Деятельности, обладающая собственной целью, имеющая специфические средства и продукты, нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности, обладающая собственной целью, имеющая специфические средства и продукты, нормы.



Примеры профессий: менеджер, научный работник, инженер. бухгал-тер, водитель и др.

Подавляющее большинство людей осуществляют свою деятель-ность, сочетая свои усилия с другими людьми, включаясь в совместный организованный труд.

В рамках совместного труда человек выступает:

· в качестве исполнителя (специалиста, рабочего;

· и (или) в качестве руководителя.

В каждом из видов труда присутствуют две стороны, называемые:

· объектом труда;

· субъектом труда.

Объект труда – это объективно существующая и выработанная челочест-

вом структура трудовой деятельности, включающая относительно жестко фиксированный по времени и в пространстве целесообразный ряд операций и функций.

Наряду с термином «объект труда», эту сторону называют также «нормативные показатели операционно-технологической структуры профессии», «структура профессии».

Объективный состав трудовой деятельности (предмет, задачи, условия, результаты труда) определяются специалистами в данной области и выражаются в системе правил и нормативных документов, квалификационных требованиях, в функциональных обязанностях, в долж-ностных инструкциях, где указывается, какие задачи ставятся в данном виде труда, какими способами следует и не следует пользоваться, каков должен быть результат труда и каким он бытьне должен.

«Субъект труда», «профессиограмма», «психограмма» - это другая сторона труда, которая определяется с учетом объективного анализа труда, но не сводится к нему.

Субъект труда – это те психологические характеристики, которые необ-ходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда.

Сюда относится ряд профессионально-важных качеств: направлен-ность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую дея-

тельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления труда профессиональные способности, профессиональный тип мышления.

Эти психологические качества являются как предпосылкой труда, так и его результатом, ибо они шлифуются человеком в ходе труда.

Психологическая сторона труда (мотивы, способности, мышление и т.д.) устанавливаются с участием психолога.

Профессия менеджера

Основное содержание профессии менеджера – управление, руковод-ство людьми, что является главной особенностью профессии менеджера.

Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти.

Власть (в общем случае) – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права. насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти:

· основанную на принуждении;

· традиционную;

· компетентную;

· базирующуюся на мотивации;

· эталонную;

· власть-харизму.

Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководи-

тель может оказывать влияние на других (подчиненных), если он контроли-рует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено.

Традиционная (законная) власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации. а также на вере подчиненных в незыблемость тради-ций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой – что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять.

Компетентная (экспертная) власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым.

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же.

Власть-харизма поддерживается убежденностью в наличии у челове-ка, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и воз-можности.

Основные особенности профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления обуслов­лены следующим:

· неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных кри­териев выбора управленческого решения);

· высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для соответствующего компонен­та государ-ственного аппарата (муниципального учрежде­ния), и, главное, для государства и общества (региона, му­ниципального образования и его населения);

· повышенной ответственностью менеджера-чиновника за по­след-ствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административ­ной (иногда и уголовной), но и главным образом моральной;

· положением, при котором менеджер - чиновник является одновре-менно руководителем и подчиненным;

· особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма менеджера-чиновника, — к зна­ниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

· наличием значительного конфликтного потенциала во вза­имо-действии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями (мини-стерствами, ведомствами), нередко и между странами, их полити-ческими и экономическими бло­ками. Этот потенциал требует нейтра-лизации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

· преобладанием в деятельности общения, весьма высокой ин­тен-сивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напря­жения и больших затрат энергии;

· отражением в управленческих ситуациях особенностей лич­ности руководителя и более того порождением определен­ных ситуаций мировоззрением и миропониманием самого руководителя;

· определяющим влиянием, которое оказывают на содержа­ние уп-равленческих решений личные качества и интересы самого менед-жера-чиновника, принимающего это решение;

· конкурентным характером взаимодействия интересов пред­ста-вителей различных звеньев и уровней управления дея­тельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

· уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управлен­ческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной ситуации определя-ется уникальностью ее уча­стников (каждый человек — уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значе-ние для ее разрешения. Успешное разрешение любой управлен-ческой ситуации предполагает использование руководителем сво­его творческого потенциала.

Важное значение имеет социально-психологическая сторо­на деятельности менеджера-чиновника, которая обусловлена следую-щим:

· это деятельность конкретного руководителя, действующе­го в конкретной обстановке, и в то же время — это персони­фицированная совместная деятельность;

· насыщенностью большим числом кратковременных дей­ствий, частым вмешательством извне — вследствие изме­нения политической обстановки, проявления субъективных факторов вышестоящего руководителя и т.д.;

· наличием у менеджера-чиновника особой потребности, но­сящей характер побуждения и связанной с жизнедеятельно­стью не самого руководителя, но социального организма, в который он входит в качестве участника совместной дея­тельности;

· стилем руководства, обусловленным индивидуально-типо­логиче-скими особенностями субъекта;

· влиянием социального окружения руководителя на приня­тие им управленческих решений и представление о резуль­татах деятельно-ности.

Для характеристики профессии менеджера важными являются так-же следующие основания общей классификации профессий: содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характери-стика объекта труда; характер требований к психике человека, т.е. харак-теристи­ка субъекта труда

· По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «чело­век — человек». Вместе с тем, менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимо­действие человек — живая природа (инженеры, механики), че­ловек— знаковая система (редакторы, чертежники), человек — художественный образ (артисты, телеведущие). Собственные склонности в разрезе объекта труда можно оценить с использо­ванием психологического теста «Проверка профессионального соответствия».

· По целям профессия менеджера преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (раз­личные ее аспек-ты).

· По средствам труда профессия менеджера относится пре­иму-щественно к числу профессий умственного труда, исполь­зуются при необходимости средства обработки информации — вычисли-тельная и организационная техника.

· По условиям труда профессия менеджера относится скорее к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близ­кому к комфортному, но нередко в условиях повышенной от­ветственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени ак­тивности и уровня ответственности человека, а также требую­щая сочетания у человека многих качеств, прежде всего, ком­муникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менед­жера характер требований к психофизическим особенностям че­ловека изменяется от относительной профессиональной пригод­ности (отсут-ствие необходимых качеств может компенсировать­ся мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной при­годности, для которой необходимы определенные природные дан­ные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положе­ния изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» — работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой группы людей, профес­сия которых связана с иными:

· целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор; изыска- тельскими — научный работник);

· объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — инженер, механик и др.; «человек — человек» — врач, учи­тель, продавец и др.);

· средствами (ручного труда — представители ремесел; ма­шинно-руч-ного труда — машинист, водитель; с примене­нием автоматизирован-ных систем — оператор);

· условиями — с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (со­трудники МВД, МЧС России и др.);

· степенью квалификации (профессии с простым квалифици­рован-ным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);

· характером труда (автоматический труд—строго регламен­тирован-ный, с однотипными мелкими операциями в тече­ние дня, задания и приемы однообразны, в частности, рабо­чий-сборщик; полуавто-матический труд—действия не все­гда строго регламентированны, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле,в частности машинистка; шаблонный исполни-тельский труд — задания и приемы разнообразны, но строго огово-рены инструкциями, в частности, швея).

Существует четыре типа профессии управленца, в том чис­ле, менеджера в сфере государственного и муниципального уп­равления:

1) руководитель. Его основная деятельность — управление кон­крет-
ным коллективом людей, принятие управленческих ре­шений для решения практических задач в рамках своей ком­петенции;

2) консультант. Его деятельность также связана с решением прак-тических задач, однако она ограничивается консульти­рованием, т.е. подго-товкой и представлением руководите­лю государственного (муниципаль-ного) органа конкретных советов по решению проблем в области государ-ственного и муниципального управления. Принятие решения с учетом
полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полно-ту ответственности за принятое решение;

3) ученый. Суть его основной деятельности — научные иссле­дования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изу-чение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогно­зирование событий и явлений в сфере государствен-ного и муниципального управления;

4) преподаватель. Смысл деятельности преподавателя заключа­ется в обучении, передаче знаний в области государственного и муниципаль-ного управления, руководстве самообразовани­ем менеджеров-чиновни-ков, управленческом просвещении.
С каждым из указанных типов профессии управленца связаны

специфичные требования к профессиональной подготовке и индивиду-альным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управ­ленческим инструментари-ем на практике. Для ученого в области управления — творческие способ-ности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере науч­ного управления. Для преподавателя - его способно-сти методи­ста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением про­блем управления, направить его самостоятельное обучение, на­выки передачи знаний. Для консультанта профессионализм — это не только высокий уровень уже имеющихся знаний, но и уме­ние непрерывно учиться и использовать знания и опыт гам, где они необходимы. Это особого рода профессиональная интуиция — способность понять, а иногда и «почув-ствовать» проблемы клиента и возможные способы их решения.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере про­фессионального роста человек может расширять сферу своих про­фес-сиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться б более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена го­сударственного управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (выс­шего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложе­ния сия и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной ко­миссией. Как дополнительная сфера деятельности управляюще­го крупным государственным предприятием может выступать ру­ководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифи­цированное управление, в их числе: риск-менеджмент, антикри­зисное управление,создание единойсистемы благотворительнос­ти, разработка и внедрение новых социальных идей, связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т. д.

 

Роли менеджера - чиновника

Деятельность государственно-муниципальных руководите­лей тре-бует от них принятия управленческих решений,касаю­щихся судеб многих людей. В этой деятельности, как ни в ка­кой другой, руководитель высту-пает как представитель и выра­зитель интересов общества, государства. Руководители местно­го самоуправления являются представителями общественнос­ти,так называемых территориальных (локальных) сооб-ществ.

Менеджер-чиновник участвует в разработке политических реше-ний, помогает политикам оценить возможные результаты проводимой политики, выступает как аналитик и эксперт, ин­формируя об уровне зна-нийв определенной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уров­нях, согласуя их с новыми политическими направ-лениями, орга­низует внедрение решений, принятых на уровне большой по-литики, воплощает их в конкретные документы и деятельность.

Роль менеджера-чиновника - направляющая, формирую­щая, струк-турирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и инте­ресами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созида­ние, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде все­го, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Структурирующее воздействие менеджера касается подчи­ненных ему работников, нижестоящих государственных (муни­ципальных) учреж-дений и даже фрагмента внешнего мира, пред­ставляющего собой сферу деятельности государственного (му­ниципального) органа (организации).

Менеджер-чиновник выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), об­щественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Руководитель (менеджер) как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей го­сударственного (муниципального) органа (организации), дей­ствует в строгом соответствии с нормативно-правовыми акта­ми, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность ква­ли-фицированно определить предпосылки и цели деятельности, по­добрать исполнителей, распределить между ними функции в соот­ветствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно рас­ставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руково­дителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области

практической деятельности, способностью сформулировать критерии оцен-

ки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, ана-

лизировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельно-

сть, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный при-мер подчиненному.
Руководитель в роли преподавателя (педагога)
должен проявить спо-собность обучить подчиненного необходимым приемам и на­выкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возмож­ных конфликтов интере-сов взаимодействующих сторон, исполь­зованию специфичных форм и мето-дов в конкретной сфере про­фессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем роли психолога означает его де­я-тельность, направленную на сплочение коллектива, учет осо­бенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач де­ятельности перед подчи-ненным и коллективом в целом, при рас­пределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль воспитателя предполагает помощь работнику со сто­роны руководителя в понимании корпоративных традиций, в осознании общественно значимых целей деятельности государ­ственного (муници-пального) органа (организации). Весьма важ­ным является также форми-рование у работника чувства служеб­ного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, про­никнуться духом государственного учреждения, а с другой — укрепить его гражданские позиции.

Роль представителя организации (общественного деятеля) — под-писывает от имени государственного (муниципального) органа документы, представляет его во внешней среде, в выше­стоящих учреждениях, взаимо-действует со средствами массо­вой информации, принимает посетителей, в целом осуществляет связи с общественностью, при­нимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участ-вует в конференциях и иных об­щественных мероприятиях.

В процессе практического руководства организацией менед­жер-чиновник делает акцент на одну или несколько из указан­ных ролей, в зависимости от образования, индивидуального про­фессионального опыта работы в соответствующей сфере, от про­должительности работы в кон-кретной должности, от уровня уп­равления. Если менеджер хорошо профес-сионально подготов­лен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длитель­ный опыт работы в государственном (муниципальном) органе, он выполняет преимущественно роли наставника, педагога, вос­питателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и спе­циалиста (профессионала). Роли наставника, профессионала и педагога характерны также для низового уровня управления. С повышением уровня управления увеличивается значение роли администратора, представителя организации.

Если же руководитель по какой-либо причине (недавнее на­значение, отсутствие необходимого образования и т.д.) еще не­достаточно разбира-ется в тонкостях сферы профессиональной деятельности подчиненных, спектр его ролей сводится, главным образом, к администрированию, представительству, психотера­пии, роли судьи. При решении чисто профес-сиональных вопро­сов он сам нуждается в советнике, консультанте, экспер-тах.

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главен­ствующей для руководителя (менеджера-чиновника) остается роль организатора.

 

Особенности специальности

«Государственное и муниципальное управление»

Каждая профессия объединяет несколько родственных спе­циально-стей. Специальность определяется через предмет дея­тельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом

высшего профессионального образования, специальность «Государст-венное и муниципальное управление», квали­фикация «Менеджер». Квалификационная характеристика вы­пускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера имеют следующий вид.

Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управ-ления, совершенствование управле­ния в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности специалиста яв­ляются различные организации и подразделения в системе го­сударственного и муниципального управления, процессы эко­номической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития го­сударства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Специалист государственного и муниципального управле­ния — менеджер должен быть готов к следующим видам дея­тельности, которые выделяются в соответствии с его назначе­нием и местом в системе управления: планированию индивиду­альной и совместной деятельности, организации работы по це­лям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятель­ности сотрудников и организации в целом, руководству коллек­тивом и координации деятельности во внешней среде, мотива­ции сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образо­вательной работе с сотрудниками, инновационной деятельнос­ти в области управления.

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом 2000 года образовательная npoграмма подготовки специалиста го­сударст-венного и муниципального управления — менеджера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин на­ционально-регионального (вузовского) компонента,дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин.

Содержание образовательной программы по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление» определено учебным планом ВУЗа, в том числе УлГУ.

Следующее, более дробное членение профессиональ­ной деятельности человека (по сферам деятельности, по зада­чам, по способам работы и т.д.) — это специализации. Вопросы выделения специализаций по специальностям высшего профес­сионального образования были определены в инструктивном пись­ме Министерства образования России от 15 марта 1999 г. № 4. Специализации являются частью специ­альности, в рамках которой они создаются и предполагают по­лучение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.052 с.)