![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности специальности «Государственное и муниципальноеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление» Понятие профессии В океане проблем, окружающих человека на протяжении всей его жиз- ни, важнейшей является проблема его судьбы, смысла жизни, участия в об- щественных делах. Реализация человеком всех своих возможностей все-цело зависит от его трудовых усилий, глубины и широты познания. Умение применять свои знания на деле, создавать нечто новое, пре-одолевать трудности и препятствия – всего этого может достичь человек, который в полной мере овладел мастерством, профессией, приобрел высокую квалификацию, достиг совершенства в каком либо деле. Истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделе-нии труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как «второй природы» человека. Деятельность человека явилась единственным и уникальным спосо-бом, позволившим людям выжить во враждебной им среде, борясь за свое существование, преодолевая инертность, стихийность природы. Все, что человек имел первоначально и имеет в настоящее время, получено им от природы, благодаря его энергии и активно-преобразующей деятельности, в том числе путем создания и совершенствования орудий труда, способов и средств воздействия на окружающий мир. Создавая орудия деятельности – материальные носители своей мощи, - человек одновременно возводил здание своего интеллекта, т.е. знания, которые составляют духовную сторо-ну этой деятельности. Таким образом, в человеческой деятельности мате-риальное не существует вне духовного, а духовное в свою очередь – вне материального, они взаимодействуют между собой, составляя такое един-ство, которое можно рассматривать порознь лишь в познавательных целях. Деятельность людей – это сугубо человеческий способ их отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение человеческим целям, побуждениям и воле, т.е. всему тому, что составляет духовную сторону бытия людей и проявляется в форме творческого отноше-ния к окружающей среде, создания нового, всего того, что не произведено природой. По своему содержанию деятельность – это ничто иное как производство материальных и духовных ценностей, разнообразных форм об-щения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека, его способностей, умений и знаний.
Наиболее общими признаками человеческой деятельности являют-ся следующие: - во-первых, деятельность – это принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, во многом ему враждеб-ной, состоящий в том, что человек своими действиями создает условия свое-го существования, прежде всего орудия труда (деятельности). Эта деятель-ность по сути является предметной, т.е. преобразующей, реально изменяю-щей как внешний мир, так и самого человека; - во-вторых, деятельность – это особый способ бытия и развития человека, всех его жизненных сил и способностей, т.е. деятельность изна-чально социальна, представляет собой сущность и самого человека, и общества. Она – среда существования индивидов, а также бытие общества и социальных общностей; - в-третьих, деятельность – это специфически человеческое свойство жизненной активности, энергии, творческого потенциала, направленных на целесообразные изменения и преобразования внешней природной и социаль-ной действительности. Таким образом, деятельность человека выступает как процесс реализации сущностных сил индивида в предметных формах, в которых воплощаются знания и умения, идеи и мотивы, ценности и средства, т.е. весь многообразный мир человеческой культуры. Так как деятельность социальна, то ее смысл и содержание определя-ются как объективными условиями социальной среды, так и субъектив-ными факторами - реализацией идеалов, задач, целей, выбором методов и средств для их воплощения в ходе самой деятельности. Следовательно, всякая деятельность представляет собой органическое единство объективных и субъективных начал, которые можно разграничить лишь путем логического анализа, в то же время не забывая об их слитности и неразрывности. Объективные факторы человеческой деятельности – конкретные условия места и времени действия, совокупность многочисленных соци-ально-исторических факторов, социальных общностей, расстановка политических партий, сил и движений, определенных общественных материальных отношений людей и, наконец, способ производства.
Субъективные факторы деятельности – целенаправленность, плано-мерность, организованность, характеризующие активность самого носителя деятельности – человека. Активный характер человеческой деятельности, ее целенаправлен-ность и планомерность, систематичность и организованность обусловлены внутренне присущими ей признаками, составляющими ее структуру: цель, средство и результат. Общим выражением их единства должны выступать согласованность и сбалансированность в процессе деятельности. В системе «цель-средство-результат», составляющей стержень самой деятельности, господствующее положение, определяющее всю ее структуру, занимает цель, поскольку она есть мысленный результат деятельности, ее предвосхищение. Цель – это идеальный внутренний побуждающий мотив деятельности, являющийся направляющим и регулирующим моментом всех человеческих действий и поступков. Свое завершение цель находит в резуль-тате, венчающем саму деятельность; вся деятельность осуществляется ради результата. Результат понимается как продукт и функция самой деятельно-сти, как изменения, наступившие благодаря осуществлению процесса деятельности, вначале содержавшиеся в цели. Однако не сами сознательные, идеальные цели как таковые приводят к тому или иному объективному результату, а процесс их осуществления с помощью определенных матери-альных средств. Средства выступают в качестве опосредующего звена между целью и результатом, они включаются в структуру деятельности и создают условия для получения определенного результата. Средство – это «связной» между «крайними», «полярными» сторонами, центральный элемент в системе осмысленной, целеполагающей деятельности. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели и поэтому является предопределенностью самой цели. Все элементы и звенья человеческой деятельности, процесса ее становления и развития не существуют порознь, друг без друга, они сливаются соединяются в трудовом акте деятельности. Сама же деятельность венчается трудом как высшей формой деятельности, ее основной сферой, в которой обнаруживается социальная природа человека. В самом общем виде труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни. Напротив, он одинаково общ всем ее общественным формам. Лишь в труде человек постигает самое себя, раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, закладывает основы науки, техники, производства, создает многообразный мир человеческой культуры. Через труд человек входит в пестрый и многообразный мир профессий. Профессия – это ничто иное, как определенный вид трудовой деятель-ности, которой индивид нередко занимается всю свою жизнь. Общественное разделение труда сопровождается обособлением, дроблением отдельных видов конкретного труда и отдельных трудовых операций на вполне самостоятельные сферы деятельности. Это, в свою оче-редь, приводит к профессиональному разделению труда, разделению занятий, специализации. В связи с этим выделяют два типа разделения труда: - собственно социальное разделение труда; - специализацию. Специализация напрямую связана с профессиональным разделе-нием общества по характеру самого труда, по выполняемым им функциям.
Профессиональное разделение труда явилось подтверждением того факта, что в обществе уже существуют разные виды труда, произошло закрепление за отдельными социальными группами тех или иных трудовых функций, сложились устойчивые навыки и умения при осуществлении трудо-вого процесса. Одна профессиональная группа отличается от другой именно вы-полнением того или иного вида деятельности, которым не занимается и не может заняться другая группа ввиду того, что профессиональная «ниша» занята, зачастую пожизненно, и вся группа, как и отдельный индивид вынуж- дена носить имя этого вида деятельности, к примеру токарь, плотник, воин, учитель, служащий, инженер и т.д. Профессиональное разделение труда свидетельствует также о том, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями, под которыми понимаются отношения собст-венности, распределения, потребления и т.д. Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчи-вые, прочные общности людей, которые цементируются в профессиональные группы рядом факторов: трудовой опыт, навыки, определенный круг занятий, использование сходных методов и ряд других. Наша действительность убедительно подтверждает, что процесс обще-ственного разделения труда не завершился в далеком прошлом, а продолжа-ется в настоящее время. Новейшие научные и технические открытия сопро-вождаются появлением и исчезновением многих профессий и специальнос-тей. Все или почти все профессии созидательны, несомненно созидателем является профессионал – индивид, овладевший в совершенстве опреде-ленной профессией. Понятие «профессия» латинского происхождения и буквально озна-чает «(официальное) объявление (о своей специальности)» В самом общем виде профессия – это относительно самостоятель-ный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным раз-делением труда и требует определенной подготовки. Профессия – это определенная форма трудовой деятельности, зачас-тую пожизненное занятие человека, за которую он получает плату. Т.е. про-фессия - это оплачиваемая деятельность человека, дающая средства к существованию, способ получения материальных и духовных благ, возможность своим трудом оплачивать жизнь своих близких и свою собст-венную. Благодаря профессии человек становится не только «мерой всех вещей», но и собственным богатством, своим собственным капита-лом, высшей стоимостью.Профессия – это гарантия благополучия человека,
то, что обеспечивает его относительно независимое существование, призва-но дать ему постоянный доход, служить залогом его благоденствия. Вместе с тем, профессия – это уникальное средство человеческой самореализации, возможность воплотить в реальность все свои социальные потенции; это один из способов человеческой социализации. Таким образом, понятие профессии следует рассматривать в двух аспектах: - с позиций общества; - с позиций отдельного человека. С позиций общества «профессия – это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для выполнения кото-рых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответст-вующие способности и профессионально важные качества». С точки зрения общества профессию можно представить в виде сле-дующих составляющих · как систему профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных способ-ностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта. · социально зафиксированную область возможного осуществления человеком трудовых функций. · как множество «трудовых постов» (должностей), распределенных в обществе. Это множество «трудовых постов» отражает потребность общества в соответствующих специалистах и может материализовываться в штатном расписании соответствующего органа управления, учреждения и др. · как общность людей, занятых в определенной сфере деятельности. Эти люди объединены общность взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющимися типичными и специфическими для данной профессии; общими профессиональными знаниями и навыками, еди-ной профессиональной терминологией (профессиональным жаргоном). Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредст- вом которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда. Для человека профессия характеризуется следующими основными аспектами: · источник существования; · средство самореализации; · способ участия в жизни общества; · образ жизни. Таким образом, в обобщенном виде профессия – это сфера человеческой
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.134 (0.011 с.) |