он сам нуждается в советнике, консультанте, экспер-тах. Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера-чиновника) остается роль организатора.
Особенности специальности «Государственное и муниципальное управление» Каждая профессия объединяет несколько родственных специально-стей. Специальность определяется через предмет деятельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, специальность «Государст-венное и муниципальное управление», квалификация «Менеджер». Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера имеют следующий вид. Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управ-ления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества. Специалист государственного и муниципального управления — менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления. В соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 года образовательная npoграмма подготовки специалиста государст-венного и муниципального управления — менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Содержание образовательной программы по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление» определено учебным планом ВУЗа, в том числе УлГУ. Следующее, более дробное членение профессиональной деятельности человека (по сферам деятельности, по задачам, по способам работы и т.д.) — это специализации. Вопросы выделения специализаций по специальностям высшего профессионального образования были определены в инструктивном письме Министерства образования России от 15 марта 1999 г. № 4. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.012 с.) |