Условия развития детского коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия развития детского коллектива



В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деят-сти. Это определяет 1) необходимость вовлечения всех обучающихся в разнообразн. и содержат. в социальном и нравств. отношении коллективн. деят-сть, 2) необходимость такой ее орг-ции и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

В качестве важнейших средств формирования УВК выступают учебная и др. виды разнообразн. деят-сти воспитанников; причем деят-сть воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий:

умелое предъявление требований,

формирование здорового общественного мнения,

организация увлекательных перспектив,

создание и умножение положит. традиций коллективн. жизни.

Пед. требование считается важнейшим фактором становления УВК. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деят-сть воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод пед. деят-сти; возбуждает внутр. противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им обществен. направленность. Пед. требование из метода в арсенале педагога в своем развитии становится методом деят-сти УВК и одновременно превращается во внутр. стимул деят-сти воспитанников, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и обществ. мнение коллектива, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния может актив, поэт. так важно его формирование.

Общественное мнение в УВК — это совокупность тех обобщен. оценок, к-е даются в среде воспитанников различн. явлениям и фактам коллективн. жизни. Характер и содержание обществ. мнения, его зрелость можно выявить т. наблюдая воспитанников в реальн. условиях ж/деят-сти или посредством создания ситуаций свободн. выбора. Принято выделять 2 осн. пути формирования обществ. мнения в УВК: налаживание практическ. деят-сти; проведение организац.-разъяснит. мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержат. деят-сть воспитанников с активн. участием всех - они не т. переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальн., здоров. отношений между обучающимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоб., воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Большое значение для развития УВК имеет орг-ция перспективн. устремлений воспитанников, по А.С.Макаренко - закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деят-сти, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэт. необходимым условием развития коллектива является постановка и постепен. усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться "сверху", т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать "снизу", с самоорганизации тех или ин. видов деят-сти. При этом самоуправление в первичн. коллективе и в масштабах всей пед. системы в своем формировании должно подчиняться следующ. алгоритму:

разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

формирование микрогрупп соответственно частям и объемам;

выбор ответственных за каждый участок деятельности;

объединение ответственных в единый орган самоуправления;

выбор главного, ответственного лица.

Органы самоуправления и их количество формируются в завис. от конкретн. дел и видов деят-сти, подготовкой к-х заняты и в реализацию к-х включены обучающиеся на данный момент. Т.е., многие органы самоуправления временны, создаются с опред. целью и никогда не формируются заранее. Пед. смысл времен. органов самоуправления - варьирование отношений руководства—подчинения в УВК.

Пед. руководство самоуправлением УВК должно найти свое выражение т. в определении стратегическ. направлений деят-сти обучающихся, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

К осн. пед. условиям функционирования органов самоуправления относятся

1) периодическ. сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; 2) обязат. наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическ. отчетность; 3) наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Необходим. условием развития УВК явл-ся накопление и укрепление традиций коллективн. жизни. Традиции — это такая форма коллективн. жизни, к-я наиб. ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективист. отношений и обществ. мнение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)