Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа на лекциях и семинарах↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция и семинар являются основными формами занятий в вузе. Семинар является логическим продолжением работы, начатой на лекции. Если лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе работы над лекцией. Существует ряд рекомендаций, выполнение которых поможет не только выслушать лекцию, но и усвоить ее суть. Для начала следует найти свой интерес к теме. Действительно, интерес облегчает восприятие, помогает усвоению – когда мы слушаем то, что нас интересует, мы пользуемся непроизвольным вниманием. Когда же слушаем то, что мало интересует, мы используем произвольное внимание. Следует подготовиться к слушанию лекции. Это предварительная подготовка может идти по четырем направлениям: 1. по линии серьезной и глубокой предварительной проработки той темы, которую будет излагать лектор; 2. по линии внимательного ознакомления с тезисами лекции; 3. по линии более или мене быстрого ознакомления с планом лекции; 4. по линии предварительного собеседования по поводу лекции. Слушая лекцию следует одновременно и записывать, поскольку это освобождает память от лишней нагрузки. Свои записи следует фиксировать по следующим направлениям: ¾ записывать основные мысли докладчика и наиболее выдающиеся факты, приводимые им; ¾ записывать свои собственные мысли, идущие по ассоциации; ¾ необходимо фиксировать вопросы к лектору; ¾ если есть необходимость более детально изучить тему, то надо фиксировать всякого рода справки и ссылки преподавателя, чтобы потом воспользоваться ими. Чтобы записать на лекции как можно больше, то следует писать сокращенно и использовать условные значки (например, Œ- с точки зрения, R- революция, ∑- развитие и т.п.). Если во время лекции вы пишите набросками, то их следует расшифровывать в тот же день, поскольку память не способна надолго удерживать новый, еще не закрепленный материал. Во время проведения лекции не следует спорить с преподавателем. Это занимает много времени, заводит дискуссию в другое «русло». Лучше все имеющиеся вопросы задать в конце лекции. А может случиться и так, что в процессе слушания вы сами найдете на них ответы. Семинар в корне отличается от лекции. Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем семинары являются также средством контроля за результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов. Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов. Семинары – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы. Каждое семинарское занятие – это итог большой целенаправленных самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления. Нужно отметить, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: ¾ самостоятельным изучением студентами программного материала; ¾ обсуждением результатов их последующей деятельности. На них студенты учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Эффективность семинарских занятий определяется не только умелым выбором их тем, но и методами проведения. Семинар может быть посвящен реализации всего комплекса учебных целей или, преимущественно, одной из них, или даже ее части. Однако в любом случае основной целью семинара является углубление (осмысливание) студентами теоретических вопросов темы и выработка правильного понимания ее прикладной значимости. Роль семинара как формы организации вузовского занятия исключительно велика, прежде всего, потому, что оно, по сути, организуется на основе максимального включения студентов в самостоятельную работу при подготовке к нему и столь же максимальной их активности в процессе обсуждения вопросов темы на самом занятии. В процессе подготовки к семинару студенты вырабатывают у себя такие важные навыки работы с литературными источниками, как отбор материала и его логическая обработка в соответствии с уяснением определенной проблемы, литературное оформление результатов при подготовке к семинару (составление плана, тезисов, конспектирование, выписки и т.д.). Цель семинара будет определять и наиболее эффективные в этом случае методы его проведения. В зависимости от целевой направленности и методов ее реализации семинарские занятия можно подразделить на такие наиболее общие их виды: конференция, семинар-беседа (собеседование), дискуссия, комбинированный семинар. Семинар-беседа – наиболее распространенный вид занятий. Он проводится в форме беседы по разработанному плану с кратким вступительным и заключительным словом преподавателя. Для общей предварительной подготовки учащимся дается 5-6 вопросов. В ходе семинара преподаватель ведет с ними беседу по этим вопросам, разбивая каждый на серию подвопросов, логически подводя их к обоснованию ответа, к формированию выводов. Специфическая цель этого семинара – формирование у студентов потребности в выработке собственной позиции, оценочных суждений о значимости усваиваемых знаний и умений. Дискуссия. На обсуждение выносится или проблемная ситуация, или 1 - 2 альтернативных вопроса. Дискуссия (от латинского discussion – исследование, разбор) чаще всего посвящается обсуждению наиболее сложных вопросов теории и практики, по которым нет однозначного мнения ученых. В ходе дискуссии студенты высказывают свои суждения и аргументировано их отстаивают. Специфическая цель этого семинара – формирование у студентов умений и потребности отстаивать свои взгляды, убеждения. Конференция (от латинского conferential – собирать в одно место). Подготовка к конференции начинается заблаговременно. Заранее назначаются 2 - 4 докладчика, рецензенты, оппоненты. Остальные студенты готовят вопросы докладчикам, знакомятся с материалом темы, пишут рефераты. Распределение докладов и других видов работ может быть и групповым. На семинаре заслушиваются и затем обсуждаются доклады и некоторые рефераты. Специфическое целевое назначение такого семинара – формирование у студентов навыков самообразования. Каждый из вопросов семинара будет отличаться спецификой подготовки к нему, отбором и характером содержания, методикой организации работы учащихся на семинаре, ролью и деятельностью учителя, методами контроля и оценки. Любой вид семинара лишь тогда достигает своей цели, когда студенты тщательно подготовлены. Выяснив тему семинара, ознакомившись с рекомендованной литературой и заданиями, студент начинает свою работу по подготовке к семинару: 1. планирование работы: определяется объем литературы, методика подготовки к семинару, сроки выполнения; 2. чтение литературы: начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой; 3. выписки: делаются по каждому пункту плана, отрабатываются записи лекций; 4. составляется план выступления, готовятся цитаты, тезисы. План помогает студенту организовать свою работу над темой, делает его ответы более целенаправленными, логичными, последовательными, доказательными. Как уже отмечалось выше, на семинарах заслушиваются доклады и рефераты. По поручению преподавателя (или желанию) студенты заранее готовятся к выступлению в качестве докладчиков (содокладчиков) по конкретным вопросам изучаемой темы. В докладе выделяются три основные части: ¾ вступительная, в которой определяется тема, ее методологическая сущность, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых; ¾ основная часть содержит изложение изучаемой темы (желательно в проблемном плане); ¾ обобщающая – заключение. Продолжительность доклада не должна превышать 7 - 10 минут. Доклад должен быть убедительным и доказательным, включать в себя цитаты, характерные примеры, меткие выражения, при этом должна соблюдаться логика. Особое место занимает его обсуждение, после этого с заключительным словом выступает докладчик. Реферат (от латинского referre – докладывать, сообщать) – изложение сущности какого-либо вопроса. Рефератом (или публичным докладом) обычно называется доклад на заданную тему по определенным источникам; подробный пересказ содержания книги или целого ряда источников для информации о новой литературе. Хотя смысловое значение слова «реферат» переплетается со словом «доклад», реферат является более высокой формой творческой работы студента. Подготовка к реферату требует глубокого знания методологических и научно-практических аспектов изучаемой проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать. При защите реферата назначаются оппоненты, которые заранее читают его и готовят свои отзывы, отмечают достоинства и недостатки, делают замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются все студенты. Затем руководитель семинара анализирует работу группы, дает оценку реферату, высказываниям оппонентов и других выступающих. Активная работа студентов на лекциях и семинарах помогает усвоить теоретический материал и применить его на практике. Студент вооружен знаниями и способен без проблем сдать сессию.
Подготовка к сессии Сессия – это напряженное время в жизни каждого студента. Главное – правильно распределить свои силы и время. Естественно предположить, что то время, которое отведено студенту до экзамена или зачета, он не зубрит весь материал, а повторяет то, что учили в течение всего семестра. Но, как правило, мало кто из студентов так поступает, большинство активно грызет гранит науки, пытаясь враз выучить весь материал за прошедший семестр. Теоретически запомнить материал, не понимая его, возможно. Но это значительно сложнее, чем понять предмет. Первое, что нужно для удачной подготовки к экзамену, - запастись конспектами лекций, учебниками, текстами монографий и статей, в том числе из Интернета. В каждом источнике выделить главное и обязательно записать своими словами. Если в источниках есть схемы или рисунки, их выписывать в первую очередь, если нет – по возможности, составить сами. Второй шаг – работаем с просеянной информацией. Вникаем в каждую мысль и пытаемся связать их между собой. К первоисточникам стоит обращаться только в том случае, если совсем ничего не понятно. Из вторичных текстов нужно снова делать выжимки. В результате усваивается информация на уровне самого главного. Следует запомнить: ваше желание заучить все – это глупость! Существует несколько рекомендаций запоминания материала. Вообще-то, если хорошо вникнуть, «вгрызться» в материал, то можно запомнить его и с первого раза, но, предположим, это не удалось. Можно с каждым разом увеличивать промежуток до следующего повторения. К примеру, прочитали материал сейчас, потом – через пять часов, затем – через 12, позже – через 26… Этот метод эффективнее общепринятых (повторение через равные интервалы или многократное – накануне экзамена) на 20 - 30%. Секрет в том, что после каждого повторения начинается забывание, которое с каждым разом идет медленнее. Повторять материал нужно тогда, когда вы его еще помните. Типичная ошибка студента в том, что он начинает повторять тогда, когда забыл, тем самым как бы начиная с нуля! Многие студенты предпочитают заниматься во второй половине дня и даже за полночь. Это неправильно. После 22-23 часов у подавляющего большинства людей наступает жуткий спад интеллектуальных и памятийных функций. Если не успели выучить до 22, а завтра – экзамен, лучше лечь спать, а проснуться в четыре-пять утра. В это время усваивается материал намного лучше, чем ночью! Чтобы запомнить информацию как можно лучше, нужно подключить к делу все каналы восприятия: - Первый канал – зрительный (читаем), - Второй – двигательный (для этого нужно писать: записанное слово запоминается намного лучше, чем просто увиденное). Наконец, обязательно надо проговаривать то, что нужно запомнить, вслух. Еще хорошо, если Вы основные вопросы запишете на листочке кратко, в виде плана ответа. Перед экзаменом накапливается множество различных дел, которые, кажется, необходимо сразу все выполнить, главное не паниковать и выписать их на листок бумаги в зависимости от срочности и важности. Следует начать с более простых и легко выполнимых, постепенно переходя к более сложным. Обязательно надо ходить на консультации перед экзаменом – это дает возможность повторить наиболее сложные билеты и задать вопросы преподавателю. Надо постараться во время подготовки к сессии убрать все, что может отвлечь ваше внимание (отключить Интернет, мобильный телефон, компьютер, телевизор) и полностью сосредоточиться на учебе. Стоит обратить внимание и на то, что следует кушать. Не рекомендуется принимать тяжелую, жирную пищу, лучше заменить ее йогуртами, печеньем, свежими овощами и фруктами. Хорошо пить сладкий чай, есть мед. Можно и шоколад, но без злоупотреблений: он, как и кофе, будет мешать сну. При подготовке к экзамену обязательно нужно хорошо поспать, причем даже полезно спать час или два днем. И, конечно, важно помнить, что у мозга есть два главных врага – курение и алкоголь. Немаловажное значение имеет правильное поведение студента на экзамене. Одеваясь на экзамен, избегай ярких цветочных сочетаний. Тут хорошо работает закон: «Ничего лишнего». Когда лучше заходить, первым или последним? Как вам комфортнее, но стоит помнить, что последним идти хуже всего. Во-первых, сам перегоришь. Во-вторых, некоторые студенты рассчитывают на то, что преподаватель устал и будет их подгонять. Это ошибка, последнему зачастую достается больше. С последними студентами или времени не хватает, или еще что-то, и преподаватель может более поверхностно к ним отнестись, предлагая прийти в следующий раз. Как более эффективно подготовиться к ответу на экзамене: 1. Взяв билет, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполняйте то задание, которое, пусть совсем ненамного, но для вас легче. 2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20 - 25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может вам нваредить. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 минут, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать - это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете. 3. Если вопрос состоит из нескольких частей, выделите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту. 4. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору. 5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишите эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, далее в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключении придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку. Лучше всего обратиться к экзаменатору словами: «План моего ответа…» Дальше перечисляете все, о чем собираетесь рассказать. Какой бы вопрос ни был задан, экзаменатор уже чувствуют, что вы знаете на «пятерку». Разумеется, план ответа должен быть очень хорошо продуман. В процессе подготовки к ответу обязательно сделайте какие-то рисунки, схемы или таблицы. Экзаменатор сразу оценит вашу понятливость, логичность мышления и умение четко излагать мысли. Увы, студент, даже очень хорошо знающий материал, чаще всего садится и начинает просто тараторить. Есть свои секреты и в подаче материала. Специалисты рекомендуют обязательно выделять в речи основные мысли, четко структурировать ответ: первое, второе, третье. Придерживаясь данных рекомендаций, можно без «хвостов» сдать сессию.
Культура поведения в вузе Поступая в вуз, молодой человек (как юноши, так и девушки) оказывается в новой социальной позиции – студент. Этот социальный статус требует от студента освоения новых ролей, определяющих его активную позицию в обществе, и большей ответственности – как за собственное образование, так и за саморазвитие. Личность студента – это целостная самоорганизующаяся достаточно устойчивая система. Однако считать ее завершенной и полностью сформировавшейся еще рано, так как психосоциальное развитие студента продолжается. Образование в этом процессе играет значительную роль, но является не единственным побудителем развития. У студента появляется много потребностей и интересов, соответствующих его возрасту: желание встретить партнера, создать семью, воспитывать детей, получить определенный социальный статус, осознать себя как уникальную личность, быть важным и нужным в кругу людей и др. Поведение человека изучается этологией, психологией, социологией. Поэтому, чтобы выяснить природу этого феномена, обратимся к определениям, данным в психологии. Поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде», а также как «образ жизни и действий». В социальной психологии поведение человека трактуется как «деятельность, имеющая природные предпосылки, но по существу общественная, ориентируемая преимущественно социальными потребностями, нормами, правилами совместной жизни людей, системой социальных и культурных ролей, общим языком и другими знаковыми системами и протекающая в условиях взаимодействия с факторами физической и социальной среды». Поведение подразделяют на вербальное (речевое) и невербальное (действия, экспрессия, жесты, коды, внешность и т.д.). Вербальная часть поведения в большей степени поддается контролю исполнителем, в то время как в невербальной части исполнитель может упустить из внимания, особенно в нестандартных ситуациях, некоторые собственные жесты и мимические реакции. Способность взаимодействия человека с обществом и предметным миром формируется в обучении и является сущностью повседневного поведения людей. В первую очередь обращается внимание на личный пример преподавателя, который является образцом культуры речи и мышления, культуры преподавания, взаимоуважения, корректности, чувства меры в выражении своих чувств, такта в общении с другими людьми и умении слушать собеседника. Повседневное поведение осуществляется через участие в разнообразных социальных ситуациях, часто определяемых общением с другими. В общении поведение одного человека соприкасается с поведением другого. Можно сказать, что поведение одного человека может быть условием для поведения другого как реакции на эти условия. Таким образом, общение можно рассматривать как разновидность поведения, охватывающую особый класс отношений между субъектами: это специфическая форма взаимодействия субъектов порождаемая потребностями совместной деятельности. Поведение одного человека в общении может быть также мерой поведения другого человека и, таким образом, может быть ориентировано на определенные социальные и культурные нормы. Когда встает вопрос о культурных нормах, можно говорить о культуре поведения и как о ее разновидностях – культуре общения, культуре самовыражения. Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Таким образом, культура поведения выражает нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, а также то, как они интегрированы в личный опыт, которые проявляются в следующем: ¾ как личность выглядит; ¾ как себя предъявляет другим; ¾ как выбирает себя и свои действия в той или иной ситуации; ¾ в стиле организации собственной жизни и общения. Формирование личности происходит в процессе активного освоения человеком той или иной культуры. В освоении личностью культуры можно выделить два уровня: - овладение знаниями о ценностях (на этом уровне знания о ценностях могут только декларироваться), - формирование собственной культурной системы на основе ассимилированной модели культуры. Второй уровень выстраивается на основе возникновения личного отношения к чему-либо, например, ценностям, через переживание личной сопричастности. Самовыражение как творение себя в ситуации является возможностью проявления сопричастности. Однако основная проблема формирования поведения: человек под контролем ведет себя должным образом. Тогда проявление его культуросообразности выбрано им на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение под контролем может измениться в нестандартной ситуации. Поведение является частью культурной системы человека. Культурную систему человека определяют культурные установки, сформированные воспитанием в его соотнесенности с личным опытом. Эти установки ложатся в основу поведения человека, но не всегда могут быть проявлены. В поведении проявляется только внешняя часть культурной системы индивида. Определенные условия (ситуации) формируют модель поведения. В нестандартных ситуациях, неожиданных для индивида, могут быть проявлены скрытые (неосознаваемые человеком) или скрываемые характеристики личности. Выделяются следующие модели поведения в нестандартных ситуациях: ¾ модель спонтанного поведения в ситуации с новыми внешними условиями; ¾ модель поведения в ситуации инсайта с новыми внутренними условиями; ¾ модель поведения в ситуации фрустрации (в ситуации личной неопределенности); ¾ модель поведения в ситуации неопределенности внешних условий. Модели поведения можно рассматривать: ¾ относительно класса ситуаций (через ситуацию можно оказывать педагогическое влияние); ¾ относительно типа реакции на ситуацию (можно диагностировать определенные индивидуально-типологические особенности); ¾ относительно типа взаимодействия в ситуации, т.к. мнение и поведение других участников оказывает влияние. Поведение психологически взрослого человека произвольно и спонтанно, что означает, что индивид способен регулировать внешнее проявление внутренних переживаний. Психологически взрослый человек характеризуется способностью к выбору своих действий, своей внешности, партнера общения и т.д., участия в той или иной ситуации. Выбор своего поведения зависит от: - типа личности, - типологической зрелости индивида, - уровня воспитанности, - психологического состояния и психологического здоровья. Основываясь на постоянном выборе, взрослый индивид каждый миг творит себя, свой облик через свои действия, поступки и отношения. Он создает себя таким, каким ему важно себя видеть, таким, каким он в полной мере выражает свои возможности, свой потенциал, свою индивидуальность. Поведение может быть проявлено не только как действие, но и как отсутствие действия. Поступок как выбор может быть выражен отказом от какого-либо действия. Бунт, протест как способы самовыражения могут быть выражением личностной позиции индивида. Принципы воспитания культуры поведения студентов: ¾ личность студента должна рассматриваться как целостная система, образование в этой степени занимает только часть жизненных целей, т.к. наряду с ней появляются другие: создать семью, иметь детей, занять определенное положение в обществе; ¾ необходимо учитывать большую потребность взрослого учащегося в психосоциальном образовании, которое предполагает осознание собственной гражданской позиции, социального статуса, личностной и профессиональной компетенции и этнической и культурной идентичности; ¾ важным принципом работы со студентами является ориентация на осознание жизненных целей, образовательных смыслов в их контексте, собственного поведения и соответствия его уже сформировавшемуся представлению о собственной поведенческой модели; ¾ необходимы формы, предполагающие проживание и интеграцию чувств в процессе обучения, такие, например, как групповая дискуссия по актуальным проблемам возраста и жизненных целей, психодраматическая проработка ценностных ориентаций и жизненных смыслов; ¾ важно учитывать, что взрослый учится в конкретных ситуациях и ориентирован в результате обучения не на знания, а на целостный личностный и профессиональный опыт. Усиление воспитательных функций высших учебных заведений с целью повышения культуры поведения студентов возможно при следующих условиях: ¾ если учитываются потребности студентов, как взрослых обучающихся; ¾ если учитываются личностные особенности студентов как взрослых обучающихся; ¾ если к личности студента подходить как к целостной системе и рассматривать образование как важную, но не единственную составляющую этой системы; ¾ если учитывать необходимость психосоциального образования. Каждый вуз разрабатывает свои правила поведения студентов, которые регулируют культуру поведения в учебном заведении. Правила поведения студентов имеют целью способствовать воспитанию интеллигентного, гармоничного, сознательного человека-гражданина, олицетворяющего собой новое демократическое общество. Вопросы, связанные с применением данных Правил, решаются администрацией в пределах предоставленных ей полномочий. Студенты, находящихся на территории и площадях вуза имеют одинаковые права, обязанности и ответственность согласно этих Правил. Права студентов Студент имеет право: ¾ посещать лекционные, семинарские и практические занятия согласно программе учебного курса; ¾ пользоваться учебно-материальной базой, библиотечным фондом, методическими пособиями, разработками и программами вуза в соответствии с установленным порядком; ¾ на медицинское обслуживание; ¾ обращаться к руководству вуза по любым вопросам учебы и быта; ¾ участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза, в том числе через общественные организации и органы управления институтом; ¾ принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах; ¾ обжаловать приказы и распоряжения администрации в установленном законодательством РФ порядке. Обязанности студентов ¾ выполнять Правила внутреннего распорядка и Правила поведения студентов вуза; ¾ систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности; ¾ посещать обязательные учебные занятия, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и образовательными программами; ¾ не пропускать без уважительных причин занятия согласно учебного расписания, в случае болезни студент своевременно представляет в деканат заверенную справку установленного образца; ¾ бережно и аккуратно относиться к материальной собственности вуза (имуществу, оборудованию, учебным пособиям, приборам, книгам и т.д.); ¾ быть дисциплинированным, опрятно одетым, соблюдать правила взаимной вежливости и уважения к профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и другим студентам; ¾ поддерживать во всех помещениях вуза чистоту и порядок; ¾ предупреждать нарушения норм поведения другими студентами, о всех нарушениях порядка или учебного процесса сообщать в дирекцию (деканат); ¾ при входе в здание вуза предъявлять студенческий билет (или зачетную книжку) в развернутом виде, при необходимости (в случае утраты или временном отсутствии) предъявлять другое удостоверение личности; ¾ в помещениях вуза соблюдать нормальный, спокойный режим разговоров, общения и поведения. Студенту запрещается ¾ нарушать установленные правила поведения студентов; ¾ приносить и распивать спиртные напитки (в том числе пиво); ¾ употреблять и распространять наркотические и токсичные вещества; ¾ находиться в помещениях вуза в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; ¾ хождение в помещениях вуза в верхней одежде и головных уборах; ¾ курить в помещениях вуза (кроме специально отведенных для этого местах); ¾ портить имущество и оборудование, причинять вред учебно-материальной базе вуза; ¾ выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений вуза; ¾ находиться в зданиях вуза после окончания занятий, а также в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия плановых занятий); ¾ приводить с собой в помещения вуза посторонних лиц; ¾ ставить личный автотранспорт на территории ВУЗа на проезжей части дорог и ближе 5 метров от стен зданий, на газонах. Ответственность За нарушение настоящих Правил, а также за невыполнение обязанностей, определенных Уставом вуза Правилами внутреннего распорядка вуза, к студенту могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия: ¾ объявление замечания по институту (факультету); ¾ объявление выговора по институту (факультету); ¾ объявление выговора по вузу; ¾ объявление строгого выговора по вузу; ¾ отчисление из вуза. Если в результате преднамеренных действий, нарушающих установленные Правила внутреннего распорядка и требования Устава вуза, будет причинен материальный ущерб институту, то виновный в этом студент может нести материальную и уголовную ответственность в пределах установленных законодательством РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.013 с.) |