Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджер по персоналу: понятие, его роль и осн. Кач-ва↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Менеджер по персоналу: понятие, его роль и осн. кач-ва Менеджер по персоналу, или HR-менеджер (от англ. human resources — чел-кие рес-сы), - профессия сравнит-но новая для России. Часть ф-ций, кот. вып-ет «эйчар» перешла к нему от его советских предшественников - инспекторов по кадрам. Менеджер персонала делает то же самое, но это только малая часть его задач. Гл. цель его деят-ти – совмещ-е имеющ-ся чел-ких рес-ов, квалифик-и и труд. потенциала со стратегией и целями компании. Перед ним стоит широкий круг задач. Менеджер персонала осущ-ет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию или увольнения. Он разраб-ет стратегию упр-ния персоналом, кадр. пол-ку и планир-е кадр. работы; обеспеч-ет орг-цию кадрами необх-ой квалиф-ции, необх-го ур-ня и напр-ти подготовки; анализирует кадр. потенциал, прогнозирует и опред-ет потреб-ть в раб-х кадрах и спец-тах; проводит маркетинг персонала; поддерживает деловые связи со службами занятости; планирует орг-цию и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалиф-ции спец-тов и рук-лей; комплектует рук-щими, рабочими кадрами и спец-тами орг-цию с учетом перспектив ее развития; и др. Обязанности менеджера по персоналу: - Набл-ие за рынком труда, информир-е рук-ва компании о сложив-ся на рынке ситуации с кадрами и средней з/п; - Оперативный поиск и подбор нужных предпр-ю спец-тов. Планир-е потребности в кадрах на ближайшую и дальнюю перспективу. Созд-е кадр. резерва; - Созд-е системы мотивации труда; - Менеджер персонала орг-ет профес-ную и соц-но-психол-кую адаптацию новых спец-тов, орг-ет работу по их закреплению и исп-нию; по оценке, формир-нию кадр. резерва, аттестации персонала, по применению практич. психологии в регуляции орг-ных взаимоотнош-й, в диагностике соц. ситуаций; разраб-ет и применяет современные методы упр-ния персоналом; управляет личными и деловыми конфликтами и стрессами; участвует в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда; организует работу с увольняющимися раб-ками; - обучение кадров. Орг-ция тренингов, обучающих семинаров, курсов повыш-я квалиф-ции; - Предоставление консультативных услуг в обл. упр-ния чел-кими ресур-ми рук-лям всех рангов, подготовка отчетов по соотв-щим вопросам; Персонал менеджеры нужны далеко не всем организациям. В небольших фирмах кадровое делопр-во зачастую ведет секретарь, а другие ф-ции при необ-ти м.б. распр-ны м/у остальными спец-ми. Сущ-ет норматив — один менеджер персонала необ-м на 80-100 сотрудников. Если на предпр-и pa6oтaет более 150 человек, одного менеджера персонала уже недостаточно. В крупных компаниях в службе персонала могут работать 10-15 менеджеров, каждый из кот. отвечает за отдельный участок работы: один — за наем персонала, другой за обучение и т.д. Проф. кач-ва менеджера персонала: - д. хорошо знать, какими личными кач-ми и проф. навыками д. обладать претендент на ту или иную должность. То есть он должен уметь составить профессиограмму на каждое раб. место; - д. проф-но владеть навыками общения. Прием персонала на работу начинается с собеседования, успех проведения которого становится залогом дальнейшей эфф-ной работы сотрудника. Исходя из этого, немаловажно уметь снять с собеседника напряжение, расположить его к доверительной беседе, не принимать во внимание первое впечатление о кандидате, дать ему высказаться, не допускать отклонения разговора от основного направления и т.д.; - д. обладать спец-ми соц.-психологич-ми знаниями, чтобы создать благоприятный климат в коллективе, помочь каждому из сотруднику максимально раскрыться проф-но, проявить свои способности; - требуются знания труд. законод-ва и орг-ции делопр-ва: правила оформления док-тов приема, перевода увольнения; ведение документации по отпускам и т. д.
Структура СУП: ее осн. ф-ции. Стр-ра службы УП во многом опред-ся хар-ром и размером орг-ции, особ-ми выпуск-мой прод-ции. Вмелких и ср. орг-циях многие ф-ции по УП вып-ют преимущ-но линейные рук-ли и отдел кадров, а в крупных – формир-ся самост-ные сруктурные подразделения по реализации ф-ций. В состав СУП многих проссийских оргций входят след. подразделения: 1. условий труда: 1.1 соблюдение требований психофизиологии труда; 1.2 соблюд-е треб-ний эк-ки труда; 1.3 охрана тр. и техника безоп-ти; 1.4 соблюд-е треб-ний технич-й эстетики. 2. трудовых отнош-й: 2.1 анализ и регулир-ние групп-х и личностных вхзаимоотнош-й; 2.2 упр-ние пр-ными конфликтами и стессами; 2.3 собюд-е этнич-х норм взаимоотнош-й; 2.4 соц-психологич-я диагонстика. 3. оформления и учета кадров: 3.1 оформление и учет приема, перемещения и увольнения; 3.2 обеспеч-е занятости; 3.3. информац-е обеспеч-е сист. кадрового упр-ния; 3.4 профориентация. 4. планир-я, прогнозир-я и маркетинга персонала: 4.1 разраб-ка стратегииУП; 4.2 анализ рынка труда; 4.3 орг-ция рекламы; 4.4 планир-е и прогнозир-е потребн-тей персонала; 4.5 оценка кандидатов на вакантные должности; 4.6 взаимосвязь с внешн. источниками, обеспеч-щими кадрами орг-цию. 5. развития кадров: 5.1 технич-е и эк-кое обуение; 5.2 переподготовка и повыш-е квлификации; 5.3 работа с кадровым резервом; 5.4 планир-е и контроль деловой карьеры. 6. анализ и развитие ср-в стимулир-ния труда 6.1 нормир-ние и таривикация трудоаого процесса; 6.2 разраб-ка систем оплаты труда; 6.3 исп-ние ср-в морального и эк-го поощрения; 6.4 упр-ние трудовой мотивацией. 7. юр-ких услуг. 7.1 реш-е правовых вопросов труд-х отнош-й и хоз деят-ти; 7.2 согласование распорядит-х док-тов по УП. 8. развитие соц. инфрастр-ры: 8.1 упр-ние жилищно-бытовым обслуживанием; 8.2 орг-ция обществ. питания; 8.3 развитие культуры и физ. воспитания; 8.4 обеспеч-е охраны здоровья и отдыха; 8.5 обеспеч-е детскими учреждениями; 8.6 орг-ция продажи продуктов притания и товаров народного потребления 9. разраб-ка орг. стр-ры упр-ния (ОСУ): 9.1 анализ сложившейся ОСУ; 9.2 проектир-е и построение новой ОСУ; 9.3 разраб-ка штатного расисания.
4. Понятие и задачи СУП. УП – комплексное, целенапр-ное возд-вие на коллектив и отд. раб-ков, в напр-нии обеспечения оптимальных условий для творчества, инициативного созидательного труда для достижения цели предпр-тия. Цели УП предпр-тия: - повыш-е конкурентосп-ти предпр-яв совр. усл-ях; - повыш-е эфф-ти и пр-ва труда, в частности достиж-е max. прибыли; - обеспеч-е высокой соц. эффек-ти функционир-я коллектива. Успешное вып-ние поставл-х целей требует решения таких задач: - обеспеч-е потребн-ти предпр-я в раб. силе, в необх-х объемах и требуемой квалификации; - полное эфф-ное использование потенциала раб-ка и пр-ного коллектива в целом; обеспеч-е усл-вий для высокопроизводит-го труда, высокого Ур-ня его организов-ти, мотивир-ти, самодисциплины, выпаботки у раб-ков привычки взаимодействию и сотрудничеству; - закрепление раб-ка на предпр-тии, формир-ние стабильного коллектива как условие оккупаемости ср-в затрачиваемых на раб. силу; обеспеч-е реализации желании, потреб-тей и интересов раб-ков в отнош-и содержания труда, условий труда, вида занятости, возм-ти продвиж-я и т.д. - согласов-ние пр-ной и соц. задач, т.е. балансир-ние интересов предпр-я и раб-ков, т.е. эк-кой и соц. эф-ти.
1. Основные концепции и подходы к УП. УП – комплексное, целенапр-ное возд-вие на коллектив и отд. раб-ков, в напр-нии обеспечения оптимальных условий для творчества, инициативного созидательного труда для достижения цели предпр-тия. Основу концепции построения СУП орг-ции в наст. время сост-ют: - возрастающая роль личночти рабка; - значение его мотивационных установок; - умение их формир-ть и напр-ть в соотв-вии с задачами, стоящими перед орг-циией. 3 фактора, оказ-щие возд-вие на людей в орг-ции: - иерархич. стр-ра орг-ции, где осн. ср-во – возд-вие, это отнош-е власти, давление на чел-ка сверху с пом. принуждения, контроля над распред-ем матер-х благ; - культура, т.е. вырабатываемые об-вом, орг-цией, группой людей совместные ценности соц. норм, установки поведения, кот. регламентир-ют действия личности заставляют индивида вести себя так, а не иначе. без видимого принуждения; рынок – совок-ть равноправных отнош-ний, обоснов-ных на купле-продаже продукции и услуг, отнош-е ксобств-ти, павновесие интересов продавца и покупателя Эти факторы воздействия – явления оч. сложные, кот. на практике редко реал-ся в отд-ти.
Принципы построения СУП. Принцип- это объективное правило, кот. необх-мо для эфф-го упр-ния. 1. Пр-п эф-ти: предполагает наиболее эфф-ную и эк-кую орг-ю СУП, снижает доли затрат на сист. упр-ния в общих затратах на ед-цу выпускаемой прод-ции, повыш-е эфф-ти пр-ва. 2. Пр-п научности: разраб-ка мероприятий по формир-ни. СУП, д. основыв-ся на последних достиж-ях науки в обл-ти упр-ния. 3. Пр-п перспективности: при формир-нии СУП следует учитывать перспективы развития орг-ции. 4. Пр-п оперативности: современное принятие реш-й по анализу совершенствованию СУП, предупреждающих или оперативно устаняющих отклонения. 5. Пр-п оптимальности: многовариантная проработка предложений по формир-нию СУП и выбор наиболее рац-го варианта в конкретных условиях. 6. Пр-п прогрессивности: соотв-вие СУП передовым зарубежным и отечественным аналогам. 7. Пр-п комлексности: при формир-нии СУП необх-мо учитывать все факторы воздействующие на сист. упр-ния и охватывать все сферы работы с персоналом. 8. Пр-п простоты: чем проще СУП, тем лучше она работает. 9. Пр-п плановости: означает установление на длительный период напрвлений, темпов и пропорций развития пр-ва и связ-х с этим изиенений в стр-ре персонала. 10. Пр-п согласованности: взаимодействие м/у иерархческими звеньями по вертикали, а так же м/у относит-но автономными звеьями СУП по горизонтали д.б. в целом согласованы с осн. целями орг-ции и синхронизированиы во времени. 11. Пр-п вознаграждения: базир-я на рез-тах индивид-го труда и эфф-ти орг-ции в целом. 12. Пр-п многоаспектности: УП как по вертикалм, так и по горизонтали может осущ-ся по различн. каналам. 13. Пр-п набора и расстановки кадров: д.б. разраб-на сист. набора, подбора и расстановки кадров, осущ-ся развитие, обучение, перемещ-е и продвижение раб-ков в соотв-вии с рез-ми их труда, способностями, интересами и потребностями орг-ции. 14. Пр-п ротации (потенциальных имитаций): временное выбытие отд-х раб-ков не д. прерывать процесс осущ-ния к-л ф-ций, для этого кажд. раб-к СУП д. уметь имитировать Ф-ции вышестрящего, нижестоящего сотрудника и 1-2-х раб-ков своего ур-ня. 15. Пр-п концентрации: концентрация усилий раб-кой отд. подразделения или всей СУП на реш-е осн. задач. 16. Пр-п адаптивности (гибкости): означает приспособл-ть СУП к измен-ся целям объекта упр-ния и усл-ям его работы. 17. Пр-п приемственности: предполагает общую методическую основу проведения работ по совеш-нию СУП на разн. ее ур-нях и разными спец-ми, стандарт-е оформления. 18. Пр-п непрерывности: отсутствие перерывов в работе раб-ков СУП или подразделений, уменьшение времени «пролеживания» док-тов, простоев технич. ср-в упр-ния. 19. Пр-п комфортности: СУП д. обеспечивать max. удобств для творческих процессов обосновиния выработки, принятия и реализации реш-ний чел-ка. 20. Пр-п коллегиальности упр-ния: профессионалы-менеджеры раб-ют в тесном контакте др. с др. и связаны узлами сотрудничества и взаимосв-ти.
Методы построения СУП. 1) Методы обслед-ния (сбор данных): самообслед-ние;; акт наблюд-й раб. дня; мементы наблюд-я; изуч-е док-тов; анкетир-ние. 2) метода анализа; системный анализ; эк-кий; динамич-кий; сравнит-й; послед-ной подстановки; экспертно-аналитический; нормативный; структуризация целей; моделирование; декомпозиции; балансовый; матричный; опытный; гл. компонентов; функц.-стоимостного анализа. 3)метод построения: системный подход; экспертно-аналитический; аналогии; моделирования; параметрический; структуризации целей 4 функц. стоимостного анализа; опытный; творческих совещанмй; кол-го блокнота; контрольных вопросов. 4) метод обоснования: аналогий; сравнений; нормативный; моделирование фактического и желаемого состояния исслед. объекта; расчет колич-х и кач-х пок-лей; оценка эк. эф-ти предл-х вар-тов; функц.-стоимост. анализа. 5) метод внедрения: материальн. и моральн. нововвед-ния; обучение, подготовка и повыш-е квалифик-ции раб-ков аппарата упр-ния; привлеч-е общ-ных орг-ций; функц.-стоимост. анализ.
Ф-ции по УП. Ф-ции УП представляют соьой основные напр-ния этого рода деят-ти, ориентир-е на удовл-ние опред-х потреб-тей предпр-тия. 1) Планир-е персонала - опред-ние потребн-ти в кол-ве и кач-ве сотрудников, а так же времени их исп-ния. 2) опред-е способов рекрутир-ния, привлеч-я персонала. Реализация данной ф-ции предполагает ответы на вопросы: где найти нежных раб-ков? как привлечь их на предпр-тие? сколько чел-к взять из вне? сколько изнутри? 3) маркетинг персонала. Его задача – обеспеч-е спроса на раб. места на данном предпр-тии со стороны наиболее подготовл-х людей, в первую очередь высококвалифиц-х спец-тов и менеджеров. 4) мотивация персонала – побуждение к добросовестному и труду, реализации опред-х целей. 5)обеспеч- е оптимального распорядка – сост-ние гравиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов. Четкое вып-ние этой ф-ции позволяет поддерживать оптим-ный трудовой ритм орг-ции, экономить значит-е ср-ва, удовлетворять пребывание на предпр-тии. 6) Планир-е и развитие карьеры – эта ф-ция важна как для отд-х раб-ков, так и для предпр-тия. 7) Рук-во персоналом – как ф-ция упр-ния оно позволило объединить, координир-ть, взаимосв-ть и итегрир-ть все прочие ф-ции в единое целое. Рук-во персоналом – сложная и содержат-я ф-ция, включ-ет многие др. ф-ции 8) Упр-ние расходами на персонал. Подсчет сколько стоить привлечение, обуч-е, оформление, оценка, оплата пресонала, соц. расходы и т.п., т.е. все пребывание раб-ка в орг-ции, а так же соотнес-е расходов с прибыльностью, кот. приносит труд раб-ка. 9) орг-ция раб. места позволяет оптимально исп-ть потенциал раб-ка и дающая ему возм-ть проявлять себя в труд. деят-ти. 10) освобожд. персонала – вкл. различн. формы приспособл-я числ-ти раб-ков и их исп-ния к потребн-тям пр-ва. Это м.б. ликвидация сверхурочных работ, перевод сотрудника на неполный раб. день, временное увольнение и т.д. 11) Упр-ние инф-й – задача УП состоит в том, что своевр-но получить инф-ю, в оптим-ном объеме, распр-ть нужную и гасить ненужную. 12) Оценка рез-тов деят-ти и труд. потенциала персонала, аттестация раб-ка на основе кот. осущ-ся стимулир-е, развитие, использ-е кадров, контроль за ними. 13) Контроль за персоналом, обеспеч-е дисциплины и орг-ция порядка – не только возд-вие на раб-ков со стороны рук-ва и уполномоч-х должностных лиц, но и развитие у них самоконтроля. 14) Кадровое делопр-во –сбор, хранение и учет анкетных данных, стаж, повыш-е квалифик-ции и т.д. Необх-мо для эф-го исп-ния персонала. 15) Упр-ние конфликтами – созд-ние в орг-ции климата, искусств-го возд-вия деструктивных конфликтов, а так же конструктивное, безболезненное их реш-е. 16) правовое регулир-е труд. отнош-й – исп-ние труд. законодат-ва и орг-ниы норм, зафиксир-х в уставе предпр-тия. 17) Обеспеч-е безоп-ти, охраны труда и здоровья сотрудников – контроль за ситуацией на раб. местах, учет индивид-х запросов и пожеланий раб-ков, связ-х с состоянием их здоровья. 18) Соц. обеспеч-е сотрудников – может вкл-ть соц. страх-е по возрасту, болезни, инвалидности или несчастных случаев, налаживание на предпр-тии мед. обслужив-я, псих. и юр. помощи, транспортн. и дт. услуги, строит-во жилья и т.д. 19) Планир-е и развитие орг. стр-ры, обеспеч-щей соблюд-е сотрудн-ками этических норм, целей и ценностей предпр-тия, уважение его традиций, развитие м/у раб-ми отнош-й взаимного уважения, доброжелат-ти, сотрудн-ва и поддержки.
8. Осн. эл-ты технологии УП и их содержание. Все упр-кие раб-ки д. полно представлять содержание осн-х эл-тов технологии УП. Она состоит из след. эл-тов: 1) Кадровое планир-ние – явл-ся составной частью упр-ния орг-ции в целом и предполаг-ет отслеживание изменений в профессионально квалифицир-ной стр-ре кадров. Оно предусматривает: - установление цели специфичн. д. орг-ции; - сбор и систематизация данных о раб-ках; - обработку и кач-ный анализ этих данных. Кадр-е планир-е призвано выявл. тенденции в развитии раб. силы, своевр-но опр-ть кач-ные и колич-ные треб-я к ней. 2) Набор кадров – создание резервов потенциальных кандидатов по всем должностям. Необх-мый объем работы по набору в значит-й мере опред-ся разницей м/у наличн. раб. силы и будущему потреблению в ней. Набор обычно ведут из внешн. и внутр. источников. 3) Отбор кадров – оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора. Реш-е о выборе приним-ся на основе таких факторов как: образов-е; ур-нь профессион. навыков; опвт работы; возраст; личные кач-ва. 4) Опред-е з/пл и льгот. Виды и размеры вознаграждений предлагем-е орг-цией, имеет важное значение для оценки кач-ва трудовой жизни и влияют на реш-е людей о поступлении на работу, пр-ную отдачу, кач-во прод-ции и услуг и т.д. Стр-ра з/пл производственников определ-ся на основе анализа ур-ня з/пл и ее соотношен. с производит-тью и прибыльностью орг-ции. Помимо з/пл. орг-ция предоставл. своим раб-кам доп. льготы. Традицион. подход предоставл-я льгот заключ-ся в том, что одинаковые льготы имеют все раб-ки одного ур-ня, однако при этом не всегда учит-ся разница м/у людьми, поэтому в орг-ях нередко практикуют предоставл. раб-ку права самлст-го выбора в установл-х пределах того пакета льгот, кот. наиболее его устраивают. 5) проф. ориентация и адаптация персонала – способствует повышению производит-ти труда. Обычно орг-ция исп-ет различные способы, чтобы ввести чел-ка в свой коллектив, некот. орг-ции разраб-ют спецю программы для воспитания нужной им корпоративной к-ры. В этих программах указыв-ся какое поведение орг-ция ожидает от своих раб-ков, чтобы оно соотв-ло имиджу орг-ции. 6) Обучение персонала – рук-во орг-ции регламентирует, проводит программы систематического обучения и подготовки кадров. Оно проводится в 3-х осн-х ключах: когда чел-к поступает в орг-цию; когда раб-ка назначают на новую должность или поручают ему новую работу; когда выясняется, что у раб-ков не хватает навыков для эф-го вып-ния своей работы. Методы обучения: ученичество; подготовти-е обучение; обучение на раб. месте и вне работы. 7) Оценка труд. деят-ти. Цель – опред-е степени эф-ти его труда. Приоценке труда раб-ка принятии, исп-ть гос. треб-ния, нормативы и законы. На нее влияет так же личностное отношение оценщика-эксперта. Раб-ки оцен-ся по деловым и личностным критериям оценки. Осн. методами оценки труда упр-кого персонала считают: экспертные оценки; тестирование; аттестация; метод решающей аттестации; собеседование и т.д. 8) Оценка труд. потенциала проводится для принятия администр-х реш-й. Это реш-е о повыш-нии, пониж-ении, переводе, увольнении. Разраб-ка методов перемещения раб-ков на должности с большей/меньшей отв-тью, развитие их проф. опыта путем перемещ-я на др. должности или участки работы, а так же процедур прекращения договора найма. 9) Подготовка руководящих кадров. Это разраб-ка программ, напр-х на развитие способностей и повыш-е эф-ти труда рук-щих кадров. Эти программы способствуют проф. росту менеджеров и создают предпосылки для успешной карьеры.
9. Кадровое планир-е: сущность, цели, задачи Концепцию долгосрочной, ориентир-ой на будущее кадр. политики можно реальз-ть с пом. кадр. планир-я. Сущность кадр. пл-ния закл-ся в создании усл-вий для предост-ния людям раб. мест в нужный момент времени и в необх. колич-ве в соотв-вии с их способностями, склонностями и треб-ями бизнеса. Раб. места с т.зр. пр-ности и мотивации д. дать возм-ть раб-щим оптим-ным образом развивать свои способ-ти, повышать эф-ть труда, отвечать треб-ям созд-ния достойных чел-ка усл-ий тр и обеспеч-я занятости. Кадр. пл-ние осущ-ся как в интересах орг-ции, так и в интересах ее перс-ла. Оно д. созд-ть мативацию для более высокой пр-ности тр. и удовлетв-тью раб-ой. Кадр. пл-ие тогда эфф-но, когда оно интегрир-но в общий процесс пл-ния в орг-ции. Кадр. стратегии: разраб-ка основ будущей КП; созд-е возм-ого должностного и проф-ого продвиж-я раб-ов; обеспеч-е развития кадров для выполн-я новых квалификац-х работ и адаптации их знаний к измен-ся целям деят-ти орг-ции. Кадровые цели: опр-ние конкретных целей орг-ции и каждого раб-ка, вытекающих из кадр. стратегии; достиж-е max. сближения целей орг-ции и индивид-х целей раб-ов. Кадровые задачи: обеспеч-е орг-ции в нужное вр., в нужном месте, в нужном кол-ве и соотв-щей квалиф-ции таким перс-лом, кот., необходим для достижения ее целей. Кадровые мероприятия: разраб-ка плана кадр-х меропр-ий для реализации конкр-х целей орг-ции и кажд. раб-ка; опр-ние затрат на реализацию плана кадр. меропр-ий. Кадр. пл-ние реализ-ся поср-вом системы мероприятий, обьединенных в оперативном плане работы с перс-лом.
10. Оперативный план работы с персоналом. Стр-ра типового операт-го плана работы с перс-лом в орг-ции приведена на схеме: СХЕМА Для разраб-ки опрерат-го плана с персоналом необх-мо с пом. спец-но разраб-х анкет собрать след. инф-ю: 1. сведения о пост. составе персонала (ФИО, возраст, место жит-ва, время поступл-я на раб.); 2. данные о стр-ре перс-ла (квалифик-ые, половозр-е, удельный вес инвалидов, рабочих, служащих); 3. текучесть кадров (норма 3-6%); 4. потери вр-ни в рез-те простоев, по болезни; 5. данные о продолжит-ти раб. дня (полностью или частично занятые, работающие в одну/несколько/ночные смены, продолжит-ть отпусков); 6. з/пл рабочих (ее стр-ра, доп. з/п, надбавки, оплата по тарифу, сверх его); 7. данные об услугах соц. хар-ра, предоставл-е гос-ми и общест-ми орг-ми (рх. на соц. нужды, выдаваемые в соотв-вии с законами, тарифными дог-ми, добровольно)
12. Типы КП. В широком смысле КП – это сист., осознан-х и опред-м образом сформулир-х и закрепл-х правил и норм, приводящих чел-кий ресурс в соотв-вии с долговр-ной стратегией орг-ции. В узком смысле КП – это набор конкр. правил, пожеланий и ограничений, реализ-щихся как в проц-се непоср-х взаимод-вий м/у сотрудниками, так и во взаимотнош-ях м/у раб-ми и орг-цией в целом. Выд-ют 2 основания для разделения КП: в зав-ти от ур-ня осознанности тех правил и норм, колт. лежат в основе кадр. мероприятий и связ-х с этим ур-нем непоср-го влияния упр-го аппарата на кадр. ситуацию. Выд-ют след. типы КП: - пассивная КП (когда рук-во орг-ции не имеет выраженной программы действий в отнош-и персонала, а кадр. работа сводится к ликвидации негативных последствий. для такой орг-ции хар-но отсутствие прогнозов кадр-х потребн-тей, ср-в оценки труда и персонала, диагностики кадр. ситуации в целом. Рук-во работает в режиме экстренного реагир-ния на возник-щие конфликт. ситуации, кот. стремится погасить любыми ср-вами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.); - реактивная КП (рук-во орг-ции осущ-ет контроль за симптомами негативного состояния работы с персоналом, причинами и ситуаций развития кризиса: возникновение конфл. ситуации; отсутвие достаточно квалифиц-ной раб. силы для реш-я поставл-х задач; отсутствие мотивации к высоко производит. труду); - превентивная КП (рук-во орг-ции имеет обостнованные прогнозы развития ситуации, но не имеет ср-в для влияния на нее. Кадр. служба подобных предпр-тий расолаг-ет не только ср-вами диагностики персонала, но и прогнозир-е кадр. ситуации на среднесронч. период. В программах развития предпр-тия содерж-ся краткосрочн. и среднесрочн. прогнозы потреб-ти в кадрах, сформулир-ны задачи по развитию перс-ла. Осн. проблема таких орг-ций – это разраб-ка целевых кадр. программ); - активная КП (рук-во имеет не только прогноз, но и ср-ва возд-вия на ситуацию, а кадр. служба способна разраб-ть антикризисные кадр. программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректир-ть исполнение программ в соотв-вии с параметрами внешн. и внутр. ситуации). Выд-ют 2 подвида активной КП: рациональная КП (рук-во имеет как кач-ный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располаг-ет ср-вами для влияния на нее); закрытая (хар-ся тем, что орг-ция ориентир-ся на влюч-е нового пресс-ла только с низшего должностного ур-ня, а замещение происходит только из числа сотрудников орг. Такого типа пол-ка хар-на для компаний, ориентир-х на созд-ние опред-ной корпорат-ой атмосферы, а так же рбаот-щих в усл-ях дефицита кадр. рес-ов).
13.Понятие найма на работу и вопросы, задаваемые при приеме на ра-ту. Осн. задачей при найме на работу перс-ла явл-ся удовл-ние спроса на раб-ков в кач-ном и колич-ом разрезе. Найм ряд действий, напр-х на привлеч-е кандидатов, облад-щих кач-вами. необходимыми для достижения поставл-х целей орг-ции. Набор кадров нач-ся с поиска раб-ов, кот. удовл-ли бы предъявлямым треб-ям и справились бы с будущей работой. 2 источника набора: 1)Внутр. источник – люди, работающие в орг-ции: а) доп. и сверхурочная работа. б)перераспр-е заданий или перемещ-е раб-ка. в)совмещение прффесий. г) структ-ая реорганизация илиисп. новых схем пр-ва. 2)Внешний – неопр-ое колич-во людей, способных работать в орг-ции, но не работающих в ней в настоящий момент: а)найм новых раб-ков.б)лизинг персонала. Задаваемые вопросы:Возможность карьерного роста? возможность сокращения? возм-ть в трудоус-ве? возм-ть обучения. повыш-и квалиф-ции, зачей счет? система оплаты? льготы? традиции и обычаи? перспективы развития предпр-я? конкуренты? возм-ть получения жилья?.
Виды карьеры Внутриорганизационная – конкретный работник в процессе своей профессиональной должности проходит все стадии развития (стадии обучения, поступления на работу, проф. рост, подготовку и развитие проф. индивидуальных способностей, уход на пенсию) последовательно в стенах одной организации. Межорганизационная – конкретный работник в процессе своей проф. деятельности проходит все стадии развития последовательно в разных организациях. Проф. специализированная – все стадии развития конкретный работник может пройти последовательно как в 1-й, так и в разных организациях но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Неспециализированная – то же, что и проф. спец., но в разных областях деятельности. Вертикальная – подъём на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальная – вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определённой служебной роли на ступени, не имеющий жёсткого формального закрепления в организационной структуре (напр: выполнение роли руководителя временной целевой группы) Скрытая – вид карьеры, является наименее очевидным для окружающих, он доступен ограниченному кругу работников как правило имеющих обшырные деловые связи вне организации. Ступенчатая – вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Центростремительная – движение к ядру руководства организации (напр: приглашение работника на недоступные другим работником встречи, совещания как формального, так и неформального характера, доверительное обращение, отдельные важные поручения руководства). Карьера-молния – стремительный путь к успеху, видному положению в обществе за черезвычайно короткое время.
31. Система служебно-профессионального движения – предлагаемая организацией последовательность различных ступеней, которые сотрудник потенциально может пройти. 5 основных этапов подготовки линейных руководителей: 1. работа со студентами старших курсов вузов – специалисты подразделений управления персоналом совместно с руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят подбор студентов наиболее способных и склонных к руководящей работе и готовят их к конкретной деятельности в подразделениях организации. Студентам успешно прошедших подготовку с практики выдаётся характеристика (рекомендация) для направления на работу в соответствии подразделения данной организации. Молодые специалисты не проходившие практику в данной организации при приёме на работу тестируются и им называется консультативная поддержка. 2. работа с молодыми специалистами – молодым специалистам устанавливается испытательный срок (от 1 до 2 лет), в течении которого они обязаны пройти курс начального обучения. Кроме этого предусматривается стажировка в подразделениях организаций в течении года. На основе анализа молодых специалистов работы за год: участи в проводимых мероприятиях; характеристик, выданных руководителем стажировки; подводятся итоги стажировки и делается 1-ый отбор специалистов для зачисления в резерв на выдвигаемую руководящую должность. 3. работа с линейными руководителями нижнего звена управления – на этом этапе к отобранным руководителям нижнего звена присоединяются та же число работников, окончивших вечернее и заочное отделение вузов, успешно работающих в своих коллективах и прошедших тестирования. В течение всего периода (2-3 года) с данной группой проводится конкретная целенаправленная работа, они замещают отсутствующих руководителей, являются их дублёрами, обучаются на курсах повышения квалификации. Успешно прошедшие 2-ой отбор руководители предлагаются для выдвижения на вакантные должности начальников более крупных подразделений, их заместителей. Или зачисляются в резерв и при появлении вакансий назначаются на должность. Остальные работники прошедшие подготовку продолжают работать на своих места. 4. работа с линейными руководителями среднего звена управления – на этом этапе уже сформировавшейся группе молодых руководителей действующие перспективные начальники цехов и их заместители. Работа строится по индивидуальным планам, за каждыми назначенными на должность руководителя среднего звена закрепляется наставник руководитель высшего звена, для индивидуальной работы с ним. Руководитель-наставник и специалисты подразделений управления персоналом на основании проведённого анализа личных качеств и профессиональных навыков претендентов совместно составляют для него индивидуально план подготовки. На основании результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении его по службе. 5. работа с линейными руководителями высшего звена управления – одну из главных трудностей составляет выбор кандидата удовлетворяющего многим требованиям: руководитель высшего звена должен хорошо знать отрасль, а так же организацию, он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных, соц-эк и политических ситуациях. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена должен осуществляться на конкурентной основе, его должен осуществлять специальная комиссия состоящая из руководителей высшего звена с участием специалистов соответствующих подразделений управления персоналом и привлечением при необходимости независимых экспертов.
32. Кадровый резерв – специально сформированное на основе установленных критериев группа перспективных работников, обладающих необходимыми для выдвижения качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения определённых должностей предприятия. На должности, предусмотренные структурой кадрового резерва, в резерв рекомендуется подбирать не менее 2х работников, в том числе готовых к назначению на должность в ближайший период (оперативный резерв) и для выдвижения на перспективу (стратегический резерв). Основная цель формирования: создание благоприятного к управлению в новых условиях состава руководящих работников, обеспечение непрерывности и преемственности в уровнях управления, его совершенствования на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции соответствующих подразделений предприятия. Принципы формирования: · равного доступа работников всего предприятия; · объективность в подборе и зачислении в резерв в соответствии с заслугами и способностями работников, необходимыми для выполнения более ответственной работы. · Компетентности и профессионализма · Обязательного получения личного согласия кандидата на зачисление в резерв. Основные этапы формирования: · Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров; · Предварительный набор кандидатов в резерв; · Получение информации о деловых, профессиональных и личных качеств кандидатов; · Формирование состава резерва кадров. Основные критерии при подборе кандидатов резерв: · Соответствующий уровень образования и проф. подготовки; · Опыт практической работы с людьми; · Организаторские способности; · Личностные качества; · Состояние здоровья, возраст.
34. Проф. ориентация – научное управление процессом самоопределения личности в зависимости от своих потребностей, способностей и требований выбираемой профессии. Цель – оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности в конкретной фирме с учётом склонностей и интересов. Задачи: · Информирование заинтересованных лиц о возможных видах проф. деятельности в фирме; · Создание условий для развития проф. значимых способностей будущих и настоящих сотрудников; · Выявление степени соответствия психофизиологических качеств сотрудников проф. требованиям избранного ими вида трудовой деятельности; · Содействие быстрым структурным сдвигам в сфере занятости. Значение проф. ориентации: · Проф. ориентация является условием успешности трудовой адаптации сотрудников на новом рабочем месте; · Способствует формированию взаимосвязи потенциальных сотрудников и фирмы на стадиях, предшествующих трудоустройству; · С её помощью обеспечивается сопряжённость требований, профессии и свойств личности; · Стимулирует повышение престижа и привлекательности профессии и специальности.
36. Функции проф. ориентации: · Экономическая (включает в себя выполнение соц. заказа по обеспечению проф. кадрами, удовлетворения потребностей экономики в наиболее востребованных профессиях) · Проекционная (необходимость прогнозирования экономического развития в будущем, проектирование изменений в кадровых потребностях) · Медицинская (включает в себя учёт состояния здоровья личности при выборе профессии, определения ограничений сфер будущей проф. деятельности на основе мед. рекомендаций и противопоказаний) · Научно-методологическая (теоретическое исследование различных аспектов проф. ориентации, создание понятийного аппарата, разработка диагностических методов, структуры, содержания и технологических составляющих проф. ориентационной работы) · Управленческая (осуществление педагогического руководства процессом проф. самоопределения личности посредством целенаправленного управления мотивацией проф. выбора) · Информ<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.021 с.) |