Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности специальности «Государственное и муниципальноеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление» Понятие профессии В океане проблем, окружающих человека на протяжении всей его жиз- ни, важнейшей является проблема его судьбы, смысла жизни, участия в об- щественных делах. Реализация человеком всех своих возможностей все-цело зависит от его трудовых усилий, глубины и широты познания. Умение применять свои знания на деле, создавать нечто новое, пре-одолевать трудности и препятствия – всего этого может достичь человек, который в полной мере овладел мастерством, профессией, приобрел высокую квалификацию, достиг совершенства в каком либо деле. Истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделе-нии труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как «второй природы» человека. Деятельность человека явилась единственным и уникальным спосо-бом, позволившим людям выжить во враждебной им среде, борясь за свое существование, преодолевая инертность, стихийность природы. Все, что человек имел первоначально и имеет в настоящее время, получено им от природы, благодаря его энергии и активно-преобразующей деятельности, в том числе путем создания и совершенствования орудий труда, способов и средств воздействия на окружающий мир. Создавая орудия деятельности – материальные носители своей мощи, - человек одновременно возводил здание своего интеллекта, т.е. знания, которые составляют духовную сторо-ну этой деятельности. Таким образом, в человеческой деятельности мате-риальное не существует вне духовного, а духовное в свою очередь – вне материального, они взаимодействуют между собой, составляя такое един-ство, которое можно рассматривать порознь лишь в познавательных целях. Деятельность людей – это сугубо человеческий способ их отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение человеческим целям, побуждениям и воле, т.е. всему тому, что составляет духовную сторону бытия людей и проявляется в форме творческого отноше-ния к окружающей среде, создания нового, всего того, что не произведено природой. По своему содержанию деятельность – это ничто иное как производство материальных и духовных ценностей, разнообразных форм об-щения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека, его способностей, умений и знаний. Наиболее общими признаками человеческой деятельности являют-ся следующие: - во-первых, деятельность – это принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, во многом ему враждеб-ной, состоящий в том, что человек своими действиями создает условия свое-го существования, прежде всего орудия труда (деятельности). Эта деятель-ность по сути является предметной, т.е. преобразующей, реально изменяю-щей как внешний мир, так и самого человека; - во-вторых, деятельность – это особый способ бытия и развития человека, всех его жизненных сил и способностей, т.е. деятельность изна-чально социальна, представляет собой сущность и самого человека, и общества. Она – среда существования индивидов, а также бытие общества и социальных общностей; - в-третьих, деятельность – это специфически человеческое свойство жизненной активности, энергии, творческого потенциала, направленных на целесообразные изменения и преобразования внешней природной и социаль-ной действительности. Таким образом, деятельность человека выступает как процесс реализации сущностных сил индивида в предметных формах, в которых воплощаются знания и умения, идеи и мотивы, ценности и средства, т.е. весь многообразный мир человеческой культуры. Так как деятельность социальна, то ее смысл и содержание определя-ются как объективными условиями социальной среды, так и субъектив-ными факторами - реализацией идеалов, задач, целей, выбором методов и средств для их воплощения в ходе самой деятельности. Следовательно, всякая деятельность представляет собой органическое единство объективных и субъективных начал, которые можно разграничить лишь путем логического анализа, в то же время не забывая об их слитности и неразрывности. Объективные факторы человеческой деятельности – конкретные условия места и времени действия, совокупность многочисленных соци-ально-исторических факторов, социальных общностей, расстановка политических партий, сил и движений, определенных общественных материальных отношений людей и, наконец, способ производства. Субъективные факторы деятельности – целенаправленность, плано-мерность, организованность, характеризующие активность самого носителя деятельности – человека. Активный характер человеческой деятельности, ее целенаправлен-ность и планомерность, систематичность и организованность обусловлены внутренне присущими ей признаками, составляющими ее структуру: цель, средство и результат. Общим выражением их единства должны выступать согласованность и сбалансированность в процессе деятельности. В системе «цель-средство-результат», составляющей стержень самой деятельности, господствующее положение, определяющее всю ее структуру, занимает цель, поскольку она есть мысленный результат деятельности, ее предвосхищение. Цель – это идеальный внутренний побуждающий мотив деятельности, являющийся направляющим и регулирующим моментом всех человеческих действий и поступков. Свое завершение цель находит в резуль-тате, венчающем саму деятельность; вся деятельность осуществляется ради результата. Результат понимается как продукт и функция самой деятельно-сти, как изменения, наступившие благодаря осуществлению процесса деятельности, вначале содержавшиеся в цели. Однако не сами сознательные, идеальные цели как таковые приводят к тому или иному объективному результату, а процесс их осуществления с помощью определенных матери-альных средств. Средства выступают в качестве опосредующего звена между целью и результатом, они включаются в структуру деятельности и создают условия для получения определенного результата. Средство – это «связной» между «крайними», «полярными» сторонами, центральный элемент в системе осмысленной, целеполагающей деятельности. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели и поэтому является предопределенностью самой цели. Все элементы и звенья человеческой деятельности, процесса ее становления и развития не существуют порознь, друг без друга, они сливаются соединяются в трудовом акте деятельности. Сама же деятельность венчается трудом как высшей формой деятельности, ее основной сферой, в которой обнаруживается социальная природа человека. В самом общем виде труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни. Напротив, он одинаково общ всем ее общественным формам. Лишь в труде человек постигает самое себя, раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, закладывает основы науки, техники, производства, создает многообразный мир человеческой культуры. Через труд человек входит в пестрый и многообразный мир профессий. Профессия – это ничто иное, как определенный вид трудовой деятель-ности, которой индивид нередко занимается всю свою жизнь. Общественное разделение труда сопровождается обособлением, дроблением отдельных видов конкретного труда и отдельных трудовых операций на вполне самостоятельные сферы деятельности. Это, в свою оче-редь, приводит к профессиональному разделению труда, разделению занятий, специализации. В связи с этим выделяют два типа разделения труда: - собственно социальное разделение труда; - специализацию. Специализация напрямую связана с профессиональным разделе-нием общества по характеру самого труда, по выполняемым им функциям. Профессиональное разделение труда явилось подтверждением того факта, что в обществе уже существуют разные виды труда, произошло закрепление за отдельными социальными группами тех или иных трудовых функций, сложились устойчивые навыки и умения при осуществлении трудо-вого процесса. Одна профессиональная группа отличается от другой именно вы-полнением того или иного вида деятельности, которым не занимается и не может заняться другая группа ввиду того, что профессиональная «ниша» занята, зачастую пожизненно, и вся группа, как и отдельный индивид вынуж- дена носить имя этого вида деятельности, к примеру токарь, плотник, воин, учитель, служащий, инженер и т.д. Профессиональное разделение труда свидетельствует также о том, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями, под которыми понимаются отношения собст-венности, распределения, потребления и т.д. Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчи-вые, прочные общности людей, которые цементируются в профессиональные группы рядом факторов: трудовой опыт, навыки, определенный круг занятий, использование сходных методов и ряд других. Наша действительность убедительно подтверждает, что процесс обще-ственного разделения труда не завершился в далеком прошлом, а продолжа-ется в настоящее время. Новейшие научные и технические открытия сопро-вождаются появлением и исчезновением многих профессий и специальнос-тей. Все или почти все профессии созидательны, несомненно созидателем является профессионал – индивид, овладевший в совершенстве опреде-ленной профессией. Понятие «профессия» латинского происхождения и буквально озна-чает «(официальное) объявление (о своей специальности)» В самом общем виде профессия – это относительно самостоятель-ный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным раз-делением труда и требует определенной подготовки. Профессия – это определенная форма трудовой деятельности, зачас-тую пожизненное занятие человека, за которую он получает плату. Т.е. про-фессия - это оплачиваемая деятельность человека, дающая средства к существованию, способ получения материальных и духовных благ, возможность своим трудом оплачивать жизнь своих близких и свою собст-венную. Благодаря профессии человек становится не только «мерой всех вещей», но и собственным богатством, своим собственным капита-лом, высшей стоимостью.Профессия – это гарантия благополучия человека, то, что обеспечивает его относительно независимое существование, призва-но дать ему постоянный доход, служить залогом его благоденствия. Вместе с тем, профессия – это уникальное средство человеческой самореализации, возможность воплотить в реальность все свои социальные потенции; это один из способов человеческой социализации. Таким образом, понятие профессии следует рассматривать в двух аспектах: - с позиций общества; - с позиций отдельного человека. С позиций общества «профессия – это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для выполнения кото-рых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответст-вующие способности и профессионально важные качества». С точки зрения общества профессию можно представить в виде сле-дующих составляющих · как систему профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных способ-ностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта. · социально зафиксированную область возможного осуществления человеком трудовых функций. · как множество «трудовых постов» (должностей), распределенных в обществе. Это множество «трудовых постов» отражает потребность общества в соответствующих специалистах и может материализовываться в штатном расписании соответствующего органа управления, учреждения и др. · как общность людей, занятых в определенной сфере деятельности. Эти люди объединены общность взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющимися типичными и специфическими для данной профессии; общими профессиональными знаниями и навыками, еди-ной профессиональной терминологией (профессиональным жаргоном). Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредст- вом которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда. Для человека профессия характеризуется следующими основными аспектами: · источник существования; · средство самореализации; · способ участия в жизни общества; · образ жизни. Таким образом, в обобщенном виде профессия – это сфера человеческой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.012 с.) |