Закономерности и механизмы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и механизмы воспитания



Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельн. сторонами и явлениями ВП.

Внешн. закономерности характеризуют зависимость воспитания от обществ. процессов и условий: соц.-экономич. и полит. ситуации, уровня культуры, потребностей общества в опред. типе личности и уровне ее воспитанности (цели, содержание и методы воспитания всегда носят соц. обусловлен. хар-р, отражая требования общества к уровню воспитанности личности)

Внутр. закономерности характеризуют связи между компонентами воспит. процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами), характером деят-сти педагога и деят-стью воспитанников, отношением воспитанника к воспит. процессу и эффективностью его рез-татов:

воспитание всегда связано с обучением

цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэт. изменения одного компонента ведут к изменениям др. структурн. компонентов ВП

эффективность ВП закономерно опосредуется оптимальн. выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективн. и субъективн. факторов, характерных для данн. личности или группы лиц

чем активнее участвует личность в ВП, тем успешнее он осуществляется

ВП считается эффективным, если в ходе его орг-ции нравств. понятия, привычки поведения и нравств. чувства личности формируются в неразрывн., целостн. единстве.

В отеч. пед. традиции среди механизмов воспитания выделяют:

воздействие на мотивац. сферу, где существенную роль играют идеалы и убеждения, к-е направляют и регулируют процесс развития

для формир-ния мотивов используют не т. путь прямых вопросов, но и косвенный путь (к учащемуся обращаются с вопросом: А как бы ты поступил в данном случае? и т.д. – оценка другого)

формир-ние привычек (качества личности и черты характера рассматриваются как закрепившиеся привычн. формы поведения) - доступных для ребенка опред. возраста способов и форм поведения

воздействие на эмоц. сферу: заключается в том, чтобы установить связь между тем, что необходимо сформировать у воспитанника, и тем, что субъективно значимо для него большое значение имеет опора воспитателя на имеющиеся у ребенка потребности, так как именно они являются источниками развития личности; чем больше потребностей затронуто, тем эффективнее воздействие.

формир-ие активности и самостоятельности воспитанников: если воспитанники сами проанализировали

факты, самостоятельно сделали выводы, если в споре проявили собствен. отношение и дали собственн. оценку, то можно говорить о том, что были созданы благопр. условия для формир-ния личности

формир-ие подкрепления: отсутствие поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива; положит. оценка действий учащегося, одобрение его поступков (словесн. поощрение, благодарность, заметка в стенгазете и др.) вызывают положит. эмоции, чувство удовлетворения, побуждают поступать таким же обр. в дальнейшем.

порицание, осуждение вызывают неприятн. переживания, состояние неудовлетворенности от сознания, что воспитанник вызвал неудовольствие взрослых, товарищей - появляется стремление в дальнейшем воздержаться от подобн. действий

публичн. похвала вызывает чаще положит. отношение; порицание людей дает положит. эффект, если высказывается наедине; самая отриц. реакция вызывается публичным иронизированием

глобальная оценка (отдельн. человека или группы), как положит., так и отриц. вредна: в случае глобальн. положит. оценки (вот примерный ученик, вот хороший класс) внушается чувство непогрешимости, что снижает самокритичность, требовательность; при глобальн. отриц. оценке подрывается вера в свои силы, в возможности отдельн. ч-ка или группы

при частичн. положит. оценке личность или коллектив гордятся своими достижениями в одном деле и вместе с тем осознают, что еще не все сделано, т.е. успех в этом случае не дает оснований для самоуспокоения; отриц. парциальная оценка - отдельн. личность или группа понимает свои ошибки в данн. конкретн. деле и в то же время понимает, что может их исправить;

оценка прямая (с указанием имен) хороша, когда она положительная; косвенная (без указания имен) предпочтительнее при неудачах

Успешность применения люб. меры воздействия в значит. степени зависит от того, становится ли требование воспитателя также и требованием ребенка к самому себе.

С психол. точки зр., механизмы воспитания - это те процессы, к-е происходят в личности, когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и к-е оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. Среди них выделяют:

Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через 2 процесса: 1) интериоризация - принятие внутрь себя; 2) самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя.

Этапы идентификации: > идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика); > идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей); > идентификация с социальными ролями.

Задачи педагога: орг-зация воспитывающ. среды; перевод соц. ситуации развития в педагогическую.

Драматизация – внутр. переработка образов. Осуществляется на 2-х уровнях - отреагирование и переживание (испытываемое субъектом эмоц.–окрашен. состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собствен. жизни; ведет к созданию нового образа).

Условия создания нового образа: воспитывающая среда; личность педагога (он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать); создание напряженной эмоц. ситуации

Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Напр., проведение в дет. лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог (соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления).

Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зр.

Сублимация – психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективн. влечений на цели соц. деят-сти и культурн. творчества; легализация инстинктов в культурн. форме (компьютер, спорт, активн. виды отдыха).

Задачи педагога: предлагает культурн. формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.

 

Принципы воспитания

Принципы воспитания – положения, в к-х выражены основн. требования к содержанию и методам орг-ции ВП.

Требования к соблюдению принципов воспитания

Обязательность: если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей проф. деят-сти, ВП не будет эффективным

Комплексность: принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно др. от др., а в целостном и неразрывн. единстве

Равнозначность: среди принципов нет деления на главные и второстепенные

Принципы:

персонификации – определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение спец. задач, соответствующих его индвидуальн. особенностям; приоритетн. направления воспит. деят-сти педагога – определение особенностей включения воспитанников в различн. виды деят-сти, раскрытие потенциалов личности в учебн. и внеучебн. работе, предоставление каждому возможностей для оптимальн. самореализации и самораскрытия

правила реализации: 1) работа с группой воспитанников должна б. направлена на развитие каждого, 2) успех воспит. воздействия при работе с одним воспитанником не долж. негативно влиять на воспитание других, 3) при выборе воспит. средства необходимо учитывать индивидуальн. качества воспитанника, постоянн. отслеживание эффективности воспит. воздействия на каждого определяет совокупность воспит. средств

природосообразности – воспитание должно основываться на научн. понимании естествен. и соц. процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у воспитанника ответственность за окр. природу и самого себя; содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастн. и полов. дифференциации, орг-ции соц. опыта и индивидуальн. помощи воспитаннику; следует культивировать стремление к ЗОЖ и умение выживать в экстремальн. условиях; развивать планетарн. мышление и природоохранн. поведение

основа реализации: 1) осознание воспитанником себя гражданином Вселенной, 2) понимание происходящих планетарн. процессов и существующих глобальн. проблем, 3) осознание сопричастности к природе и социуму, 4) осознание воспитанником себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее

культуросообразности – в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в к-х родился и живет человек, помочь личности освоить общечел., нац. и массов. культуру на индивидуально-личностном уровне

гуманизации – отношение к чел-ку как к высш. ценности; признание права ребенка на свободное развитие и проявление св. способностей

правила реализации: 1) уважение прав и свобод воспитанника, 2) предъявление посильных и разумно сформулированных требований, 3) уважение к позиции воспитанника даже в условиях отказа выполнять предъявляемые требования, 4) уважение права воспитанника быть самим собой, 5) доведение до сознания воспитанника конкретн. целей его воспитания, 6) ненасильствен. формирование требуемых качеств, 7) отказ от телесн. и др. наказаний, унижающих честь и достоинство личности, 8) признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, к-е противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным), 9) оптимистическ. стратегия в определении воспит. задач, 10) предупреждение негативн. последствий в процессе пед. воздействия, 11) учет интересов воспитанников, их индивидуальн. вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов

дифференциации – выбор пед. воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, к-е существуют в данном детск. сообществе; разработка методов воспитания для опред. категории воспитанников по возрастному признаку, учебн. успеваемости, гендерн. признаку, уровню общественн. активности, характеру взаимоотношений с педагогом, характеру межличностного общения

правила реализации: 1) изучение межличностных отношений в коллективе, 2) насыщение жизни коллектива разнообразн. видами общественно полезн. деят-сти, 3) создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, 4) ориентация общественн. мнения класса на гуманистическ. ценности, стимулирующие каждого воспитанника к самореализации и самораскрытию

 

Методы воспитания

Методы воспитания – пути взаимосвязанн. деят-сти педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания; способы профес. взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательно-вспит. задач

Классификация (по Седовой)

Основание Методы
по характеру воздействия на личность воспитанников убеждение, упражнение, поощрение, наказание
по источнику воздействия на личность воспитанника словесные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства, методы самовоспитания
по результатам воздействия на личность воспитанника влияющие на нравствен. установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияющие на привычки, определяющие тип поведения
по направленности воздействия на личность воспитанника формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; организующие деят-сть и стимулирующие мотивы поведения; оказывающие помощь воспитанника и направленные на оценку их поступков
бинарные (выделение пар методов воспитания-самовоспитания) воздействие на: интеллектуальн. сферу (убеждение/ самоубеждение), мотивационн. (стимулирование/ мотивация), эмоциональн. (внушение/ самовнушение), волевую (требование/ упражнение), сф. саморегуляции (коррекция поведения/ самокоррекция), предметно-практическ. сф. (воспитывающие ситуации – соц. пробы), экзистенциальную сф. (метод дилемм/ рефлексия)

 

По Сластенину:

методы формирования сознания личности методы организации деят-сти и формирования опыта общественн. поведения личности методы стимулирования и мотивации деят-сти и поведения методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
рассказ, беседа, лекция, диспут, пример приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, пед. требование, инструктаж, иллюстрации, демонстрации соревнование, познават. игра, дискуссия, эмоц. воздействие, поощрение, наказание пед. наблюдение, беседа на выявление уровня воспитанности, опрос, анализ рез-тов деят-сти, создание ситуаций для изучения поведения

 

Оптимальн. выбор методов воспитания осуществляется в соответствии с целями и содержанием воспитания, конкретной пед. задачей и условиями ее решения, возрастными и индивидуальн. особенностями воспитанников.

 

Формы воспитания

Форма воспитания как пед. феномен определяется как выражение его содержания через определенную организацию отношений педагогов и воспитанников (конкретн. акты деят-сти, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках к-х осуществляется взаимодействие участников ВП, направленное на решение опред. пед. задач)

Функции форм воспитания:

организаторская – любая форма воспит. работы предполагает решение организаторск. задачи (отражает логику действий и взаимодействия участников)

регулирующая – использование той или ин. формы позволяет регулировать отношения между педагогом и воспитанниками. в коллективе воспитанников

информативная – предполагает не только односторонн. сообщение воспитанникам нек-й суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к опыту.

Классификация форм воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.223 (0.025 с.)