Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание базовой культуры личности (БКЛ)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из ведущ. задач воспитания БКЛ явл-ся формир-ние мировоззрения. Мировоззрение предст. соб. целостн. систему научн., филос., соц.-полит., нравств., эстетич. взглядов на мир (т.е. на природу, общ-во и мышление). Окружающая ч-ка действит-сть многообразна. В своей практическ. и познават. деят-сти ч-к соотносит себя с какой-то опред. стороной действит-сти - мир выступает перед ним в разн. своих проекциях. В мировоззрении проявл-ся единство внешнего и внутр., объективного и субъективн. Субъективн. стор. мировоззрения сост. в том, что у ч-ка формир-ся не т. целостн. взгляд на мир, но и обобщен. представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности. Соединяя в себе сложн. совокупность ценностн. отношений ч-ка к окр. действит-сти, мировоззрение определяет соц. ориентацию, личностн. позицию, тип гражданск. поведения и деят-сти. Знания об окр. действит-сти, перешедшие во внутр. позицию личности - убеждения - определяют направленность, ценностн. ориентации, интересы, желания, чувства, поступки личности. Они заключают в себе осознание необходимости действовать в соотв. с объективн. требованиями общественн. прогресса. Интеллектуальн. компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувствен. отражения действит-сти к абстрактному, понятийн. мышлению; вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному на более выс. ступени развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общ. систему взглядов, доминирующих потребностей, соц. ожиданий и ценн. ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положит. эмоц. состояние побуждает обращаться к св. личн. опыту, к жизни и деят-сти выдающихся ученых и обществ. деятелей, к произведениям литературы и искусства. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей, к-я в сочетании с убеждениями и чувствами подводит ч-ка к обоснованным решениям, действиям и поступкам. Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент. Сфера практическ. действий обучающихся может б. достаточно широкой - учебно-труд. и обществен. деят-сть перестраивают внутр. мир, развивают потребность активн. созидания как свойство личности. Целостн. процесс формирования мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметн. связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения., получить целостное представление о нем. Осн. цель гражд. воспитания сост. в формировании гражданственности как интегративн. качества личности, заключающего в себе внутр. свободу и уважение к гос. власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собств. достоинства и дисциплинированность, гармоническ. проявление патриот. чувств и культуры межнац. общения. Сформированное гражд. сознание дает ч-ку возможность оценивать соц. явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. В отеч. педагогике основой гражд. воспитания явл-ся идея народности, сформулированная КД Ушинским, о необходимости учета ос-стей русск.менталитета, развитии нац. самосознания. Теор. и практ. опыт по гражд. воспит-ю представлен в книге ВА Су-хомлинского "Воспитание гражданина": особое внимание уделялось интеграции услилий ОУ, семьи, детск. обществен. орг-ций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнац. общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами. С содержат. точки зр. патр. воспитание и формирование культуры межнац. общения осуществляются в проц. включения обучающихся в активн. созидательн. труд на благо своей Родины; формирования бережн. отношения к истории отечества, к его культурн.наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родн. местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружествен. отношений с представителями др. стран и народов, изучению обычаев и культуры разн. этносов. Формированию культуры межнац. общения способствует изучение иностр. языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Задачи формирования правов. культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правов. норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностн. смысл, стали руководством в повседневн. поведении. Истоки деформации нравств. и правов. сознания школьников лежат, как прав., в семье, следоват., важнейш. условием предотвращения правонарушений среди подростков становится работа с семьей. Нравственность — это личностн. характер-ка, объединяющая такие качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальн. поведение ч-ка. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Содержание восп. работы по формированию нравств. культуры - это формирование отношений к др. людям (воспитание гуманности, взаимн. уважения, товарищеск. взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважит.отношение к представителям противоположн. пола), отн-ния к себе (осознания собств. достоинства, чувства обществ. долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости), отн-ния к труду (добросовестн., ответствен. исполнение трудов., учебн. обяз-стей, развитие творческ. начала в труд. деят-сти, признании важности св. труда и рез-тов труда др. людей), отн-ния к природе (бережн. отношение к прир., в нетерпим. отн-ние к нарушениям экол. норм и требований). Гуманность - это интегральн. хар-ка личности; совокупность нравственно-психол. свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к ч-ку как к высш. ценности; раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь др. ч-ку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять др. ч-ка, поставить себя на его место; в эмпатическ. способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Эти свойства проявляются и формируются в сфере чел. взаимоотношений. Воспитанник должен б. включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут б. не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманн. отношения учителя к ученикам обладает особой воспит. силой, он может заменить длительн. рассуждения, беседы и рассказы о гуманности др. людей. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, соц. справедливости и несправедливости вводит обучающихся в сложный мир чел. взаимоотн-ний, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечел. характер. Важн. условием воспитания гуманности явл-ся организация коллективн. учебн., общественно полезн. деят-сти, когда воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместн. деят-сти, а могут б. специально предусмотрены педагогом. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплина в ОУ — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с педагогами и воспитанниками. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личн. ответственности и сознательности, она готовит воспитанника к соц. деят-сти. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различн. сферах жизни и деят-сти и проявл-ся в выдержанности, внутр. организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным и обществ. целям, установкам, нормам и принципам. В ключает в себя различн. стороны нравств. поведения: культура общения, внешности, речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. В семье и школе необходимо познакомить воспитанников с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др. Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личн. гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразит. язык. средства в разных условиях общения, владеть нормами устн. и письменн. литературн. языка. Воспитание культуры поведения – это воспитание эстетическ. отношения к предметам и явлениям повседневн. жизни, рациональн. организация своего жилища, аккуратность в ведении домашн. хозяйства, умение вести себя за столом во время приема пищи; в значит. мере формируется под влиянием личн. примера учителей, родителей, старших товарищей, традиций, сложившихся в школе и семье. Цель формирования экол. культуры состоит в воспитании ответствен., бережн. отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научн. знаний, направленных на познание процессов и рез-тов взаимодействия ч-ка, общества и природы, экол. ценностн. ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранит. деят-сти, УН по изучению и охране природы. Осн. принципы экол. образования: междисциплинарн. подход в формировании экол. культуры; систематичность и непрерывность изучения экол. материала; единство интеллектуальн. и эмоц.-волев. начал в деят-сти обучающихся по изучению и улучшению окр. прир. среды; взаимосвязь глобального, нац. и краеведческ. раскрытия экол. проблем в учебн. процессе. Трудов. воспитание начинается с формирования элементарн.представлений о трудов. обязанностях. В условиях ОУ решаются след. задачи: формирование положит. отношения к труду как высш. ценности в жизни, высоких соц. мотивов трудов. деят-сти; развитие познават. интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческ. труде; воспитание выс. моральн. качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; вооружение учащихся разнообразн. трудов. умениями и навыками, формирование основ культуры умствен. и физ. труда. Содержат. основу труд. воспитания составляют след. виды труда: учебный труд (умств. и физ.); общественно полезн. труд (организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности - труд по самообслуживанию в школе и дома, летн. работа в шк. строит.отрядах и др.) Успех трудового воспитания зависит от соблюдения след. пед. условий: 1. Подчинение труда воспитанников учебно-восп. задачам, к-е достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного труда и ОПД. 2. Сочетание обществен. значимости труда с личн. интересами каждого. 3. Доступность и посильность трудовой деят-сти. 4. Добросовестность и обязательность трудовой деят-сти. 5. Сочетание коллективн. и индивидуальн. форм трудов. деят-сти. На ступени нач. школы формируется положит. отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость их труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполн. средн. школы раскрываются нравств. основы выбора жизнен. пути, учащиеся знакомятся с конкретн.видами трудов. деят-сти, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическ. применением достижений науки в сфере промышленн. и сельскохоз. производства. На ступени полной средн. школы профес. интересы обучающихся более дифференцированны, осознанны. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности. Под формированием экономическ. культуры понимается выработка ясного представления об эк. закономерностях развития общества и воспитание на эт. основе таких качеств личности, к-е необходимы ей в производственно-эк. деят-сти. Важнейшие задачи это: формирование эк. мышления; воспитание качеств характера рачительн. хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности; овладение элементарн. навыками эк. анализа, привычками экономии и расчетливости. В системе формирования эк. культуры используются беседа, рассказ, лекции, решение производств. задач, экскурсии. Больш. место уделяется игровым формам проведения занятий в учебн. и внеучебн. деят-сти. Формирование эстетическ. культуры — это процесс целенаправл. развития способности личности к полноценн. восприятию и правильн. пониманию прекрасного в искусстве и действит-сти. Он предусматривает выработку системы худож. представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновр. с этим воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, а также готовность к посильн. проявлению себя в искусстве. Формирование физ. культуры воспитанников направлена на решение ряда задач: 1. Содействие правильн. физ. развитию, повышению работоспособности обучающихся. 2. Развитие осн. двигат. качеств. 3. Воспитание устойчив. интереса и потребности в систематическ. занятиях физ. культурой. 4. Приобретение необход. минимума знаний в области гигиены и медицины, физ. культуры и спорта. К основн. средствам воспитания физ. культуры относятся физ.упражнения, природн. и гигиенич. факторы. Под физ. упражнениями понимаются двигат. действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физ. воспитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.238 (0.009 с.) |